Потребительское кредитование: проблемы и перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 11:45, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы – рассмотреть пути совершенствования такого вида банковских услуг, как потребительское кредитование, проанализировать, с какими проблемами сталкиваются российские банки в сфере потребительского кредитования, дать сравнительную характеристику потребительского кредитования по различным признакам на примере некоторых российских банков, кроме этого проанализировать потребительское кредитование в зарубежных странах.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………..стр.3

Глава 1. Теоретические и правовые основы потребительского кредита
1.1 История возникновения потребительского кредита …………….стр.7
1.2 Сущность потребительского кредита и его роль в экономике, основные формы и виды………………………………………….стр.11
1.3 Риски потребительского кредитования ....................................... стр.22
1.4 Правовое регулирование потребительского кредитования .......стр.31
Глава 2. Практика потребительского кредитования в России
2.1 Современное состояние, проблемы и перспективы развития ...стр.50
2.2 Потребительское кредитование в российских коммерческих банках (сравнительная характеристика) …………………………………..............стр. 74
Глава 3. Опыт потребительского кредитования в зарубежных странах
3.1 Потребительское кредитование Западной Европы и США ………..……………………………………………………………………….стр.90
3.2 Рынок потребительского кредитования в странах Востока…....стр.98
Заключение………………………………………………………………....стр.105
Список использованной литературы ……………………………………

Файлы: 1 файл

Потребительское кредитование проблемы и перспективы.doc

— 540.00 Кб (Скачать)

Интегральный показатель для каждого клиента сравнивается с некоторым числовым порогом. Если интегральный показатель превышает пороговое значение, то принимается положительное решение о предоставлении кредита. В противном случае кредитная заявка не удовлетворяется.

Философия скоринга заключается не в поиске объяснений, почему этот человек не платит. Скоринг выделяет те характеристики, которые наиболее тесно связаны с ненадежностью или, наоборот, с надежностью клиента: неизвестно, вернет ли данный заемщик кредит, но известно, что в прошлом люди этого возраста, этой же профессии, с таким же уровнем образования и с таким же числом иждивенцев кредит не возвращали. Поэтому банк давать кредит этому человеку не будет.

“Скоринг" - кредитование – это  более простая и быстрая форма, чем деловая беседа.

Потенциальный клиент заполняет заявление по установленной форме, содержащее информацию о возрасте, семейном положении и стаже. Входящие в оценку показатели, если рассматривать только кредитование физических лиц, можно разбить на несколько групп:

                    характеризующие правоспособность и дееспособность клиента (например, его возраст, гражданство, наличие регистрации по месту получения кредита, семейный статус, наличие иждивенцев и т.д., а также отсутствие каких-либо ограничений дееспособности);

                    характеризующие платежеспособность клиента (социальный статус, квалификация, наличие постоянного места работы или другого источника доходов,  величина доходов, их регулярность, наличие автомобиля, квартиры, другой недвижимости);

                    характеризующие его этичность в деловых вопросах (наличие положительной кредитной истории, отсутствие судимости и прочее); при достаточной квалификации кредитного инспектора могут применяться также и субъективно-психологические характеристики, полученные в результате так называемого лай-контроля (lie - ложь [англ.]).

Каждый вопрос имеет максимально возможный балл, который будет выше для таких важных вопросов, как профессия, и ниже для таких вопросов, как возраст.

Отличительная черта скорингового метода состоит в том, что он должен применяться не по шаблону, а разрабатываться самостоятельно каждым банком исходя из особенностей, присущих ему и его клиентуре, учитывать традиции страны, изменения социально-экономических условий, влияющих на поведение людей. Прежде чем широко внедрять скоринг каждый банк проводит анализ эффективности действующей модели и при необходимости модифицирует набор характеристик заемщика и шкалу их числовых оценок. Принципы определения кредитоспособности частного заемщика по скорингу можно проиллюстрировать на примере модели немецкого банка, в котором подсчет баллов для рейтинга клиента производится по 12 показателям (см. Приложение 1); Технология окончательного решения о возможности кредитования такова. При набранной претендентом сумме в 81 балл экономист принимает положительное решение самостоятельно, при результате от 61 до 80 баллов требуется разрешение вышестоящего менеджера. При рейтинге ниже 60 баллов в предоставлении кредита клиенту отказывают.

Другой подход к скоринговой оценке качества личности и кредитоспособности применяет французский банк "Креди Агриколь" (см. приложение 2). Если потенциальный заемщик набрал более 510 баллов, банк удовлетворяет просьбу о предоставлении кредита; при 380-509 баллах осуществляется дополнительный анализ условий кредитования (сумма, срок кредита, гарантии); при наборе менее 380 баллов следует отказ от кредитной поддержки.

Известной методикой скоринговой оценки в мировой практике является также модель Д. Дюрана, появившаяся в США в 40-е годы[11]. Дюран выделил группы факторов, позволяющих определить степень кредитного риска. Он выделил следующие коэффициенты при начислении баллов:

                  Возраст-0,1 балл за каждый год свыше 20 лет(максимум- 0,30)

                  Пол – женский(0,40), мужской (0).

                  Срок проживания- 0,042 за каждый год в данной местности (максимально- 0,42)

                  Профессия- 0,55- за профессию с низким риском, 0- за профессию с высоким риском, 0,16- другие профессии

                  Работа- 0,21 – предприятия в общественной отрасли, 0- другие

                  Занятость – 0,059- за каждый год работы на данном предприятии

                  Финансовые показатели – наличие банковского счета- о,45, наличие недвижимости- 0,35, наличие полиса по страхованию – 0,19.

Таким образом, Дюран определил границу выдачи ссуды как 1,25 и более. Если набранная сумма баллов менее 1,25, следовательно, заемщик является неплатежеспособным, а если более, то кредитоспособным.

Опыт зарубежных банков свидетельствует о том, что повышенные баллы претендент на потребительский кредит часто получает за аккуратное погашение ранее используемых ссуд, стабильность дохода (и прежде всего заработной платы), длительность работы на одном месте и срока проживания по данному адресу, наличие собственного жилья. При оценке сферы занятости предпочтение отдается государственной службе.

В других странах набор характеристик, которые наиболее тесно связаны с вероятностью дефолта - вероятностью, что заемщик не вернет кредит или задержится с выплатой, будет отличаться в силу национальных экономических и социально-культурных особенностей. Чем более однородна популяция клиентов, на которой разрабатывается модель, тем точнее прогнозирование дефолта. Поэтому очевидно, что нельзя автоматически перенести модель из одной страны в другую или из одного банка в другой. Даже внутри одного банка существуют различные модели для различных групп клиентов и различных видов кредита.

В скоринге существует две основные проблемы. Первая заключается в том, что классификация выборки производится только на клиентах, которым дали кредит. Мы никогда не узнаем, как бы повели себя клиенты, которым в кредите было отказано: вполне возможно, что какая-то часть оказалась бы вполне приемлемыми заемщиками. Но, как правило, отказ в кредите производится на основании достаточно серьезных причин. Банки фиксируют эти причины отказа и сохраняют информацию об «отказниках». Это позволяет им восстанавливать первоначальную популяцию клиентов, обращавшихся за кредитом.

Вторая проблема заключается в том, что люди с течением времени меняются, меняются и социально-экономические условия, влияющие на поведение людей. Поэтому скоринговые модели необходимо разрабатывать на выборке из наиболее «свежих» клиентов, периодически проверять качество работы системы и, когда качество ухудшается, разрабатывать новую модель. На Западе новая модель разрабатывается в среднем раз в полтора года, период между заменой модели может варьироваться в зависимости от того, насколько стабильной была экономика в это время.

Кроме того, скорингу присущ дискриминационный (не в статистическом, а в социальном значении этого слова) характер, т. е. если человек по формальным признакам близок к группе с плохой кредитной историей, то ему кредит не дадут. Поэтому даже при очень высокой степени использования скоринга как метода оценки кредитоспособности клиента осуществляется субъективное вмешательство в случае, когда кредитный инспектор располагает дополнительной информацией, доказывающей, что человек, классифицированный как ненадежный, на самом деле «хороший», и наоборот.

Среди преимуществ скоринговых систем западные банкиры указывают, в первую очередь, снижение уровня невозврата кредита. Далее отмечается быстрота и беспристрастность в принятии решений, возможность эффективного управления кредитным портфелем, отсутствие необходимости длительного обучения персонала.

Подводя итог, можно отметить, что совершенствование скоринговой системы отбора заемщиков с взвешенным использованием зарубежного опыта должно улучшить качество услуг, оказываемых банками населению, и содействовать наращиванию потребительского кредитования, стимулирующего спрос на товары и расширение их производства.

 

1.4 Правовое регулирование потребительского кредитования

Переходя к раскрытию вопроса правовой защиты интересов потребителя, важно отметить, что в  развитых банковских системах и адекватных им правовых системах под потребительским кредитом понимается сделка, предоставляющая потребителю особые средства правовой защиты, не характерные для других банковских кредитных сделок.

В настоящее время практически во всех европейских странах приняты специальные законы о потребительском кредите. Кроме того, внимание к данной проблеме привлечено на уровне Европейского Союза и европейского права.

Защита прав потребителя в сфере банковских услуг представляет собой достаточно специфическую проблему по сравнению с защитой прав потребителя в других сферах. Специфика обусловлена тем, что банковские услуги принципиально отличаются от услуг других организаций, с которыми имеет дело потребитель. Поэтому простое распространение правил о защите прав потребителя на банковскую сферу не привело бы к желаемым результатам, ибо степень специфики услуг, оказываемых банками, настолько существенна, что практически сделала бы «обычные» нормы о защите прав потребителей недействующими.

В силу этого в банковском праве ЕС были приняты специальные акты, относящиеся к защите прав потребителей. В числе таковых следует прежде всего отметить несколько директив о потребительских кредитах:
— Директиву Совета 87/102/ЕЕС от 22.12.1986 о сближении законов, постановлений и административных положений государств — членов ЕЭС, касающихся потребительского кредита (далее — Первая директива),
— Директиву Совета 90/88/ЕЕС от 22.02.1990, изменяющую Директиву Совета 87/102/ЕЕС от 22.12.1986 о сближении законов, постановлений и административных положений государств — членов ЕЭС, касающихся потребительского кредита (далее — Вторая директива),

— Директиву 98/7/ЕС Европейского Парламента и Совета от 16.02.1998, изменяющую Директиву Совета 87/102/ЕЕС от 22.12.1986 о сближении законов, постановлений и административных положений государств — членов ЕЭС, касающихся потребительского кредита (далее — Третья директива)[12].

Что касается Соединенных Штатов, то общеизвестно, что в стране достаточно развита законодательная база потребительского кредитования. В Штатах действуют, например, правила предоставления информации потребителю – «Закон о достоверной информации в кредитовании» 1968 года с изменениями, принятыми в 1981 году; антидискриминационные правила – «Закон о равных возможностях» от 1974 года; «Закон о достоверной оценке кредитоспособности», «Закон о правильном погашении кредита», «Закон о методах взимания долга», «Закон о реинвестировании» и другие законы[13]. Опираясь на солидную законодательную базу, практика кредитования в США охватывает все возможные жизненные ситуации и потребности американцев: покрытие расходов на медицинское обслуживание, пребывание в больнице, ремонт, уплату налогов, отпуск и т.д.

Говоря о средствах правовой защиты интересов потребителей в сфере потребительского кредитования в западных странах, обратимся к статье  «Потребительский кредит: особые формы правовой защиты интересов потребителя. Опыт зарубежных стран» Вишневского А.А., профессора кафедры гражданского и предпринимательского права Высшей Школы Экономики, старший юрист Capital Legal Service International L.L.C. В данной статье автор  приводит следующие средства правовой защиты заемщика:

Критерии потребительского кредита

Установление в законе критериев, позволяющих определить, относится ли кредит к потребительскому или нет (имеет практическое значение для ответа на вопрос), появляются ли у заемщика в каждом конкретном случае специальные правовые средства защиты. Как правило, законы о потребительском кредитовании содержат следующие критерии в отношении потребительских кредитов:

-минимальная и максимальная сумма кредита,

-минимальный и максимальный срок кредита,

-исключение из сферы потребительского кредитования кредитов, хоть и отвечающих двум вышеуказанным критериям, но взятых с целью ведения бизнеса или отвечающих целям профессиональной деятельности заемщика.

Из сферы потребительского кредитования исключаются и кредиты, предоставленные работодателями своим сотрудникам. Положения, направленные на защиту прав потребителя, применяются независимо от схемы договорных отношений, то есть как в тех случаях, когда договор заключается между потребителем и банком, так и в тех, когда сторонами его являются потребитель и поставщик соответствующих товаров (услуг). Кроме того, возможна ситуация, когда формально договор заключается с банком, а фактически условия кредитования обсуждаются с поставщиком. Более того, законодательно исключена возможность возникновения ситуации, когда в договорные отношения фактически вовлекаются стороны, не являющиеся поставщиком или банком и по этой причине рассчитывающие не подчиняться законодательству о потребительском кредитовании. Так, например, немецкий Закон о защите заемщика-потребителя распространяет свое действие на всех лиц, которые профессионально предоставляют кредиты либо играют роль брокеров по предоставлению потребительских кредитов. В круг этих лиц входят банки, продавцы (торговые организации), производители товара, любые другие лица, которые при предоставлении кредита находятся в сфере своего бизнеса (профессии).

 
 
«Охладительный период»

Эта конструкция представляет собой период времени (обычно продолжительностью от 7 до 14 дней со дня заключения договора), в течение которого потребитель вправе отказаться от предоставленного кредита (по любым причинам без их объяснения) без наступления для него каких-либо неблагоприятных последствий. Нормы законов, регулирующих это условие, императивны и предусматривают правила, затрудняющие обход таких норм. Так, во Франции в договорной практике иногда используется такой способ отказа потребителя от «охладительного периода», как проставление в договоре неправильной даты, то есть датирование договора семью днями ранее его фактического заключения. Но такой способ практически неприменим, если договор заключается с банком. Кроме того, законодательство ряда стран предусматривает неблагоприятные последствия для кредитора в случае заключения договора до истечения «охладительного периода». В ряде случаев закон предусматривает правила исчисления этого срока. В Германии законодательство исчисляет данный срок с момента получения потребителем уведомления о своем праве отказаться от договора (на практике это уведомление может содержаться в форме заявления на предоставление кредита). А в Великобритании статутное право допускает отказ от договора путем направления банку (или обозначенному в кредитном договоре иному лицу) сообщения об отказе, при этом датой отказа будет считаться передача сообщения по почте.

Информация о работе Потребительское кредитование: проблемы и перспективы