Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 11:45, дипломная работа
Цель дипломной работы – рассмотреть пути совершенствования такого вида банковских услуг, как потребительское кредитование, проанализировать, с какими проблемами сталкиваются российские банки в сфере потребительского кредитования, дать сравнительную характеристику потребительского кредитования по различным признакам на примере некоторых российских банков, кроме этого проанализировать потребительское кредитование в зарубежных странах.
Введение ……………………………………………………………………..стр.3
Глава 1. Теоретические и правовые основы потребительского кредита
1.1 История возникновения потребительского кредита …………….стр.7
1.2 Сущность потребительского кредита и его роль в экономике, основные формы и виды………………………………………….стр.11
1.3 Риски потребительского кредитования ....................................... стр.22
1.4 Правовое регулирование потребительского кредитования .......стр.31
Глава 2. Практика потребительского кредитования в России
2.1 Современное состояние, проблемы и перспективы развития ...стр.50
2.2 Потребительское кредитование в российских коммерческих банках (сравнительная характеристика) …………………………………..............стр. 74
Глава 3. Опыт потребительского кредитования в зарубежных странах
3.1 Потребительское кредитование Западной Европы и США ………..……………………………………………………………………….стр.90
3.2 Рынок потребительского кредитования в странах Востока…....стр.98
Заключение………………………………………………………………....стр.105
Список использованной литературы ……………………………………
Базы данных кредитных бюро в наиболее развитых странах формируются, как правило, на протяжении уже нескольких десятков лет. А в ряде стран - США, Канаде, Финляндии и ЮАР- кредитные бюро начали свою деятельность еще в конце 19 - начале 20 века. В некоторых странах, например в Италии, частные кредитные бюро - достаточно новое явление, тем не менее быстро развивающееся и приобретающее все большее значение. В ряде латиноамериканских и азиатских странах кредитные бюро находятся в стадии становления, аккумулируя небольшой объем в основном негативной информации, однако это лишь первые их шаги на пути к открытости экономики.
Объем информации, которой обмениваются кредиторы при помощи сети кредитных бюро, достаточно велик. Так в США, Бельгии, Бразилии, Великобритании, Японии, Германии, количество предоставляемых отчетов превышает численность населения.
В сфере предоставления информационных услуг, несмотря на множественность кредитных бюро, тем не менее, велика степень концентрации капитала. Так, в США, Великобритании и Японии доминирующую роль играют два-три крупных кредитными бюро, предоставляющих весь комплекс информации. В некоторых странах функционирует только одно такое универсальное кредитное бюро (Австралия, Германия, Аргентина, Бразилия, Финляндия и Ирландия), остальные же в основном занимают мелкие ниши, предоставляя отдельные виды информации.
Это объясняется тем, что более крупная компания способна сконцентрировать в своей базе данных максимальный объем достоверной и полной информации, а также использовать в своей деятельности наиболее передовые информационные технологии.
В начале 1990 годов начался процесс расширения поля деятельности кредитных бюро на международный уровень. Крупнейшие представители этого бизнеса поставили своей целью перерасти в транснациональные компании. Первым их шагом на этом пути стало установление контроля или приобретение национальных кредитных бюро в ряде стран Латинской Америки, Европы и Азии.
Во многих странах на пути развития кредитных бюро стояла проблема защиты частной информации о потенциальных заемщиках. Поэтому на сегодняшний день деятельность кредитных бюро практически во всех странах строится таким образом, чтобы она не нарушала личных прав и свобод граждан. Законом определен целый ряд гарантий, таких как ограничение на доступ к данным, запрет на предоставление "белой" информации (например, в Финляндии и Австрии), обязательное исключение индивидуальных данных через определенный промежуток времени (7 лет в США, 5 в Австралии), запрет на сбор точной личной информации такой как расовая, религиозная принадлежность, политические взгляды и т.п., право доступа, проверки и исправления информации самим заемщиком.
Так, в США деятельность кредитных бюро регулируется законом о достоверной оценке кредитоспособности, принятым в 1971 году. Согласно этому закону, справка о кредитоспособности не должна содержать следующей информации о банкротствах, происшедших более 14 лет назад, о взыскании по счетам более чем 7-летней давности, о произведенных более 7 лет назад арестах имущества в связи с неуплатой налогов, об исках и судебных решениях более чем 7-летней давности, о случаях ареста, предъявления обвинения или осуждения более чем 7-летней давности, другую отрицательную информацию более чем 7-летней давности. Кроме того, определяются цели предоставления информации. При этом закон позволяет заставить бюро исправить любые неверные сведения о заемщике.
Деятельность германского SCHUFA также должна находиться в рамках, обозначенных специальным законом о защите данных и не нарушать банковскую тайну. В связи с этим банки перед подачей в SCHUFA информации о физических лицах и их задолженностях должны получить согласие заинтересованных лиц. Банки решают эту проблему таким образом, что при открытии лицевого счета и предоставлении кредитов или гарантий требуют от физических лиц подписания специального соглашения, которое уполномочивает банк передавать информацию о клиентах, имеющих расчетные счета и пользующихся потребительскими кредитами. SCHUFA не собирает о детях, доходах, месте работы и имущественном состоянии физических лиц. При этом заемщик обладает правом контроля над информацией о себе.
Защита прав кредитора является необходимым элементом функционирования кредитного бюро. В странах, где существует слабая законодательная и юридическая защита прав кредиторов, заемщики могут оказаться недобросовестными и не возвращать займы, даже когда они являются платежеспособными. Поэтому, как правило, во всех странах существует законодательное обеспечение прав кредиторов не только через систему мониторинга посредством базы данных кредитных бюро, но и через судебную и арбитражную практику. При этом в некоторых странах арбитражный суд может отказаться принимать иск от кредитора, если перед выдачей ссуды он не получал информацию о заемщике в кредитном бюро.
Помимо или вместо частных кредитных бюро во многих странах существует институт государственной регистрации кредитов - Public credit registers (PCR)[16]. Эта организация исторически создавалась для регистрации сделок ипотечного кредитования и закладных под недвижимость. Однако в настоящее время этот институт выполняет в ряде стран функции кредитного бюро.
Основное отличие PCR от кредитных бюро состоит в том, что предоставление информации в базу данных является обязательным и не определятся никаким соглашением, а установлено соответствующим правилом (кроме Финляндии и Шри-Ланки, где участие является добровольным). При этом вся информация является стандартизированной (например, кредиты выше установленного уровня, выданные за определенный временной интервал) и содержит в основном данные о кредите, а не о самом заемщике.
PCR в большинстве стран управляются центральными банками. Исключение составляют Чили, Коста-Рика и Перу, где они действуют под руководством органов банковского надзора, а также Финляндия, где управление передано частной компании. Доступ к информации предоставляется только уполномоченным сотрудникам центрального банка (в основном для поддержания базы данных и под жестким контролем соблюдения конфиденциальности информации) и предоставляющим отчеты финансовым институтам (в Аргентине и Финляндии также представителям общественности, в Чили - частным кредитным бюро, а в Израиле и Греции эта информация вообще не доступна и аккумулируется центральным банком в целях надзора).
Так, во Франции, где нет частных кредитных бюро функционирует "Центральное бюро рисков" при Банке Франции, куда все кредитные организации обязаны предоставлять информацию о заемщиках и выданных им кредитах свыше двухсот тысяч франков. Центральное бюро рисков обрабатывает поступающие данные и выдает каждому из банков сведения об общей сумме кредитов, которые получили их клиенты, в том числе и в других кредитных организациях. Законодательством Франции предусмотрено, что банки должны предоставлять в Банк Франции не только сведения о выданных кредитах, но и ряд дополнительных сведений, например, балансы клиентов.
В таблице 2, основанной на данных, полученных Центром исследований в области экономики и финансов из центральных банков различных стран, показаны основные характеристики PCR различных стран мира.
Таблица 2. Институты государственной регистрации кредитов
(PCR) в мире[17].
Страна | Дата появ-ления PCR | Кол-во организаций, о которых имеется информация | Кол-во представ-ленных кредитных отчетов | Минимальный размер кредита для представления отчета (долл.США на 1.09.98) | Данные кредитного отчета: невозвращенные-D, просроченные-А, всего представлено-L, проц.ставка-R, гарантия-G |
Австрия | 1986 | 55 585 (1997) | 10 267 (1997) | 430 700 | L, G |
Аргентина | 1990 | 4 000 000 | Нет данных | 50 | D, A, L, G |
Бельгия | 1985 | 360 000 (1997) домохозяйств 400 000 (1990) компаний | 350 000 (1997) домохо-зяйства | 223 для домохозяйств, 27 950 для компаний | D, A (только по потребительским и ипотечным кредитам) |
Боливия | 1989 | Нет данных | 1 300 000 | 0 | D, A, L, G, погашенные |
Бразилия | 1997 | Нет данных | 4 000 000 домохо-зяйства, 6 000 000 компании | 0 | D, A, L |
Венесуэла | 1980ые | Нет данных | Нет данных | 0 | D, A, L |
Германия | 1934 | 1 200 000 | 1 800 000 | 1 699 800 | L, G |
Израиль | 1975 | 15 000 | Нет данных | 169 500 | D, L |
Иордания | 1966 | Нет данных | 14 300 | 42 065 | A, L |
Испания | 1983 | 4 600 000 (1991) | 758 000 (1997) | 6 720 для резидентов, 336 000 для нерезидентов | D, A, L, G, риски региональный, секторный и валютный |
Италия | 1964 | 2 200 000 (1994) 6 534 914 (1998) | 1 400 000 (1994) | 0 по плохим кредитам, 86 010 по другим | D, A, L, G |
Мексика | 1964 | 260 000 (1997) | 129 870 (1997) | 20 111 | D, A, L, экономическая активность, вид кредита |
Перу | 1968 | 1 920 000 (1998) | Нет данных | 0 | D, A, L, G |
Португалия | 1977 | 2 469 120 (1998) | Нет данных | 286 860 | D, A, L, G, неиспользованные кредитные ресурсы |
Уругвай | 1984 | Нет данных | 8 000 (1997) | Нет данных | D, A, L |
Франция | 1989-домохо-зяйства 1984-компании | 370 000 (1990) | 5 400 000 (1990) | 118 293 (1990) | D, A для домохозяйств, L, G, неиспользованные кредитные ресурсы для компаний |
Чили | 1975 | 2 200 000 домохозяйств 600 000 компаний (1998) | Информа-ция пере-дается частному кред. бюро | 0 | D, A, L, G, уровень риска, сектор, вид займа и т.п. |
Шри-Ланка | 1990 | Нет данных | 102 175 (1997) | 1 493 по плохим кредитам, 7 465 по другим | D, A, G |
Основной проблемой, стоящей перед PCR является рост интеграции на национальных кредитных рынках, особенно в странах Европейского Союза. Информация о заемщике, получающем кредиты в своей стране, имеется у PCR, а если он берет ссуду в другой стране, то нет. Таким образом снижается полнота, точность и достоверность информации, предоставляемой PCR. Вполне возможно, что со временем PCR будут вытеснены с рынка крупными частными транснациональными кредитными бюро.
Глава 2. Потребительское кредитование в России
2.1. Современное состояние, проблемы и перспективы развития потребительского кредитования.
Сегодня потребительский кредит – важная составляющая экономики и финансового сектора России, особенно в мегаполисах. В настоящее время потребительское кредитование переживает настоящий бум развития: за последние 3 года рынок вырос более чем в 5 раз. Растет и значимость кредитов населения для банковского сектора и экономики страны – доля кредитов населению в активах банковской системы выросла в 3 раза, а соотношение розничных кредитов и ВВП – почти в 4 раза. Сравнение российских показателей со странами Восточной Европы свидетельствует о сохранении высокого потенциала развития розничного кредитного рынка нашей страны.
Одной из наиболее ярких тенденций развития розничного кредитования в России является удлинение сроков кредитов. Другая тенденция – усиление концентрации рынка.
Первые потребительские кредиты начал выдавать в 2000 году банк «Русский стандарт», сегодня этим занимаются уже более 100 банков. По данным Банка России, по состоянию на 01.01.04, все российские банки выдали гражданам кредитов на сумму около $13 млрд (для сравнения, на 01.01.2004 жители Великобритании должны свом банкам более $300 млрд.)[18]. По данным ЦБ, на март текущего года размер кредитов, выданных населению, составил 618,9 млрд руб., что составляет примерно $22,2 млрд. Самый важный кредитор страны – Сбербанк, он занимает 52% всего рынка кредитования. На сегодняшний день Сбербанк и двадцать коммерческих банков, имеющих самые крупные портфели кредитов физических лиц, занимают около 73% рынка[19].
Первую двадцатку банков –лидеров по розничному кредитованию можно условно разделить на три группы:
1 группа: банки, для которых развитие потребительского кредитования является основным стратегическим направлением бизнеса.
2 группа: крупные и многофилиальные банки.
3 группа: отраслевые узкоспециализированные банки[20].
Наиболее динамично развивается кредитование в 1-й группе банков, уверенный, хоть и небольшой рост зафиксирован по 2-й и 3-й группам. Это подтверждает тенденцию «разворота» банков в сторону развития розничных операций, необходимость диверсифицировать активы в условиях снижения доходности всех основных финансовых инструментов и снижения емкости рынка ценных бумаг.
Доля ипотеки во всей системе потребительского кредитования составляет порядка 10%, а 40% объема выданных кредитов приходится на Москву. Банки меняют свою кредитную политику в направлении увеличения объемов потребительского кредитования. Доля кредитов населению в общем объеме кредитов нефинансовому сектору постоянно растет: если на начало 2004 г. она составляла 11%, то к его концу выросла до 15,6%[21]. Это можно объяснить рядом причин.
Во-первых, кредитовать население значительно доходнее. Даже по официальной статистике Банка России средняя за 2004 год ставка по рублевым кредитам физическим лицам на 7-8 процентных пунктов была выше ставки по кредитам предприятиям, выдаваемым на те же сроки. Кроме того, выдача кредитов населению обычно обременена различными дополнительными сборами и комиссиями. Во-вторых, кредитование населения имеет гораздо большие перспективы для экстенсивного расширения. Лишь несколько процентов граждан пользуются сегодня кредитами. Нет сомнений, что по мере роста благосостояния населения вовлеченность его в кредитные операции будет только возрастать. Например, в развитых европейских экономиках до половины объема потребления домашних хозяйств обеспечивается кредитами, в России же - пока лишь 4-5%. В-третьих, в кредитовании реального сектора значительно выше конкуренция, подстегиваемая развитием фондового рынка и проникновением иностранных банков. Чтобы продвигать бизнес дальше, банки должны ценить каждого, даже самого мелкого клиента.
Внешняя среда, в которой развивается банковская система, становится более динамичной. Поскольку развитие розничных операций требует значительных инвестиций, наряду с усилением процессов слияний и поглощений банки будут вынуждены в дальнейшем использовать все возможные способы увеличения капитала. Кроме того, увеличение сроков кредитования влечет за собой проблемы с поддержанием ликвидности и необходимость формирования долгосрочной ресурсной базы.
Тем не менее, население заместит предприятия в активах банков еще не скоро, если это вообще произойдет. Интерес к физическим лицам не означает, что банки стали меньше ценить корпоративных клиентов, скорее напротив - каждый корпоративный клиент становится для них еще ценнее.
Инетерсным представляется проанализировать сектор потребительского кредитования в России за 2004 год. Совокупный объем кредитов, предоставленных российским банковским сектором физическим лицам, вырос на конец 2004 г. в 2,1 раза и составил на 1 января 2005г. 618,9 млрд. руб. ($22,3 млрд.). Всего объем банковского кредитования экономики страны на конец 2004 г. составил 4,2 трлн. руб. ($152,4 млрд.), увеличившись за год на 45,3% в рублевом выражении[22].
Информация о работе Потребительское кредитование: проблемы и перспективы