Лекции по "Бизнес-планированию"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 13:26, курс лекций

Краткое описание

ЛЕКЦИЯ № 1 «ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ НАУКИ. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ АПК»
ЛЕКЦИЯ № 2 «ПРИНЦИПЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА И ПРЕДПРИЯТИЙ»
ЛЕКЦИЯ № 3 «ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА»
ЛЕКЦИЯ № 5 «ОЦЕНКА И АНАЛИЗ УРОВНЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА»

Файлы: 1 файл

Lekcionnyj material.doc

— 878.00 Кб (Скачать)


СОДЕРЖАНИЕ 

 

 

ЛЕКЦИЯ № 1

«ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ НАУКИ

«ОРГАНИЗАЦИЯ  ПРОИЗВОДСТВА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ АПК»

План

1. Предмет  науки «Организация  производства на предприятиях АПК»

2. Задачи науки «Организация  производства на предприятиях АПК»

3. Методы науки «Организация  производства на предприятиях АПК»

1. Предмет науки

 

Сельскохозяйственные  предприятия - объекты исследования ряда экономических, технологических и технических наук, в том числе и науки «Организация сельскохозяйственного производства». Каждая из них имеет свой предмет изучения.

Наука «Организация сельскохозяйственного  производства» изучает закономерности, принципы, формы, системы и методы рационального построения и эффективного ведения производства на сельскохозяйственных предприятиях. Предмет ее изучения — организация сельскохозяйственного производства, представляющая собой систему мер, направленную на рациональное использование земельных, материально-технических, трудовых и финансовых ресурсов с целью получения наибольшего количества продукции с наименьшими затратами и наивысшей рентабельностью.

Основное содержание предмета применительно к подготовке агрономов высшей квалификации включает:

  • закономерности, принципы и формы организации сельскохозяйственного производства;
  • принципы, формы и организационно-экономические основы сельскохозяйственных предприятий;
  • принципы и факторы построения системы ведения хозяйства и системы растениеводства;
  • принципы, методы и системы внутрихозяйственного планирования, приемы разработки перспективных, годовых и оперативных планов предприятий;
  • формы и факторы специализации производства, принципы сочетания отраслей, размеры сельскохозяйственных предприятий и их подразделений;
  • формирование земельной территории и организацию рационального использования земель сельскохозяйственных предприятий;
  • формирование и организацию рационального использования сельскохозяйственной техники, автотранспорта и других средств производства;
  • формы кооперации и разделения труда, принципы и методы его организации и нормирования.
  • принципы, формы, виды и системы оплаты труда, тарифную систему;
  • принципы и условия организации хозяйственного расчета на сельскохозяйственных предприятиях в условиях развития рыночных отношений;
  • принципы, формы и условия внутрихозяйственного расчета, подрядных и арендных отношений;
  • передовой опыт организации полеводства, кормопроизводства, овощеводства, садоводства и виноградарства;
  • организацию хранения, переработки и реализации продукции растениеводства на сельскохозяйственных предприятиях;
  • приемы и показатели анализа хозяйственной деятельности предприятий и отраслей растениеводства в целях выявления резервов производства и определения направлений их эффективного использования.

В своих исследованиях  наука «Организация сельскохозяйственного производства» опирается на объективные экономические законы. Познание механизма действия, форм проявления этих законов и учет их требований позволяют вскрывать и объяснять закономерности рационального построения и эффективного ведения производства.

Наука «Организация производства на предприятиях АПК» тесно связана с предпринимательством и маркетингом, экономикой сельского хозяйства, управлением сельскохозяйственным производством и другими экономическими науками. Они обогащают друг друга новыми теоретическими положениями по актуальным проблемам сельского хозяйства.

Наряду с экономическими науками организация производства использует результаты исследований технических и технологических наук, поскольку техника, технология и организация производства постоянно взаимодействуют. Так, создание новых машин вызывает изменения в приемах возделывания сельскохозяйственных культур и организации трудовых процессов; применение прогрессивной технологии требует совершенствования средств механизации и методов труда и т. д.

2. Задачи науки

 

Задачи науки «Организация производства на предприятиях АПК» видоизменяются на разных этапах экономического развития. В период перехода к рыночной экономике основными из них являются следующие.

Разработка рекомендаций по рациональному построению и эффективному ведению производства в новых организационно-правовых формах сельскохозяйственных предприятий. Это обоснование рациональных размеров отраслей, площадей под отдельными культурами и многолетними насаждениями, численности поголовья животных, производственной и организационной структур, целесообразных пропорций и взаимосвязей между сельскохозяйственными угодьями, материально-техническими и трудовыми ресурсами при разных уровнях специализации и концентрации производства.

Организационно-экономическое  обоснование систем ведения хозяйства. Специализация предприятий и укрупнение отраслей создают условия для перевода производства продукции на индустриальные методы, что влечет за собой изменение техники, технологии и организации, а, следовательно, и всей системы ведения хозяйства. Ускорению такого процесса в отраслях растениеводства способствует применение более совершенных систем земледелия и в целом систем ведения хозяйства. Эти системы нуждаются в постоянном улучшении в соответствии с развитием материально-технической базы сельскохозяйственных предприятий. Необходимо их организационно-экономическое обоснование по природным зонам и экономическим районам с учетом конкретных условий производства.

Разработка методов  ускорения темпов повышения производительности труда, за счет чего можно увеличивать производство продукции. Отсюда необходима система мер, позволяющая более эффективно использовать имеющиеся трудовые ресурсы и предусматривающая наряду с комплексной механизацией и автоматизацией процессов внедрение новых форм и методов организации труда, прогрессивных норм выработки и обслуживания, совершенствование систем оплаты, экономное расходование рабочего времени на всех участках производства, устранение простоев и непроизводительных затрат, сокращение текучести кадров, закрепление их на селе и др.

Совершенствование хозрасчетных отношений и методов экономического стимулирования сельскохозяйственного производства — одна из важных задач. Она включает систему мер по созданию условий для хозяйственной самостоятельности, инициативы и предприимчивости предприятий, обеспечению их самоокупаемости и самофинансирования, организации внутрихозяйственных экономических отношений, повышению материальной заинтересованности в увеличении производства продукции, улучшении ее качества, экономном расходовании средств и получении большей суммы прибыли.

Совершенствование производственных связей и экономических взаимоотношений сельскохозяйственных предприятий с другими звеньями АПК. Эта задача включает, прежде всего, совершенствование содержания, порядка заключения и исполнения договоров с предприятиями   и   организациями   по   материально-техническому снабжению, производственному обслуживанию, строительству, заготовке, переработке и реализации продукции, а также повышение экономического стимулирования за конечные результаты и материальную ответственность партнеров за невыполнение договорных обязательств.

Разработка рекомендаций по совершенствованию организации  отдельных растениеводческих и других отраслей. Эта задача охватывает широкой круг вопросов: обоснование рациональных размеров и сочетания отраслей с учетом спроса на продукцию, совершенствование структур посевов и многолетних насаждений, организации труда и его оплаты исходя из особенностей каждой отрасли, уточнение систем показателей для оценки структур посевов и насаждений, полевых, кормовых, овощных, плодовых, ягодных культур, винограда, их сортов и гибридов, севооборотов, культурооборотов и пастбищеоборотов, а также степени прогрессивности технологий и агротехнических мероприятий.

3. Методы науки

 

Под методом науки  понимают способ познания изучаемого предмета.

Методологическая основа науки «Организация производства на предприятиях АПК», как и других наук - всеобщий метод познания природы, общества и человеческого мышления - диалектический материализм. Он учит рассматривать все явления в их взаимосвязи и взаимодействии, в переходе количественных изменений в качественные, в единстве и борьбе противоположностей, в борьбе нового, прогрессивного со старым, отживающим.

В соответствии с этим наука «Организация сельскохозяйственного производства» изучает закономерности, принципы, формы и системы рационального построения и ведения производства не изолированно, а в тесной связи с уровнем развития всего агропромышленного комплекса и производительных сил страны, а также с учетом природных и экономических факторов. Это касается не только предприятия в целом, но и каждой его отрасли, подразделения, решения того или иного организационного вопроса.

Например, разработка и внедрение внутрихозяйственных экономических отношений обусловлены необходимостью более эффективного использования земли, техники и трудовых ресурсов. При этом учитывают все взаимосвязанные факторы производства, которые влияют на конечный результат. Специализацию и размеры подразделений, профессиональный состав работников, площадь сельскохозяйственных угодий, количество тракторов, сельскохозяйственных машин и другой техники устанавливают с таким расчетом, чтобы коллективы могли самостоятельно выполнять основную часть работ по производству предусмотренной договором продукции. Договорные условия определяют на основе обоснованных технологических и организационно-экономических мероприятий. Оплату труда ставят в зависимость от суммы полученного дохода.

Руководствуясь требованиями диалектического материализма, наука  «Организация производства на предприятиях АПК» рассматривает происходящие на предприятиях процессы также с точки зрения перехода постоянных количественных изменений в качественные. Это позволяет выявлять прогрессивные направления в развитии производства и при осуществлении мероприятий по его улучшению ускорять тот или иной процесс.

В качестве примера можно  привести совершенствование форм организации труда в сельскохозяйственных организациях. В первые годы их создания применялась в основном кооперация труда. Затем по мере специализации производства и концентрации полеводства, кормопроизводства, овощеводства, садоводства, виноградарства и других отраслей, повышения уровня механизации процессов на смену простому коллективному труду пришла более сложная бригадная форма организации, основанная не только на кооперации, но и на разделении труда по операциям. Были созданы комплексные, отраслевые и специализированные бригады.

Исходя из положения диалектического материализма о единстве и борьбе противоположностей как источника всякого развития, наука «Организация сельскохозяйственного производства» вскрывает противоречия в происходящих процессах, выявляет среди них наиболее прогрессивные движущие силы и разрабатывает организационные меры, обеспечивающие внедрение нового, передового.

Борьба противоположностей характерна для процесса специализации производства на сельскохозяйственных предприятиях. С одной стороны, многообразные условия позволяют им развивать несколько взаимно дополняющих друг друга отраслей. С другой - возрастающий уровень производительных сил страны и фондооснащенности предприятий требует укрупнения производства, что не всегда возможно при многоотраслевом хозяйстве. Разрешение такого противоречия находит свое выражение в постоянном углублении специализации и повышении концентрации производства. С этой целью были укрупнены мелкие колхозы, проведена внутрихозяйственная специализация, организованы узкоспециализированные предприятия, созданы тепличные комбинаты, осуществляется специализация и концентрация производства на базе межхозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции.

Согласно учению диалектического  материализма, основой познания является практика, которая находится в неразрывном единстве с теорией. Исходя из этого наука «Организация производства на предприятиях АПК» опирается в своих исследованиях на передовой опыт предприятий, накапливая и обобщая конкретные факты и проверяя на практике вытекающие из них теоретические положения и выводы. Она использует категории и приемы исследования, выработанные диалектическим материализмом.

В число категорий исследований, т. е. основных понятий, отражающих наиболее общие и существенные свойства и отношения явлений, включаются единичное, особенное и всеобщее, качество и количество, причина и следствие, содержание и форма, возможность и действительность и др. Они находятся в определенной связи между собой и позволяют глубоко и объективно познавать процессы, происходящие на предприятиях.

Из приемов исследований важное значение в познании закономерностей построения и ведения сельскохозяйственного производства имеют анализ и синтез, индукция и дедукция.

Изучение научных факторов начинается с анализа, под которым понимают разложение целого на составные части и исследование каждой из них. Это необходимо потому, что организационно-экономические процессы на сельскохозяйственных предприятиях сложны и многогранны. Их трудно охватить без расчленения на более простые элементы и выявления отдельных сторон, свойств, связей.

После анализа проводится синтез - составление составных элементов в единое целое. Он позволяет создать целостную картину процесса, понять его внутреннюю структуру, характер действия, закономерности развития. Анализ и синтез дополняют друг друга, так как без изучения отдельных элементов невозможно познать целое, а без изучения целого нельзя уяснить роль каждого элемента в его составе.

Информация о работе Лекции по "Бизнес-планированию"