Лекции по "Бизнес-планированию"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 17:38, курс лекций

Краткое описание

Цели дисциплины. Преподавание дисциплины направлено на достижение следующих образовательных целей:
- изучение содержания дисциплины. Освоение студентами знаний и действий специалистов в объективной области и предметной среде дисциплины;
- подготовка студентов к самостоятельной профессиональной деятельности в качестве специалистов в области бизнес-планирования.

Оглавление

Введение 5
Тема 1. Методологические основы бизнес-планирования 7
Тема 2. Сущность инвестиционного проекта 15
Тема 3. Принципы разработки бизнес-плана 22
Тема 4. Цикл инвестиционного проекта. Фазы проектного цикла. 32
Тема 5. Производственный план 42
Тема 6. Организационный план 50
Тема 7. План маркетинга 58
Тема 8. Анализ рынка 66
Тема 9. Финансовый план 76
Тема 9. Финансовый план 81
Тема 10. Анализ эффективности инвестиционного проекта 87
Тема 11. Формы и методы финансирования инвестиционных проектов 97
Тема 12. Особенности составления бизнес-планов 107
Рекомендуемая литература 116

Файлы: 1 файл

Лекции - Бизнес-план инвестиционного проекта.doc

— 781.00 Кб (Скачать)

Осуществляется выбор метода и  периодичности оценки качества работы сотрудников, система продвижения работников по службе. Для вновь создаваемых предприятий, а также при осуществлении масштабных предпринимательских проектов и мероприятий на действующем предприятии приводится календарный план (деловое расписание). В нем указывается время и взаимосвязь главных событий, способствующих внедрению проекта и реализующих его цели.

Наличие же в данном разделе плана социального развития коллектива будет, помимо всего прочего, ярким подтверждением эффективности и перспективности деятельности вашей фирмы (при условии, что ваши планы в этом отношении не пустой звук, что необходимо подтвердить фактами предшествующих периодов).

План социального развития коллектива предприятия представляет собой  научно обоснованную и материально  обеспеченную систему мероприятий, направленных на всестороннее и гармоничное развитие всех членов коллектива на основе прогрессивных изменений структуры, условий жизни трудового коллектива, усиление социальной однородности труда, наиболее полное удовлетворение материальных и духовных потребностей членов коллектива.

В план социального  развития предприятия включаются следующие основные разделы.

1. Совершенствование социальной  структуры трудового коллектива. В этом разделе плана отражается  обобщенная социальная характеристика  коллектива, его специфические особенности.

В данном разделе предусматриваются  мероприятия по улучшению профессионально-квалификационной структуры работника, сокращению численности работников ручного, тяжелого физического и монотонного труда, а также занятых на работа с вредными условиями труда, по улучшению соотношения между неквалифицированным и квалифицированным трудом, что приводит к повышению социальной однородности труда. Здесь разрабатываются мероприятия по сокращению текучести кадров и их планомерному перемещению внутри предприятия.

2. Улучшение условий  труда и охраны здоровья работников предприятия. В этом разделе особое внимание уделяется мероприятиям по совершенствованию производственной среды, которая оказывает непосредственное влияние на здоровье, работоспособность, продолжительность жизни человека, настроение, на социально-психологический климат в коллективе.

3. Совершенствование оплаты  труда, улучшение жилищных и культурно-бытовых условий работников предприятия. Здесь предусматривается не только общий рост уровня оплаты труда работников, но и установление правильных пропорций в уровне заработной платы различных категорий работников, дифференциация уровня оплаты труда внутри категорий работников в зависимости от уровня сложности и конечных результатов труда. Большое внимание уделяется усилению стимулирующей роли форм и систем оплаты труда и премирования, расширению сферы и качества нормирования труда.

4. Воспитание личности, повышение трудовой и общественной  активности работников и расширение  их участия в управлении производством.

 

6.3. Подготовка плана строительства и выбор местоположения нового производства

Выбирая местоположение предприятия, необходимо осознавать, что Ваш выбор должен обеспечить стабильное получение дохода в течение длительного времени в результате деятельности на выбранном месте.

Размещение оказывает сильное  влияние на величину затрат как производственных, так и сервисных фирм, поскольку  транспортные затраты на доставку товара к местам реализации в отдельных  случаях могут достигать 25% от его цены. К тому же размещение фирмы влияет и на величину налогов, заработной платы и затрат на материалы. Практика показывает, что в зависимости от размещения предприятия его затраты на производство и сбыт могут изменяться на величину до 10%. Зачастую за счет удобного местоположения предприятия оказывается проще снизить производственные затраты на те же 10%, чем за счет усовершенствования системы управления фирмой.

Необходимо помнить, что сделанный однажды выбор относительно местоположения изменить достаточно проблематично.

Поэтому к этому вопросу необходимо подходить очень серьезно. Например, если Вы расположили Ваше предприятие  в регионе с высокой стоимостью энергоресурсов, то даже современное  стратегическое управление не оправдает  утраченное Вами преимущество. Справедливо это и для стратегии использования трудовых ресурсов, если наемный труд в выбранном Вами регионе характеризуется высокой оплатой труда, слабой профессиональной подготовленностью или низкой трудовой дисциплиной.

На что должна быть нацелена стратегия размещения предприятия?

Работа по поиску оптимального размещения предприятия должна рассматриваться  Вами как важное направление стратегии, требующее тщательного экономического обоснования. Выбор стратегии, направленной на поиск и реализацию наиболее эффективного размещения, во многом зависит от специфики Вашего производства. Ведь в конечном итоге анализ размещения предприятия должен сосредотачиваться на минимизации общих затрат производства и сбыта.

Таким образом, главной задачей стратегии размещения является максимальное увеличение прибыли в результате удачного размещения предприятия.

Какие факторы влияют на выбор местоположения предприятия?

Множество факторов влияют на решение о размещении предприятия  в тех или иных регионах, а именно: экономическая и политическая ситуация в регионе, доступ к сырьевым ресурсам и поставщикам, энергетическая и транспортная инфраструктура, демографический состав населения, кадровый потенциал, уровень безработицы, производительность труда, экология, налоги и др. 

Для примера рассмотрим фактор производительности труда. Часто  при принятии решения о размещении производства первым встает вопрос: размещать  предприятие в своей стране или  за рубежом. В таких случаях может  оказаться не достаточным сравнение  размеров оплаты труда. Поскольку и производительность труда различается по странам и регионам, то нужно проводить анализ оплаты труда с учетом производительности труда. К тому же всегда следует помнить, что низкая оплата труда часто служит причиной низкой производительности и низкого уровня обслуживания потребителей.

Таки же образом нужно  анализировать и все другие факторы, которые могут оказать решающее влияние на деятельность предприятия. Это могут быть местные налоги, работа общественного транспорта, отношение  населения к Вашему предприятию, уровень занятости в регионе, затраты на строительство и многое другое.

Бывали случаи, когда  решение о размещении предприятия, представленное к рассмотрению местным  властям, было отклонено ими еще  на стадии согласования или вызывало бурные протесты со стороны местного населения. А это связано с дополнительными затратами (или потерями) для компании, поэтому их нельзя не учитывать при принятии решений о размещении.

После того, как Вы выберите несколько наиболее подходящих Вам  вариантов, настанет момент, когда нужно будет принять окончательное решение о размещении. Для этого необходимо тщательно изучить ситуацию в выбранных регионах, анализируя следующие факторы:

1.покупательная способность потребителей;

2.совместимость имиджа и сервиса фирмы с демографической ситуацией;

3.конкуренция;

4.особенности размещения Вашей фирмы и фирм-конкурентов;

5.уровень обслуживания потребителей Вашей фирмой, а также конкурентами и партнерами по бизнесу и т.д.

Анализ этих факторов поможет Вам получить объективную оценку ситуации в местах возможного размещения и судить о величине ожидаемого дохода.

 

6.4. Выбор юридических рамок реализации инвестиционного проекта

В разделе “Юридическое обеспечение проекта” рассматриваются вопросы правового обеспечения осуществления проекта: дата регистрации, где и кем зарегистрировано предприятие, учредительные документы, вид деятельности и характер совершаемых операций, зарегистрированный офис; форма собственности (частная, государственная, муниципальная). Принадлежность капитала (национальный, иностранный, смешанный), наиболее значительные акционеры (пайщики) предприятия; аспекты деятельности предприятия, подлежащие государственному контролю и предписаниям, лицензии на виды деятельности, являющиеся предметом рассмотрения в данном бизнес-плане, договора и соглашения с другими организациями по данным видам деятельности, другие документы, которые необходимы для обеспечения деятельности предприятия по осуществлению проекта (патенты, контракты, торговые марки и знаки и т.д.).

Если проект предполагает совместную деятельность с другим предприятием, то представляется правовая форма совместной деятельности и дается ее характеристика, а также принципы взаимодействия, механизмы взаиморасчетов и распределения прибыли, излагаются возможные преимущества и недостатки такой формы сотрудничества.

 

Рекомендуемая литература:

  1. Сборник бизнес-планов деловых ситуаций с рекомендациями и комментариями / Под ред. В.М. Попова, С.И. Ляпунова. М.: КноРус, 2008.
  2. Прогнозирование и планирование в условиях рынка / Под ред. Т.Г. Морозова, А.В. Пикулькин. М., 2000.
  3. Уткин Э.А., Котляр Б.А., Рапопорт Б.М. Бизнес – планирование. М.: ЭКМОС, 2008. - 58 с.
  4. Шейнин Э.Я. Предпринимательство и бизнес. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006, с. 251
  5. Экономика предприятия: учебник для вузов .Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. – М.: Биржи и банки, ЮНИТИ,2008.
  6. Головань С.И. Бизнес – планирование. Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 368 с.
  7. Дубровин И. А. Бизнес-планирование на предприятии: Учебное пособие. – М.: Дашков и Ко, 2011 г. - 432 с.
  8. Пивоваров К. В. Бизнес-планирование. 5-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2009. – 164с.
  9. С. В. Петухова Бизнес-планирование: Учебное пособие. – М.: Омега-Л, 2011 г. - 176 с.
  10. И. А. Дубровин Бизнес-планирование на предприятии: Учебное пособие. – М.: Дашков и Ко, 2011 г. - 432 с.

 

 

 

 

 

Тема 7. План маркетинга

 

1. План маркетинга, принципы разработки плана маркетинга.

2. Структура и содержание плана маркетинга.

 

7.1. План маркетинга, принципы разработки плана маркетинга

Раздел, посвященный маркетингу, является одной из важнейших частей бизнес-плана, поскольку в нем непосредственно говорится о характере намечаемого бизнеса и способах, благодаря которым можно рассчитывать на успех. При написании данного раздела необходимо учитывать, что план маркетинга включает в себя большое число вопросов, на которые надо дать детальный, исчерпывающий ответ при его составлении. Естественно, не стоит все детали плана маркетинга включать в бизнес-план. В нем целесообразно изложить на нескольких страницах основное: какая принята в фирме стратегия маркетинга, как будет продаваться товар через собственные фирменные магазины или через оптовые торговые организации; как будут устанавливаться цены на товары, какой уровень прибыльности на вложенные средства предполагается реализовать; как предполагается добиваться постоянного роста объемов продаж - за счет расширения района сбыта или за счет поиска новых форм привлечения дополнительных покупателей; как будет организована служба сервиса и сколько на это понадобится средств; как предполагается добиться хорошей репутации товаров и самой фирмы в глазах общественности

При разработке данного  раздела бизнес-плана необходимо основываться на следующих принципах:

1) принципе понимания потребителя, основанном на учете потребностей и динамики рыночной конъюнктуры. Бизнес невозможен, если фирма ориентирована только на прибыль,

а не на понимание потребностей существующих и потенциальных рынков;

2) принципе борьбы за потребителя  (клиента). Этот принцип реализуется путем активного воздействия на рынок и потребителя с помощью всех доступных средств (качества товара, рекламы, сервиса, цены и т. д.). Суть этого принципа - борьба за потребителя, а не за сбыт товаров. Товары и услуги в данном случае — это лишь средство для достижения цели, а не сама цель;

3) принципе максимального приспособления  производства к требованиям рынка. Данный принцип состоит в том, чтобы вся деятельность фирмы основывалась на знании потребительского спроса и его изменений в перспективе. Он ставит производство товаров и оказание услуг в функциональную зависимость от запросов и требует производить товары в ассортименте и объеме, нужных потребителю.

 

 

 

 

7.2. Структура и содержание  плана маркетинга.

Рекомендуется обязательно включить в данный раздел такие пункты, как:

1) цели и стратегии маркетинга;

2) ценообразование;

3) схема распространения товаров;

4) методы стимулирования продаж;

5) организация послепродажного  обслуживания клиентов;

6) реклама;

7) формирование общественного мнения о фирме и товарах;

8) бюджет маркетинга;

 

Цели и стратегии  маркетинга.

После определения общей целевой  стратегии фирмы по каждому виду продукции разрабатывается детализированный план действия. Основными критериями оценки стратегии здесь являются ассортимент, рынок, конкуренция. Ассортимент предлагаемых товаров в конечном счете зависит от потребности в качествах товара у конечных потребителей.

Отличия видов товара в  ассортименте должны соответствовать специфическим требованиям потребителей. Размеры рынка определяются числом потенциальных потребителей в каждом отдельном продукте. Оценка конкурентов предполагает выявление на рынке фирм, реализующих товары со сходными качествами и способные заменить предлагаемый товар.

 

Ценообразование.

 Ценовая стратегия может базироваться на издержках, спросе или конкуренции. В случае стратегии, основанной на издержках, предприниматель определяет цены, рассчитывая издержки производства, обслуживания и накладные расходы, и затем добавляет желаемую прибыль к этим цифрам. Спрос не изучается.

Информация о работе Лекции по "Бизнес-планированию"