Проблема соотношени гражданского и семейного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 17:42, курсовая работа

Краткое описание

Гражданское право - это отрасль
частного права. В объективном смысле гражданское право есть совокупность правовых норм, регулирующих имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, а также защищающих неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага. Гражданскому праву как ведущей отрасли частного права присущи свои предмет, метод, система и источники.

Оглавление

Глава 1. Общие положения гражданского законодательства.
1.1 Понятие, предмет и метод гражданского права.
1.2 Система гражданского права.
1.3 Источники гражданского права.
Глава 2. Общие положения семейного законодательства.
2.1 Понятие, предмет и метод семейного права.
2.2 Система семейного права.
2.3 Источники семейного права.
Глава 3. Соотношение гражданского и семейного права.

Файлы: 1 файл

2 и 3 глава курсовой.docx

— 65.48 Кб (Скачать)

Федеральным законом  от 27 июня 1998 г. № 94-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации" к компетенции  Правительства РФ дополнительно  отнесено определение порядка передачи детей на усыновление, а также  осуществления контроля за условиями  жизни и воспитания детей в  семьях усыновителей на территории РФ (п. 2 ст. 125); установление по представлению  Министерства юстиции РФ и Министерства иностранных дел РФ порядка деятельности органов и организаций иностранных  государств по усыновлению детей  на территории РФ и порядка контроля за ее осуществлением (п. 2 ст. 1261); определение  порядка постановки на учет консульскими учреждениями РФ детей, являющихся гражданами РФ и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства (ст. 165).

Следует иметь в  виду, что в ряде случаев нормативные  правовые акты (постановления или  распоряжения) могут приниматься  Правительством РФ в соответствии с  федеральными законами. Так, Положение  о порядке назначения и выплаты  государственных пособий гражданам, имеющим детей, утверждено постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. № 883 (с последующими изменениями и дополнениями) на основании Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей " (с последующими изменениями и дополнениями). В нем конкретизируются основания, условия и порядок предоставления государством материальной помощи гражданам, имеющим детей.

В соответствии с  указами Президента РФ нормативные  правовые акты Правительства РФ принимаются  в основном по вопросам организационно-распорядительного  или финансово­го характера. В частности, во исполнение Указа Президента РФ от 18 июня 1996 г. № 932 "О Национальном плане действий по улучшению положения  женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года» постановлением Правительства РФ от 29 августа 1996 г. № 1032 утвержден Национальный план по улучшению положения женщин и повышения их роли в обществе до 2000г.

Существует значительное количество нормативных актов федеральных  министерств и ведомств по вопросам семейного права, развивающих и  конкретизирующих отдельные положения, содержащиеся в постановлениях Правительства РФ. Поскольку в ст. 3 СК отсутствует упоминание о таких источниках семейного права, как нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, в юридической литературе высказывается мнение о необходимости существенного ограничения возможности их применения либо об их переутверждении на уровне правительственных постановлений*. Такие акты издавались как до, так и после принятия СК. Так, во исполнение постановления Правительства РФ № 542 от 1 мая 1996 г. "Об утверждении Перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью" издан приказ Министерства здравоохранения РФ от 10 сентября 1996 г. № 332 "О порядке медицинского освидетельствования граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями". Этим приказом утверждены Положение о медицинском освидетельствовании гражданина(ки), желающего стать усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем, и Форма медицинского заключения по результатам освидетельствования гражданина (гражданки), желающего (ей) усыновить, принять под опеку (попечительство) ребенка или стать приемным родителем, выдаваемого государственным учреждением здравоохранения. На основании Примерного положения о специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1996 г. № 1092, постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 30 января 1997 г. № 4 утвержден Порядок приема, содержания и выпуска лиц, находящихся в специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

В этой связи представляется, что ведомственные нормативные  акты, затрагивающие отношения, регулируемые семейным правом, могут издаваться только на основании, по поручению и  во исполнение постановлений Правительства  РФ (в свою очередь принятых в  рамках компетенции Правительства  РФ по регулированию семейных отношений). В противном случае их издание  и применение на практике будут противоречить  требованиям Кодекса.

При решении вопроса  об отнесении того или иного нормативного правового акта к источникам семейного  права важно учитывать требование принципиального характера о  том, что нормативные акты любого государственного или иного органа, в том числе указы нормативного характера Президента РФ, постановления  палат Федерального Собрания РФ, постановления  и распоряжения Правительства РФ и др., должны соответствовать положениям Семейного кодекса и федеральных  законов.

Также следует иметь  в виду, что согласно п. 1 ст. 170 СК на период после принятия Кодекса  и до приведения в соответствие с  ним законов и иных нормативных  правовых актов, действующих на территории РФ (включая законодательные и иные нормативные акты Союза ССР, законы и иные нормативные правовые акты РФ), они применяются в пределах и в порядке, предусмотренных Конституцией РФ (ст. 15), постольку, поскольку не противоречат СК. Таким образом, применение непосредственно не отмененных норм ранее действовавшего семейного законодательства признано возможным в части, не противоречащей СК, и только на период до принятия новых нормативных правовых актов, то есть действие таких правовых норм носит (или носило) временный характер. С такими же ограничениями применялись, в частности, нормативные акты по вопросам записи актов гражданского состояния: Инструкция о порядке регистрации актов гражданского состояния в СССР; Инструкция о порядке регистрации актов гражданского состояния в РСФСР; Формы записей о регистрации актов гражданского состояния и Формы свидетельств, выдаваемых на основании записей о регистрации актов гражданского состояния. Или, например, после принятия постановления Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 829 "О приемной семье" и утверждения Положения о приемной семье на территории РФ признано не действующим постановление Совета Министров СССР от 17 августа 1988 г. № 1022 "О создании детских домов семейного типа", применявшееся в РФ как до введения в действие СК, так и с 1 марта до 17 июля 1996 г., но только в части, не противоречащей требованиям ст. 151-155 СК.

Согласно п. 2 ст. 170 СК Правительству РФ дано поручение, имеющее комплексный характер: привести в соответствие с Семейным кодексом изданные им нормативные правовые акты; подготовить и внести в установленном  порядке предложения о внесении изменений и дополнений в законодательство РФ; принять нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию Кодекса. Это поручение в определенной части уже реализовано. Так, Правительством РФ признаны утратившими силу некоторые  нормативные правовые акты, в том  числе: постановление Совета Министров  РСФСР от 30 апреля 1986 г. № 175 "Об утверждении  Положения об органах опеки и попечительства РСФСР"; постановление Совета Министров РСФСР от 14 октября 1987 г. № 401 "О мерах по коренному улучшению воспитания, обучения и материально-технического обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"; постановление Совета Министров РСФСР от 18 ноября 1988 г. № 475 "О создании детских домов семейного типа в РСФСР"; п. 4 и 8 постановления Правительства РФ от 20 июня 1992 г. № 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"; постановление Правительства РФ от 5 июля 1994 г. № 786 "О мерах государственной поддержки детских домов семейного типа, созданных на основе крестьянских (фермерских) хозяйств".

Постановления Пленума  Верховного Суда РФ, где обобщается практика по делам, вытекающим из брачно-семейных отношений, не являются источниками  семейного права. Однако они имеют  важное значение для правильного  применения норм семейного законодательства. К ним, прежде всего, относятся руководящие  разъяснения Пленума Верховного Суда РФ последнего времени, данные уже  после принятия Семейного кодекса, в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ от 25 октября 1996 г. № 9 "О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел  об установлении отцовства и о  взыскании алиментов", от 4 июля 1997 г. № 9 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления" и от 28 мая 1998 г. № 10 "О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей".

Кроме того, следует  также иметь в виду, что до принятия соответствующих законодательных  актов РФ нормы бывшего Союза  ССР и разъяснения по их применению, содержащиеся в постановлениях Пленума  Верховного Суда Союза ССР, могут  применяться судами в части, не противоречащей Конституции РФ, законодательству РФ и Соглашению о создании СНГ*. Это  касается, в частности, постановления  Пленума Верховного Суда СССР от 28 ноября 1980 г. № 9 "О практике применения судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака", с  изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями Пленума от 18 июня 1987 г. № 6 и от 30 ноября 1990 г. № 14. Однако при обращении к данному постановлению необходимо учитывать, что разъяснения, содержащиеся в нем, могут применяться только в той части, в которой они не противоречат положениям Семейного кодекса. 
 

Глава3

Соотношение семейного  и гражданского права

 Наиболее тесное  взаимодействие существует между  нормами семейного и гражданского  права. Согласно ст. 4 СК РФ к  имущественным и личным неимущественным  отношениям между членами семьи,  не урегулированным семейным  законодательством, применяется  гражданское законодательство в  рамках, не противоречащих существу  семейных отношений. Случаи такого  применения рассматриваются в  темах, посвященных отдельным  семейно-правовым институтам. По  предмету правового регулирования  некоторые авторы отождествляют  семейное право с институтом  гражданского права. Несмотря  на то, что гражданское право  тоже регулирует имущественные  и личные неимущественные отношения,  такой вывод представляется спорным  и разделяется не всеми специалистами  в области семейного права  (Ворожейкин Е.М., Рясенцев В.А., Матвеев Г.К., Нечаева А.М. и др.).

Различие предметов  семейного и гражданского права  состоит в следующем:  

имущественные отношения  в гражданском праве, в отличие  от семейного, носят в основном стоимостный характер и строятся на возмездной основе;

имущественные отношения, регулируемые брачно-семейным законодательством, тесно связаны с личными отношениями; в гражданском праве такой  связи нет;

семейные правоотношения складываются между строго определенными  субъектами; юридические лица в семейных правоотношениях не участвуют;

во многих гражданских  правоотношениях срок имеет существенное значение; семейные правоотношения носят, как правило, длящийся характер, и  срок в них не указывается;

основной формой существования гражданских правоотношений является договор; в семейном праве  применение договоров ограничено: брачный  договор, соглашение об уплате алиментов, договор о передаче детей на воспитание в семью.

Семейное законодательство устанавливает условия и порядок  вступления в брак, прекращения брака  и признания его недействительным, регулирует личные и имущественные  отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями  и усыновленными), а в случаях  и в пределах, предусмотренных  семейным законодательством, между  другими родственниками и иными  лицами, а также определяет формы  устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 2 СК РФ). Отличия в содержании ст. 2 Кодекса о браке и семье РСФСР и ст. 2 СК РФ очевидны и вполне объяснимы. Так, порядок регистрации актов гражданского состояния, как установлено ст. 47 СК РФ, должен определяться законом об актах гражданского состояния. В преддверии принятия специального закона не было нужды включать нормы об актах гражданского состояния в СК РФ. Следовательно, вплоть до принятия закона об актах гражданского состояния продолжают действовать нормы раздела 4 Кодекса о браке и семье РСФСР.

 Что касается  опеки и попечительства, то это  не только способ устройства  в семью детей, оставшихся в  силу различных причин без  попечения родителей, но в первую  очередь институт, имеющий целью  защиту имущественных и личных  неимущественных прав как несовершеннолетних, так и других недееспособных и не полностью дееспособных лиц. Нормы, направленные на достижение этой основной цели опеки и попечительства, помещены в ГК РФ (см. главу 3 "Граждане (физические лица)", ст.ст. 31-40). Тогда как нормы, направленные на достижение специальной цели - обеспечения воспитания несовершеннолетних, составили предмет главы 20 СК РФ (ст.ст. 145-150).

 На смену ст.133 КоБС РСФСР пришли ст.ст. 28 (п.1), 37, 292 и 575 ГК РФ. Содержание указанных статей состоит в следующем: действия опекунов, попечителей несовершеннолетних, а также их родителей по управлению и распоряжению имуществом и имущественными правами несовершеннолетних поставлены под жесткий контроль органов опеки и попечительства, каковыми признаются органы местного самоуправления. Опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель - давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного (п. 2 ст. 37 ГК РФ). Отчуждение жилого помещения, в котором проживают несовершеннолетние члены семьи собственника, допускается с согласия органа опеки и попечительства (п. 4 ст. 292 ГК РФ). При этом под жилым помещением следует понимать любое помещение, предназначенное для жилья: квартиру, дом, часть дома, комнату. Дарение от имени малолетних граждан их законными представителями не допускается (ст.575 ГК РФ). Это означает, что имущество, принадлежащее лицу, не достигшему 14 лет, и оцениваемое в сумму, превышающую 5 установленных законом минимальных размеров оплаты труда, не может быть подарено. Отсутствие возражений со стороны органа опеки и попечительства не сделает такую сделку законной. Анализ ст. 575 ГК РФ приводит к убеждению, что несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет может под контролем законных представителей и органов опеки совершить сделку, направленную на безвозмездное отчуждение его имущества.

 Применение гражданско-правового  инструментария в регулировании  семейных отношений существенно расширено. К уже отмеченному следует прибавить, что общие начала регулирования имущественных отношений между супругами установлены также ст. 256 ГК РФ. В качестве общего правила в ст. 4 СК РФ установлено, что к отношениям между членами семьи, не урегулированным семейным законодательством, применяется гражданское законодательство постольку, поскольку это не противоречит существу семейных отношений. Совершенно очевидно, к заключению, исполнению, расторжению брачного договора, а также соглашению об уплате алиментов применяются нормы ГК РФ, регулирующие заключение, исполнение, расторжение и признание недействительными гражданско-правовых сделок, равно как и нормы, устанавливающие порядок заключения, изменения и расторжения договоров. Напротив, вопросы действительности брака не могут разрешаться с применением норм главы Гражданского кодекса о сделках.

Информация о работе Проблема соотношени гражданского и семейного права