Лекции по "Бизнес-планированию"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 17:38, курс лекций

Краткое описание

Цели дисциплины. Преподавание дисциплины направлено на достижение следующих образовательных целей:
- изучение содержания дисциплины. Освоение студентами знаний и действий специалистов в объективной области и предметной среде дисциплины;
- подготовка студентов к самостоятельной профессиональной деятельности в качестве специалистов в области бизнес-планирования.

Оглавление

Введение 5
Тема 1. Методологические основы бизнес-планирования 7
Тема 2. Сущность инвестиционного проекта 15
Тема 3. Принципы разработки бизнес-плана 22
Тема 4. Цикл инвестиционного проекта. Фазы проектного цикла. 32
Тема 5. Производственный план 42
Тема 6. Организационный план 50
Тема 7. План маркетинга 58
Тема 8. Анализ рынка 66
Тема 9. Финансовый план 76
Тема 9. Финансовый план 81
Тема 10. Анализ эффективности инвестиционного проекта 87
Тема 11. Формы и методы финансирования инвестиционных проектов 97
Тема 12. Особенности составления бизнес-планов 107
Рекомендуемая литература 116

Файлы: 1 файл

Лекции - Бизнес-план инвестиционного проекта.doc

— 781.00 Кб (Скачать)

5) часть этой разности (обычно 50%) относится в бюджет маркетинга;

6) определяется бюджет маркетинга  путем суммирования по всем товарам.

Этот бюджет распределяется по статьям расхода на маркетинг в пропорциях прошлого года.

 

Рекомендуемая литература:

  1. Пивоваров К. В. Бизнес-планирование. 5-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2011. – 164с.
  2. С. В. Петухова Бизнес-планирование: Учебное пособие. – М.: Омега-Л, 2011 г. - 176 с.
  3. И. А. Дубровин Бизнес-планирование на предприятии: Учебное пособие. – М.: Дашков и Ко, 2011 г. - 432 с.
  4. Маниловский Р. Г., Юлкина Л.С., Колесникова Н. А. и др. Бизнес-план. Методические материалы. 3-е изд., доп. / Под ред. Н.А. Колесниковой, А.Д. Миронова . М.: Финансы и статистика, 2006. - 115 с.
  5. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебно-методическое пособие.- М.: Финансы и статистика, 2007.-248с.
  6. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Учебное пособие.- М: ИНФРА-М, 2009.- 260 с.
  7. Деловое планирование. Учебное пособие / Под ред. В.М. Попова. - М.: Финансы и статистика, 2007.-368 с.
  8. Бизнес-план. Методические материалы / Под ред. Р.Г. Маниловского. - М.:  Финансы и статистика, 2008.-160 с.
  9. Пивоваров К. В. Бизнес-планирование. 5-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2009. – 164с.
  10. С. В. Петухова Бизнес-планирование: Учебное пособие. – М.: Омега-Л, 2011 г. - 176 с.
  11. И. А. Дубровин Бизнес-планирование на предприятии: Учебное пособие. – М.: Дашков и Ко, 2011 г. - 432 с.

 

 

 

 Тема 8. Анализ рынка

 

1. Исследование и анализ рынка сбыта, классификации рынков.

2. Сегментирование рынка, конъюнктура рынка, спрос.

3. Оценка конкурентов.

 

8.1. Исследование и анализ рынка сбыта, классификации рынков

Исследование и  анализ рынка сбыта — один из важнейших этапов подготовки бизнес-планов, который должен дать ответы на вопросы о том, кто, почему и в каких количествах покупает или будет покупать продукцию предприятия.

Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует о том, что слабое знание рынка является одной из главных причин несостоятельности многих коммерческих проектов. К числу основных задач предприятия, решаемых в данном разделе бизнес-плана, относится определение спроса и емкости каждого конкретного рынка по каждому виду товаров (услуг). Эти показатели будут характеризовать возможные объемы сбыта товаров (услуг). От того, насколько тщательно изучены и определены уровень и структура

спроса, тенденции его изменения, будет зависеть как успех предприятия на рынке, так и время, в течение которого оно может удержать на нем свои позиции.

Для российских предпринимателей составление  данного раздела бизнес-плана крайне затруднено. Очень сложно найти достоверные сводные исследования рынка. Зарубежные предприниматели могут получить требуемые данные в местных торговых палатах, а также в своих отраслевых и торговых ассоциациях. Такого рода ассоциации - свободные союзы предпринимателей определенной отрасли производства или торговли — широко распространены во всем мире. У нас же они делают свои первые шаги.

Поскольку сбор, обработка и анализ информации о рынке - достаточно сложный процесс, то целесообразно к проведению исследования привлекать специализированные организации, что может потребовать значительных затрат, которые в большинстве случаев оправданны. Опыт показывает, что неудача большинства проваливающихся со временем коммерческих проектов связана именно со слабым изучением рынка и переоценкой его стоимости.

Процесс исследования рынка необходимо начинать с определения его типа по каждому товару или услуге, при этом в процессе бизнес-планирования можно опираться на следующие подходы к классификации рынков.

1. По сфере общественного  производства:

1) рынок товаров материального  производства (сырья, продовольствия, машин, оборудования);

2) рынок товаров духовного производства (достижений науки, технологий, произведений искусства, книг).

2. По характеру конечного  использования:

1) рынок товаров производственного  назначения;

2) рынок товаров потребительского  назначения.

3. По сроку использования:

1) рынок товаров долговременного  пользования;

2) рынок товаров краткосрочного  пользования;

3) рынок товаров одноразового  пользования.

4. По территориальному  охвату:

1) мировой;

2) внутренний;

3) региональный.

5. По соотношению  продавцов и покупателей:

1) рынок свободной конкуренции.  Состоит из большого числа независимо действующих продавцов и покупателей какого-либо однородного продукта на высокоорганизованном рынке (по цене равновесия общих спроса и предложения). При этом ни одно отдельно взятое предприятие практически не может оказать влияние на уровень текущих рыночных цен товара;

2) рынок монополистической конкуренции.  Состоит из множества покупателей  и продавцов, совершающих сделки  не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. Наличие последнего объясняется способностью продавцов предложить разные варианты товаров, отличающихся друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением. Наличие большого числа конкурентов ограничивает контроль каждого из них над ценой;

3) олигополистический рынок характеризуется  немногочисленностью продавцов,  всеобщей взаимозависимостью производителей, а также способностью отдельного  предприятия предсказать ответные  действия конкурентов на изменение  цены или объема производства. Небольшое количество продавцов объясняется тем, что новым претендентам трудно проникнуть на этот рынок;

4) рынок чистой монополии. Один  продавец с товаром, у которого  нет аналога или заменителя, что  позволяет производителю диктовать  свои условия потребителям. Монополия на стороне спроса (когда на рынке имеется один покупатель) называется монопсонией. Если одному продавцу противостоит один покупатель, рыночная структура называется двусторонней монополией.

6. По объему реализации:

1) основной рынок, где реализуется  основная часть товаров;

2) дополнительный (вспомогательный)  рынок, на который

фирма выходит с небольшой частью товара;

3) выборочный рынок, который  выбирается для определения

возможностей реализации новых  товаров, проведения пробных продаж.

 

8.2. Сегментирование рынка, конъюнктура рынка, спрос

При анализе рынка сбыта изучается его структура, т. е. проводится операция сегментирования рынка - разделения общей совокупности потребителей на определенные группы (сегменты), для которых характерны общие потребности, требования к товару и мотивы его приобретения. От того, насколько правильно выбран сегмент рынка, во многом зависит успех предприятия в конкурентной борьбе за рынок.

С помощью сегментации  достигаются следующие цели бизнес-планирования:

1) наилучшее удовлетворение нужд и потребностей людей, подгонка товара под предпочтения покупателя;

2) повышение конкурентоспособности  как товара, так и производителя,  усиление конкурентных преимуществ;

3) уклонение от конкурентной  борьбы путем перехода в неосвоенный  сегмент рынка;

4) ориентация работы фирмы на  конкретного потребителя.

Смысл сегментации заключается  не только в том, чтобы выделить какие-то особые группы потребителей, а в том, чтобы найти тех, кто сейчас (или в будущем) предъявляет различные требования к данному товару. Работа по сегментации должна проводиться непрерывно и постоянно в связи с изменениями в конкурентной среде.

Единого метода сегментирования рынка нет. Оно может проводиться на основе разных признаков или их сочетания. Признак сегментации — это показатель способа выделения данного сегмента на рынке.

В настоящее время  используются следующие признаки сегментации:

1) социально-демографические параметры: национальность, религия, возраст, пол, семейное положение, образование, культурные традиции, характер трудовой деятельности и т. п.;

2) экономические параметры: душевой  доход и его структура,

стоимость имущества, размер сбережений, уровень обеспечения жильем и  т. п.;

3) географические признаки: экономическое  и политическое районирование, численность населения, его плотность, природно-климатическая зона и т. п.;

4) поведенческие особенности покупателей:  поводы для совершения покупок,  интенсивность потребления, импульсивность  и т. д.;

5) психографические признаки: стиль  жизни, личные качества;

6) потребительские признаки: цена, качество, экономичность, марка и т. д.

Далее необходимо произвести оценку конъюнктуры рынка.

Конъюнктура рынка - это состояние рынка, характеризуемое соотношением между спросом и предложением товаров.

Спрос - платежеспособную потребность. Он изучается на различных уровнях (на конкретные виды товара, на товары данной фирмы, на товары данной отрасли, всего внутреннего рынка, в региональном разрезе). Рыночный спрос имеет функциональную природу. На него оказывают влияние многие факторы — демографические, общеэкономические, социально-культурные, психологические и т. п.

Объем спроса — это то количество товара, которое покупатель готов приобрести при данных условиях в течение определенного промежутка времени. При изменениях хотя бы одного из перечисленных факторов изменится и объем спроса на данный товар.

Спрос на товар фирмы выступает  как определенная доля в общем  рыночном спросе. Он имеет также  функциональную природу. Помимо факторов, определяющих величину общего спроса, на него воздействуют факторы, влияющие на долю товаров фирмы в общем объеме продаж на данном рынке. Большинство специалистов считают, что эта доля пропорциональна маркетинговым усилиям фирмы.

Наличие спроса — основание для производства товара. Но для определения оптимальных размеров производства нужно знать величину спроса. Различные методы исчисления применяются для определения текущего и перспективного спроса. Величину текущего спроса можно оценить посредством определения объема товаров, общей стоимости их реализации на данном сегменте и выявления численности потенциальных потребителей данного товара, проживающих в районе расположения рынка.

Определение перспективного спроса производится с помощью прогнозов с учетом действия различных факторов и предполагаемых маркетинговых усилий. Дополняет процедуру прогнозирования спроса определение коэффициента эластичности спроса по цене. На практике цена конечного продукта бывает постоянной очень редко, поэтому в бизнес-плане прогнозный уровень будущего спроса следует непосредственно увязывать с ценовыми изменениями в товаре.

Эластичность спроса по цене есть отношение вариации в объеме спроса к вариации цен.

Ценовая эластичность показывает, на сколько процентов изменится  спрос при изменении цены на 1%. Она определяет чувствительность покупателей к изменению цен, влияющую на количество товаров, которые они приобретают.

В зависимости от значения коэффициента ценовой эластичности различают:

1) Eр < 1 — неэластичный спрос (превышает изменение цен);

2) Eр = 1 — спрос единичной эластичности (равен изменению

цен);

3) Eр > 1 — эластичный спрос (меньше изменения цен).

В идеале в бизнес-плане можно построить математическую зависимость возможного объема спроса от уровня цен. Но можно обойтись и более простой, графической формой выражения этой зависимости.

Точная оценка формы кривой эластичного спроса - дело довольно сложное и дорогостоящее, требующее привлечения специалистов. Но обойтись без нее вообще нельзя. Можно попытаться определить вид этой кривой хотя бы приближенно на основе экспертных оценок опытных специалистов по торговле товарами этого типа, который фирма собирается выпускать. Эксперты, опираясь на свой опыт и знания, должны указать, сколько товаров примерно можно будет продать при том или ином уровне цен, а также — при каком уровне цен может начаться затоваривание и покупатели вообще не станут брать этот товар.

Экспертная оценка эластичности спроса по цене покажет ту максимальную цену, по которой товар может быть принят рынком при определенном объеме продаж.

После определения величины текущего спроса необходимо установить степень его удовлетворения. С этой целью определяется

емкость рынка:

Е = Р + О + И + Э,

Где Р — производство данного товара в данной стране;

О — остаток товарных запасов на складах предприятий-изготовителей в данной стране;

И — импорт;

Э — экспорт.

Затем определяем степень удовлетворения спроса:

 

Кс = Е÷ С

Где Кс — степень удовлетворения спроса;

Е — емкость рынка;

С — спрос на данный товар.

Если Кс > 1, то значит, предложение превышает спрос, и соответственно, если Кс < 1, спрос превышает предложение.

Следующим этапом должен стать отбор целевых сегментов рынка.

Целевой рынок — наиболее привлекательный для фирмы в данный момент сегмент рынка, овладение которым становится главной задачей. Он должен быть достаточно емким, иметь перспективу развития, свободным или относительно свободным от конкурентов, характеризоваться некоторым неудовлетворенным спросом. Отбор целевых рынков осуществляют посредством учета критериев сегментации, а также данных оценки конъюнктуры рынка.

Информация о работе Лекции по "Бизнес-планированию"