Лекции по "Бизнес-планированию"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 13:26, курс лекций

Краткое описание

ЛЕКЦИЯ № 1 «ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ НАУКИ. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ АПК»
ЛЕКЦИЯ № 2 «ПРИНЦИПЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА И ПРЕДПРИЯТИЙ»
ЛЕКЦИЯ № 3 «ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА»
ЛЕКЦИЯ № 5 «ОЦЕНКА И АНАЛИЗ УРОВНЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА»

Файлы: 1 файл

Lekcionnyj material.doc

— 878.00 Кб (Скачать)

Сторонники "школы  человеческих отношений" высоко ценили социально-психологический аспект этих отношений в процессе производственной и иной деятельности (например, внимание менеджера к рабочему, его нуждам, привлечение его к управлению и т.п.). Актуальность такого аспекта в теории и практике управления велика и в настоящее время. Однако, невыполнение главной цели, которую ставили сторонники этой школы, достичь высокую производительность труда только с помощью ее методов, — послужило основанием для ее критики.

Преодолеть  недостатки и ограниченность "школы  человеческих отношений" пытались представители "школы поведенческих наук" (или "теории человеческих ресурсов"), значительной заслугой которой являлось изучение проблемы мотивов и потребностей, а также возможностей их эффективного использования в управлении. Сторонники этого направления (Ч. Барнард, А. Маслоу, Д. Мак-Грегор и др.) в своих работах исследовали вопросы социального взаимодействия работников на предприятии, его формальной (включая наличие индивидов, способных общаться друг с другом, желание совместно действовать, стремление к достижению общей цели) и неформальной организации, мотивации их потребностей, лидерства в организационной структуре, форм общения в коллективе и др. Главную роль в отношениях человека к труду они отводили мотивам и потребностям. По их мнению, чтобы обеспечить добровольное и активное участие рабочих в управлении, необходимо разрабатывать мотивационное управление (в отличие от командного).

В 40-60-е гг. нашего столетия значительное развитие получила и "эмпирическая школа управления ", основанная на распространении конкретного опыта управления предприятием (фирмой и т.п.)- В разработке ее положений принимали участие как исследователи (например, Э. Петер-сен, Г. Саймон и др.), так и представители крупного бизнеса (например, А. Слоун бывший президент "Дженерал Моторс"). Ее сторонники не отрицали значение теории в управлении, но более важным считали анализ непосредственного опыта. В своих трудах они сочетали элементы теории человеческих отношений с пониманием тейлоровского научного управления, ими разработан принцип менеджмента по отдельным видам продукции (управление по изделиям), широко используемый при построении организационных структур крупных промышленных корпораций, а также эффективные методы обучения менеджеров.

ЛЕКЦИЯ № 4

«ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ СИСТЕМЫ И ИХ ВИДЫ»

 

План 

 

1. Состав производственной  системы

2. Свойства производственной системы

3. Классификация производственных систем

4. Системный подход

 

1. Состав производственной  системы

 

Термин "система" (от греч. systema — целое, составленное из частей соединение), как совокупность взаимосвязанных элементов, образующих единое целое для достижения определенной цели, является весьма распространенным и используемым в различных значениях. Так, системой может быть совокупность хозяйственных единиц, учреждений и предприятий отрасли, имеющих общие цели и задачи, или предприятие (фирма), как совокупность, его подразделений (филиалов, цехов, участков и т.п.), а также порядок, обусловленный планомерным расположением частей в определенной связи, строгой последовательности действий, например, система в работе, принятый распорядок действий.

Система — это и форма, способ устройства, организация чего-либо, например, государственная избирательная система или представляющие единое целое определенного назначения технические устройства, расположенные в необходимом порядке, например, система машин, занятых на данных работах или фазах производства. Это и множество закономерно связанных друг с другом элементов — предметов, явлений, взглядов, знаний и т.п., представляющих собой определенное целостное образование (единство).

Признаки любой системы  — целостность и сложность  соответствующего объекта, возможность деления его на составные части (подсистемы, элементы). Система может входить составной частью (как подсистема) в систему более высокого порядка.

Производственная  система — целенаправленный процесс, благодаря которому происходит превращение отдельных элементов системы в полезную продукцию.

Систему особого класса представляет собой производственная система, включающая кадры, средства производства и другие элементы, необходимые для ее функционирования. На первичном уровне ею может быть группа механизмов или система машин, обслуживаемая операторами, машинистами и т.п. В свою очередь, каждый механизм и обслуживающий его работник представляет собой систему "человек-машина".

Считается, что любая  производственная система состоит, как минимум, из трех основных блоков, компонентов, частей: поступления исходных ресурсов; сам производственный процесс, позволяющий преобразовывать ресурсы в новое качество (с новыми свойствами); результат функционирования системы — готовый продукт.

Производственная система (предприятие, фирма и т.п.), используя в процессе производства имеющиеся ресурсы, такие как производственные здания и сооружения, машины и оборудование, сырье и материалы, кадры и другие, получает в результате готовый продукт (изделие) с новыми свойствами, которыми каждый используемый ресурс не обладает. Это свидетельствует о целостности системы, ибо нельзя получить продукт труда, отвечающий всем требованиям, не располагая всеми видами ресурсов, например, возможностями техники, технологии, работников и т.д.

 

2. Свойства производственной системы

 

Отдельному элементу системы присущи одно или несколько  свойств, которые являются условием вхождения в систему и используются в ней. Свойства системы — это качества параметров ее объекта, элемента, позволяющие описывать их количественно. На выходе система может иметь новые свойства, отсутствующие у ее элементов. Свойства позволяют осуществлять взаимосвязь внутри системы и с элементами других систем (например, через объемы продукции, численность работающих, стоимость и др.), определять функции составляющих частей и выражать их количественно.

Определенные свойства придаются производственным системам и в процессе их проектирования, дальнейшего совершенствования. Основные из них: надежность — устойчивое функционирование, способность противостоять возмущающим процессам, происходящим как внутри системы, так и во внешней среде, характер изменения которых трудно или невозможно предсказать во времени;

управляемость — возможность своевременно и качественно принимать управленческие решения, позволяющие системе достигать поставленных целей;

результативность — способность эффективно выполнять свои цели (создавать продукцию, выполнять работу, оказывать услуги);

гибкость – приспособляемость к изменяющимся условиям внешней среды.

Соединение объектов и свойств в системном процессе в единое целое осуществляется с помощью так называемых системообразующих связей, организованных определенным образом. Они существуют между всеми системными элементами, между системами и подсистемами. Если, например, цехи и участки предприятия не связаны между собой в производственном процессе, и каждый из них имеет неограниченную самостоятельность для выхода во внешнюю среду, то такое предприятие трудно назвать системой. Связи могут быть материальными, определяющими потоки материальных ресурсов, информационными — потоки информации, финансовыми (хозрасчетными) и др. Различают их и по направлениям действия — обратная и прямая связь.

Материальная и социальная структуры производственной системы  обусловлены разделением труда внутри предприятия и должны осуществлять свои функции во взаимосвязи и взаимодействии, что возможно при наличии между ними и внешней для них средой определенной связи (она является элементом любой производственной системы), обеспечивающей потоком информации — сведений, сообщений о положении дел, состоянии объекта или процесса, необходимыми для их познания, принятия решений в управленческой деятельности и других целях.

Различают исходную информацию, результативную, промежуточную и  другие ее виды. Она может быть статической (постоянной) и динамической (переменной), управляющей и осведомляющей, избыточной и достаточной, полезной и ложной. По содержанию ее подразделяют на общественно-политическую, социальную, экономическую, научно-техническую и другие виды. Экономическая информация образуется совокупностью данных, используемых в управлении, при планировании (прогнозировании), контроле и в других случаях.

Непрерывный обмен информацией  происходит между управляемым объектом и системой управления. От объекта  к системе идет информация о состоянии элементов производства, в обратном направлении — об управляющих воздействиях. В качестве носителя информации, как средства ее хранения и передачи, могут выступать различные документы, письменные и устные сообщения, записи контрольно-измерительных приборов, дискеты, магнитные ленты и др.

Свойства информации: количество, ценность и содержание, достоверность, полнота, глубина, точность, убедительность, новизна, эффективность, оптимальность, оперативность, надежность, выразительность.

Информационные связи  обеспечивают взаимодействие всех элементов  производственной системы, интегрируют  их в единое целое, осуществляются как  в прямом направлении — предписывают поведение системы и ее элементов, так и в обратном — позволяют получать сведения о результатах функционирования (например, о количестве и качестве, свойствах продукта, об экономических и других результатах). Связи могут быть внутренними, между частями системы, и внешними — с поставщиками, потребителями, органами управления и т.д. При помощи информации осуществляют согласование между взаимосвязанными системами и их элементами, увязку их деятельности во времени и в пространстве. Без связи не представляется возможным деятельность предприятия. Таким образом, при организации производства информация является первичным структурным элементом (на входе).

Потребность в информации является существенным и необходимым  в отношениях между объектом и  субъектом управления производственной системой, возникающих в результате ее функционирования. В принципе, в качестве источников информации следует рассматривать вышестоящие и подчиненные органы управления, процесс материального производства, социальное и научно-техническое развитие, а также все процессы, которые протекают вне хозяйственной организации и оказывают влияние на процесс воспроизводства (развитие спроса и предложения, рынка, конкуренции, кооперирования и т.п.).

Функционирование системы  считается нормальным лишь в случаях  органического и гармонического взаимодействия (сочетания) всех ее элементов (составных частей), действующих во времени как единое целое и работающих ради общей цели, стоящей перед системой. Целостность системы означает, что ее функционирование (деятельность) зависит от взаимодействия внутренних элементов, т.е. конечные результаты деятельности предприятия зависят от результатов работы его производственных подразделений. Вместе с тем, нельзя по результатам работы подразделений судить о работе предприятия в целом, поскольку отдельные из них могут работать хорошо, а предприятие — неудовлетворительно.

 

3. Классификация  производственных систем

 

Существенным моментом раскрытия содержания понятия "система" является ее классификация — выделение различных ее типов в соответствии с классификационными признаками:

  • материальные системы, отличающиеся целостной совокупностью материальных объектов, имеющих вещественную форму (для предприятий — это здания и сооружения, машины и оборудование, др.);
  • абстрактные, являющиеся продуктом человеческого мышления (графики, схемы, чертежи, гипотезы, научные знания, теории и т.п.);
  • искусственные — созданные человеком;
  • естественные — созданные природой, к которым относят и живые системы, в т.ч. и производственные;
  • статичные, характерные для систем, состояние которых с течением времени остается постоянным (например, газ в ограниченном объеме — в состоянии равновесия);
  • динамичные, изменяющие свое состояние во времени, к которым относятся и предприятия;
  • простые, имеющие в своем составе незначительное число элементов и обеспечивающие выполнение несложных функций (например, термостат в системе отопления);
  • сложные, которые словно "матрешка" всегда подразделяются на части — подсистемы, каждую из которых можно еще разделить на более мелкие части, и так до элементов, которые не подлежат дальнейшему делению.

Система является детерминированной, если знание значений ее переменных в данный момент времени позволяет установить состояние в любой последующий или предшествующий период, вероятностной (стохастической), когда знание значений переменных в данный момент времени позволяет только предсказать вероятность распределения значений этих переменных в последующие периоды.

По характеру взаимосвязи  с внешней средой, системы делятся  на закрытые (замкнутые), которые не обмениваются с внешней средой информацией, ресурсами и т.п., и открытые (незамкнутые) — системы, которые на входе и выходе активно обмениваются с внешней средой (это большинство живых систем, в т.ч. и производственные).

Взаимосвязь и взаимодействие составляющих элементов производственных систем осуществляется в различных вариантах в зависимости от форм их организации. Так, производственная система может быть организована на основе последовательного осуществления воздействий на предмет труда от начала процесса до выхода (получения) готового продукта. Пример такой системы — предприятие или цех с полным циклом работ, когда каждая фаза (стадия) имеет свой вход и выход, а вместе образуют и обеспечивают функционирование системы в целом.

Информация о работе Лекции по "Бизнес-планированию"