Планирование численности персонала. Источники потребностей организации в персонале внешние и внутренние факторы

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 09:16, контрольная работа

Краткое описание

Наступивший новый рабочий год - это замечательная возможность грамотно спланировать работу всей организации на предстоящий период; и, в том числе, потребность в персонале. В идеале, менеджеру по персоналу желательно получить от администрации стратегические планы компании на предстоящий год, и далее планировать работу Отдела персонала, исходя из этого. Однако далеко не во всех организациях формируются стратегические цели, а затем декомпозируются в подразделения. Но, тем не менее, планировать работу Отдела персонала и потребность организации в персонале необходимо

Файлы: 1 файл

Планирование численности персонала. Источники потребностей организации в персонале внешние и внутренние факторы.doc

— 260.00 Кб (Скачать)

 

Следует отметить, что оба рассмотренных принципа не противоречат определению маркетинга персонала как вида управленческой деятельности, направленной на определение и покрытие потребности в персонале.

 

Маркетинговая деятельность в области персонала представляет собой комплекс взаимосвязанных этапов ( см. схему. ). Общая методология маркетинга персонала базируется на основных положениях теории «производственного» маркетинга.

 

 

Рис. Общая схема маркетинговой деятельности в области персонала

 

Исходную информацию для определения направлений маркетинговой деятельности, формирования плана маркетинга персонала и мероприятий по его реализации дает анализ внешних и внутренних факторов ( табл. 1 ). Под внешними факторами понимаются условия, которые организация как субъект управления, как правило, не может изменить, но должна учитывать для правильного определения качественной и количественной потребности в персонале и оптимальных источников покрытия этой потребности. Учет внешней среды позволяет избежать крупных ошибок при отработке направлений маркетинговой деятельности. Под внутренними подразумевают факторы, которые в значительной степени поддаются управляющему воздействию со стороны организации. Полный и точный учет всех внешних и внутренних факторов определяет уровень и особенности реализации основных направлений маркетинговой деятельности в области персонала.

 

Основными направлениями маркетинга персонала являются:

 

Внешние

Ситуация на рынке труда              Определяется общеэкономическими и демографическими процессами, уровнем безработицы в заданном временном промежутке, то есть конъюнктурой рынка, изучение которой предполагает анализ спроса на персонал, его количественной структуры, предложения в области персонала (ситуации в сфере учебных заведений, центров подготовки кадров, органов обеспечения занятости, увольнений из организаций и т. д.)

Развитие технологий              Приводит к изменению характера и содержания труда, его предметной направленности, что, в свою очередь, формирует изменения требований к специальностям и рабочим местам, подготовке и переподготовке персонала

Особенности социальных потребностей              Учет данного фактора позволяет представить структуру мотивационного ядра потенциальных сотрудников организации, которая будет зависеть от характера складывающихся в заданный момент времени общественных и производственных отношений

Развитие законодательства              При решении вопросов маркетинга персонала следует учитывать требования трудового законодательства, его возможные изменения в обозримом периоде времени, особенности законодательства в области охраны труда, занятости и т. п.

Кадровая политика организаций-конкурентов              Изучение форм и методов работы с кадрами в организациях-конкурентах с целью выработки собственной стратегии поведения, направленной на изменение кадровой политики

 

Внутренние

Цели организации              Четкость и конкретность системы целеполагания определяет строгую направленность долгосрочной политики организации, цели и задачи которой формируют стратегию маркетинга как в области производства и реализации продукции, так и в области персонала

Финансовые ресурсы              Точная оценка потребности и возможностей организации в финансировании мероприятий по управлению персоналом позволяет выбрать альтернативные или компромиссные варианты в области планирования потребности в персонале, ее покрытия, использования кадров, их подготовки, переподготовки

Кадровый потенциал организации              Связан с оценкой возможностей специалистов кадровой службы правильно распределять обязанности между сотрудниками, что во многом определяет успех реализации плана маркетинга персонала

Источники покрытия кадровой потребности              Фактор можно рассматривать как внутренний с точки зрения возможности выбора организацией тех источников покрытия кадровой потребности, которые соответствуют состоянию остальных внутренних и внешних факторов: целей организации, финансовых ресурсов, тенденций развития технологии и т. д.

 

 

Разработка требований к персоналу заключается в формировании представлений о качественных характеристиках персонала (способностях, мотивациях, квалификации) и осуществляется на основе штатного расписания, текущего и перспективного анализа требований к должностям и рабочим местам.

 

В этой статье мы подробнее остановимся на вопросах определения потребности в персонале — одном из важнейших направлений маркетинга персонала, позволяющем установить на заданный период времени качественный и количественный состав персонала.

 

Качественную и количественную потребность в персонале рассчитывают в единстве и взаимосвязи.

 

Качественная потребность , т. е. потребность по категориям, профессиям, специальностям, уровню квалификационных требований к персоналу, рассчитывается на основе:

 

 

профессионально-квалификационного деления работ, зафиксированных в производственно-технологической документации на рабочий процесс;

 

требований к должностям и рабочим местам, закрепленным в должностных и рабочих инструкциях, описаниях рабочих мест;

 

штатного расписания организации и ее подразделений, где фиксируется состав должностей и рабочих мест;

 

документации, регламентирующей различные организационно-управленческие процессы с выделением требований по профессионально-квалификационному составу исполнителей.

 

Качественная потребность в специалистах и руководителях может быть определена путем последовательной разработки следующих организационных документов:

 

 

система целей как основа организационной структуры управления;

 

общая организационная структура, а также организационные структуры подразделений;

 

штатное расписание;

 

должностные инструкции и описания рабочих мест.

 

Для определения общей потребности в персонале суммируется количественная потребность по отдельным качественным критериям. Расчет качественной потребности по профессиям и специальностям сопровождается одновременным расчетом количества персонала по каждому критерию качественной потребности.

 

Задача определения количественной потребности в персонале сводится к выбору метода расчета численности сотрудников, установлению исходных данных для расчета и непосредственному расчету необходимой численности работников на определенный временной период.

 

Следует отметить, что принципиальных различий в подходах к определению численности персонала, принятых в отечественной и зарубежной практике, не наблюдается. Выделяют несколько основных методов расчета количественной потребности в персонале.

 

 

Метод, основанный на использовании данных о времени трудового процесса

 

Данные о времени трудового процесса позволяют рассчитать численность рабочих, количество которых определяется непосредственно его трудоемкостью. Для расчета численности рабочих используют следующую типовую зависимость:

 

где Т н — время, необходимое для выполнения заданной программы; Ф t — нормативный (полезный) фонд рабочего времени одного работника; Кп — коэффициент пересчета явочной численности в списочную (в нашем случае равен 1,1).

 

В свою очередь,

 

где n — количество номенклатурных позиций изделий в производственной программе; Nі — количество изделий i -й номенклатурной позиции; Ті — время выполнения процесса (части процесса) по изготовлению изделия i -й номенклатурной позиции; Т н.пр і — время, необходимое для изменения величины незавершенного производства в соответствии с производственным циклом изделий i -й номенклатурной позиции; Kв — коэффициент выполнения норм времени (в зарубежной литературе — уровень производительности, уровень использования времени), который, в свою очередь, находят по формуле:

 

 

Количество рабочих мест может быть определено дифференцированно по профессиональным видам работ, по квалификационной сложности работ при соответствующем выделении исходных данных о времени изготовления изделия в соответствии с качественными параметрами потребности в персонале.

 

В ходе расчетов используют такой показатель, как нормативный (полезный) фонд рабочего времени, разрабатываемый Министерством труда и социальной политики Украины. В случае, когда режим работы на предприятии отличается от разработанного министерством, предприятие самостоятельно рассчитывает фонд рабочего времени на основе баланса рабочего времени одного работника. Структура баланса и пример его расчета приведены в табл. 2 . Как рассчитать численность работников по рассматриваемому методу, показано в табл. 3 .

 

Разновидностью рассматриваемого метода является метод определения численности административно-управленческого персонала Ча с использованием формулы Розенкранца в общем виде:

 

 

где n — количество видов организационно-управленческих работ, определяющих загрузку данной категории специалистов; mi — среднее количество определенных действий (расчетов, обработки заказов, переговоров и т. п.) в рамках i-го организационно-управленческого вида работ за установленный промежуток времени (например, за год); ti — время, необходимое для выполнения единицы m в рамках i -гo организационно-управленческого вида работ; Т — рабочее время специалиста согласно трудовому договору (контракту) за соответствующий промежуток календарного времени, принятый в расчетах; tр — время на различные работы, которые невозможно учесть в предварительных (плановых) расчетах; Кн.р.в — коэффициент необходимого распределения времени; Кф.р.в — коэффициент фактического распределения времени.

 

Коэффициент необходимого распределения времени Кн.р.в рассчитывают следующим образом:

 

Кн.р.в = Кд.р х Ко х Кп,

 

где Кд.р — коэффициент, учитывающий затраты на дополнительные работы, заранее не учтенные во времени, необходимом для определенного процесса · miti (как правило, находится в пределах 1,2…1,4); Ко — коэффициент, учитывающий затраты времени на отдых сотрудников в течение рабочего дня (устанавливается на уровне 1,12); Кп — коэффициент пересчета явочной численности в списочную.

 

Коэффициент фактического распределения времени Кф.р.в определяется отношением общего фонда рабочего времени какого-либо подразделения ко времени, рассчитанному как · miti .

 

Следует отметить, что в общем виде формула Розенкранца служит для проверки соответствия фактической численности персонала (например, какого-либо подразделения) необходимой, которая зависит от загрузки данного подразделения.

 

Для использования формулы Розенкранца в плановых расчетах следует придать ей такой вид:

 

 

так как величины t р и Кф.р.в в этом случае неизвестны.

 

Приведем пример расчета численности административно-управленческого персонала с использованием формулы Розенкранца на основании следующих исходных данных.

Количество действий по выполнению работ:

 

А — 500

Б — 3000

В — 300

Время, необходимое для выполнения действий по каждой работе, ч:

 

А — 1

Б — 0,5

В — 3

Месячный (нормативный) фонд времени одного сотрудника согласно контракту, ч — 170

 

Коэффициент затрат времени на дополнительные работы — 1,3

Коэффициент затрат времени на отдых сотрудников — 1,12

Коэффициент пересчета явочной численности в списочную — 1,1

Время, выделяемое на различные работы, не учтенные в плановых расчетах, ч — 200

Фактическая численность подразделения, чел. — 30

 

Суммарное время выполнения организационно-управленческих работ:

 

(500 х 1) + (3000 х 0,5) + (300 х 3) = 2900.

 

Коэффициент необходимого распределения времени:

 

Кн.р.в = 1,3 х 1,12 х 1,1 = 1,6.

 

Коэффициент фактического распределения времени:

 

 

Необходимую численность подразделения рассчитывают по полной формуле Розенкранца:

 

 

Как указано в исходных данных, фактическая численность подразделения равна 30 чел. Таким образом, расчет необходимой численности показал излишек (1 чел.) фактического количества сотрудников.

 

Метод расчета по нормам обслуживания

 

Численность рабочих Чр по нормам обслуживания рассчитывают по формуле:

 

 

Нормы обслуживания определяют по формуле:

 

где Ф t — нормативный (полезный) фонд рабочего времени работника за день (смену); n — количество видов работ по обслуживанию объекта; t ед i — время, необходимое для выполнения единицы объема i -го вида работ; n р і — число единиц объема i -го вида работ на единицу оборудования или иного объекта расчета (например, на единицу производственной площади); Т д — время, необходимое для выполнения работником дополнительных функций, не включаемых в t ед i .

 

Рассчитать численность рабочих, используя нормы обслуживания, можно на основе следующих данных:

 

Время выполнения операции для таких работ, ч:

 

загрузка агрегата — 0,02

контроль рабочего процесса — 0,08

выгрузка агрегата — 0,03

 

Количество операций за смену:

 

загрузка агрегата — 60

контроль рабочего процесса — 120

выгрузка агрегата — 60

 

Количество агрегатов — 8

 

Коэффициент загрузки — 1,5

 

Нормативный (полезный) фонд времени одного рабочего за смену, ч — 7,0

 

Время на дополнительные операции по обслуживанию агрегата, ч — 1,4

 

Сначала определяют нормы обслуживания:

 

 

Отсюда численность рабочих:

 

 

Метод расчета по рабочим местам и нормативам численности

 

Этот метод применяют в случае использования метода расчета по нормам обслуживания, так как и необходимое количество работников по числу рабочих мест, и нормативы численности устанавливают, исходя из норм обслуживания.

 

Численность работников по рабочим местам определяют по формуле:

 

 

Нормативы численности рассчитывают следующим образом:

 

 

Как видим, рассчитать необходимую численность сотрудников довольно просто, а полученные результаты позволят принять обоснованные решения по обеспечению предприятия кадрами.

 

 

 

 

 

 

 

3.Пути покрытия потребности в персонале.

 

 

Исходя из потребности,  мы выбираем  пути и источники покрытия потребности в персонале. Чаще всего компании используют активные пути покрытия потребности в персонале.

Информация о работе Планирование численности персонала. Источники потребностей организации в персонале внешние и внутренние факторы