Лекции по "Бизнес-планированию"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 19:12, курс лекций

Краткое описание

1. Сущность и элементы бюрократизма. Его исторические и теоретические корни, а также позитивные и негативные стороны.
Термин «бюрократия» образован сочетанием двух слов: французского burean – бюро, канцелярии и греческого kratos – сила господство, власть.
Зачатки бюрократии возникли уже в государствах Древнего Востока, что было обусловлено обособлением государственного управления.

Файлы: 1 файл

Лекционный_комплекс-Дюсембекова-Гульсара.doc

— 510.50 Кб (Скачать)

Доверительное общество осуществляет доверительные операции:

     - для граждан - хранение  и представительские услуги для  обслуживания имущества доверителей; 

     - для юридических  лиц - распоряжение имуществом, агентские  слуги, ведение счетов для собственников,  их ценные бумаги и управление  голосующими акциями, переданными доверительному обществу путем участия в общих собраниях акционерного общества.

Сложившуюся в СССР и в других социалистических странах экономическую  систему отличал целый ряд  устойчивых признаков от всех прежних  и параллельно существующих в  мире систем.

Во-первых, эта система развивалась  на базе общественной собственности  на средства производства и уже отсюда проистекали ее коренные отличия  от капитализма.

Во-вторых, экономическая жизнь  была сориентирована на принципы работы "единой фабрики", и в управлении утвердился планово-директивный подход. Государство стремилось непосредственно управлять жизнедеятельностью трудовых коллективов, определяло их функциональную направленность, доводило до них перспективные и текущие планы по всем основным показателям. Регламентировалась также возможность увеличения личных трудовых доходов по месту основной деятельности, так и вне ее. Предприятие было фактически лишено способности в принятии решений по введению хозяйств.

В-третьих, сформировалась система  развитых социалистических гарантий за счет государства. огосударствление деформировало процесс присвоения. Подавляющая часть прибавочного продукта концентрировалась в руках государства с последующим его перераспределением вне хозрасчетных интересов основных звеньев экономики. Привычным стало своеобразное иждивенчество, при котором за счет высокорентабельных производств обеспечивалась жизнедеятельность плохо работающих коллективов.

Экономическая система, основанная на общественной собственности позволяла  концентрировать материальные и людские ресурсы общества на важнейших направлениях и обеспечивать мощные прорывы на решающих участках хозяйственной деятельности. Однако исторические эта система была обречена на поражение. Нормальное функционирование усложняющегося хозяйства пришло в противоречие с централизованным директивным управлением. СССР оказался не в состоянии в полной мере освоить достижения научно-технической революции во второй ее части и экономика страны вступила в стадию угасания.

Рыночная система предполагает:

     - многообразие форм  собственности; 

     - личную инициативу  и свободу предпринимательства; 

     - развитую конкуренцию; 

     - наличие законодательной  базы, адекватной рыночной экономике; 

     - наличие развитых  рынков основных факторов  производства или предпосылок для них;

     - наличие кадров предпринимателей  и опыта взаимодействия государственных  структур с риском;

     - наличие экономических  и законодательных преград на  путях стремления монополий к  безраздельному господству.

Ничего этого в стране не было, результат оказался неизбежным: глубокий экономический, финансовый кризис; политическая нестабильность; повальное обнищание населения, криминализация всего общества.

Объектами приватизации могут быть предприятия торговли и сферы  услуг, жилищный фонд, жилищное строительство, мелкие, средние и крупные предприятия промышленности и сельского хозяйства.

Мировая практика накопила определенный опыт приватизации. В странах, где  процесс национализации принимал относительной  широкие масштабы (Великобритания, Франция), приватизация проходила, например в Великобритании, путем: распродажи и безвозмездного распределения акций; подряда на оказание услуг; продажи государственного жилья квартиросъемщикам; отказ от государственной монополии в целях развития конкуренции. Процесс этот длительный. В Западной Европе он продолжался 10-15 лет. Проведению приватизации предшествовала большая кропотливая работа. Определяются основные направления: бесплатная передача собственности, выкуп предприятий на льготных условиях, продажа акций, сдача предприятий в аренду, продажа мелких предприятий с аукциона и т.д.

 

2. Практика полного огосударствления собственности и централизованного управления экономикой.

      Централизованно планируемая экономика - это экономика с высокой степенью огосударствления национальных ресурсов, практической монополией государства в сферах национального хозяйствования и внешних отношений, подавленным рынком, сложной и малоэффективной системой тотального планирования всего, господством дефицита всех ресурсов и товаров, с адекватной этой экономике политической, идеологической и правовой надстройкой.

      Государственная собственность при социализме по своему происхождению есть национализированная частная собственность. Впоследствии она увеличивается за счет накопления и является фундаментальной характеристикой социализма и социалистической экономики. Является экономической основой планомерности и господства правящего класса - номенклатуры. В социалистической идеологии рассматривалась как разновидность общественной и общенародной собственности, хотя по своему реальному, фактическому использованию в полной мере такой не была никогда.         Второй по значению и размерам была другая разновидность общественной собственности - колхозно-кооперативная собственность, занимавшая в 80-е гг. в разных странах от 1/5 до 1/3 всей национальной собственности на средства производства. В ряде стран, прежде всего в СССР, колхозно-кооперативная собственность была фактически тождественна государственной собственности, если рассматривать не форму, а реальные отношения в этом секторе экономики. Формально собственность колхозов и остальных видов кооперативов (например, потребительской кооперации) была негосударственной, а считалась паевой (долевой) собственностью ее участников. В реальности (хотя и в разной степени в разных социалистических странах) она мало отличалась от государственной собственности.

             Частная собственность на средства  производства и товарные отношения  играли третьестепенную роль  в формировании пропорций общественного производства и его эффективности, несмотря на общую тенденцию к некоторому возрастанию роли рынка в последние два-три десятилетия существования социалистических стран. Рынок, конкуренция и инфраструктура рынка были в зачаточном состоянии, не было фондового рынка, акционерный капитал был исключением, частная собственность и частная инициатива были в задавленном состоянии, существовала государственная монополия на внешнюю торговлю и большую часть внутренней торговли и банковскую деятельность, банков было мало, все они были государственными или полугосударственными, из всех функций коммерческих банков социалистические банки выполняли только две-три функции.

           В  развитии рыночной экономики  следует выделить три больших  этапа: 

рыночная экономика вообще,

классическая капиталистическая  рыночная экономика,

современная рыночная экономика.

1. Рыночная экономика вообще  является особенной исторической  формой организации общественного хозяйства, признаками которой являются:

- преобладание в разной степени  частной собственности на основную  массу ресурсов общества;

- отсутствие централизованного  регулирования всего национального  хозяйства, что предполагает стихийную, индивидуализированную и конкурентную связь между товаропроизводителями через рынок, выполняющего функции общественного регулятора производства, формирования всех экономических пропорций.

Такая рыночная экономика была элементом  развития обществ на протяжении нескольких тысячелетий, но не была господствующей в этих обществах, которые получили название добуржуазных (рабовладельческих, феодальных).

      2. Классическая капиталистическая рыночная экономика. Второй этап развития рыночной экономики, охватывающий последние четыре-пять столетий, является качественно иной рыночной системой с точки зрения ее зрелости и широты распространения товарно-денежных отношений.

Для этого этапа характерно господство буржуазной (капиталистической) частной  собственности на средства производства.

Основными классами этого общества являются капиталисты и наемные  работники.

Для этого этапа развития рынка  характерна практическая всеобщность  товарно-денежных (рыночных) отношений, их проникновение во все сферы  общественного производства. Этот этап рыночной экономики поэтому называется классическим капиталистическим товарным хозяйством, классической капиталистической рыночной экономикой.

3. Третий этап рыночной экономики  (последние пять-шесть десятилетий) - это современная рыночная экономика, которую чаще всего называют смешанной экономикой из-за превращения государства в активнейший субъект практически всех хозяйственных отношений. Но и в этом случае рынок, частная собственность и конкуренция остаются фундаментальными характеристиками и основой этой разновидности рыночного общества.

      Возрастание роли государства в экономике сопровождается усилением социальной ориентации рыночной экономики. Это проявляется в том, что все большая часть ресурсов общества, мобилизуемых государством, направляется им на различные виды социального страхования, медицинское обслуживание населения, образование, обучение и переквалификацию кадров. Доля ВВП, направляемая на эти цели в развитых западных странах, в среднем близка уже к половине ВВП этих стран.

 

 

3. Последствия полной либерализации экономики и теневые стороны рынка.

Либерализация экономики - расширение свободы экономической деятельности, полное или частичное снятие политических, юридических и административных ограничений частной инициативы. Эти процессы ведут к повышению количества и роли эффективных, т. е. ответственных собственников.

Различают внутри- и внешнеэкономическую  либерализацию. К внутриэкономической  либерализации относится происходящая в рамках национальных экономик приватизация государственных предприятий, расширение сферы свободно устанавливаемых цен и доходов, процентных ставок, условий предоставления кредитов и т. д.

Либерализация принимает также  форму акционирования государственных  предприятий, в ходе которого доля государства в акционерном капитале многих предприятий уменьшается за счет продажи пакетов акций. Однако приватизация пока не привела к образованию в стране эффективных собственников и поэтому либерализация российской экономики еще далека от завершения.

Внешнеэкономическая либерализация - это расширение беспрепятственного международного движения товаров и услуг, капиталов, информации. Либерализация мировой торговли товарами и услугами проявляется в тенденции к размыванию таможенных барьеров, снятию количественных ограничений в торговле между странами.

На уровне глобальной экономики  рассматриваются международные  теневые отношения (например, наркобизнес, отмывание денег, полученных преступным путем).

На макроуровне анализируются  теневая экономическая деятельность с точки зрения ее влияние на структуру экономики, производство, распределение, перераспределение и потребление валового внутреннего продукта, занятость, инфляцию, экономический рост, и другие макроэкономические процессы.

На микроуровне внимание концентрируется на изучении экономического поведения и принятие решений субъектами теневой экономики, деловыми предприятиями, исследуются отдельные нелегальные рынки.

Институциональный уровень анализа  ставит в центр социально-экономические  институты теневой экономики, то есть систему формальных и неформальных правил поведения, санкционный механизм, закономерности их развития.

Сложность и важность проблем теневой  экономики стимулируют развитие междисциплинарного подхода к ее исследованию.

Понимание теневой экономики определяется также типом хозяйственной системы. В частности, в условиях административно-командной экономики это понимание имеет ряд особенностей.

Критериями отнесения экономических явлений к теневой сфере являются следующие:

  • получение экономической выгоды в форме присвоения экономических благ, прав на экономические блага, увеличения экономических возможностей, снижения издержек и уровня риска;
  • осуществление экономической деятельности вне официального контроля, регламентации, с сокрытием, маскировкой ее значимых параметров от правоохранительных и контролирующих органов.

В качестве элементарного объекта теневой экономической деятельности целесообразно рассматривать операции и паттерны (схемы, модели, шаблоны) экономического поведения. Паттерн теневой экономической деятельности - это совокупность взаимосвязанных действий, направленная на получение экономической выгоды и сокрытие значимых параметров деятельности. Его можно определить также как стратегия или множество стратегий такой деятельности. Паттерн включает в качестве элементов теневые операции и иные действия. Он характеризуется повторяемостью, стабильностью, наличием устойчивой структуры, алгоритма. Характеризуя этот аспект деятельности в криминальной сфере речь идет о схемах совершения преступлений, специфическом "почерке" и т.п.

В структуре теневой экономики  с известной степенью условности могут быть выделены следующие основные сферы или блоки.

Перераспределительный сектор теневой  экономики включает различные преступления экономической направленности. В литературе для обозначения отдельных элементов этого сектора теневой экономики используется различные понятия.

 

4. Условия, роль и целесообразность развития как государственной, так и частной форм собственности.

 Эффективность функционирования и развития предпринимательства в значительной степени обусловлена внешней средой:

· государственной политикой в данной области;

· деятельностью местной (региональной) законодательной и исполнительной власти;

Информация о работе Лекции по "Бизнес-планированию"