Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 19:12, курс лекций
1. Сущность и элементы бюрократизма. Его исторические и теоретические корни, а также позитивные и негативные стороны.
Термин «бюрократия» образован сочетанием двух слов: французского burean – бюро, канцелярии и греческого kratos – сила господство, власть.
Зачатки бюрократии возникли уже в государствах Древнего Востока, что было обусловлено обособлением государственного управления.
· внешними условиями конкретных регионов. Необходимо определенное благоприятное состояние внешней среды, которое достигается за счет соответствующих регулирующих воздействий, вырабатываемых субъектами управления.
Суть государственной (правительственной) поддержки сводится чаще всего к выработке конкретных мер по трем направлениям:
· консультационное сопровождение процесса создания и функционирования новых предпринимательских организаций на начальном этапе (1-3 года с момента образования организации);
· оказание определенной финансовой поддержки вновь создаваемой структуре или предоставление такой структуре определенных льгот (обычно в сфере налогообложения);
· оказание технической, научно-технической или технологической помощи маломощным в финансовом отношении предпринимательским структурам.
Государственной поддержкой охватываются обычно создаваемые предпринимательские структуры до момента их перехода из малых в категорию крупных предпринимательских организаций.
Формы поддержки различны:
а) создание системы информационного обеспечения, обучения и переподготовки кадров, нормативной базы, финансовой инфрастуктуры и т.п.;
б) налоговые льготы и послабления;
в) целевые фонды, финансирование из федерального и местных бюджетов, зарубежная финансовая помощь на поддержку предпринимательских структур в Казахстане.
Не вдаваясь в подробности, можно
говорить о двух формах предпринимательства:
· частной;
· государственной .
Государственное предпринимательство есть форма осуществления экономической активности от имени предприятия, учрежденного: а) государственными органами управления , которые уполномочены (в соответствии с действующим законодательством) управлять государственным имуществом (государственное предприятие) или б) органами местного самоуправления (муниципальное предприятие).
Частное предпринимательство есть форма осуществления экономической активности от имени организации (если оно зарегистрировано в качестве такового) или предпринимателя (если такая деятельность осуществляется без найма рабочей силы, в форме индивидуальной трудовой деятельности).
Основное отличие
5. Государственная собственность как основа производства общественных благ и услуг. Проблема фрирайдерства.
В «Отчете о мировом развитии – 1997» говорится, что миссия любого государства основана на выполнении пяти фундаментальных задач, без чего невозможно устойчивое все охватывающее развитие, ведущее к сокращению бедности, которые характерны и на сегодняшний день:
– утверждение основ законности;
– поддержание сбалансированной политической
обстановки, не подверженной искажениям,
включая обеспечение
– финансирование базовых социальных услуг и инфраструктуры;
– поддержка незащищенных групп населения;
– защита окружающей среды.
В отличие от предметов, находящихся в частном пользовании, связанных либо с отдельной личностью (например, одежда), либо с определенной группой лиц (например, автомобиль или квартира), предметы, являющиеся достоянием общества, характеризуются двумя следующими признаками:
– они могут использоваться более чем одним лицом или более чем одной небольшой группой без ущерба для пользователей;
– никому не может быть отказано в пользовании на основании требования о выплате определенной цены, так как польза предмета может быть ограничена.
Поэтому такие блага не предлагаются частными лицами. Примерами общественных благ являются, например, защита со стороны полиции, внешняя безопасность, маяки или защитные дамбы.
В отношении второй группы коллективных благ – «причитающихся»- принцип исключения мог бы работать, т.е. они могли бы предлагаться и частными лицами. Однако объем услуг в данном случае мог бы быть недостаточным в связи с недооценкой ситуации со стороны политического руководства или их использование невозможно для групп, характеризующихся небольшим доходом. Поэтому такие блага предлагаются государством или их выбор (количественный и качественный) находится под влиянием государства. Примерами таких благ могут служить учреждения сфер образования и здравоохранения и так называемое «социальное жилищное строительство».
Государство не должно производить общественные блага – оно только должно определить, сколько должно быть произведено каждого из этих благ. Чтобы обеспечить реальное производство, оно может опираться на частных подрядчиков, как оно поступает, скажем, в отношении производства военного оборудования.
6. Организационно-правовые основы государственного предпринимательства и его роль в рыночной экономике.
Рыночная экономика более приспособлена для оптимального соотношения между различными рынками интересов.
Проблемы экономических интересов теснейшим образом связаны с принципами экономической реализации прав собственности.
Госсобственность – это не синоним общественной собственности, так как государство- это не все общество, а только его часть. Более того, чиновники или государственная бюрократия всегда неизбежно имеют свой интерес, нередко не совпадающий с интересами общества.
Главный приоритет страны в условиях глобализации – содействие развитию национальной экономики. Для достижения этой цели необходимо добиваться сведения к минимуму рисков при дальнейшей интеграции нашей экономики в мировое хозяйство, в том числе ВТО, обеспечив защиту национальных институтов.
В гражданском кодексе РК отмечено, что государственная собственность выступает в виде республиканской и коммунальной собственности. Республиканская собственность состоит из республиканской казны (средства республиканского бюджета, золотовалютный запас и алмазный фонд, объекты исключительной государственной собственности и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными юридическими лицами) и имущества, закрепленного за государственными республиканскими юридическими лицами в соответствии с законодательными актами. Коммунальная собственность состоит из местной казны и имущества коммунальных юридических лиц. Имущество, находящееся в государственной собственности, может закрепляться за государственными юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Исключительная государственная собственность это земля, ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы.
В Гражданском кодексе РК изложены основные положения о государственном предприятии. Государственное предприятия могут быть основаны на праве:
- хозяйственного ведения;
- оперативного управления (казенные предприятия).
Имущество государственного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам. Фирменное наименование государственных предприятий должно содержать указание на собственника его имущества. Государственное предприятие создается по решению уполномоченного государственного органа. Учредительным документом предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, является устав, утверждаемы учредителем. Предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Казенным является предприятие, обладающее государственным имуществом на праве оперативного управления. Оно создается по решению Правительства Республики Казахстан или местного исполнительного органа. Учредительным документом является устав, утверждаемый учредителями.
В собственности государства или под его контролем находятся крупнейшие компании мира в таких отраслях, как авиакосмическая, нефтегазовая, автомобильная промышленность и др. Чтобы создать систему отношений, обеспечивающих совместное присвоение и распоряжение государственным имуществом, необходимо сформировать механизмы реализации общественного содержания государственной собственности.
7. Государственный сектор
экономики: его эффективность
и влияние на социально-
Государство является особым субъектом права. В Конституции Республики Казахстан закреплены основополагающие принципы деятельности нашего государства, а именно: общественное согласие и политическая стабильность, экономическое развитие на благо всего народа, казахстанский патриотизм, решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами, включая голосование на республиканском референдуме или в Парламенте.
Экономическая функция государства
выражается в обеспечении условий
использования всех форм собственности,
в регулировании
С одной стороны, государство оказывает регулирующее воздействие на все экономические отношения, являясь участником вертикальных публично-правовых отношений, с другой стороны, государство само выступает организатором государственного сектора экономики, участником горизонтальных частно-правовых отношений, как равный среди равных в экономической сфере.
Государство фактически устанавливает
те правила участия в
Государственный сектор, по нашему мнению, не ограничивается рамками деятельности государственных юридических лиц как хозяйствующих субъектов, но также включает и деятельность юридических лиц, управляемых государством как участником.
Государственный сектор экономики не просто должен развиваться параллельно частному сектору, стратегия его развития должна быть непосредственно связана с необходимостью восполнения незанятых частным бизнесом экономических ниш в силу их небольшой доходности, убыточности, долгосрочности возврата капитальных вложений. В настоящее время Казахстан взял курс на построение конкурентоспособной постиндустриальной экономики, на выведение станы в число 50-ти конкурентоспособных стран мира.
Эффективность государственного участия в экономике мы должны повысить за счет административной реформы, предусматривающей разграничение и оптимизацию полномочий разных уровней государственного управления, снижение контроля государства над экономикой.
8. Частная собственность как основа развития частного предпринимательства.
Частная собственность являлась той формой, при которой наиболее полно реализовалась экономическая обособленность товаропроизводителя. Следовательно, частная собственность и связанное с ней экономическое обособление являлись необходимой предпосылкой возникновения и развития товарного, рыночного хозяйства, способствовали становлению человека как индивидуальности, личности.
Виды частной собственности – это экономические структуры, которые обладая этим общим коренным признаком, отличаются друг от другая размерами (крупная, средняя, мелкая немонополистическая собственность), организационными статусами (акционерная, коммандитная, индивидуальная и друга частная монополистическая и немонополистическая собственность), неоднородностью (полная, смешанная) и другими характеристиками.
Типы и виды частной собственности отличают, прежде всего, конкретные условия присвоения прибавочной стоимости. В современных условиях частная собственность, которая является основой производственных отношений, представлена следующими основными ее типами. Во-первых, частномонополистическая собственность, которой принадлежат решающие роль и значение в иерархии типов собственности. Она выступает в виде корпоративно-монополистической собственности. Во-вторых, немонополистическая собственность (индивидуальная и ассоциированная) – это крупная, средняя, мелкая собственность.
Все типы и виды частной собственности взаимосвязаны, постоянно взаимодействуют в единой системе общественного разделения труда, производства, рынка и государственного регулирования экономики.
Предпринимательская деятельность может осуществляться:
1) путем непосредственного
производства какого-либо
2) путем производства
посреднических функций по
В рамках такого разделения труда сформировалась типология предпри-нимательской деятельности (рис. 1.1).
Предпринимательская
Рис. 1.2. Общая схема
Предпринимательская идея представляет собой выявленный возможный интерес производителя, имеющий видимые очертания какой-либо конкретной экономической формы. Выявление такого интереса может осуществляться посредством совмещения возможностей предпринимателя с потребностями рынка, или, наоборот, путем совмещения потребностей рынка с возможностями предпринимателя.