Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 19:12, курс лекций
1. Сущность и элементы бюрократизма. Его исторические и теоретические корни, а также позитивные и негативные стороны.
Термин «бюрократия» образован сочетанием двух слов: французского burean – бюро, канцелярии и греческого kratos – сила господство, власть.
Зачатки бюрократии возникли уже в государствах Древнего Востока, что было обусловлено обособлением государственного управления.
Задачами программы поддержки
предпринимательства в
-определение приоритетных
В первую очередь речь идет о создании
частных и коллективных структур
рыночной экономики в сфере производства
и переработки
-формирование всех компонентов рыночной инфраструктуры в Казахстане как суверенном государстве (товарных, фондовых бирж, холдинговых, маклерских, брокерских, лизинговых, страховых, аудиторских компаний);
-создание и активная
Роль государства в решении проблем экономического роста и в становлении гражданского общества
1.Основные характеристики экономического роста: сущность, цели, типы.
Под экономическим ростом понимают долговременные изменения реального объема национального производства, связанные с развитием производительных сил в долгосрочном временном интервале, а также изменение результатов функционирования народного хозяйства и использованных ресурсов, т.е. характер функционирования всего национального производства. Экономический рост – это количественное увеличение и качественное совершенствование общественного продукта и факторов его производства. Он занимает центральное место в воспроизводственном процессе, так как определяет уровень экономического развития страны, степень удовлетворения потребностей и уровень жизни, место среди других стран мира, конкурентоспособность, перспективы развития страны во всем их разнообразии. Сущность экономического роста состоит в разрешении и воспроизведении на новом уровне основного противоречия экономики: между ограниченностью воспроизводственных ресурсов и безграничностью общественных потребностей через увеличение производственных возможностей и за счет наиболее эффективного использования имеющихся производственных возможностей и развития общественных потребностей.
С известной долей условности можно выделить три ведущих теории в моделировании экономического роста: неокейнсианское направление, неоклассическое и так называемое историко-социалогическое. Неокейнсианская модель показывает, что существующая динамика эффективного спроса – условие равномерного и постоянного возрастания производства доходов. В модели Е. Домара капитальные вложения являются фактором создания не только дохода, но и мощностей, что не учитывал Дж. Кейнс. Модель Е. Домара базируется на использовании мультипликатора и определяет норму роста капитальных вложений, необходимую для заданного роста национального дохода. В модели Р. Харрода норма уравновешенного роста является функцией соотношения роста доходов и капитальных вложений. Она позволяет на базе теории акселерации исследовать инвестиционные решения предпринимателей. Равновесие весьма неустойчивое, поэтому модель Р. Харрода требует вмешательства государства, которое посредством финансовой политики должно обеспечить оптимальный темп роста. Данная модель послужила исходным толчком разработки новых моделей в частности моделей Д. Хикса, Р. Гудвина и др.
Основные цели экономического
роста – повышение
– экономический потенциал
– экономическая мощь страны, характеризующая фактическим абсолютным объемом производства материальных благ;
– уровень экономического развития страны, под которым понимается объем производства материальных благ в расчете на душу населения.
Принципиально важным является наличие устойчивой статистической связи не только между абсолютным уровнем экономической свободы, с одной стороны, и абсолютными показателями благосостояния и темпами экономического роста, с другой, но им между их приростными показателями.
2 Концепция устойчивого развития и проблемы роста экономики РК.
Конец XX века привел к кардинальному переосмыслению путей общественного развития. Концепция экономического роста, ориентирующаяся на постоянное увеличение объемов национального производства, постепенно отошла на второй план. Усилилось стремление правительств многих государств непосредственно активизировать государственное регулирование существующей системы распределения доходов. Стало ясно, что проблемы роста необходимо рассматривать в более широком контексте: с позиций рассмотрения экономической деятельности как составной части общественного развития. В связи с этим новое звучание приобретают вопросы рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, задачи сохранения моральных ценностей и обеспечения национальной безопасности без гипертрофированного наращивания потенциала.
В сегодняшних условиях точками роста могут быть предприятия, которые рентабельно работают, не нарушая при этом действующего законодательства, производят экспортную и импортозамещающую продукцию, продукцию и услуги для социальной сферы, которые содействуют своей деятельностью повышению уровня жизни населения, поддержанию занятости, улучшению экологической обстановки, а также проекты, направленные на будущие технологические прорывы, выход на новые рынки, освоение новых рыночных сегментов и ниш. Важное значение при установлении точек роста имеет способность предприятия вовлечь в сферу своей деятельности субъектов хозяйствования в других отраслях и секторах экономики и сформировать тем самым секторы роста в народном хозяйстве.
Решение структурных проблем требует
ресурсного, и прежде всего инвестиционного
обеспечения. В условиях кризиса
осуществление структурной перестройки
осложнено острой нехваткой ресурсов
и неблагоприятным
В современной трактовке под устойчивым развитием понимается особый тип экономической динамики, который удовлетворяет потребностям настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. Парадигма устойчивого развития предполагает необходимость достижения трех видов целей: экономических (эффективность и прогрессивный рост), социальных (достижение равенства прав различных слоев населения), экономических (достижение равенства поколений в удовлетворении потребностей за счет всего многообразия объектов окружающей среды).
Выбор экономического оптимизма базируется
на сопоставлении различных
3. Понятие гражданского общества. Вовлечение институтов гражданского общества в процесс государственного управления.
На протяжении XX столетия было два кризисных периода, когда установившиеся пропорции начали негативно сказываться на всем общественном развитии. Первый из них – рубеж 20-х и 30-х годов, когда выяснилась необходимость более глубокого подключения государства к регулированию экономических и социальных процессов. Этот кризис был преодолен таким образом: государство взяло на себя более широкие социально-экономические функции, и вплоть до 70-х годов новый тип отношений вроде бы неплохо себя оправдывал. Однако уже с конца 60-х, а где-то еще и раньше , количество стало переходить и качество, государственное вмешательство в силу чрезмерного его расширения стало превращаться из фактора, стимулирующего общественное развитие, в фактор тормозящий, сковывающий это развитие. Возникло так называемое перегруженное государство. Заблокировано было в Казахстане не только нормальное функционирование гражданского общества, но и его существование. В качестве объединений по интересам выступали полугосударственные или государственные структуры. Сегодня уже достигнут известный прогресс в создании партийно-парламентской системы.
Концепция гражданского общества предлагает
рассматривать гражданское
Более приемлема упрощенная концепция трех основных секторов, создающих современное общество: государство, бизнес, гражданское общество. Гражданское общество образует многочисленные объединения и ассоциации граждан и юридических лиц, для которых извлечение прибыли не является основной целью. В рамках международного проекта «Сравнительные исследования некоммерческого сектора» американскими исследователями Лестером М. Соломоном и Хельмутом К. Анхайером были сформулированы признаки организации гражданского общества: наличие организационной структуры, отделение этих организаций от государства, руководители этих организаций имеют права распределять прибыль в свою пользу, организации являются самоуправляющимися, участие в организациях не является обязательным, но предполагает, что члены делают взносы. Через законодательные механизмы, экономические рычаги и готовность власти к сотрудничеству с гражданским обществом создается среда, которая воздействует на развитие институтов гражданского общества.
Развитие Казахстана как динамичного, современного государства с высокими стандартами качества жизни возможно только на основе активизации человеческого потенциала, предприимчивости граждан, дальнейшего становления гражданского общества.
Концепция развития гражданского общества в Республике Казахстан на 2006-2011 годы (далее - Концепция) разработана в соответствии с Общенациональной программой демократических реформ и стратегией вхождения Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира, обозначенной в Послании Президента Республики Казахстан народу страны от 1 марта 2006 года.
В данной Концепции анализируются основные тенденции развития гражданского общества в Казахстане на современном этапе, изложены пути и конкретные механизмы его развития на предстоящие годы.
Концепция определяет основные направления развития институтов гражданского общества и возможности реализации гражданских инициатив. Она станет основой для разработки целевых программ, законодательных и других нормативных правовых актов, нацеленных на создание благоприятных условий для функционирования институтов гражданского общества.
С учетом всего этого государству во взаимодействии с институтами гражданского общества необходимо принять дальнейшие меры, направленные на создание благоприятных экономических, политических и правовых условий для развития в стране гражданского общества.
В соответствии с международными
стандартами усовершенствуется законодательство,
регулирующее деятельность религиозных
объединений.
Расширится поддержка со стороны государства
деятельности молодежных и детских организаций
республики.
Укрепится роль Ассамблеи народов Казахстана. Усовершенствуются и расширятся формы и механизмы участия национально-культурных объединений (центров) в формировании и реализации государственной политики в сфере межэтнических отношений, образования, культуры и информации. Расширится государственная поддержка национально-культурных объединений (центров)..
Приоритетные направления, механизмы и конкретные инструменты работы по этим направлениям с учетом их специфики рассматриваются отдельно в соответствующих нормативных правовых актах.
Реализация настоящей Концепции развития гражданского общества позволит активизировать и мобилизовать человеческий, интеллектуальный потенциал страны, повысить личную ответственность каждого за свою судьбу и судьбу страны, обеспечить прозрачность деятельности власти, создать условия для искоренения коррупции, произвола и проявлений злоупотребления властью государственной бюрократией, ускоренно достичь высокого уровня жизни каждого гражданина страны, обеспечить соблюдение гарантированных Конституцией Республики Казахстан прав и свобод граждан.
Доверие и уважение власти со стороны общества являются прочным фундаментом социального мира и согласия, политической стабильности и, следовательно, устойчивого развития нашей Родины.
Казахстан с его сложной и яркой историей, с выстраданным правом на свободу и суверенитет, его устремленностью достойно войти в мировое сообщество готов к реализации предложенной модели гражданского общества.
4. Социальная структура общества Казахстана.
Ранее предполагалось, что большинство населения живет на доход от работы, а минимальная заработная плата обеспечивает реальный нижний предел дохода, к которому добавляются надбавки к зарплате, но и широкий круг обеспечиваемых предприятием благ и услуг. Уровень бедности может рассматриваться как показатель действенности политики правительства. Вполне можно утверждать, что правительству следует по меньшей мере нести ответственность за измерение уровня неравенства и сбор соответствующей информации. Реформирование системы социальной защиты в большинстве стран региона проходит чрезвычайно медленно. Представляется достаточно трудным определить и подсчитать размеры общегосударственной ориентации на универсальную либо селективную социальную защиту населения. Роль правительства в обеспечении социальной защиты населения является ареной для наиболее острых дебатов в плане определения формы будущего государства. Неравенство и социальная разобщенность отрицательно сказываются на состоянии социального партнерства, на котором базируется эффективная государственная структура, что связано с тем, что согласие населения на легитимизацию этой деятельности покоится на моральном авторитете правящих ведомств. Это является важной причиной для обеспечения социальной защиты и оказания социальных услуг, рассматриваемых и как возможность для обеспечения экономического роста, и как средство обеспечения развития человека.