Информационные системы управления бизнесом

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2015 в 16:37, реферат

Краткое описание

К настоящему времени созданы тысячи программных продуктов, сотни технологий, десятки протоколов и соглашений о разработке и использовании интерфейсов, международных стандартов в области ИТ- приложений. В отличие от бытовой сферы, где ИТ используются непосредственно (аудио- и видеотехника, мобильная телефонная связь, цифровые фототелевизионные системы, технологии обработки текстов и изображений, широкий спектр информационных услуг и т. д.), применение ИТ в целях информатизации бизнеса происходит опосредованно - с помощью разработки и внедрения информационных систем различного назначения. Информационные технологии становятся средством преобразования данных и формирования информационных потоков внутри и вне предприятия. В рамках одной информационной системы могут использоваться десятки ИТ.

Файлы: 1 файл

6_ISUB_kratkaya_teoria_2.docx

— 698.84 Кб (Скачать)
  • Перекресток слияния– узел, собирающий множество стрелок в одну, указывая на необходимость условия завершенности работ-источников стрелок для продолжения процесса.
  • Перекресток ветвления– узел, в котором единственная входящая в него стрелка ветвится, показывая, что работы, следующие за перекрестком, выполняются параллельно или альтернативно.

IDEF3 достаточно хорошо описывает системы, где существенным моментом являются временные сдвиги (например в области принятия решений), либо хорошо формализуется логика протекания процессов.

 

Обозначение

В случае слияния стрелок

В случае разветвления стрелок

Все предшествующие процессы должны быть завершены одновременно

Все следующие процессы должны быть запущены одновременно

Все предшествующие процессы завершены одновременно

Все следующие процессы запускаются одновременно

Один или несколько предшествующих процессов должны быть завершены

Один или несколько следующих процессов должны быть запущены

Один или несколько предшествующих процессов завершаются одновременно

Один или несколько следующих процессов запускаются одновременно

Только один предшествующий процесс завершен

Только один следующий процесс запускается


 

Диаграммы потоков данных (Data Flow Diagrams - DFD) представляют собой иерархию функциональных процессов, связанных потоками данных. Цель такого представления — продемонстрировать, как каждый процесс преобразует свои входные данные в выходные, а также выявить отношения между этими процессами.

Для изображения DFD традиционно используются две различные нотации: Йордана (Yourdon) и Гейна-Сарсона (Gane-Sarson).

В соответствии с данным методом модель системы определяется как иерархия диаграмм потоков данных, описывающих а процесс преобразования информации от ее ввода в систему до выдачи потребителю. Источники информации (внешние сущности) порождают информационные потоки (потоки данных), переносящие информацию к подсистемам или процессам. Те, в свою очередь, преобразуют информацию и порождают новые потоки, которые переносят информацию к другим процессам или подсистемам, накопителям данных или внешним сущностям — потребителям информации.

Основными компонентами диаграмм потоков данных являются:

  • внешние сущности;
  • системы и подсистемы;
  • процессы;
  • накопители данных;
  • потоки данных

В DFD работы представляют собой функции системы, преобразующие входы в выходы. Хотя работы изображаются прямоугольниками со скругленными углами, смысл их совпадает со смыслом работ IDEF0.

Внешние сущности изображают входы в систему и/или выходы из нее. Внешние сущности изображаются в виде прямоугольника с тенью и обычно располагаются по краям диаграммы.

Системы и подсистемы, а также процессы в DFD представляют собой функции системы, преобразующие входы в выходы. Они изображаются прямоугольниками со скругленными углами, смысл их совпадает со смыслом работ IDEF0.

Накопители данных изображают объекты в покое. В материальных системах накопители данных изображаются там, где объекты ожидают обработки, например в очереди. В системах обработки информации накопители данных являются механизмом, который позволяет сохранить данные для последующих процессов.

Потоки данных (стрелки) описывают движение объектов из одной части системы в другую. Стрелки могут подходить и выходить из любой грани прямоугольника работы. В DFD также применяются двунаправленные стрелки для описания диалогов типа "команда-ответ" между работами, между работой и внешней сущностью и между внешними сущностями.

DFD- диаграммы могут быть преобразованы с целью более наглядного представления системы. Работы, например, на диаграммах могут быть декомпозированы.

 

Пример процесса выполнения запроса клиента на поставку.

Диаграммы "сущность – связь" (ERD) предназначены для разработки моделей данных и обеспечивают стандартный способ определения данных и отношений между ними. С помощью ERD осуществляется детализация хранилищ данных проектируемой системы, а также документируются сущности системы и способы их взаимодействия, включая идентификацию объектов, важных для предметной области сущностей, свойств этих объектов (атрибутов) и их отношений с другими объектами.

В методе ERD (Entity-Relationship Diagrams)для моделирования бизнес-процессов применяется язык объектного моделирования UML.

UML (англ. Unified Modeling Language —  унифицированный язык моделирования) — язык графического описания  для объектного моделирования  в области разработки программного  обеспечения. UML является языком  широкого профиля, это открытый  стандарт, использующий графические  обозначения для создания абстрактной  модели системы, называемой UML-моделью. UML был создан для определения, визуализации, проектирования и  документирования в основном  программных систем.

Понятие жизненного цикла (ЖЦ) ИС


В основе деятельности по созданию и использованию программного обеспечения (ПО) лежит понятие его жизненного цикла (ЖЦ).

ЖЦИС - это период создания и использования ИС, начиная с момента возникновения потребности в ИС и заканчивая моментом полного её выхода из эксплуатации.

ЖЦ является моделью создания и использования ПО, отражающей его различные состояния, начиная с момента возникновения необходимости в данном программном изделии и заканчивая моментом его полного выхода из употребления у всех пользователей.

Традиционно выделяются следующие основные этапы ЖЦ ПО:

  • анализ требований;
  • проектирование;
  • кодирование (программирование);
  • тестирование и отладка;
  • эксплуатация и сопровождение.

Стадии жизненного цикла информационной системы

Предпроектное обследование

1.1. Сбор материалов для проектирования; при этом выделяют формулирование  требований, изучение объекта автоматизации, даются предварительные выводы  предпроектного варианта ИС.

1.2. Анализ материалов и разработка  документации; обязательно даётся  технико-экономическое обоснование  с техническим заданием на  проектирование ИС.

Проектирование

2.1. Предварительное проектирование:

  • выбор проектных решений по аспектам разработки ИС;
  • описание реальных компонент ИС;
  • оформление и утверждение технического проекта (ТП).

2.2. Детальное проектирование:

  • выбор или разработка математических методов или алгоритмов программ; корректировка структур БД;
  • создание документации на доставку и установку программных продуктов;
  • выбор комплекса технических средств с документацией на её установку.

2.3. Разработка техно-рабочего проекта  ИС (ТРП).

2.4. Разработка методологии реализации  функций управления с помощью  ИС и описанием регламента  действий аппарата управления.

Разработка ИС получение и установка технических и программных средств;

  • тестирование и доводка программного комплекса;
  • разработка инструкций по эксплуатации программно-технических средств.

Ввод ИС в эксплуатацию ввод технических средств;

  • ввод программных средств;
  • обучение и сертификация персонала;
  • опытная эксплуатация;
  • сдача и подписание актов приёмки-сдачи работ.

Эксплуатация ИС повседневная эксплуатация;

Общее сопровождение всего проекта.

ЖЦ образуется в соответствии с принципом нисходящего проектирования и, как правило, носит итерационный характер: реализованные этапы, начиная с самых ранних, циклически повторяются в соответствии с изменениями требований и внешних условий, введением ограничений и т.п. На каждом этапе ЖЦ порождается определённый набор документов и технических решений; при этом для каждого этапа исходными являются документы и решения, полученные на предыдущем этапе. Каждый этап завершается верификацией порождённых документов и решений с целью проверки их соответствия исходным.

Основным нормативным документом, регламентирующим ЖЦ ПО, является международный стандарт ISO/IEC 12207 [5] (ISO - International Organization of Standardization - Международная организация по стандартизации, IEC - International Electrotechnical Commission - Международная комиссия по электротехнике). Он определяет структуру ЖЦ, содержащую процессы, действия и задачи, которые должны быть выполнены во время создания ПО.

Структура ЖЦ ПО по стандарту ISO/IEC 12207 базируется на трёх группах процессов:

  • основные процессы ЖЦ ПО (приобретение, поставка, разработка, эксплуатация, сопровождение);
  • вспомогательные процессы, обеспечивающие выполнение основных процессов (документирование, управление конфигурацией, обеспечение качества, верификация, аттестация, оценка, аудит, решение проблем);
  • организационные процессы (управление проектами, создание инфраструктуры проекта, определение, оценка и улучшение самого ЖЦ, обучение).

Модели ЖЦ ИС


Существующие модели ЖЦ определяют порядок исполнения этапов в ходе разработки, а также критерии перехода от этапа к этапу. В соответствии с этим наибольшее распространение получили три следующие модели ЖЦ:

Каскадная модель (70-80г.г.) — предполагает переход на следующий этап после полного окончания работ по предыдущему этапу (рис.1.4).

Рис. 1.4. Каскадная модель

Поэтапная модель с промежуточным контролем (80-85г.г.) — итерационная модель разработки ПО с циклами обратной связи между этапами. Преимущество такой модели заключается в том, что межэтапные корректировки обеспечивают меньшую трудоёмкость по сравнению с каскадной моделью; однако время жизни каждого из этапов растягивается на весь период разработки (рис.1.5).

Рис. 1.5. Поэтапная модель

Спиральная модель (86-90г.г.) — делает упор на начальные этапы ЖЦ: анализ требований, проектирование спецификаций, предварительное и детальное проектирование. На этих этапах проверяется и обосновывается реализуемость технических решений путём создания прототипов. Каждый виток спирали соответствует поэтапной модели создания фрагмента или версии программного изделия, на нём уточняются цели и характеристики проекта, определяется его качество, планируются работы следующего витка спирали. Таким образом, углубляются и последовательно конкретизируются детали проекта и в результате выбирается обоснованный вариант, который доводится до реализации (рис.1.6).

Рис.1.6. Спиральная модель

Специалистами отмечаются следующие преимущества спиральной модели:

  • накопление и повторное использование программных средств, моделей и прототипов;
  • ориентация на развитие и модификацию ПО в процессе его проектирования;
  • анализ риска и издержек в процессе проектирования.

Введение в компьютерные сети. Классификация компьютерных сетей


Компьютерные сети. Определение.


Компьютерная сеть - группа компьютеров, объединенных между собой для обеспечения совместного доступа к ресурсам и обмена информацией.

Чтобы создать компьютерную сеть, нужны компьютеры, линии связи, а также специальные устройства для подключения компьютеров к линиям связи. К аппаратной составляющей компьютерной сети относится также коммуникационное оборудование, позволяющее объединять отдельные сегменты сети и организовывать информационные потоки. Для управления процессами передачи данных и организации совместной работы в сети необходимо установить специальное программное обеспечение.

Линии связи. Устройства для подключения компьютеров к линиям связи.


На сегодняшний день для соединения компьютеров в сети используются самые разнообразные линии связи: всевозможные кабели (коаксиальный, витая пара), телефонные линии связи, оптоволоконные линии, радиосвязь, в том числе и спутниковая связь. Главной характеристикой линии связи в компьютерной сети является скорость передачи данных, измеряемая в битах в секунду. Для сравнения, кабели обеспечивают скорость до 100 Мбит/сек, телефонные линии существенно менее скоростные - несколько десятков или сотен Кбит/секунду. Оптоволоконные линии - самые скоростные (10-1000 Мбит/секунду), спутниковая связь обеспечивает скорость передачи в пределах нескольких сотен Мбит/секунду.

Информация о работе Информационные системы управления бизнесом