Информационные системы управления бизнесом

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2015 в 16:37, реферат

Краткое описание

К настоящему времени созданы тысячи программных продуктов, сотни технологий, десятки протоколов и соглашений о разработке и использовании интерфейсов, международных стандартов в области ИТ- приложений. В отличие от бытовой сферы, где ИТ используются непосредственно (аудио- и видеотехника, мобильная телефонная связь, цифровые фототелевизионные системы, технологии обработки текстов и изображений, широкий спектр информационных услуг и т. д.), применение ИТ в целях информатизации бизнеса происходит опосредованно - с помощью разработки и внедрения информационных систем различного назначения. Информационные технологии становятся средством преобразования данных и формирования информационных потоков внутри и вне предприятия. В рамках одной информационной системы могут использоваться десятки ИТ.

Файлы: 1 файл

6_ISUB_kratkaya_teoria_2.docx

— 698.84 Кб (Скачать)

Характеристика модулей MRP II

      1. Планирование продаж и операций (Sales & Operations Planning). План продаж и операций (или план продаж и производства) служит двум основным целям в рамках функционирующей системы MRP II. Первая - быть ключевым связующим звеном между процессом стратегического и бизнес-планирования и системой детального планирования и исполнения плана компании. Вторая цель заключается в том, что принятый план продаж и операций является регулятором всех остальных планов и графиков. По сути, это бюджет, который устанавливается топ-менеджментом для главного календарного плана производства, в свою очередь формирующего все последующие по иерархии календарные планы.
      2. Управление спросом (Demand Management). Управление спросом связывает следующие функции предприятия: прогнозирование спроса, работу с заказами покупателей, дистрибуцию, движение материалов и сборочных единиц между производственными площадками компании
      3. Главный календарный план производства (Master Production Schedule). В этом модуле фиксируется план производства, как правило, исходя из номенклатурных позиций независимого спроса, т. е. "что производить, когда производить, сколько производить". Все остальные календарные планы в MRP базируются на нем и формируются путем "разворачивания" - от потребности в готовой продукции к потребности в компонентах и материалах через описанные структуры продуктов.
      4. Планирование потребности в материалах (Material Requirements Planning). Данный модуль представляет собой расчетный механизм, необходимый для калькулирования потребности во всех номенклатурных позициях, не представляющих собой изделия независимого спроса, потребность предприятия в которых может быть вычислена на основании данных о спросе (в виде прогнозов или заказов) на изделия зависимого спроса, т. е. на те, которые компания реализует контрагентам.
      5. Подсистема спецификаций (Bill of Material Subsystem). Данный модуль в рамках системы MRP является поддерживающим, содержащим нормативно-справочную информацию, необходимую для корректного планирования. Подсистема спецификаций определяет отношения между номенклатурными позициями в рамках структур продуктов и основана на описании спецификаций (BOM).
      6. Подсистема операций с запасами (Inventory Transaction Subsystem). Данная подсистема необходима для подержания в актуальном состоянии данных о запасах номенклатурных позиций и основывается на совокупности типов операций с запасами, предварительно описанных и влекущих за собой заранее определенные последствия.
      7. Подсистема запланированных поступлений по открытым заказам (Scheduled Receipts Subsystem). Подсистема запланированных поступлений по открытым заказам используется для работы (добавления, удаления, изменения) с заказами, изготовление и закупка которых начаты, но еще не завершены и не закрыты. В зависимости от того, является ли конкретная номенклатурная позиция включаемой в главный календарный план производства или же целиком контролируемой на уровне планирования потребности в материалах (MRP), изменяется модуль, потребляющий информацию, предоставляемую подсистемой.
      8. Оперативное управление производством (Shop Floor Control или Production Activity Control), или, иначе говоря, планирование и диспетчирование работы цеха (Shop Scheduling and Dispatching). Данный модуль назначает способ обсуждения приоритетов между работниками планирования и цеховым персоналом.
      9. Планирование потребности в мощностях (Capacity Requirements Planning). Данный модуль позволяет представить картину загрузки рабочих центров согласно той производственной программе, которая принята на уровне главного календарного плана производства и прошла через расчет потребности в изготавливаемых компонентах, выполненный MRP. Модуль позволяет прогнозировать возможные проблемы с мощностями и вовремя их разрешать, т. е. избежать столкновения с ними тогда, когда изменения календарного плана невозможны или дорогостоящими.
      10. Управление входным/выходным материальным потоком (Input/Output Control). Модуль призван контролировать исполнение плана использования производственных мощностей, разработанного на уровне CRP.
      11. Модуль управления входным/выходным материальным потоком позволяет оценить, выполнен план по загрузке производственных мощностей или нет, так как он контролирует входной и выходной потоки заданий, направленные к рабочим центрам, а также длину очереди к рабочим центрам, измеряемую в часах работы рабочего центра.
      12. Управление снабжением (Purchasing). Модуль предназначен для контроля выполнения плана закупок, сформированного MRP и утвержденного лицом, принимающим решения, а также планирования и исполнения закупок, не связанного с собственно модулем MRP.
      13. Планирование ресурсов распределения (Distribution Resource Planning). Модуль предназначен для обеспечения планирования в том случае, когда предприятие имеет территориально распределенную структуру с несколькими удаленными друг от друга площадками.
      14. Инструментальное обеспечение (Tooling или Tool Planning and Control). Для некоторых компаний календарное планирование инструментального обеспечения производства не менее важно, нежели календарное планирование потребности в материалах и производственных мощностях.
      15. Интерфейс с финансовым планированием (Financial Planning Interfaces). MRP II предоставляет информацию, необходимую для осуществления финансового планирования, однако собственно функции финансового анализа и планирования в MRP II не включены.

Таким образом, MRP II – это планирование по MRP плюс функции управления складами, снабжением, продажами и производством. Поскольку на промышленном предприятии большинство денежных средств, так или иначе, связано с производством или запасами, использование вышеперечисленных функций делает возможным включение в единую систему также функций учета и управления финансами. Кроме этого в этом классе систем появилась возможность моделирования производственных процессов. Методология MRP II описывает сквозное планирование и управление цепочкой "снабжение -производство - склад - сбыт". В отличие от предшествующей методологии планирования, она фокусируется на оперативном планировании и управлении всем производственным процессом, а не отдельными его фрагментами.

В MRP II присутствует взаимосвязь между различными функциональными подразделениями и ясное понимание общих целей и задач всего предприятия. MRP II представляет собой интеграцию большого количества отдельных модулей, таких как планирование бизнес-процессов, планирование потребностей в материалах, планирование производственных мощностей, планирование финансов, управление инвестициями и т. д.

Реализация методологии MRP II в конкретной информационной системе предполагает наличие обратной связи, информирующей о качестве выполнения сформированных планов и позволяющей, при необходимости, внести коррективы в эти планы.

Результаты использования КИС стандарта MRP II:

  • получение оперативной информации о текущих результатах деятельности предприятия как в целом, так и с полной детализацией по отдельным заказам, видам ресурсов, выполнению планов;
  • долгосрочное, оперативное и детальное планирование деятельности предприятия с возможностью корректировки плановых данных на основе оперативной информации;
  • решение задач оптимизации производственных и материальных потоков;
  • реальное сокращение материальных ресурсов на складах;
  • планирование и контроль за всем циклом производства с возможностью влияния на него в целях достижения оптимальной эффективности в использовании производственных мощностей, всех видов ресурсов и удовлетворения потребностей заказчиков;
  • автоматизация работ договорного отдела с полным контролем за платежами, отгрузкой продукции и выполнения договорных обязательств;
  • финансовое отражение деятельности предприятия в целом;
  • значительное сокращение непроизводственных затрат;
  • защита инвестиций, произведенных в информационные технологии;
  • возможность поэтапного внедрения системы с учетом инвестиционной политики конкретного предприятия.

Информационные системы класса ERP


 

Понятие ERP было впервые введено в начале 1990 – х годов.

Главная цель концепции ERP - Enterprise Resource Planning (Планирование ресурсов предприятия) - распространить принципы MRP II на управление современными корпорациями. Концепция ERP представляет собой надстройку над методологией MRP II. Не внося никаких изменений в механизм планирования производственных ресурсов, она позволяет решить ряд дополнительных задач, связанных с усложнением структуры компании.

В основе ERP лежит принцип создания единого хранилища данных (repository), содержащего всю деловую информацию, накопленную организацией в процессе ведения деловых операций, включая финансовую информацию, данные, связанные с производством, управлением персоналом, или любые другие сведения. Это устраняет необходимость в передаче данных от системы к системе. Кроме того, любая часть информации, которой располагает данная организация, становится одновременно доступной для всех работников, обладающих соответствующими полномочиями. Концепция ERP стала очень известной в производственном секторе, поскольку планирование ресурсов позволило:

  • сократить время выпуска продукции,
  • снизить уровень товарно-материальных запасов,
  • улучшить обратную связь с потребителем при одновременном сокращении административного аппарата.

Стандарт ERP позволил объединить все ресурсы предприятия, таким образом, добавляя управление заказами, финансами и т.д.

Основные особенности информационных систем класса ERP:

  • универсальность с точки зрения типов производств;
  • поддержка многозвенного производственного планирования;
  • более широкая (по сравнению с MRP II) сфера интегрированного планирования ресурсов;
  • включение в систему мощного блока планирования и учета корпоративных финансов;
  • внедрение в систему средств поддержки принятия решений.

Основными различиями между MRP II и ERP -системами являются:

  • ERP-системы создаются для больших многофункциональных и территориально распределенных корпораций (например, холдингов, транснациональных предприятий, и т. д.). MRP II-системы ориентированы на рынок средних предприятий, которым не требуется вся мощность ERP-систем;
  • В ERP, в отличие от MRP II, больше внимания уделяется финансовым подсистемам;
  • В системах ERP больше внимания уделяется средствам поддержки принятия решений и средствам интеграции с хранилищами данных (иногда включаемых в систему как новый модуль);
  • В системах ERP разработаны развитые средства настройки (конфигурирования) и адаптации, в том числе применяемые динамически в процессе эксплуатации систем.

 

Информационные системы класса ERP II


 

Концепция ERP- систем фокусируется в основном на планировании ресурсов, тщательном управлении запасами и обеспечении прозрачности производственных процессов. Середина 1990 –х годов характеризуется бурным развитием Интернет – технологий. Появился электронный бизнес, позволяющий предприятию взаимодействовать с клиентами через Интернет. Информационные системы предприятий научились обмениваться данными с применением коммуникационных протоколов и форматов документов. Новые функции, появившиеся в информационных системах, стали выходить за привычные рамки ERP- систем. Поэтому несколько лет назад Gartner Group1 предложила новый вариант данной концепции — ERP II.

ERP II – Enterprise Resource and Relationship Processing (Управление внутренними ресурсами и внешними связями предприятия) - это бизнес-стратегия предприятия, принадлежащего к определенной отрасли, и набор ключевых для данной отрасли приложений, помогающих клиентам и акционерам компаний увеличивать стоимость бизнеса за счет эффективной ИТ-поддержки и оптимизации операционных и финансовых процессов как внутри своего предприятия, так и во внешнем мире - в рамках сотрудничества с другими корпорациями.

В ней нашли отражение современные концепции ведения бизнеса и инновации в области информационных систем. Рассмотрим наиболее популярные современные концепции ведения бизнеса: CRM – концепцию и SCM – концепцию.

 

CRM - концепция


 

После появления крупных супер-маркетов и торговых автоматов стало наблюдаться обезличивание клиентов, что стало приводить к падению продаж. Для сохранения конкурентно способности в последние годы принципы персонализации и заботы о потребителе стали возвращаться, воплотившись в концепции CRM - провозглашает вместо заботы об обезличенных потребителях заботу о потребителе.

CRM- Customer Relationship Management (управление взаимоотношениями с клиентом) - это программы для управления взаимоотношениями компании с ее клиентами (заказчиками), партнерами, дилерами и внешним миром вообще. Фактически, это средство для автоматизации работы отделов маркетинга, продаж и обслуживания клиентов. Плюс набор дополнительных сервисов в виде корпоративных порталов, call-центров, онлайновых справочных бюро для клиентов, корпоративные базы знаний и пр..

CRM-концепция требует более совершенных подходов, ориентированных на потребителя, целью которых является развитие бизнеса как такового. Таким образом, CRM подразумевает управление маркетинг - процессами, продажами, производством, разработками и т.д.

В реализацию CRM-концепции должно быть вовлечено (в прямой или опосредованной форме) большинство корпоративных служб и подразделений - маркетинг, производство, служба клиентской поддержки, территориальные подразделения продаж и службы сервиса. Сегодня CRM-концепция объединяет все системы, имеющие отношение к контактам с клиентом: управление территориальными продажами, клиентскую поддержку, управление маркетингом и продажами, управление деятельностью, направленной на продвижение продукта.

В материальном отношении преимущества CRM-концепции можно охарактеризовать следующим образом:

    • Повышение чувства удовлетворения у клиента. Сделать процедуру продажи настолько приятной, чтобы клиент обратился за новой покупкой только к Вам. Снижение расходов на сопровождение продаж и дистрибуцию. Определить цели в рекламе таким образом, чтобы повысить вероятность принятия предложения Вашей компании потенциальным покупателем.
    • Использовать Интернет-решения для того, чтобы снизить долю прямых персональных продаж и количество дистрибьюторских каналов.
    • Управлять взаимоотношениями с клиентом, вместо того чтобы управлять продукцией (это потребует коренных изменений в маркетинговой концепции компании). Снижение расходов на клиентское сопровождение. Сделать максимально доступной всю информацию о продуктах сотрудникам подразделения обслуживания, чтобы они смогли ответить на любой вопрос клиента.

Автоматизация консультативного центра позволит торговым представителям получать своевременную информацию по истории продаж и взаимоотношений с клиентом, что увеличит объемы дополнительных и перекрестных продаж. Сервисным подразделениям система дает возможность организовать эффективное управление послепродажным обслуживанием клиентов. Функциональные средства позволяют регистрировать действия, осуществляемые компанией после продажи товаров. При этом заявки на сервисное обслуживание могут быть инициированы как самими клиентами, так и автоматически, согласно сервисному контракту.

Следует отметить, что такие признанные авторитеты IT-рынка, как IBM, Oracle, Microsoft включают в свои СУБД программные продукты, реализующие CRM- концепцию.

 

SCM – концепция


 

Supply Chain Management (SCM) - управление цепочками поставок – это концепция, заключающаяся в интегрировании ключевых бизнес-процессов, начинающихся от конечного пользователя и охватывающих всех поставщиков товаров, услуг и информации, добавляющих ценность для потребителей.

Supply Chain Management (SCM) / Системы управления цепями поставок – программное обеспечение, предназначенное для автоматизации и управления всеми этапами снабжения предприятия и для контроля всего товародвижения на предприятии. Система SCM позволяет оптимизировать работу предприятия и значительно снизить затраты на логистику и закупки.

Сущностью понятия "управления цепочками поставок" является рассмотрение логистических операций на протяжении всего жизненного цикла изделия, т.е. процесс разработки, производства, продажи готовых изделий и их послепродажное обслуживание.

Информация о работе Информационные системы управления бизнесом