Лекции по "Бизнес-планированию"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 19:12, курс лекций

Краткое описание

1. Сущность и элементы бюрократизма. Его исторические и теоретические корни, а также позитивные и негативные стороны.
Термин «бюрократия» образован сочетанием двух слов: французского burean – бюро, канцелярии и греческого kratos – сила господство, власть.
Зачатки бюрократии возникли уже в государствах Древнего Востока, что было обусловлено обособлением государственного управления.

Файлы: 1 файл

Лекционный_комплекс-Дюсембекова-Гульсара.doc

— 510.50 Кб (Скачать)

Исходя из опыта западноевропейских стран можно перечислить следующие  основные формы прямой и косвенной приватизации:

    1. Поощрение совместных предприятий (государственных и частных);
    2. продажа дочерних предприятий или дочерних филиалов государственных компаний и банков в частные руки;
    3. рекапитализация государственных компаний путем допуска частных инвесторов;
    4. продажа части активов компаниям при сохранении контрольного пакета акций за государством;
    5. продажа большей части активов с потерей государством контроля  над компанией;
    6. непосредственная продажа государственных компаний частным инвесторам.

Важнейшие причины развернувшегося процесса приватизации следующие:

    1. интернализация хозяйственных связей;
  1. видоизменение рыночной ситуации в сфере естественных монополий в связи с научно-техническим прогрессом;
    1. значительные дефициты государственных бюджетов западных стран.

Конечная цель приватизации как элемента системы преобразований- это, прежде всего, обеспечение стабильности новой системы отношений собственности (что проявляется в формировании устойчивой структуры прав собственности и все сопутствующей инфраструктуры и механизмов), создание условий (механизмов, институтов) для самопроизводства данной системы, экономическая эффективность на микро- и макроуровнях.

Приватизационная программа должна содержать в себе  различные  методы приватизации, приспосабливая их к местным условиям и конкретной социально-политической ситуации. Какие бы методы приватизации не использовались, ключевыми факторами успеха ее являются четко определенная процедура приватизации и эффективное руководство правительства этим процессом. 

 

10. Роль государства в привлечении иностранных инвестиций в частный сектор экономики и в стимулировании инвестиционной активности предпринимателей.

Коренное реформирование экономики  Республики Казахстан сегодня сопровождается сложными проблемами. Кризисные условия  хозяйственной деятельности ставят многие предприятия на грань остановки или банкротства. Приватизация, несмотря на возлагавшиеся на нее надежды, не привела к значительному росту эффективности производства.

Одним из серьезнейших аспектов сохраняющегося кризиса является затянувшийся инвестиционный кризис. Расширение внешнеэкономических связей, широкое привлечение иностранных инвестиций помогут Казахстану выйти из экономического кризиса. Именно пониманием этого вызваны предпринимаемые президентом и правительством шаги по активизации инвестиционного процесса в Республике Казахстан.

Инвестиционная деятельность в  Казахстане направлена на оживление  процесса воспроизводства за счет внутренних и внешних источников финансирования. Государство держит курс на всемерное  привлечение иностранного капитала, создание для этого комплекса притягательных факторов.

Эту твердую позицию постоянно  отстаивает президент Казахстана Нурсултан  Назарбаев, особо подчеркивая, что "наша задача - представить Казахстан в  глазах мирового сообщества как привлекательное место для инвестиций, активно привлекать инвесторов в наиболее важные отрасли".

Объявив привлечение иностранного капитала в качестве приоритетной стратегической задачи, Казахстан последовательно  осуществляет необходимые действия к созданию цивилизованной законодательной базы для интеграции в мировое хозяйство и перехода к открытой экономике.

Приняты Законы "Об иностранных  инвестициях", "О государственной  поддержке прямых инвестиций". Президент  Республики Казахстан Нурсултан  Назарбаев в 1997 году издал Указы "Об утверждении перечня приоритетных секторов экономики Республики Казахстан для привлечения прямых и иностранных инвестиций" и "Об утверждении Положений о системе льгот и преференций и порядке их предоставления при заключении контрактов с инвесторами".

В Казахстане иностранные инвестиции могут вкладываться в любые объекты  и виды деятельности во всех разрешенных  организационно-правовых формах, в  том числе, путем создания иностранных  фирм, то есть полностью принадлежащих  иностранным инвесторам, их филиалов и представительств, либо совместных предприятий, в которых им принадлежит часть имущества.

Для обеспечения сбалансированного  развития экономики страны за счет роста объемов прямых отечественных  и иностранных инвестиций в приоритетные виды деятельности разработана программа привлечения прямых инвестиций в Республику Казахстан на 2003-2005 годы, одним из основных направлений которой является развитие обрабатывающей промышленности.

В целях повышения инвестиционной привлекательности приоритетных производств государство предпринимает меры, направленные на:

- усиление защиты прав миноритарных  акционеров и повышение эффективности  корпоративного управления;

- введение упрощенной системы  регистрации предприятий;

- создание транспарентной системы лицензирования видов деятельности;

- ускорение перехода предприятий  на международные стандарты финансовой  отчетности.

В целом, правительство Казахстана продолжает гибкую макроэкономическую политику, обеспечивающую рыночную конкурентную среду без административного вмешательства.

Закрепление тенденций стабилизации экономики, улучшение внешней ликвидности, а также перспективы роста  экспорта сырьевых товаров упрочили позицию республики на международных  рынках капитала.

Инвестиционный рейтинг, присвоенный  Казахстану столь авторитетным агентством, указывает на благоприятные условия для инвестирования в экономику республики.

 

11. Система мер по  государственной поддержке развития  частного предпринимательства, малого  и среднего бизнеса. Условия  и имеющиеся результаты развития предпринимательской деятельности в Казахстане.

Казахстанский бизнес – это тот  сектор экономики, который в буквальном смысле порожден реформами. Периодом зарождения в стране цивилизованного бизнеса  можно смело назвать 1997 год, когда  был принят Указ Президента страны от 07.07.1997 г. № 3589 «О приоритетных и региональных программах поддержки и развития малого предпринимательства в Республике Казахстан». С тех пор приоритетное развитие его является неотъемлемой частью государственной политики и с ним же связано большинство кардинальных изменений в обществе.

Одним из приоритетных направлений  экономической реформы, производимой в настоящее время в Казахстане, является становление и развитие малого бизнеса. Общество всё больше осознаёт, что малый бизнес представляет собой одно из ключевых условий формирования рыночных механизмов и является составляющей частью современной рыночной системы.  Развитие малого бизнеса в единстве с диверсификацией (разбиением) промышленного сектора составляют одну из основ стратегии «Казахстан - 2030». Малый бизнес в Казахстане является не только необходимым звеном в создании рыночной системы хозяйствования, но и наиболее существенным элементом в социальном преобразовании общества.

Казахстан провозгласил курс на формирование социально ориентированного рыночного общества, который требует радикальных преобразований, направленных на преодоление монополизма и развития конкуренции. Предпринимательство, являясь одним из основных звеньев переходного периода к рыночной экономике, ускорило формирование навыков рыночного поведения отдельных людей в масштабе всего государства.

Кризис малых предприятий связан с изменением экономической ситуации в стране.  Жесткое денежно-кредитное  регулирование, сжатие денежной массы  в национальной валюте, неплатежеспособность, общее сокращение платежеспособного спроса – как производственного, так и потребительского, обесценивания оборотных средств, индексация основных производственных фондов обусловили снижение количества субъектов малого бизнеса и создали серьёзные препятствия в его функционировании и развитии.

Новый импульс развитию предпринимательства  в определенной степени придали  Указы Президента Республики Казахстан  от 14 июня 1996 года № 3036 «О дополнительных мерах по реализации государственных  гарантий свободы предпринимательской деятельности»; от 6 марта  1997 г. №3398 «О мерах по усилению государственной поддержки активизации развития малого предпринимательства» и от 27 апреля 1998 г. №3928 «О защите прав граждан и юридических лиц на свободу предпринимательской деятельности».

Из приведенных данных можно  видеть, что малые предприятия  с частной формой собственности  имеют небольшие количественные показатели. Так, в 1997 году наблюдается  рост количества зарегистрированных субъектов  малых предприятий. По сравнению с 1995 годом наблюдается рост количества зарегистрированных субъектов малых предприятий.  По сравнению с 1995 годом количество функционирующих субъектов малого предпринимательства увеличилось в 2,4 раза, а по сравнению с 1992 годом – в 1,5 раза. Однако в данном случае можно говорить только о тенденции роста. Более детальные данные, предоставляемые отдельными государственными органами, разнятся с данными официальной статистики, так как произошедшие перемены в законодательстве за период обследования обусловили изменение круга обследуемых предприятий.  Так, например, в 1996 году ценз по размерности отличался от последующих. С 1997 г. Законом РК «О государственной поддержке малого предпринимательства» было определено, что «субъектами малого предпринимательства являются юридические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью со среднегодовой численностью работающих не более 50 человек» и в следующих организационно-правовых формах:

  • Полное товарищество;
  • Коммандитное товарищество;
  • Товарищество с ограниченной ответственностью;
  • Товарищество с дополнительной ответственностью;
  • Производственные кооперативы.

Ежеквартальный рейтинг (оценка) малого бизнеса, проводимой Агентством РК по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса, позволила выявить определенную дифференциацию в уровнях развития малого предпринимательства по регионам Казахстана.

К категории регионов с относительно высоким уровнем развития малого бизнеса можно отнести города Алматы и Астана, Костанайскую область.

К категории регионов со средним  уровнем развития малого предпринимательства  входят Южно-Казахстанская, Алматинская, Восточно-Казахстанская, Карагандинская, Северо-Казахстанская, Атырауская, Жамбылская, Кзыл-Ординская и Мангистауская  области.

Регионом с относительно низким уровнем развития этого сектора  экономики можно считать Павлодарскую, Актюбинскую, Западно-Казахстанскую  и Акмолинскую области.

Мониторинг развития малого бизнеса  по регионам второй группы (со средним  уровнем) показал, что ведущие позиции по развитию предпринимательской деятельности в отраслях промышленности занимают Атырауская и Алматинская области.

Очевидно, что вклад малого предпринимательства  в экономику республики возрастает.

Однако подъем происходит волнообразно, периоды роста сменяются спадом, затем вновь некоторое оживление, имеются существенные неиспользованные резервы.

В рамках содействия установлению благоприятного инвестиционного климата в Республике Казахстан путем подготовки предложений  и рекомендаций по совершенствованию законодательного режима и системы налогообложения в Совете организованы рабочие группы по следующим вопросам:

  • Законодательство
  • Налогообложение
  • Текущая деятельность инвесторов
  • Повышение инвестиционного имиджа страны.

Развитие предпринимательства  сталкивается со множеством проблем, в частности это и информационные проблемы, и финансовые, и институциональные, и образовательные, и государственные (бюрократизм, коррупция), но все эти проблемы решаемы.

Предпринимательство – важнейшее  направление развития экономики, и в настоящий момент его вклад в экономику республики становится всё более весомым. Однако, несмотря на то, что в целом, по республике, количество занятых в сфере предпринимательства из года в год повышается, а, удельный вес к экономически активному населению остаётся ещё низким по сравнению с государствами с развитыми рыночными отношениями.

Одним из основных направлений государственной  поддержки  предпринимательства  является реализация его механизма  через созданные инфраструктуры малого предпринимательства (фонды, кредитные и страховые учреждения, технологические парки, бизнес-инкубаторы и т.д.). Анализ инфраструктуры показал, что отсутствуют страховые компании; лизинговые, аудиторские и консалтинговые фирмы. Предприниматели, в основном, ориентированы на мощную рыночную инфраструктуру таких городов, как Алматы, Астана и др.

Одной из ключевых форм совершенствования  механизма государственной поддержки  предпринимательства является внедрение  в экономику новых форм организации  производства и услуг, способных эффективно заменить прежние и которые должны стать основой для  формирования среднего класса.

Информация о работе Лекции по "Бизнес-планированию"