Лекции по "Бизнес-планированию"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 19:12, курс лекций

Краткое описание

1. Сущность и элементы бюрократизма. Его исторические и теоретические корни, а также позитивные и негативные стороны.
Термин «бюрократия» образован сочетанием двух слов: французского burean – бюро, канцелярии и греческого kratos – сила господство, власть.
Зачатки бюрократии возникли уже в государствах Древнего Востока, что было обусловлено обособлением государственного управления.

Файлы: 1 файл

Лекционный_комплекс-Дюсембекова-Гульсара.doc

— 510.50 Кб (Скачать)

Предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного момента, будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Новая система управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий – это тоже инновационные моменты.

В предпринимательстве целесообразно  рассматривать два основных элемента:

- новаторскую инновационную деятельность  как предпринимательскую функцию;

-  действия предпринимателя  как носителя и реализатора данной функции.

Результатом каждого типа предпринимательской  деятельности является достижение поставленных предпринимателем целей. В качестве основных целей предпринимательской деятельности могут выступать:

- получение прибыли от вложенного  в тот или иной объект предпринимательства капитала, финансовых, ресурсных и материальных средств;

- удовлетворение спроса общества  на конкретные потребности его  членов или страны, региона. 

В процессе функционирования производства или посреднической деятельности цели могут иметь более широкий спектр. Например, в качестве целей могут быть:

- накопление денежных средств  для завоевания новых рынков  и развития производства;

- улучшение социальных условий  сотрудникам организации;

- оптимизация спроса покупателей  на продукцию организации;

- оказание помощи в улучшении  этических и моральных норм  общества, улучшение культуры потребления  и т.д.

Задачи предпринимательской деятельности и их решение, способствующие достижению поставленных целей, можно разделить  на два направления. Первое направление - это комплекс задач, решение которых обеспечивает успех инновационной деятельности предпринимателя, второе направление - это комплекс задач, решение которых формирует эффективность процесса производства или посреднической деятельности, которые осуществлялись или же только стали осуществляться.

 
Рис. 1.3. Действия предпринимателя по разработке новшеств

Экономическая сущность предпринимательской  деятельности заключается в поиске и реализации новых комбинаций факторов производства (обновление продукции, технологии, организационных подходов) с целью удовлетворения явного или потенциального спроса. Субъектом новаторской творческой экономической деятельности может быть как индивидуальный предприниматель, так и группа людей, действующих в рамках организации и выступающих с инициативой по выпуску нового товара, реализации новых решений, новых подходов и т.п.

Основным субъектом предпринимательской  деятельности выступает предприниматель, взаимодействующий:

- с потребителем как основным его контрагентом;

- с государством, которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника или противника;

- c наемными работниками;

- с партнерами по бизнесу.

Взаимодействие предпринимателя  или его представителей соответствующих  служб с внешними организациями, партнерами, конкурентами, отдельными группами потребителей, поставщиками, местными и центральными органами власти, налоговыми органами, таможней и другими участниками предпринимательской деятельности требует соблюдения установленных форм, норм и правил сотрудничества.

Главной составляющей сотрудничества в сфере предпринимательства  является сделка, т.е. экономико-правовая форма достижения предпринимательской цели. Сделка рассматривается как действие, направленное на установление, изменение или прекращение правоотношений юридических или физических лиц в области предпринимательской (хозяйственной, коммерческой и т.д.) деятельности. Сделка - это любая договоренность между предпринимателями, в основе которой имеется коммерческий интерес. Результат сделки как процесса обмена - удовлетворение всех участников сделки, достижение поставленных ими коммерческих целей или получение в результате обмена ценностями пользы, выгоды.

Сделка считается заключенной  сразу же после подписания договора, содержание и форма которого зависят от направления и формы сотрудничества партнеров.

Основными направлениями сотрудничества могут быть сфера производства, сфера  товарообмена, сфера торговли, сфера  финансовых отношений.

В сфере производственных отношений используются такие формы сотрудничества, как организация совместных предприятий; организация смешанных предприятий; производственная кооперация; лизинг; проектное финансирование; лицензирование; управление по контракту; подрядное производство и др.

Основными формами сотрудничества в сфере товарообмена (встречная торговля) являются: бартер, бартерные операции; встречные поставки; коммерческая триангуляция (бартерные операции, в которых участвуют три стороны и более).

В сфере торговли применяются следующие формы взаимоотношений: обычная сделка; форвардная сделка; сделка о передаче информации; сделка об установлении прямых производственных связей; сделка спот; сделка об экспорте товара; сделка об импорте товара.

Взаимодействие предпринимателей в сфере финансовых отношений в основном сводится к факторингу и коммерческому трансферту в зависимости от сферы, в рамках которой осуществляются отношения предпринимателей (национальная, межнациональная или международная).

Предпринимательская деятельность может  осуществляться как самим собственником, так и лицом, управляющим его имуществом на праве хозяйственного ведения.

Объектами предпринимательства являются, во-первых, инновационная (исследования, разработки, технические услуги), во-вторых, производственная (по выпуску товаров и оказанию услуг), в-третьих, торгово-посредническая деятельность. Главным критерием здесь служит не отраслевая принадлежность, а содержание деятельности. В странах с развитой рыночной экономикой соотношение этих групп бизнесменов составляет примерно 20:40:40, причем основная их часть (свыше 70%) связана с оказанием технических, информационных и других услуг. В России начала 90-х гг. при неразвитом рынке и высокой инфляции 70% предпринимателей были заняты перепродажей товаров и финансово-посредническими операциями.

Таким образом, современное предпринимательство нельзя сводить к усилиям изолированных частных собственников любыми средствами приумножить свой капитал. Сегодня речь идет о высококвалифицированном и весьма интенсивном труде распорядителей интеллектуальной и материальной собственности по организации цикла.

 

9. Приватизационный процесс – решающий фактор коренных институциональных изменений и совершенствования отношений собственности. Теоретические основы, формы и опыт приватизации объектов хозяйствования.

Формирование частного предпринимательства возможно двумя путями: создание новых предприятий  на базе частного капитала и преобразование государственной собственности в негосударственную на основе приватизации.

Термин «приватизация» в переводе с латинского – «приватус» - понимается как «частный». В узком смысле слова он означает «превратить частную собственность, т.е. преобразовать общественную форму правления или собственности отдельного предприятия или отрасли в частную». В настоящее время это понятие  приобрело более широкое  значение и подразумевает  осуществление  разнообразных мероприятий по уменьшению  масштабов деятельности государства по усилению роли частного сектора  во владении фондами в предпринимательской деятельности.

Приватизация представляет собой  целую систему  мер разгосударствления:

- демократизацию управления хозяйством;

- ограничение государственной  предпринимательской деятельности;

- стимулирование частного капитала.

Приватизация, являющаяся инструментом реформы, с точки зрения эволюции и реформирования должна сформировать воспроизводственную форму собственности – кругооборот капиталов. Приватизацию нельзя упрощенно сводить только к созданию новой собственности и тем более к распределению – она должна охватывать весь воспроизводственный кругооборот, включая  как создание нового субъекта-собственника, так и утверждение рыночных механизмов инвестиционно-денежных и товарно-денежных оборотов. 

Под приватизацией государственной  собственности понимается процесс  преобразования (продажа, передача) принадлежащих государству предприятий, средств транспорта, жилых зданий и т.д. в частную собственность.

Приватизация – широкое понятие  охватывающее передачу собственности  от государства фирмам или отдельным  лицам, ограничение оказания государственных  услуг частным секторам или сужение сферы деятельности государства в целях предоставления более широких возможностей для частной инициативы.

Приватизация – это переход  государственной собственности  в руки отдельных граждан, трудовых коллективов, юридических лиц или возникновение  на базе государственных предприятий различных смешанных форм собственности.

Приватизацию иногда называют тихой  революцией, которая завоевывает  весь мир. Распродаются государственные  предприятия, сельское хозяйство и  промышленность, выводятся из под государственного контроля  , сдаются в аренду.

Факторы, влияющие на выбор методов  приватизации, можно в целом подразделить на две группы: факторы, в основе которых лежат стимулы к приватизации; и факторы, связанные с конкретными  обстоятельствами. 

Если толковать определение  понятия «приватизация» шире, чем  передача собственности честному сектору  и включать в него более широкую  концепцию внедрения в экономику  новых или стимулирования уже  действующих рыночных сил, то процесс  приватизации в мире принимает три основные формы:

– заключение подрядов;

– дерегулирование монополий;

– распродажа общественных активов.

Дерегулирование – процесс, направленный на решение двух задач: устранение препятствий, не дающих компаниям частного сектора  возможности конкурировать с государственными  монопольными предприятиями, и разработки новых нормативных рамок для защиты интересов потребителей при одновременном стимулировании конкуренции.

Прежде чем начинать программу  приватизации, необходимо разработать  общий  генеральный план, соответствующий долгосрочным целям правительства в политической, экономической и социальной областях. Затем на основе этого генерального плана разрабатываются планы действий с учетом последствий для ресурсов, а также величины капитальных расходов и расходов на потребление. Третьим этапом является разработка плана приватизации конкретного государственного предприятия или группы таких предприятий.

Процесс  планирования и проведения  приватизации конкретного предприятия  состоит, как правило, из трех этапов: оценки целесообразности, подготовки и практического проведения.

Оценка целесообразности. Выбор  соответствующего целевого предприятия  является наиболее важным и, как правило, наиболее сложным первым главным  решением, особенно в том случае, когда программа приватизации только начинается. После  определения одного или нескольких подходящих целевых предприятий проводится оценка вероятности успешного результата в каждом случае с учетом общих и конкретных целей правительства, а также любых конкретных преимуществ и проблем. Эта оценка должна давать два результата: окончательный выбор целевого предприятия для приватизации и определение наиболее подходящего метода приватизации.

Приватизация это сравнительно длительный, многошаговый процесс. Он может идти эволюционным, реформистским путем только при стабильном финансовом состоянии республики. 

 Экономический подход делит  приватизационные инициативы на  категории в связи с тремя  основными ценностями: собственность,  конкуренция и соответствие  выгоды  величине издержек.

Оба подхода проблематичны по трем причинам.

Во-первых, центральные посылки  административного и экономического подхода противоречат друг другу. Если административный  подход предполагает, что государственные служащие обладают относительно широкой информацией и независимы, то согласно экономическому подходу государственные служащие  не способны оценивать реальные явления.

Во-вторых, оба подхода  затушевывают существующие различия. Выбор конкретной формы приватизации может быть менее  важным, чем то, как приватизация определяется и осуществляется.

В-третьих, оба подхода преуменьшают политические  измерения приватизации, которые заложены в противоречии интересов конкурирующих классов  и групп. Характеристика приватизации как экономической адаптации является чисто детерминистической, она преуменьшает фактическую разницу в поведении граждан и стран, находящихся в одинаковых объективных условиях, недооценивает значение движущей силы национализма, идеологии, культуры и т.д. 

Политический подход отличается от вышеупомянутых подходов  по рем момента: основная мотивация политических деятелей, ключевое звено анализа, базисная концепция.

Есть три типа стратегии приватизации: прагматическая, тактическая и системная. Прагматическую приватизацию  осуществляют бюрократические органы. Тактическая приватизация нацелена на достижение краткосрочных политических целей конкретных партий, политиков или заинтересованных групп. Стратегия системной приватизации нацелена на изменение всего общества путем полной перестройки экономических и политических институтов и трансформации экономических и политических интересов. Системная приватизация стремится создать реалистическое представление у людей о фактической и обязательной ответственности правительства, снизить степень контроля со стороны государственного сектора, изменить расстановку заинтересованных групп с тем, чтобы уменьшить их поддержку возрастанию роли государства.

Информация о работе Лекции по "Бизнес-планированию"