Лекции по "Бизнес-планированию"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 17:38, курс лекций

Краткое описание

Цели дисциплины. Преподавание дисциплины направлено на достижение следующих образовательных целей:
- изучение содержания дисциплины. Освоение студентами знаний и действий специалистов в объективной области и предметной среде дисциплины;
- подготовка студентов к самостоятельной профессиональной деятельности в качестве специалистов в области бизнес-планирования.

Оглавление

Введение 5
Тема 1. Методологические основы бизнес-планирования 7
Тема 2. Сущность инвестиционного проекта 15
Тема 3. Принципы разработки бизнес-плана 22
Тема 4. Цикл инвестиционного проекта. Фазы проектного цикла. 32
Тема 5. Производственный план 42
Тема 6. Организационный план 50
Тема 7. План маркетинга 58
Тема 8. Анализ рынка 66
Тема 9. Финансовый план 76
Тема 9. Финансовый план 81
Тема 10. Анализ эффективности инвестиционного проекта 87
Тема 11. Формы и методы финансирования инвестиционных проектов 97
Тема 12. Особенности составления бизнес-планов 107
Рекомендуемая литература 116

Файлы: 1 файл

Лекции - Бизнес-план инвестиционного проекта.doc

— 781.00 Кб (Скачать)


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение   5

Тема 1. Методологические основы бизнес-планирования     7

Тема 2. Сущность инвестиционного проекта  15

Тема 3. Принципы разработки бизнес-плана  22

Тема 4. Цикл инвестиционного проекта. Фазы проектного цикла. 32

Тема 5. Производственный план 42

Тема 6. Организационный план 50

Тема 7. План маркетинга  58

Тема 8. Анализ рынка  66

Тема 9. Финансовый план  76

Тема 9. Финансовый план  81

Тема 10. Анализ эффективности инвестиционного проекта 87

Тема 11. Формы и методы финансирования инвестиционных проектов 97

Тема 12. Особенности составления бизнес-планов  107

Рекомендуемая литература                        116 

ВВЕДЕНИЕ

 

В соответствии с государственными стандартами и примерными учебными программами государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования по данной дисциплине изложены основные понятия бизнес-планирования, классификация инвестиционных проектов, принципы разработки бизнес-плана, определены фазы инвестиционного цикла.

Значительное место уделено  структуре и содержанию разделов бизнес-плана. Рассмотрены критерии и методы оценки инвестиционных проектов, состоятельность проектов, критические точки.

Проанализированы способы финансирования инвестиционных проектов, таких как эмиссия ценных бумаг, ипотечное, банковское кредитование, лизинг. Особое внимание уделено построению финансового плана в бизнес-плане.

Изложены последовательность работы с конкурентами, с поставщиками, покупателями, которые необходимо обозначить при составлении бизнес-плана основы, формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой и форме капитальных вложений, государственные гарантии и защита капитальных вложений. Анализируются источники финансирования капитальных вложений, собственные, привлеченные и заемные средства, условия предоставления бюджетных ассигнований.

Изложены основы теории и практики бизнес-планирования в России.

Рассмотрены основные проблемы, от решения  которых зависит инвестиционная привлекательность предприятия, и регионов.

Объектом дисциплины является изучение бизнес-плана инвестиционного проекта как  документа, содержащего описание будущего бизнеса.

Предметом дисциплины является изучение производительных сил и производственных отношений, их взаимодействия и взаимообусловленности в секторе экономики страны с целью выявления тенденций развития и повышения эффективности бизнес-планирования всех отраслей экономики

Цели дисциплины. Преподавание дисциплины направлено на достижение следующих  образовательных целей:

- изучение содержания дисциплины. Освоение студентами знаний и действий специалистов в объективной области и предметной среде дисциплины;

- подготовка студентов к самостоятельной  профессиональной деятельности  в качестве специалистов в области бизнес-планирования.

Задачи дисциплины.

К задачам дисциплины относят:

  1. Формирование у студентов следующих знаний:
  • Понятие бизнес-плана;
  • Структура бизнес- плана;
  • Основные проблемы, возникающие пи составлении бизнес-плана.
  1. Обучение студентов следующим действиям:
  • Анализу рынка;
  • Отбору необходимой информации для составления бизнес-плана;
  • Анализу эффективности инвестиционного проекта.

Требования к подготовке студентов  по дисциплине.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

  1. Знать:
  • структуру и функции бизнес-плана;
  • этапы бизнес – планирования;
  • требования к разработке бизнес-плана;
  • содержание разделов бизнес-плана.
  1. Уметь:
  • Оценивать эффективность бизнес-плана;
  • Анализировать информацию о рынке;
  • Оценивать рискованность составляемого проекта.
  1. Иметь навык:
  • Составления бизнес-плана;
  • Обоснования целесообразности реализации инвестиционного проекта;
  • Определения точки безубыточности и составления графика окупаемости проекта.

 

Тема 1. Методологические основы бизнес-планирования

 

1. Сущность и значение бизнес-планирования в управлении предприятием.

2. Выбор стратегии развития предприятия и ее отражение в бизнес-планах.

 

    1. Сущность и значение бизнес-планирования в управлении предприятием

Бизнес-планирование (деловое планирование) – самостоятельный вид плановой деятельности, которая непосредственно связана с предпринимательством.

В условиях рынка нереально  добиться стабильного успеха в бизнесе, если не планировать эффективно его  развития, не аккумулировать постоянно  информацию о собственных состоянии  и перспективах, о состоянии целевых  рынков, положении на них конкурентов и т. д.

Необходимо не только точно представлять свои потребности  на перспективу в материальных, трудовых, интеллектуальных, финансовых ресурсах, но и предусматривать источники  их получения, уметь выявлять эффективность  использования ресурсов в процессе работы предприятия.

Прежде, при наличии  государственного управления, планирование было сугубо централизованным, на долю предприятий оставалось лишь выполнение заданий и планов, поступавших  сверху.

Сегодня большинство  коммерческих фирм не имеет официально принятых планов, нет и необходимого механизма планирования: различного рода норм, нормативов и т. д. Планирование подменяется разного рода решениями собственника о тех или иных направлениях хозяйственной деятельности, которые, как правило, рассчитаны на ближайший период времени и не предусматривают ориентацию на перспективу. Это объясняется быстрым изменением рыночной ситуации в стране и условий хозяйствования, малочисленностью управленческого аппарата на небольших предприятиях, авторитетом управляющих крупными предприятиями, имеющих солидный опыт хозяйственного руководства, хотя практика часто ставит и таких руководителей в тупик.

Что касается бизнес-планирования, то определенных требований или указаний по разработке бизнес-планов пока нет. О допущенных ошибках, просчетах и потерях предпринимательской деятельности становится известно лишь после составления квартального баланса. Однако и обстоятельные аналитические обзоры к балансам не составляются, поэтому своевременные меры для исправления ситуации не принимаются. Отчасти и по этой причине большинство предприятий оказалось в сложном финансовом положении (или вообще неплатежеспособными), включая предприятия торговли, общественного питания и других видов услуг, хотя в этих отраслях проблема неплатежей должна, казалось бы, беспокоить меньше всего.

Итак, принятие разного  рода текущих решений, даже самых  своевременных, не заменяет планирования, которое по сравнению с принятием  решений представляет собой управленческую деятельность гораздо более высокого порядка.

Таким образом, бизнес-планирование – это объективная оценка собственной предпринимательской деятельности предприятия, фирмы и в то же время необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка и сложившейся ситуацией хозяйствования.

В общем случае бизнес-планирование предусматривает решение стратегических и тактических задач, стоящих  перед предприятием.

Формальное планирование, безусловно, требует усилий, но оно  обеспечивает и немалые выгоды:

1) заставляет руководителей мыслить перспективно;

2) обеспечивает основу  для принятия эффективных управленческих  решений;

3) увеличивает возможности  в обеспечении фирмы необходимой  информацией;

4) способствует снижению  рисков предпринимательской деятельности;

5) ведет к четкой координации действий всех участников бизнеса;

6) позволяет предвидеть  ожидаемые перемены, подготовиться  к внезапному изменению рыночной  обстановки.

В современных условиях требуется  принципиально новая система  управления экономикой, основанная на смене форм собственности, перестройке хозяйственного механизма, а также переходе предприятий на самофинансирование, самоуправление, самоокупаемость. В отличие от управления техническим комплексом управление предприятием и предпринимательством представляет собой целенаправленное управление коллективом работников в процессе производственной деятельности. В настоящее время актуальным становится разработка и реализация коммерческих бизнес-планов для эффективной работы предприятий.

К сожалению, в современных российских условиях большинство коммерческих фирм не имеют официально-принятых планов, механизма планирования, а также плановых норм и нормативов. Бизнес-планирование на таких предприятиях применяется разного рода решениями собственников или руководителей.

Важность бизнес-планирования состоит  в том, что при разработке каждого  раздела бизнес-плана оцениваются  различные стороны работы будущего предприятия с учетом его производственного, технического, кадрового и финансового  потенциала, а также возможностей и угроз со стороны внешних и внутренних условий. Бизнес-планирование тесно связано с организацией комплекса работ по планированию и управлению, а также контролем за деятельностью различных отделов и служб.

Бизнес-план представляет собой совокупность разделов, посвященных описанию деятельности предприятия в целом, особенностей развития отраслей и сферы бизнеса. Характеризуется также будущая продукция или услуги, проводится анализ рынка сбыта, определяется конкурентное преимущество, описываются поставщики, предприятия конкуренты, посредники, партнеры и потребители. Необходимо также составить производственный, организационный и финансовый план и оценить риски будущего проекта. В конце процесса бизнес-планирования делается общий вывод об эффективности проекта и принимается решение о реализации или отказе от данного проекта.

Понятие "планирования" деятельности фирмы используется в современных  условиях в двух смыслах:

1.общеэкономический - с точки зрения общей теории фирмы и природы экономических отношений;

2.управленческий - планирование представлено, как одна из функций менеджмента, как умение предвидеть будущее предприятия.

Обе стороны планирования тесно  связаны между собой. Возможность  планирования, как конкретного вида деятельности вытекает из природы фирмы  и напрямую определяется общими условиями хозяйствования.

Общеэкономическое понимание  планирования - с этой точки зрения планирование и бизнес-план являются механизмом, который заменяет цены и рынок в рамках рыночной системы. Главными координаторами рынка являются цены, которые определяют выгодные для продавцов и покупателей объемы и способы производства и потребления товаров. Фирма, как участник рынка починяется ценовому механизму, но во внутренней среде основные направления деятельности основаны на системе плановых решений.

Управленческое понимание  планирования - часть менеджмента фирмы помогает ответить на вопросы:

1.Где организация находится в настоящее время? (Какова ее экономическая позиция?)

2.Каковы итоги и условия ее деятельности?

3.Как, при помощи каких ресурсов могут быть достигнуты цели организации?

Бизнес-планирование - первый и наиболее значимый этап процесса менеджмента. На основе системы планов, созданных  фирмой, осуществляется организация  запланированных работ, мотивация  задействованного персонала, контроль результатов и их оценка с точки зрения плановых показателей.

Таким образом, необходимость планирования в экономической организации обусловлено следующим:

1.Планирование дает возможность подготовки к использованию будущих благоприятных условий.

2.Проясняет возникающие проблемы.

3.Улучшает координацию действий в организации.

4.Увеличивает возможность в обеспечении фирмы необходимой информацией.

5.Способствует более рациональному использованию ресурсов.

Состав участников проекта, их роли, распределение функций и ответственности зависят от типа, вида, масштаба и сложности проекта, а также от фаз жизненного цикла проекта.

Таким образом, постоянными являются функции по реализации проекта на протяжении его жизненного цикла, а  состав участников, их роли, распределение ответственности и обязанностей могут меняться. Здесь не существует общепринятых жестких регламентов. Неизменными можно считать следующие функции по осуществлению проекта. Проект должен быть осмыслен, продуман и инициирован, т. е. у него должен быть инициатор. Проект должен обрести главное заинтересованное лицо - организацию, которая является будущим владельцем и пользователем результатами проекта и несет за него ответственность.

Информация о работе Лекции по "Бизнес-планированию"