Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 11:45, дипломная работа
Цель дипломной работы – рассмотреть пути совершенствования такого вида банковских услуг, как потребительское кредитование, проанализировать, с какими проблемами сталкиваются российские банки в сфере потребительского кредитования, дать сравнительную характеристику потребительского кредитования по различным признакам на примере некоторых российских банков, кроме этого проанализировать потребительское кредитование в зарубежных странах.
Введение ……………………………………………………………………..стр.3
Глава 1. Теоретические и правовые основы потребительского кредита
1.1 История возникновения потребительского кредита …………….стр.7
1.2 Сущность потребительского кредита и его роль в экономике, основные формы и виды………………………………………….стр.11
1.3 Риски потребительского кредитования ....................................... стр.22
1.4 Правовое регулирование потребительского кредитования .......стр.31
Глава 2. Практика потребительского кредитования в России
2.1 Современное состояние, проблемы и перспективы развития ...стр.50
2.2 Потребительское кредитование в российских коммерческих банках (сравнительная характеристика) …………………………………..............стр. 74
Глава 3. Опыт потребительского кредитования в зарубежных странах
3.1 Потребительское кредитование Западной Европы и США ………..……………………………………………………………………….стр.90
3.2 Рынок потребительского кредитования в странах Востока…....стр.98
Заключение………………………………………………………………....стр.105
Список использованной литературы ……………………………………
В общем объеме кредитования наблюдается повышение доли рублевых кредитов, которые по-прежнему в значительной мере превалируют над валютными. Так, в 2004 г. доля кредитов в рублях увеличилась с 66,2% до 71,2%. В структуре потребительского кредитования также выросла доля кредитов в рублях, однако менее значительно (с 82,2% до 84,9%)[23].
Источник ЦБ РФ, расчеты РЭО
Таким образом, в России в 2004 г. банковским сектором было выдано кредитов на сумму 1,3 млрд. руб. ($45,8 млрд.), что на 50% больше, чем в 2003 г. В том числе объем выданных частных кредитов составил в 2004 г. 319,2 млрд. руб. ($11,1 млрд.), увеличившись в 2 раза ( в 2003 г. общий объем выданных кредитов вырос на 60%, а частных кредитов в 3,3 раза).
Источник ЦБ РФ, расчеты РЭО
В отношении к суммарным активам банковского сектора и общему объему выданных кредитов темпы роста потребительского кредитования, как и в абсолютном росте, также довольно существенны. В частности, доля кредитов физическим лицам в суммарных активах российских банков в 2004 г. выросла с 5,4% до 8,7%, а доля во всем объеме кредитования с 10,3% до 14,6%[24]. Еще два года назад (на 1 января 2003 г.) доля кредитов физическим лицам в суммарных активах банковской системы составляла всего 3,4%, а в общем объеме выданных кредитов – 7%.
Региональная структура потребительского кредитования за 2004г. практически не изменилась, как и кредитование реального сектора, и по-прежнему характеризуется крайней неравномерностью:
Источник ЦБ, расчеты РЭО
На 1 января 2005 г. 81% выданных кредитов приходятся на Центральный округ (на 1 января 2004 г. – 80,4%), при этом доля Москвы, где уровень благосостояния на душу населения является самым высоким в стране, выросла до 97,6%. Однако доля столицы имеет тенденцию к постепенному снижению: если сначала на Москву приходилось около 40% выданных потребительских кредитов, то уже спустя два года этот показатель снизился до 30% и продолжает снижатся. По предварительным оценкам, через десять лет доля Москвы может составить около 20%[25].
Наименьшим объемом кредитных ресурсов, как и ранее, обладают жители Южного (1,1%) и Дальневосточного округов (1,5%), при этом доля первого несколько сократилась, а второго выросла.
Анализ показывает, что продолжаются тенденции активного развития российского рынка потребительского кредитования. В настоящее время для банковского бизнеса в стране розничное кредитование является одним из наиболее перспективных направлений развития. Потенциал рынка в масштабах всей экономики остается огромным, и при этом по показателю доходности это направление крайне привлекательно, особенно с учетом разницы в кредитных и депозитных ставках, и ставках в России и развитых странах. Так, имея возможность привлекать "дешевые" заемные средства за рубежом и размещать на российском розничном рынке по ставкам в несколько раз выше, банки получают маржу, полностью перекрывающую все риски невозврата кредитов. Данная схема наиболее привлекательна для кредитных организаций, имеющих выход на рынок иностранного капитала и обладающих высокими для своего уровня кредитными рейтингами (в большинстве своем характерно для крупных банков). При этом следует отметить, что по мере развития рынка потребительского кредитования и усиления конкуренции кредитные ставки снижаются, особенно с приходом иностранных инвесторов.
Штефан Дертинг, вице-президент и директор Московского офиса The Boston Consulting Group заявил следующее: «По оценкам The Boston Consulting Group, бурный рост рынка потребительских кредитов в ближайшие пять лет продолжится, при этом рост потребления населением кредитных продуктов будет по-прежнему опережать рост благосостояния. Общий объем рынка к 2008 году, согласно оптимистичному сценарию, может достичь $30 млрд»[26].
Источник: Банк России, Boston Consulting Group
Согласно прогнозу Центра Экономических Исследований ММИЭИФП в 2005 году рынок потребительских кредитов показывает самые высокие темпы прироста за всю историю – около 115%. К началу следующего года кредитование физических лиц достигнет 1328351 млн.руб.[27]
Сохранению высоких темпов роста рынка будут способствовать следующие факторы:
Активный приход иностранных инвесторов в данный сектор;
Расширение кредитной инфраструктуры и внедрение новых инструментов кредитования;
Повышения доверия населения к банковской системе;
Продолжение роста денежных доходов;
Рост финансовой грамотности населения;
Развитие системы кредитных бюро.
Таким образом, можно с определенной долей уверенности прогнозировать, что доля кредитов физическим лицам в суммарных активах банков на конец 2005 г. превысит 10%. В целом развитие отрасли будет проходить в направлении активного внедрения современных зарубежных технологий ведения бизнеса и повышения качества обслуживания, чему в большой степени способствует приход западных инвесторов и привлечение иностранных специалистов. Следует ожидать расширения числа участников рынка и снижения концентрации, так как рыночная ниша относительно незанята, а также усиления региональной экспансии, что обусловлено резким повышением конкуренции в столичном регионе. Кроме того, следует отметить, что положительное влияние на сектор потребительского кредитования оказывает активное развитие сетевой розничной торговли (и наоборот).
Чем представлена кредитная корзина в данный момент на рынке кредитных продуктов?
Прежде всего, это стандартный банковский кредит, целевой или на неопределенные цели, получить который можно в отделении банка. Для этого надо пройти более или менее сложную процедуру рассмотрения заявки - банк принимает решение в течение нескольких дней или недель. Как правило, стандартный банковский кредит сопровождается относительно высокими требованиями к заемщику, требуется подтверждение его доходов или залог. Однако, имея такие гарантии, банк снижает свои риски и в результате предлагает более низкие ставки.
Другая ниша - это магазинные, или экспресс-кредиты. Это кредиты на определенные товары - бытовую технику, автомобили и т. д. В идеальном случае решение о выдаче (или невыдаче) такого кредита принимается практически мгновенно, однако практика показывает, что иногда решения приходится ждать по нескольку часов. Скорость принятия решения о выдаче кредита обусловлена минимальным набором необходимых для этого документов и справок. Однако и ставки по ним одни из самых высоких, что должно компенсировать банкам высокие риски передачи средств в долг «человеку с улицы». Очевидно, что такого рода кредиты не предполагают предварительного «близкого знакомства» банка и клиента и могут характеризоваться скорее как одноразовые.
Самостоятельный и относительно новый вид кредитования для частных лиц на российском рынке - это овердрафты. Об этом виде кредита было рассказано в Главе 1 параграфе 2 на стр.13. Ставки здесь устанавливаются довольно высокие, но надо иметь в виду, что этот продукт максимально удобен в использовании с потребительской точки зрения.
Наконец, самостоятельный кредитный продукт - кредитные карты. В условиях сильнейшей кэш-культуры (кэш, от англ. cash – «наличность») российские потребители отдают предпочтение деньгам, которые можно увидеть и пересчитать. В 2003 году из всех операций с пластиковыми картами только 10% были направлены на совершение платежей. Остальное - обналичивание средств. При этом, например, среднестатистический американец оплачивает свои покупки наличными только в трети случаев, в остальных случаях он использует карту (дебетовую или кредитную) или чеки. Но тем не менее кредитные карты в России находят все большее применение. Тем более что процедура их получения, как правило, не требует большого количества документов и времени. Ставки по этому виду кредита относительно высоки.
Как меняется «соотношение сил» между перечисленными четырьмя базовыми типами кредитных продуктов? До недавнего времени стандартный банковский кредит абсолютно доминировал по объемам, а экспресс-кредиты были наиболее массовым и быстрорастущим сегментом. Однако сейчас ситуация меняется. Все большему числу заемщиков процедура получения стандартного кредита кажется слишком затянутой и обременительной. Как правило, требуется выполнение одного или нескольких условий: поручительство от нескольких лиц, документальное подтверждение официальных доходов, наличие собственности, ценных бумаг или иных активов.
Налицо также тенденция вытеснения стандартных нецелевых кредитов, которые направлялись на покупку недвижимости, настоящими ипотечными кредитами.
В России сегмент экспресс-кредитования рос наибольшими темпами, но опыт других рынков показывает, что так будет не всегда, в конечном итоге клиенты предпочитают постоянные, а не одноразовые отношения с банками - кредитные карты (англо-американский и азиатский путь развития) или овердрафт (европейский путь).
Рынок экспресс-кредитования становится все более конкурентным, что приводит к падению ставок. В большинстве торговых точек сразу несколько банков предлагают кредиты и при этом снижают ставки. Итак, продолжающееся сокращение прибыли сделает одноразовое кредитование невыгодным. Для получения большей отдачи от этого бизнеса банки должны выстраивать долгосрочные отношения с клиентами, предлагая им банковские продукты длительного пользования – кредитные карты и/или текущие счета с овердрафтом.
Валютная структура портфеля потребительских кредитов распределяется в пользу рублевых ссуд. В течение ушедшего года доля кредитов в иностранной валюте сократилась с 18% до 15,6%. В дальнейшем она будет падать, по оценкам ЦЭИ ММИЭИФП, до 10% совокупного кредитного портфеля[28]. Объясняется это факторами, благоприятствующими рублевым кредитам: среднесрочному укреплению реального курса рубля, большие операционные издержки валютных кредитов и простота выдачи рублевых экспресс-кредитов.
Среди кредитов физическим лицам подавляющую долю составляют ссуды со сроком погашения более 3 лет. На них приходится около 72% портфеля кредитов. Второе место занимают кредиты от года до 3 лет (18% портфеля) и от полугода до года (10% портфеля). Большая срочность подавляющей части ссуд обеспечивает банки, занимающиеся потребительскими кредитами, высокими доходами на протяжении нескольких лет вперед. Иными словами, банки – лидеры потребительского кредитования будут оставаться также лидерами по объему годовой прибыли в течение нескольких предстоящих лет.
Российский рынок становится все более привлекательным для зарубежных финансовых структур. В результате усилится конкуренция между российскими и иностранными банками. По данным Центробанка в России действует 41 кредитная организация, контролируемая капиталом нерезидентов, в том числе 33 стопроцентных дочерних иностранных банка. Ведущими по масштабам деятельности среди них являются Международный Московский Банк, Райффайзенбанк Австрия, Ситибанк, Коммерцбанк (Евразия), АБН АМРО Банк и ИНГ-банк[29].
Когда речь идет об иностранном банке, люди «покупают», прежде всего, его историю, насчитывающую порой не одну сотню лет. Ведь имя автоматически подразумевает накопленный опыт в ведении бизнеса. При этом россиянам кажется, что ситуация в западных странах стабильнее заведомо, а значит, гарантии сохранности вкладов выше. Иностранные банки также рассчитывают на узнаваемость собственного бренда, пытаясь обойти российских конкурентов в борьбе за частного вкладчика и заемщика.
Главное преимущество иностранных банков в том, что они выгодно отличаются от российских кредитных организаций в плане капитализации. Если отечественным банковским институтам приходится опираться на счета предприятий и физических лиц, то иностранные банки имеют свободный доступ на внешний рынок заимствований. В июле нынешнего года BNP Paribas через свою дочернюю компанию Cetelem, лидера потребительского кредитования континентальной Европы, приобрел почти 50% банка "Русский стандарт". Сделка должна быть завершена к концу года.
В августе финансовое крыло американской корпорации General Electric - компания GE Consumer Finance заявила о грандиозных планах своей экспансии на российский рынок потребительского кредитования: компания намерена выйти на первое место по объему выданных кредитов. Осуществить эти планы ей должно помочь недавнее приобретение Дельта-банка. General Electric давно присматривался к российскому рынку. Еще год назад президент и председатель совета директоров концерна Джеффри Иммельт в интервью "Ведомостям" предположил, что важнейшим направлением деятельности GE в России станет именно потребительское кредитование. "В дальнейшем мне хотелось бы развивать здесь еще кредитование проектов и коммерческое кредитование, но основным направлением будет потребительское кредитование", — утверждал он[30]. Этим бизнесом занимается GE Consumer Finance, входящее в GE Capital. Это финансовое подразделение концерна последние годы обеспечивает около 40% доходов General Electric.
Французская группа Societe Generale тоже планирует занять лидирующее место на российском рынке. Ее дочерняя компания "Русфинанс" в течение ближайших двух-трех лет планирует войти в тройку лидеров рынка[31].
От характеристики современного состояния и перспектив развития рынка потребительского кредитования России перейдем непосредственно к проблемам, наиболее обсуждаемым стратегами данного рынка.
Развитие кредитования - одна из приоритетных задач для страны, учитывая тот фактор, что доля торговли в ВВП составляет 23% (для сравнения: доля ТЭКа – 27%). И пока эта сфера находится в начальной стадии развития, правда, достаточно бурной. На этой стадии существует много проблем. Одной из таких проблем является риск возниконовения кредитного «пузыря» - неконтролируемого роста невозвращенных или ненадлежащим образом обслуживаемых клиентами кредитов, что обычно приводит к краху кредиторов и отбрасывает назад все производство розничного кредитования.
Самый свежий пример - недавний опыт Южной Кореи. После финансового кризиса 1997-1998 годов с целью стимулирования потребительской активности программа потребительского кредитования в этой стране стала поддерживаться на правительственном уровне. Первоначально она дала свои плоды: за счет роста потребительского спроса экономика быстро восстановилась, а общая задолженность населения выросла более чем в пять раз - до 60 млрд. долларов. Но в начале 2004 года «пузырь» лопнул, и в итоге около 10% населения страны имеет просроченные кредиты, объем расчетов по кредитным картам в первом полугодии 2004 года снизился на 50% по сравнению с аналогичным периодом 2003 года, а из-за падения потребительского спроса темпы экономического роста замедлились[32]. При этом крупнейший участник на рынке кредитных карт финансовая компания LG Card близка к банкротству.
Информация о работе Потребительское кредитование: проблемы и перспективы