Оценка стоимости предприятия/бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2011 в 09:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является определение обоснованной рыночной стоимости предприятия тремя подходами: затратным, доходным и рыночным, а также умение пользоваться различными методами в рамках этих подходов.

Файлы: 1 файл

курсоваяОБ.doc

— 953.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
  1. Выбор мультипликатора, определение его величины.

     Основным  инструментом определения рыночной стоимости собственного капитала предприятия сравнительным подходом являются ценовые мультипликаторы.

     Ценовой мультипликатор отражает соотношение между рыночной ценой предприятия и финансовой базой. К финансовой базе можно отнести не только прибыль, но и денежный поток, дивиденды, выручку от реализации и некоторые другие.

     Мультипликатор рассчитывается по всем аналогичным предприятиям.

     Для оценки рыночной стоимости предприятия величина ценового мультипликатора используется как множитель к её аналогичному показателю.

     В данном случае рассчитаны три мультипликатора:

  • Мультипликатор «Цена/Прибыль» даёт хорошие результаты при оценке предприятий сферы услуг, к которым и относится оцениваемое предприятие. Мультипликатор «Цена/Прибыль» не зависит от методов ведения бухгалтерского учета. Несомненным достоинством данного мультипликатора является его универсальность, которая избавляет оценщика от необходимости проведения сложных корректировок. Поэтому данному мультипликатору присваивается наибольший вес – 0,5.
  • Мультипликатор «Цена/Денежный поток» характеризует более объективно эффективность деятельности бизнеса, а также исключает влияние различий в методах начисления амортизации. Поэтому данному мультипликатору присваивается  вес – 0,3.
  • Мультипликатор цена/балансовая стоимость активов. Для расчета в качестве финансовой базы используется балансовая стоимость аналогичных компаний на дату оценки либо на последнюю отчетную дату. Этот мультипликатор относится к так называемым моментным показателям, поскольку используется информация о состоянии на конкретную дату, а не за определенный отрезок времени. Поэтому данному мультипликатору присваивается  вес – 0,2.

    3.Взвешивание  промежуточных результатов.

    4.Внесение  итоговых поправок. 

     Эти два этапы представлены ниже в табличном виде:

     Сначала внесём корректировки в цены предприятий-аналогов, а затем, используя уже скорректированные  цены рассчитаем мультипликаторы.

Наименование  показателя Объект оценки Аналог №1 Аналог №2 Аналог № 3
Цена, тыс.руб - 138 000 79 000 37 000
 
Дата  продажи 01.01.2010 г май 2010 г Ноябрь 2010 г. май 2010 г
Среднемесячный  ценовой индекс 1,015
Период  индексации   8 мес 2 мес 8 мес
Поправка  на дату продажи - 1,13 1,03 1,13
Скорректированная ст-сть,тыс.руб - 158 279,1 82 590,6 42437,2
Местонахождение предприятия Хабаровский край Краснодарский край Калининградская область Рязанская область
Поправка  на местоположение - 0,16666667 1,033333 1,7
Скорректированная ст-сть,тыс.руб - 26379,9 82591,6 72143,2
Валюта  баланса,тыс руб 23117 21547 19578 15248
Выручка от реализации,тыс.руб 110 038 578000 489000 170000
Валовая прибыль,тыс.руб 12554 299 811 168068 26025
Чистая  прибыль,тыс.руб 2311 173578 146800 7645
Амортизация,тыс.руб 17 418 12 300 15 890 20 117
 
 

Расчёт мультипликаторов. 

Показатель Аналог  №1 Аналог  №2 Аналог  №3
Ценаскор/Прибыль 0,15 0,56 9,44
среднее значение 3,38
Медиана по аналогам 0,56
Ценаскор/ДП  
0,14
0,51 2,60
среднее значение 1,08
Медиана по аналогам 0,51
Цена/Балансовая ст-ть 1,224254 4,2185617 4,731309
среднее значение 3,39
Медиана по аналогам 4,2185617
 
 

      Определение стоимости объекта оценки методом  сделок представлено в таблице 13.

Таблица 13- Определение стоимости методом  сделок. 

Показатель Значение  показателя
мультипликаторы 0,56 0,51 4,22
Предварительная стоимость расчитанная методом сделок,тыс.руб 1294 5766 97553
уд. веса мультипликаторов 0,5 0,3 0,2
Взвешенный  результат,тыс.руб 21886
 

Таким образом  рыночная стоимость предприятия сравнительным подходом составила 21 886 000 рублей. 
 

Доходный  подход

     Рыночную  стоимость предприятия в доходном подходе рассчитаем методом дисконтирования будущих денежных потоков.

  1. Выбор объекта дохода

     Предприятие работает в условиях безубыточности и собственник не планирует ликвидацию бизнеса по истечению его жизненного цикла. В качестве объекта дохода используем денежный поток предприятия, который складывается из чистой прибыли и амортизации. При выборе модели денежного потока воспользуемся денежным потоком для собственного капитала, т.е. рассчитаем рыночную стоимость собственного (акционерного) капитала предприятия.

  1. Обоснование длительности жизненного цикла бизнеса

    Согласно  методу ДДП стоимость предприятия  основывается на будущих, а не на прошлых  денежных потоках. Поэтому главной  задачей является выработка прогнозного денежного потока на какой-то будущий временной период. Учитывая ситуацию в экономике страны, оптимальным прогнозным периодом можно считать 3-5 лет. В данном случае считаем целесообразным выбрать горизонт расчета в пределах 3 года.

  1. Определение коэффициента капитализации (ставки дисконта).

    Воспользуемся кумулятивной моделью оценки ставки дисконта:

Сд= Дб/р+ ∑ %-ов по факторам риска,                                                          (17)

где Дб/р – безрисковая ставка дохода,

∑ %-ов по факторам риска – премия за инвестирование в данную компанию.

     В качестве безрисковой ставки возьмем ставку дохода по государственным долгосрочным облигациям Дб/р=7,47%, так как государственные ценные бумаги являются абсолютно ликвидным и надежным инструментом .

Затем дадим  экспертные оценки премий за риск, связанный  с нвестированием в данное предприятие. 

Таблица 14- Экспертные оценки премий за риск

Вид риска Значение Примечание
Ключевая  фигура 3% Компания не зависит от одной ключевой фигуры. Однако, отсутствует управленческий резерв
Размер  компании 2% Предприятие небольшое, но имеет надежное положение на рынке
Финансовая  структура 3% Задолженность компании не велика
Товарная (территориальная) диверсификация 3% Компания реализует  один вид продукции, но имеет выход  на внешний рынок
Диверсификация  клиентуры 2% Продукция рассчитана на мелкое число крупных потребителей (около 80% сбыта приходится на них)
Прибыли: нормы и прогнозируемость 4% Предприятие построено  недавно, информация  о его деятельности имеется только за 3-5 лет, что затрудняет прогнозируемость
Прочие  риски -  
Итого по рискам 17%  
 

     Ставка  дисконта равна:                                                                                         

Сд= Дб/р+ ∑ %-ов по факторам риска=7,47+18=25,47 %

    4. Анализ планируемых доходов и расходов предприятия

    Согласно  бизнес-плану ОАО «Хабаровский пищевой комбинат»  планируется ежегодное увеличение выручки на 5 %.

Таблица 15 - Расчет выручки от реализации в  прогнозный период

Наименование  статьи Отчетный период Прогнозный  период Постпрогнозный  период
2011 2012 2013 2014 2015
Общая выручка от реализации, руб. 101038 106090 111395 116965 122965
 

       Затраты на производство (себестоимость) составляют 86 % от выручки от    реализации.   Данная величина была рассчитана как среднеарифметическое соотношение величины затрат на производство и  выручки от реализации на основе ретроспективного анализа бухгалтерских балансов за 2007-2010 годы.

Таблица 16– Затраты на производство

  2007 2008 2009 2010
Выручка от реализации, тыс. руб. 52889 61270 77432 101038
Затраты на производство, тыс. руб. 42868 53017 66525 88484
Соотношение величины затрат на производство и  выручки от реализации 0,81 0,87 0,86 0,88
Среднее значение соотношения 0,86

Информация о работе Оценка стоимости предприятия/бизнеса