Франчайзинг ресторанного бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 09:27, дипломная работа

Краткое описание

Питание как процесс употребления пищи удовлетворяет самую насущную потребность человека, выступает необходимым условием существования людей, их общественной и трудовой деятельности. Общественное питание в своих коллективно организованных формах является важнейшим фактором и механизмом реализации социальной политики.

Оглавление

Глава I. Теоретические основы организации ресторанного бизнеса
1.1 Эволюция, основные тенденции развития и особенности формирования российского рынка общественного питания
1.2 Классификация и стандартизация предприятий общественного питания
1.3 Обзор современной сферы общественного питания в России
Глава II. Франчайзинг как новая концепция развития сферы общественного питания
2.1 История, сущность и основные направления франчайзинга
2.2 Схема взаимоотношений участников франчайзинга
2.3 Франчайзинг в России в сфере общественного питания
Глава III. Описание процесса организации предприятия общественного питания - сетевого ресторана в г. Зеленограде
3.1 Общественное питание как элемент формирования облика г. Зеленограда
3.2 Специфика зеленоградского рынка общественного питания

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 365.50 Кб (Скачать)

Бизнес в Подольске, по словам владельца "Крошки-Картошки" Андрея Конончука, идет несколько менее успешно, чем в ряде московских точек. Оборот подольского фаст-фуда составляет около 1млн рублей в месяц, это на 15% ниже, чем в "МЕГе". В тоже время, эксплуатационные расходы в Подольске выше. "Производство у нас находится в Химках, и везти оттуда каждый день продукцию получается дороже",- говорит Андрей Конончук. По его словам, компания не ищет сама потенциальных партнеров в регионе именно в силу логистических сложностей: "Мы готовы продавать франшизу - одна точка наших франчайзи работает в Мытищах в формате уличного киоска. Но относительно потенциальных партнеров у нас существует правило, по которому мы станем договариваться с проверенными людьми, с которыми мы до того уже работали и знаем их как партнеров по бизнесу. Другие причины нашего нежелания идти в регион - сравнительно низкая покупательская способность в области. К тому же, если покупатель имеет возможность за пять минут добраться до дома, у него не появится мыслей покупать что-то в фаст-фуде",- добавляет директор по развитию группы компаний "Крошка-Картошка" Сергей Шашинов.

Хотя отношение  компании "Маркон" к области  более оптимистичное, чем у "Крошки-Картошки", но и там не особенно стремятся  выходить на рынок корпоративными силами, полагаясь в этом на франчайзи. "Развитие в регионе только силами партнеров связано со сложностями логистики - растягивать ее не имеет смысла,- говорит менеджер "Маркона" Юрий Иванов,- наша экономика как любой крупной компании менее эффективна в сравнении с экономиками небольших структур. Чтобы создавать корпоративные точки в городе, надо одновременно организовывать на месте и управленческий аппарат, что может быть оправдано при размере локальной сети в 6-7 единиц. Однако наши расчеты показывают, что на средний подмосковный город достаточно 2-3 точек подобной нашим. Поэтому сами мы в маленькие города не пойдем. В то же время предполагается, что франчайзи знает ситуацию на месте изнутри, знаком с местной администрацией и контролирующими органами. И у него развивать бизнес на месте получится эффективно".

Ольга Павлова  из "Кружки" тоже говорит о трудностях доставки: "Логистика - один из главных  вопросов при открытии подмосковных ресторанов: так, некоторые поставщики и сервисные службы отказываются работать с Подмосковьем, а другие увеличивают размер минимальной партии поставки, стоимость своих услуг, и это нам не выгодно. Отдаленная доставка увеличивает себестоимость конечного продукта, но не все сетевые рестораны не могут позволить себе изменение цены для потребителя. Большинство поставщиков, сетуя на расстояние, отказывается также проводить и промо-акции в Подмосковье, в то время, как в московских "Кружках" мы с ними активно партнерствуем в этом отношении".

В качестве возможного решения проблемы с логистикой она называет открытие заведения по одному направлению: "Помимо удобства логистики, подключаются еще и такие факторы, как административный, клиентский (сарафанное радио) и др.",- полагает г-жа Павлова

Отчасти в связи  с проблемами логистики не готовы идти в область и кофейни. По словам управляющего сетью "Шоколадница" Влада Лозицкого, открытие заведения за 30-40 км от Москвы уже означает необходимость создания на месте кондитерского производства, что в условиях современного состояния областного рынка было бы риском: "Конечно, в каждом городе есть топовые места, где кофейня будет востребована, но нам пока таковых не предлагали. Мы рассматривали варианты с помещениями в Королеве, Подольске, Железнодорожном, Сергиевом Посаде, но по тем или иным причинам ничего подходящего не нашли".

Еще одна проблема околомосковских заведений - ценообразование: сетевой подход заставляет операторов придерживаться единых цен во всех точках, вне зависимости от ее расположения. Однако из-за более низких доходов, далеко не все жители Подмосковья заплатить за обед, столько же, сколько столичные жители. Из опрошенных игроков рынка только в Sbarro уровень цен в области на 15% ниже.

Если доставка и цены являются ощутимыми проблемами для развития бизнеса, то кадровые вопросы  напротив решить не столь сложно, как в столице. Люди набираются на работу быстрее, их запросы скромнее. Не секрет, что подмосковная безработица заставляет людей ездить в столицу на заработки, поэтому в Подмосковье шире выбор претендентов и проще преодолевается проблема текучки кадров. С другой стороны, контроль персонала на расстоянии усложняется.

Сложности столичным  рестораторам создают подмосковные чиновники. Регистрации предприятия  происходит здесь дольше и сложнее. Московскому ресторатору приходится тратить намного больше времени на открытие точки в Подмосковье: регистрирующие и разрешительно- согласовательные органы работают реже, их расписание не совпадает, а пакет документов для регистрации почти вдвое больше. В Москве огромное число заведений общепита, и отношение к ним более лояльное, да и сетевой формат является гарантом благонадежности ресторатора. В Подмосковье требования жестче, и подмосковные законы более категоричны. Зачастую подмосковные власти требуют регистрации подразделения в Подмосковье, чтобы налоги платились в областную и районную казну. Помимо генеральной разницы "Москва/Подмосковье" существует еще и разница в оформлении в каждом отдельном городе, в соответствии с требованиями местного самоуправления, в этом сложность.

Для успешного  развития сетей в области необходимо серьезно работать с администрацией.

Тем не менее  администрация городов в основном поддерживает инициативу рестораторов, также как и правительство  области в лице министра экономики  Вячеслава Крымова. Помимо новых  рабочих мест, новых технологий, обучения, мы всегда привносим в город новую планку и качество организации предприятий общественного питания.

Подобная ситуация, типичная для Подмосковья, определяет ситуацию с рынком общественного  питания и в Зеленограде, специфика  которого будет изложена ниже.

3.2 Специфика  зеленоградского рынка общественного  питания

Специфика округа такова, что предприятия общественного  питания не очень популярны. В  основном зеленоградцы пользуются ими  в исключительных случаях: свадьба, день рождения, юбилей.

В городе нет  туристов, как в центральных округах  столицы, командированных из других регионов страны. Хотя, в округе представлен  весь спектр организации питания - от буфетов, закусочных до ресторанов.

За последнее  время открылись рестораны быстрого питания «РостикС», «Му-Му», «Соль и перец», «Али-Баба», бистро «Пронто», «Квартира», «Брут». Появились сетевые предприятия питания, которые при высоком качестве продукции предоставляют востребованные сегодня комфорт, уют, безопасность, высокий уровень сервиса. Это сети фаст-фуда по вполне доступным ценам. Стали развиваться кухни народов мира: японская (кафе «Сушки»), китайская («Суши-бар»), итальянская (рестораны «Соль и перец», «Грант»), узбекская (ресторан «Али-Баба»), грузинская (кафе «Асса»).

Подмосковье по сравнению со своим областным центром всегда выглядело небогато. Впрочем, по данным министерства экономики Московской области, уровень доходов населения на конец 2004 года составил 9905 руб. Средняя заработная плата в Москве на тот же период, по официальным данным - 10.640 рублей.

Средний чек  в ресторанах Подмосковья не должен быть выше 500 рублей, потому что сейчас для области актуален прежде всего  фаст-фуд. В среднем заведении  быстрого питания средний чек  составляет порядка 200 рублей. Демократичная  ценовая политика позволяет заведению окупиться в течении нескольких месяцев.

Размер арендных ставок в городе Зеленограде, несопоставим с московскими ценами на коммерческую недвижимость. Аренда на 20-25% ниже средней  по Москве. Каждый километр от МКАД усиливает  потребительскую разницу: Жители ближнего Подмосковья почти ничем не отличаются от москвичей - они преимущественно учатся и работают в Москве, там же развлекаются, они знакомы с ресторанной культурой. Например, зеленоградский посетитель "Кружки" не так отличается от московского, как ногинский. Чем дальше от Москвы, тем меньше размер среднего чека, меньше и реже чаевые, публика предпочитает более дешевую выпивку, дорогой алкоголь идет в Подмосковье гораздо хуже, оставляет желать лучшего культурный уровень посетителей и т.п".

учатся и работают в Москве, там же развлекаются, они  знакомы с ресторанной культурой. Например, зеленоградский посетитель "Кружки" не так отличается от московского, как ногинский. Чем  дальше от Москвы, тем меньше размер среднего чека, меньше и реже чаевые, публика предпочитает более дешевую выпивку, дорогой алкоголь идет в Подмосковье гораздо хуже, оставляет желать лучшего культурный уровень посетителей и т.п".

В Зеленограде "Кружка" столкнулась с интересным феноменом: не избалованные спектром ресторанных концепций местные жители восприняли спорт-бар как ресторан - они приходят туда семьями, с детьми и заказывают не пиво и снэки, а полноценный обед. Хотя после открытия "Кружки" в Зеленограде прошел уже год, такая особенность поведения публики сохраняется.

Отличаются и  вкусы жителей области: Картина  продаж в Подмосковье отличается от столичной, здесь лидером является пицца, в Москве- пицца уходит на второй план, на передний план выходит  паста, морепродукты, рыба. Жители Подмосковья  более провинциальны и предпочитают, например, салаты делать и есть дома. Тогда как пицца для них - экзотика. Все вышеизложенные моменты и определяют специфику организации ресторанного бизнеса в Зеленограде.

3.3 Организация  сетевого ресторана в г. Зеленограде

Ресторанный бизнес сегодня пользуется у инвесторов большой популярностью. При первом, грубом, определении размера будущих вложений в предприятие общественного питания специалисты рекомендуют исходить из расчета 1000 долл. на один квадратный метр помещения. При грамотном подходе к управлению, если все пойдет по плану, уже через четыре месяца после открытия вашего «детища» рост оборота начнет увеличиваться. А года через 1,5-2 (это средний срок окупаемости ресторана) вы начнете получать прибыль. Минимальная рентабельность в этом бизнесе составляет 20%, средняя - около 25%, а в случае успеха она может достигать 50-60%.

Размеры вложений и будущих доходов зависят  от уровня и масштаба бизнеса: вы можете открыть как ресторан в классическом смысле этого слова, так и просто бар или кафе. Существуют также различные сочетания типа кафе-бар, бар-ресторан и т. д.

В традиционной классификации, установленной ГОСТом Р 50762-95, рестораны делятся на три  класса: «люкс», высший и первый, каждому  из которых соответствует определенный набор требований. Правда, современные специалисты используют несколько иную градацию: элитные, рестораны для среднего класса, или, как их еще называют, «средней руки», и фаст-фуды. Мы будем придерживаться именно этой наиболее распространенной в российском ресторанном бизнесе системы деления. Отметим также, что помимо обычных баров и кафе существует особый тип заведений общественного питания - кофейни.

Элитные рестораны  отличаются изысканностью интерьера, высоким уровнем комфорта, широким  ассортиментом оригинальных, заказных и фирменных блюд и напитков и, разумеется, высокими ценами. Рестораны средней руки за более умеренные деньги также предлагают посетителям довольно разнообразное меню. Фаст-фуды предоставляют стандартизированный набор блюд, и для них, как правило, характерно самообслуживание.

Для желающих стать  владельцами ресторана существуют два пути: купить готовый бизнес или инвестировать деньги в создание дела «с нуля». Для тех, кто хочет  обзавестись рестораном и воплотить  в нем свою идею, свое видение  будущего заведения, больше подходит второй вариант.

Если у вас  возникла идея приобрести готовый ресторан, но вы все равно собираетесь в  нем все ломать и перестраивать  по-своему, экономически целесообразнее наладить бизнес самому - с самого начала.

Во всем мире принято начинать с создания идеи, под которую потом подыскивают подходящее помещение. В «спальных» районах стоимость аренды начинается от 200 долл. за 1 кв. м в год. В современных торговых комплексах и бизнес -центрах административных округов столицы цена может превышать 1000 долл. за 1 кв. м в год. Например, в пределах Садового кольца ставки колеблются от 400 до 3000 долл. за 1 кв. м в год.

Таким образом, ежемесячный взнос за аренду помещения  площадью около 200 кв. м в «спальном» районе может составлять от 3300 до 16 500 долл., в пределах Садового кольца - приблизительно от 6500 долл.

Учитывая специфику  Зеленограда административно являющегося  округом Москвы, а территориально - Подмосковьем, стоимость аренды помещения  в центре города будет приближена к стоимости аренды в спальном районе Москвы.

В последнее  время многие непрофильные инвесторы  начинают работу над рестораном с  проведения маркетингового исследования. Оно делается для того, чтобы определить, какой тип заведения будет  наиболее эффективен с финансовой точки  зрения в конкретном помещении. Не вступит ли созданная концепция в конфликт с рыночной действительностью?

Чтобы справиться с этой задачей, стоит обратиться к услугам специалистов. Они проведут исследование, изучат соответствующие  параметры: потоки людей в непосредственной близости от помещения, конкурентное окружение, основные здания и сооружения вблизи будущего ресторана, удобство подъезда, наличие парковки, возможности внешнего оформления; выяснят приблизительную структуру и платежеспособность потенциальных клиентов, изучат конкурентов, их концепции, дизайн, посещаемость, клиентов, работу персонала и «средний чек». Важно заранее разобраться, какие возможности предоставляет рекламный рынок и каким образом можно будет «продвигать» будущее заведение.

Информация о работе Франчайзинг ресторанного бизнеса