Информационные системы управления бизнесом

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2015 в 16:37, реферат

Краткое описание

К настоящему времени созданы тысячи программных продуктов, сотни технологий, десятки протоколов и соглашений о разработке и использовании интерфейсов, международных стандартов в области ИТ- приложений. В отличие от бытовой сферы, где ИТ используются непосредственно (аудио- и видеотехника, мобильная телефонная связь, цифровые фототелевизионные системы, технологии обработки текстов и изображений, широкий спектр информационных услуг и т. д.), применение ИТ в целях информатизации бизнеса происходит опосредованно - с помощью разработки и внедрения информационных систем различного назначения. Информационные технологии становятся средством преобразования данных и формирования информационных потоков внутри и вне предприятия. В рамках одной информационной системы могут использоваться десятки ИТ.

Файлы: 1 файл

6_ISUB_kratkaya_teoria_2.docx

— 698.84 Кб (Скачать)

Реинжиниринг бизнес-процессов возможен только на основе интегрированных корпоративных информационных систем, которые обеспечивают поддержку управлению деловыми процессами на всех уровнях. В отличие от канонического подхода к автоматизации отдельных функций управления в виде локальных АРМов, не изменяющих существующую технологию управления, использование корпоративных информационных систем предполагает трансформацию системы управления на основе концепции автоматизации управления сквозными бизнес - процессами.

Реинжиниринг бизнес - процеcсов предполагает изменение архитектуры корпоративной информационной системы, которая призвана:

      • на оперативном уровне обеспечить ускорение информационных потоков, связывающих участников деловых процессов, и улучшить синхронизацию одновременно выполняемых деловых процессов;
      • на тактическом уровне способствовать повышению качества принимаемых управленческих решений, позволяющих адаптировать деловые процессы к изменению внешней среды;
      • на стратегическом уровне обеспечивать процесс принятия решений относительно проектирования новых и пере проектирования существующих бизнес-процессов;
      • на оперативном уровне создаются системы обработки транзакций (OLTP - On-Line Transaction Processing) - которые призваны упростить организацию и управляемость деловыми процессами на основе принципов горизонтального и вертикального сжатия процессов, централизации (децентрализации).

Горизонтальное сжатие процесса - несколько рабочих процедур объединяется в рамках создания многофункционального автоматизированного рабочего места, подключаемого к комплексной системе автоматизации управления. Характер деятельности непосредственных исполнителей деловых процессов становится информационным. Автоматизация множества операций позволяет концентрировать выполнение множества функций одним работником с меньшей квалификацией

Вертикальное сжатие процесса - организация и контроль выполнения делового процесса со стороны менеджеров на основе использования локальных вычислительных сетей с архитектурой "клиент-сервер", систем управления потоками работ и распределенных баз данных. В частности, через распределенную базу данных работники предприятия обмениваются между собой информацией, в которой все изменения отражаются в реальном масштабе времени и становятся доступными параллельно для всех заинтересованных участников бизнес – процесса.

Централизованное (децентрализованное) управление процессом - координация выполнения операций процесса территориально - распределенными структурными подразделениями предприятия или предприятиями-партнерами на основе использования глобальной вычислительной сети Intranet/Internet, стандартно электронного обмена данными (EDI - Electronic Data Interchange) и компонентной технологии программных интерфейсов DCOM, CORBA.

В качестве организационных форм компаний, активно использующих электронное взаимодействие, рассматриваются:

      • посреднические фирмы, связывающие клиентов и поставщиков продукции и услуг;
      • холдинги с разветвленной сетью филиалов и дочерних предприятий, организуемых в соответствии с внутрифирменными видами деятельности и сервисами;
      • консорциумы с интеграцией предприятий по цепочке поставок;
      • виртуальные предприятия с динамическим взаимодействием предприятий в рамках конкретных проектов.

Корпоративные информационные системы


Корпоративные информационные системы (КИС) - это комплекс интегрированных приложений, позволяющих создать единую среду для автоматизации планирования, учета, контроля и анализа всех основных бизнес-процессов предприятия. КИС включает в себя определенный набор подсистем, связанных с деятельностью предприятия: финансы, снабжение и сбыт, хранение, производство и т.д.

Для управления предприятием создавались специальные информационные системы управления предприятием, которые представляют собой эволюционный процесс развития информационных систем классов MRP, MRPII, ERP. Рассмотрим отличительные особенности указанных классов систем.

Первым стандартом управления бизнесом был MPS (Master Planning Scheduling), или обьемно-календарное планирование. Идея была проста – формируется план продаж («объем», с разбивкой по календарным периодам, отсюда – обьемно - календарное), по нему формируется план пополнения запасов (за счет производства или закупки) и оцениваются финансовые результаты по периодам (в качестве которых используются периоды планирования или финансовые периоды).

Информационные системы класса MRP


Методология MRP разрабатывалась в 60-х годах прошлого века под влиянием целого комплекса факторов. Послевоенное оживление экономики выдвинуло на повестку дня задачу эффективного управления себестоимостью продукции. В ответ на это активизировались исследования в области математической экономики, которые столкнулись не только с методологическими трудностями, но и с техническими проблемами: нужно было за разумное время уметь учитывать огромное множество параметров. С развитием вычислительной техники эти проблемы были преодолены. В результате появились первые автоматизированные системы планирования - системы планирования материальных ресурсов, MRP (Material Requirements Planning)-системы.

Реализация системы, работающей по этой методологии представляет собой компьютерную программу, позволяющую оптимально регулировать поставки материалов комплектующих, контролируя запасы на складе и саму технологию производства.

Основною целью, которую преследовали разработчики, являлась минимизация издержек, появляющихся на производстве. До появления MRP систем для учета и отслеживания запасов применялись карточки складского учета, в которых указывалось поступление материалов на склад, их отпуск со склада, а также их остаток. Как правило, информация с карточек дублировалась в книгах учета движения материалов. Скорость реагирования такой системы была крайне невысокой и, в силу специфики регистрации информации, приводила к значительному количеству ошибок и неточностей.

В основе MRP концепции лежит понятие Bill Of Material (BOM), то есть спецификации изделия, которая показывает зависимость внутреннего для предприятия спроса на сырье, комплектующие, полуфабрикаты и т.д. от плана выпуска (бюджета реализации) готовой продукции. При этом очень важную роль играет фактор времени, поскольку несвоевременная доставка материалов может привести к срыву планов выпуска готовой продукции.

Для того чтобы учитывать временную зависимость производственных процессов, информационной системе, поддерживающей реализацию концепции MRP на предприятии, «необходимо знать» технологию выпуска продукции (технологическую цепочку), то есть последовательность технологических операций и их продолжительность. На основании плана выпуска продукции, BOM и технологической цепочки в MRP – системе осуществляется расчет потребностей в материалах в зависимости от конкретных сроков выполнения тех или иных технологических операций.

Однако у методологии MRP есть серьезный недостаток. При расчете потребности в материалах не учитываются загрузка и амортизация производственных мощностей, стоимость рабочей силы, потребляемой энергии и т.д.

Методология MRP служит для реализации следующих целей:

− Минимизировать запасы на складах сырья и готовой продукции;

− Оптимизировать поступление материалов и комплектующих в производство и исключить простои оборудования из-за не прибывших во время материалов и комплектующих.

Алгоритм работы MRP-модуля. Для работы MRP-модуля требуются следующие входные данные:

- Основной производственный  план-график (объемно-календарный план, Master Production Schedule - MPS) - документ, в котором расписано, сколько единиц конечного изделия будет производиться в каждый плановый период отрезка планирования;

- Данные о состоянии  запасов (книга учета запасов, Inventory Status File) - документ, максимально полно раскрывающий информацию о каждой учетной единице сырья,материалов, комплектующих, конечных изделий.

- Спецификация состава изделия (Bill of Materials File - BOM) - документ, содержащий:

      • - Перечень сырья, материалов и комплектующих, необходимых для производства конечного изделия, с указанием нормативов по их использованию;
      • - Иерархическое описание структуры конечного изделия.

Результатами работы MRP-модуля являются следующие документы:

- График заказов на  закупку/производство материалов  и комплектующих (Planned Order Schedule) - документ, расписывающий, какое количество сырья, материалов, комплектующих должно быть заказано в каждый плановый период в течение срока планирования;

- Изменения к графику  заказов на закупку/производство  материалов и комплектующих (Changes in planned orders) - документ, содержащий корректировки ранее спланированных заказов на закупку/производство материалов и комплектующих.

Входные и выходные данные MRP-модуля представляются в виде таблиц базы данных.

Алгоритм MRP не только выдает заказы на пополнение запасов, но и позволяет корректировать производственные задания с учетом изменяющейся потребности в готовых изделиях. Следует отметить, что методы MRP применимы не на каждом типе производстве.

 

Информационные системы класса MRP II


 

Метод планирования производственных ресурсов (Manufacturing Resource Planning , MRP II) – результат естественного развития MRP-методологии.

MRP II (Manufacturing Resource Planning) –  это набор проверенных на практике  принципов и процедур управления, используемых для повышения эффективности  деятельности предприятия.

Поскольку MRP- методология предназначена в первую очередь для планирования необходимых материалов, идея охватить области деятельности, от которых зависит пополнение или расход материалов, выглядит вполне логичной. Кроме этого при планировании MRP- методология использует принцип неограниченной загрузки, то есть при расчете игнорируется ограниченность производственных мощностей других ресурсов. В действительности не все ресурсы предприятия могут рассматриваться как неограниченные. Поэтому еще одна функция планирования системы, отличающая MRP II от MRP - это функция планирования производственных мощностей, с помощью которой проводится анализ потребностей в необходимых материалах в привязке к производственным ресурсам и их возможностям, а также с учетом существующей и планируемой загрузки.

Задачей информационных систем класса MRP II является оптимальное формирование потока материалов (сырья), полуфабрикатов (в том числе находящихся в производстве) и готовых изделий. Система класса MRP II - имеет целью интеграцию всех основных процессов, реализуемых предприятием, таких как снабжение, запасы, производство, продажа и дистрибьюция, планирование, контроль за выполнением плана, затраты, финансы, основные средства и т.д.

В основу MRP II положена иерархия планов. Планы нижних уровней зависят от планов более высоких уровней, т.е. план высшего уровня предоставляет входные данные, намечаемые показатели и/или какие-то ограничительные рамки для планов низшего уровня. Кроме того, эти планы связаны между собой таким образом, что результаты планов нижнего уровня оказывают обратное воздействие на планы высшего уровня.

Одной из основных причин того, что MRP была с готовностью воспринята как методология управления производством, является ее обращение к возможностям вычислительной техники в области хранения и обработки больших массивов данных и предоставления доступа к ним в целях эффективного управления предприятием. Она помогает координировать деятельность различных подразделений предприятия по исполнению свойственных им функций. Поэтому привлекательность MRP состоит не только в поддержке принятия решений, но и, что более важно, в ее интеграционной роли для производственных предприятий.

Характеризуя MRP II в целом, можно сказать, что его механизм опирается на три базовых принципа: иерархичность, интерактивность, интегрированность.

Иерархичность означает разделение планирования на уровни, соответствующие зонам ответственности разных ступеней управленческой лестницы предприятия. Здесь имеются в виду все уровни, начиная от топ-менеджмента, планирующего продажи и операции, до мастеров в цехах и на производственных участках, осуществляющих функции диспетчирования производственных наряд-заказов и принимающих оперативные решения по загрузке рабочих мест, управлению приоритетами наряд-заказов, формированию отчетных данных о выполненных заказах. Планы предприятия разрабатываются сверху вниз с одновременным обеспечением надежного механизма обратной связи.

Интерактивность систем на базе стандарта MRP II обеспечивается заложенным в него блоком моделирования. Существует возможность "проигрывания" вероятных ситуаций на предмет исследования их влияния на результаты деятельности предприятия в целом или его структурных подразделений в частности.

Интегрированность обеспечивается объединением всех основных функциональных областей деятельности предприятия на оперативном уровне (в пределах горизонта планирования продолжительностью до одного года), связанных с материальными и финансовыми потоками на предприятии.

Стандартная система MRP II должна включать функции, охватывающие следующие области:

  • планирование продаж и операций (Sales & Operations Planning);
  • управление спросом (Demand Management);
  • главный календарный план производства (Master Production Schedule);
  • планирование потребности в материалах (Material Requirements Planning);
  • подсистема ведения спецификаций (Bill of Material Subsystem);
  • подсистема фиксации операций с запасами (Inventory Transaction Subsystem);
  • подсистема получения по открытым заказам (Scheduled Receipts Subsystem);
  • оперативное управление исполнением производственными заказами (Shop Floor Control, или Production Activity Control);
  • планирование потребности в мощностях (Capacity Requirements Planning);
  • управление входным/выходными потоками производственных заказов (Input/Output Control);
  • закупки (Purchasing);
  • планирование ресурсов в распределения (Distribution Resource Planning);
  • инструментальное обеспечение (Tooling);
  • интерфейсы с финансовым планированием (Financial Planning Interfaces);
  • моделирование (Simulation);
  • оценка деятельности предприятия (Performance Measurement).

Информация о работе Информационные системы управления бизнесом