Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2015 в 16:37, реферат
К настоящему времени созданы тысячи программных продуктов, сотни технологий, десятки протоколов и соглашений о разработке и использовании интерфейсов, международных стандартов в области ИТ- приложений. В отличие от бытовой сферы, где ИТ используются непосредственно (аудио- и видеотехника, мобильная телефонная связь, цифровые фототелевизионные системы, технологии обработки текстов и изображений, широкий спектр информационных услуг и т. д.), применение ИТ в целях информатизации бизнеса происходит опосредованно - с помощью разработки и внедрения информационных систем различного назначения. Информационные технологии становятся средством преобразования данных и формирования информационных потоков внутри и вне предприятия. В рамках одной информационной системы могут использоваться десятки ИТ.
Кроме того, инжиниринг – это подготовка технико-экономических обоснований проектов, предоставление рекомендаций в области организации производства и управления. Помимо всего прочего, инжиниринг включает в себя предоставление рекомендаций относительно путей и приемов реализации продукции. Инжиниринг – это платная услуга, которую оказывают специализированные компании. Такие предприятия называются инжиниринговыми компаниями и обладают статусом формально независимых компаний. Данные фирмы могут оказывать услуги одновременно в нескольких областях.
Основной процесс инжиниринга – разработка производственных технологий. От качества данной услуги непосредственно зависит скорость развития и эффективность работы предприятия. Инжиниринг действенен только в том случае, если все работы проводят специалисты: технологи, инженеры, чертежники.
Услуги в области инжиниринга
Метод революционного преобразования деятельности предприятия, коренной перестройки его бизнеса, который получил название реинжиниринг бизнес- процессов, появился на Западе в конце 80-х годов прошлого столетия. Основателями теории реинжиниринга являются Майкл Хаммер и Джеймс Чампи.
Реинжиниринг - фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов для достижения существенных улучшений в таких ключевых для современного бизнеса показателях результативности, как затраты, качество, уровень обслуживания и оперативность».
Бизнес-процессы - совокупность различных видов деятельности, в рамках которой «на входе» используются один или более видов ресурсов, и в результате этой деятельности на «выходе» создается продукт или услуга, представляющие ценность для потребителя.
Другими словами, реинжиниринг бизнес-процессов (РБП, англ. business process reengineering, BPR) в отличие от известных в последние десятилетия многочисленных методов постепенного совершенствования работы предприятия, означает, по сути, решительную, стремительную и глубокую «прорывную» перестройку основой организации и управления внутри предприятия.
Целью реинжиниринга бизнес-процессов (РБП) является системная реорганизация материальных, финансовых и информационных потоков, направленная на упрощение организационной структуры, перераспределение и минимизацию использования различных ресурсов, сокращение сроков реализации потребностей клиентов, повышение качества их обслуживания.
К основным понятиям РПБ относятся понятия «фундаментальный», «радикальный», «существенный» и «процессы».
Таким образом, РБП не предполагает осуществления постоянных, но незначительных изменений, ведущих к небольшому «приростному» (на единицы и даже десятки процентов) улучшению показателей функционирования предприятия. В результате успешно проведенного РБП, т.е. быстрого осуществления глубоких и всесторонних коренных изменений системы управления — предприятие достигает существенного, «прорывного» роста эффективности (в десятки и сотни раз).
К основным свойствам РБП относятся:
Реинжиниринг необходим в случаях потребности очень существенных улучшений, например, таких как эти 3 основные ситуации, требующие вмешательства:
К участникам РБП относятся: лидер проекта РБП; управляющий комитет; менеджер, осуществляющий оперативное руководство; менеджеры процессов; рабочая команда реинжиниринга.
Первое место занимает лидер проекта РБП — один из высших менеджеров предприятия, который возглавляет реинжиниринговую деятельность. Помимо организационных обязанностей, он отвечает за идеологическое обоснование проекта реинжиниринга, создание общего духа новаторства, энтузиазма и ответственности. Лидер должен обладать высокой внутренней энергией.
Второй участник — управляющий комитет, состоящий из членов высшего руководства предприятия, лидера РБП, менеджеров процессов. Осуществляет функции наблюдения, согласования целей и стратегии РБП, согласования интересов различных рабочих команд и решения конфликтных ситуаций между ними. В случае отсутствия комитета его функции выполняет лидер РБП.
Особое место занимает менеджер, осуществляющий оперативное руководство РБП в целом. Часто он выполняет формальную роль помощника лидера РБП. Функции, им выполняемые, — разработка методик и инструментов РБП обучение и координация владельцев процессов, помощь в организации рабочих команд.
Менеджеры процессов — это руководители, каждый из которых ответственен за обновление отдельного делового процесса. Если в организации не определены процессы как таковые, в этом качестве выступают функциональные менеджеры. Менеджер формирует команду для перестройки данного процесса и обеспечивает условия для ее работы. Также он осуществляет функции наблюдения и контроля. Таким образом, менеджер процесса является своеобразным заказчиком реинжиниринга данного процесса.
Рабочая команда — группа работников предприятия (методисты, администраторы, сотрудники по обеспечению качества изделий, документирования, координации), а также внешние участники (консультанты, разработчики). Все они и осуществляют непосредственную работу по реинжинирингу конкретного процесса.
Информационные технологии (ИТ) играют определяющую роль в реинжиниринге бизнеса, но их возможности иногда неправильно истолковываются.
Современные ИТ являются неотъемлемой частью любого реинжинирингового мероприятия, существенным конструктивным фактором его успеха. Неправильное использование ИТ может срывать реинжиниринг, усиливая как старые способы мышления, так и прежние стереотипы поведения.
Для того, чтобы понять скрытую мощь современных ИТ и выявить возможности их прикладного применения, предприятием необходимо использовать стиль мышления, которым сотрудники обычно не владеют и который считают для себя неудобным. Большинство высших управляющих и менеджеров знают как мыслить дедуктивно, т.е. они хорошо выявляют проблему или проблемы, а затем ищут и оценивают различные решения этих проблем («от общего – к частному»).
Однако применение ИТ в реинжиниринге бизнеса требует индуктивного мышления («от частного- к общему») – способности сначала увидеть эффективное решение, а затем определить проблемы, которое оно может разрешить и о существовании которых предприятие, возможно, и не подозревает.
Принципиальная ошибка большинства предприятий заключается в том, что они рассматривают ИТ сквозь призму существующих процессов. Вместо вопроса: «Как мы можем использовать возможности ИТ для повышения эффективности либо рационализации, либо усовершенствования того, что мы делаем ?» они должны задаться вопросом: «Как мы можем использовать ИТ, чтобы делать то, что мы еще не делаем ?». Реинжиниринг, по сравнению с автоматизацией, похож на инновационный процесс, на использование новейших возможностей технологий для достижения совершенно новых целей. Один из труднейших элементов реинжиниринга заключается в осознании новых, неизвестных ранее возможностей технологии вместо хорошо известных.
Современные задачи РБП включают в себя объединение информационных ресурсов структурных подразделений компании и создание интегрированной корпоративной информационной системы управления, функционирующей в реальном масштабе времени, базирующейся на объективных данных о финансовых и материальных потоках по всем сферам хозяйственной деятельности предприятия, обеспечивающей общее снижение затрат и имеющей возможность гибкого реагирования на изменения рыночной ситуации.
В таблице показано как ИТ влияют на переход к новым правилам работы предприятий.
Прежнее правило |
Используемые технология |
Новое правило |
Информация может появляться в одно время в одном месте |
Распределенные базы данных |
Информация может появляться одновременно в тех местах, где она необходима |
Сложную работу могут выполнять только эксперты |
Экспертные системы |
Работу эксперта может выполнять специалист по общим вопросам |
Необходимо выбирать между централизацией и децентрализацией бизнеса |
Телекоммуникационные сети |
Бизнес может пользоваться преимуществами централизации и децентрализации одновременно |
Все решения принимают менеджеры |
Средства поддержки решений (доступ к базе данных, средства моделирования и т.д.) |
Принятие решений становится частью работы каждого сотрудника (иерархическое принятие решений) |
Для получения, хранения, поиска и передачи информации требуется офис |
Беспроводная связь и переносимые компьютеры |
Сотрудники могут посылать и получать информацию из того места, где они находятся |
Лучший контакт с потенциальным покупателем -это личный контакт |
Интерактивный видеодиск, Интернет |
Лучший контакт с потенциальным покупателем - эффективный контакт |
Чтобы найти некоторый объект необходимо знать, где он находится |
Автоматическое индексирование и отслеживание |
Объекты сами информируют о своем местонахождении |
Планы работ пересматриваются и корректируются периодически |
Высокопроизводительные компьютеры |
Планы пересматриваются и корректируются оперативно, по мере необходимости |
Следует отметить, что несмотря на важную роль, которую ИТ играют в РБП, реинжиниринг нельзя непосредственно отождествлять с автоматизацией бизнес-процессов. Автоматизация бизнес- процессов, используя ИТ, автоматизирует существующий процесс со всеми его недостатками и не ставит перед собой основную задачу реинжиниринга - проектирование нового процесса для кардинального повышения его эффективности.
Информация о работе Информационные системы управления бизнесом