Лекции по "Бизнес-планированию"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 17:38, курс лекций

Краткое описание

Цели дисциплины. Преподавание дисциплины направлено на достижение следующих образовательных целей:
- изучение содержания дисциплины. Освоение студентами знаний и действий специалистов в объективной области и предметной среде дисциплины;
- подготовка студентов к самостоятельной профессиональной деятельности в качестве специалистов в области бизнес-планирования.

Оглавление

Введение 5
Тема 1. Методологические основы бизнес-планирования 7
Тема 2. Сущность инвестиционного проекта 15
Тема 3. Принципы разработки бизнес-плана 22
Тема 4. Цикл инвестиционного проекта. Фазы проектного цикла. 32
Тема 5. Производственный план 42
Тема 6. Организационный план 50
Тема 7. План маркетинга 58
Тема 8. Анализ рынка 66
Тема 9. Финансовый план 76
Тема 9. Финансовый план 81
Тема 10. Анализ эффективности инвестиционного проекта 87
Тема 11. Формы и методы финансирования инвестиционных проектов 97
Тема 12. Особенности составления бизнес-планов 107
Рекомендуемая литература 116

Файлы: 1 файл

Лекции - Бизнес-план инвестиционного проекта.doc

— 781.00 Кб (Скачать)

Заказчик проекта - это его владелец (собственник), часто в литературе по управлению проектами - клиент. Осуществление проекта требует привлечения инвестиций, т. е. у него должны быть инвесторы, т. к. средств заказчика обычно недостаточно. Проект нужно готовить и осуществлять, т. е. у него должны быть соответствующие исполнители. У проекта должны быть производители, продавцы и потребители, которые, в конечном счете, и должны возместить все расходы по проекту и принести прибыль его участникам. Каждый проект, кроме того, может затрагивать интересы различных сторон: местных властей, общественных групп, населения и отдельных граждан, которые также считаются участниками проекта. Очевидно, что для любого проекта принципиальный состав функций остается неизменным. Однако в простейшем случае (например, создание теплицы на дачном участке) все основные функции проекта могут осуществляться одним лицом. В другом случае (например, строительство новой очереди автозавода) мы сталкиваемся с полным набором участников с детальным разделением функций.

На практике же в большинстве случаев встречаются промежуточные структуры участников проекта.

Основные участники  проекта и их функции

Инициатор — сторона, являющаяся автором идеи проекта, его предварительного обоснования и предложений по осуществлению проекта. В качестве инициатора может выступать практически любой из будущих  участников проекта, но, в конечном счете, деловая инициатива по осуществлению проекта должна исходить от заказчика.

Заказчик — главная сторона, заинтересованная в осуществлении проекта и достижении его результатов. Он определяет основные требования и масштабы проекта, обеспечивает его финансирование за счет своих средств или средств инвесторов, заключает контракты с основными исполнителями проекта, несет ответственность по этим контрактам, управляет процессом взаимодействия между участниками проекта.

Инвестор — сторона, вкладывающая инвестиции в проект, например, посредством кредитов. Цель инвесторов -максимизация прибыли на свои инвестиции от реализации проекта. В качестве инвесторов обычно привлекают банки, инвестиционные фонды и другие организации. Инвесторы вступают в контрактные отношения с заказчиком, контролируют выполнение контрактов и осуществляют расчеты с другими сторонами по мере выполнения проекта. Инвесторы являются полноправными партнерами проекта и владельцами всего имущества, которое приобретается за счет их инвестиций, пока им не будут выплачены все средства по контракту с заказчиком или кредитному соглашению.

Руководитель проекта - юридическое лицо, которому заказчик и инвестор делегируют полномочия по руководству работами по осуществлению проекта: планированию, контролю и координации работ всех участников проекта до достижения определенных в проекте целей и результатов при соблюдении установленных сроков, бюджета и качества.

Команда проекта - специфическая организационная структура, возглавляемая руководителем проекта и создаваемая на период осуществления проекта. Задача команды  проекта - осуществление  функций управления проектом до эффективного достижения его целей. Состав и функции команды зависят от масштабов, сложности и других характеристик проекта, однако во всех случаях этот состав должен обеспечить высокий профессиональный уровень выполнения всех возложенных на нее обязанностей.

 Основными участниками  команды являются:

1.руководитель проекта;

2.инженер проекта,

3.административный руководитель;

4.бухгалтер проекта;

5.руководитель службы МТО;

6.координатор работ по эксплуатации и др.

Проектировщик - юридическое лицо, выполняющее по контракту проектно- изыскательские работы в рамках проекта.

Генеральный подрядчик - юридическое лицо, чье предложение принято заказчиком. Несет ответственность за выполнение работ в соответствии с контрактом.

Потребители конченой продукции - юридические и физические лица, являющиеся покупателями и пользователями конечной продукции, определяющие требования к производимой продукции или услугам, формирующие спрос на них.

Также участниками проекта являются: поставщики, лицензоры, органы власти, владелец земельного участка и другие участники проекта, как конкуренты, общественные группы и население, различные консалтинговые, инжиниринговые организации и другие юридические организации, вовлеченные в процесс осуществления проекта

 

1.2. Выбор стратегии  развития предприятия и ее  отражение в бизнес-планах

Результатом планирования является создание системы планов. План - набор инструментов для описания роли каждой части организации в процессе достижения целей фирмы. Выделяют следующие виды планов.

 

Таблица1.1 Виды планов и их характеристика

Виды планов

Краткая характеристика

Стратегический (генеральный)

Составляется на 5 лет вперед и  включает в себя видение, миссию, общие  цели, определяющие цели организации, место в организации в будущем  и выбранные стратегии в действии. Составной частью этого плана  является политика организации. Стратегический план - ориентир для принятия решений на более низких уровнях.

Общефирменные планы

Составляются на срок 3-5 лет, продолжение  стратегического плана и определяющие главные задачи развития организации. Основу этих планов составляет план развития.

Оперативные планы

1) Общефирменные планы текущей  деятельности - хозяйственные планы,  которые рассчитываются на 1 год.  С их помощью товары и услуги  производятся и поставляются  на рынок.

2) Текущие планы подразделений  - дополняют общефирменные планы  текущей деятельности и создаются для планирования работы отделов и служб.

Планы

программы

Разрабатываются для реализации конкретных инвестиционных проектов или выполнения программы развития функциональных областей деятельности.


 

Бизнес-планирование необходимо правильно организовать. Прежде, чем приступить к непосредственному планированию, следует определить содержание и процесс, а также последовательность планирования. Этому способствует составление схем планирования.

Схемы планирования могут иметь  различный вид (диаграммы, таблицы, графические цепочки, графики-пирамиды) и воспроизводит процесс планирования в календарной последовательности. Они помогают организации лучше уяснить процесс планирования в целом, распределить его стадии по различным периодам года и организовывать контроль выполнения каждого этапа.

Последовательные схемы не могут  стать эффективным документом планирования по двум причинам. Во-первых, они не могут отразить все изменения, происходящие на фирме и показать все элементы процесса планирования и необходимые потоки информации.

Особенности бизнес-планирования в России и за рубежом.

Российская практика бизнес-планирования во многом основана на зарубежном опыте. Это объясняется тем, что к  началу 90-х годов XX века в России возникла необходимость в разработке бизнес-плана для получения финансирования, а практики в этой сфере деятельности не существовало. Особенности бизнес-планирования заключаются в сочетании значительного опыта планирования с точки зрения административно-командной системы и объективной необходимости коммерческого бизнес-планирования в новых экономических условиях. Российская специфика бизнес-планирования заключается в следующем:

  • Обращаясь в фирму, занимающуюся составлением бизнес-планов и созданием новых предприятий необходимо учитывать, что такого рода фирмы предлагают типовой вариант бизнес-плана, который подходит не для всех организационно-правовых форм предприятий.
  • Многие стороны предпринимательской деятельности в России еще не урегулированы законодательно.
  • В России на данный момент ощущается нехватка квалифицированных специалистов по разработке, продвижению и реализации планов.
  • Необходимо особое внимание к юридическим вопросам разработки бизнес-планов и взаимоотношений с сотрудниками.
  • Требуются мероприятия по привлечению инвесторов, как внешних, так и иностранных.
  • Не следует во всем полагаться на зарубежный опыт бизнес-планирования, так как он не всегда учитывает особенности ведения и учета и процедуры финансирования.

Американская специфика бизнес-планирования включает 3 аспекта.

  • Для американца предпринимательская деятельность ассоциируется со свободой, независимостью и самореализацией.
  • Американский руководитель подвержен сильному давлению конкуренции и постоянно находится под контролем рыночных механизмов.
  • Его деятельность определяется тем, на сколько верно он способен оценить влияние рынка.
  • Американский бизнес имеет особое отношение к показателю отдачи капитала. Доход в абсолютном выражении не является самым важным показателем. Однако, если деньги вложены в проект - они обязательно должны приносить больший доход, чем банковский депозит.

К особенностям американской практики бизнес-планирования относится также  всемирная поддержка государства  по консультированию и информационному  обслуживанию. Кроме того, в США  и России различно отношение к бухгалтерскому учету. Учет в России ведется для отчета перед контролирующими органами. В США учет является инструментом для лучшего понимания своего бизнеса и поиска путей увеличения его доходности. Для американского предпринимателя особое значение имеет также наличие в кассе свободных денег, как гарантии процветания.

 

Рекомендуемая литература:

  1. Пивоваров К. В. Бизнес-планирование. 5-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2011. – 164с.
  2. С. В. Петухова Бизнес-планирование: Учебное пособие. – М.: Омега-Л, 2011 г. - 176 с.
  3. И. А. Дубровин Бизнес-планирование на предприятии: Учебное пособие. – М.: Дашков и Ко, 2011 г. - 432 с.
  4. Маниловский Р. Г., Юлкина Л.С., Колесникова Н. А. и др. Бизнес-план. Методические материалы. 3-е изд., доп. / Под ред. Н.А.
  5. Колесниковой, А.Д. Миронова В. М.: Финансы и статистика, 2005. - 115 с.
  6. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебно-методическое пособие.- М.: Финансы и статистика, 2007.-248с.
  7. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Учебное пособие.- М: ИНФРА-М, 2009.- 260 с.
  8. Бизнес-план / Под ред. В,М. Попова. - М .: Финансы и статистика, 2008.
  9. Бизнес-план. Методические материалы / Под ред. Р.Г. Маниловского. - М.:  Финансы и статистика, 2008.-160 с.
  10. Грязнова А.Г., Федотова М.А. Оценка бизнеса.- М.: Финансы и статистика, 2009.
  11. Пивоваров К. В. Бизнес-планирование. 5-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2009. – 164с.
  12. С. В. Петухова Бизнес-планирование: Учебное пособие. – М.: Омега-Л, 2011 г. - 176 с.
  13. И. А. Дубровин Бизнес-планирование на предприятии: Учебное пособие. – М.: Дашков и Ко, 2011 г. - 432 с.

 

 

 

 

 

 Тема 2. Сущность инвестиционного проекта

 

1. Инвестиционный проект: основные понятия.

2. Классификация инвестиционных проектов.

 

2.1.Инвестиционный проект: основные понятия

Термин  проект можно понимать в двух смыслах:

- как комплект документов, содержащих формулирование цели  предстоящей деятельности и определение  комплекса действий, направленных  на ее достижение, и

- как сам этот комплекс действий (работ, услуг, приобретений, управленческих операций и решений), направленных на достижение сформулированной цели, т.е. как документацию и как деятельность.

Инвестиционный  проект (ИП) (в первом смысле) - обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектно - сметная документация, разработанная в соответствии с законодательством РФ и утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами), а также описанием практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес - план).

 Инвестиционный проект (во втором смысле) - совокупность мероприятий, направленных на существенное обновление отдельных компонент деятельности предприятия или его положения в окружающей социально-экономической или природной среде и требующих для своей реализации значимых финансовых средств (инвестиций).

Участник инвестиционного проекта - физическое или юридическое лицо, группа лиц или организация, заинтересованная в реализации или нереализации инвестиционного проекта. Участник проекта - субъект инвестиционной деятельности по данному проекту. В число участников проекта входят перечисленные в Федеральном законе об инвестиционной деятельности субъекты инвестиционной деятельности, а также общество в целом.

 Совокупность участников можно разделить на участников макроэкономического уровня (народное хозяйство страны в целом, федеральный бюджет и т.п.); участников мезоуровня (регион, региональный бюджет, финансово-промышленные группы, отраслевые министерства и т.д.) и участников микроэкономического уровня.

Таким образом, возникает  так называемая микроэкономическая «инвестиционная конфигурация»: автор – разработчик – инвестор – потребитель проекта – потребитель продукции.

 Инвестиционная конфигурация может включать значительное число самостоятельно учитываемых субъектов, но в некоторых случаях может вырождаться в четырехугольник, треугольник или даже диполь, если, скажем, инвестор, потребитель проекта и разработчик – одно и то же лицо.

Информация о работе Лекции по "Бизнес-планированию"