Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 17:42, курсовая работа
Гражданское право  - это отрасль 
частного  права.  В  объективном  смысле  гражданское  право  есть совокупность  правовых  норм,  регулирующих  имущественные  и связанные с ними личные неимущественные  отношения, основанные на равенстве,  автономии  воли  и  имущественной  самостоятельности  их участников,  а  также  защищающих  неотчуждаемые  права  и  свободы человека и  другие нематериальные блага. Гражданскому праву как ведущей отрасли  частного права присущи свои  предмет,  метод,  система  и  источники.
Глава 1. Общие положения гражданского законодательства.
1.1 Понятие, предмет  и метод гражданского права.
1.2 Система гражданского права.
1.3 Источники гражданского права.
Глава 2. Общие положения семейного законодательства.
2.1 Понятие, предмет  и метод семейного права.
2.2 Система семейного  права.
2.3 Источники семейного  права.
Глава 3. Соотношение  гражданского и семейного права.
Федеральным законом 
от 27 июня 1998 г. № 94-ФЗ "О внесении 
изменений и дополнений в Семейный 
кодекс Российской Федерации" к компетенции 
Правительства РФ дополнительно 
отнесено определение порядка передачи 
детей на усыновление, а также 
осуществления контроля за условиями 
жизни и воспитания детей в 
семьях усыновителей на территории РФ 
(п. 2 ст. 125); установление по представлению 
Министерства юстиции РФ и Министерства 
иностранных дел РФ порядка деятельности 
органов и организаций 
Следует иметь в 
виду, что в ряде случаев нормативные 
правовые акты (постановления или 
распоряжения) могут приниматься 
Правительством РФ в соответствии с 
федеральными законами. Так, Положение 
о порядке назначения и выплаты 
государственных пособий 
В соответствии с 
указами Президента РФ нормативные 
правовые акты Правительства РФ принимаются 
в основном по вопросам организационно-
Существует значительное количество нормативных актов федеральных министерств и ведомств по вопросам семейного права, развивающих и конкретизирующих отдельные положения, содержащиеся в постановлениях Правительства РФ. Поскольку в ст. 3 СК отсутствует упоминание о таких источниках семейного права, как нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, в юридической литературе высказывается мнение о необходимости существенного ограничения возможности их применения либо об их переутверждении на уровне правительственных постановлений*. Такие акты издавались как до, так и после принятия СК. Так, во исполнение постановления Правительства РФ № 542 от 1 мая 1996 г. "Об утверждении Перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью" издан приказ Министерства здравоохранения РФ от 10 сентября 1996 г. № 332 "О порядке медицинского освидетельствования граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями". Этим приказом утверждены Положение о медицинском освидетельствовании гражданина(ки), желающего стать усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем, и Форма медицинского заключения по результатам освидетельствования гражданина (гражданки), желающего (ей) усыновить, принять под опеку (попечительство) ребенка или стать приемным родителем, выдаваемого государственным учреждением здравоохранения. На основании Примерного положения о специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1996 г. № 1092, постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 30 января 1997 г. № 4 утвержден Порядок приема, содержания и выпуска лиц, находящихся в специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.
В этой связи представляется, что ведомственные нормативные акты, затрагивающие отношения, регулируемые семейным правом, могут издаваться только на основании, по поручению и во исполнение постановлений Правительства РФ (в свою очередь принятых в рамках компетенции Правительства РФ по регулированию семейных отношений). В противном случае их издание и применение на практике будут противоречить требованиям Кодекса.
При решении вопроса 
об отнесении того или иного нормативного 
правового акта к источникам семейного 
права важно учитывать 
Также следует иметь в виду, что согласно п. 1 ст. 170 СК на период после принятия Кодекса и до приведения в соответствие с ним законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории РФ (включая законодательные и иные нормативные акты Союза ССР, законы и иные нормативные правовые акты РФ), они применяются в пределах и в порядке, предусмотренных Конституцией РФ (ст. 15), постольку, поскольку не противоречат СК. Таким образом, применение непосредственно не отмененных норм ранее действовавшего семейного законодательства признано возможным в части, не противоречащей СК, и только на период до принятия новых нормативных правовых актов, то есть действие таких правовых норм носит (или носило) временный характер. С такими же ограничениями применялись, в частности, нормативные акты по вопросам записи актов гражданского состояния: Инструкция о порядке регистрации актов гражданского состояния в СССР; Инструкция о порядке регистрации актов гражданского состояния в РСФСР; Формы записей о регистрации актов гражданского состояния и Формы свидетельств, выдаваемых на основании записей о регистрации актов гражданского состояния. Или, например, после принятия постановления Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 829 "О приемной семье" и утверждения Положения о приемной семье на территории РФ признано не действующим постановление Совета Министров СССР от 17 августа 1988 г. № 1022 "О создании детских домов семейного типа", применявшееся в РФ как до введения в действие СК, так и с 1 марта до 17 июля 1996 г., но только в части, не противоречащей требованиям ст. 151-155 СК.
Согласно п. 2 ст. 170 СК Правительству РФ дано поручение, имеющее комплексный характер: привести в соответствие с Семейным кодексом изданные им нормативные правовые акты; подготовить и внести в установленном порядке предложения о внесении изменений и дополнений в законодательство РФ; принять нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию Кодекса. Это поручение в определенной части уже реализовано. Так, Правительством РФ признаны утратившими силу некоторые нормативные правовые акты, в том числе: постановление Совета Министров РСФСР от 30 апреля 1986 г. № 175 "Об утверждении Положения об органах опеки и попечительства РСФСР"; постановление Совета Министров РСФСР от 14 октября 1987 г. № 401 "О мерах по коренному улучшению воспитания, обучения и материально-технического обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"; постановление Совета Министров РСФСР от 18 ноября 1988 г. № 475 "О создании детских домов семейного типа в РСФСР"; п. 4 и 8 постановления Правительства РФ от 20 июня 1992 г. № 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"; постановление Правительства РФ от 5 июля 1994 г. № 786 "О мерах государственной поддержки детских домов семейного типа, созданных на основе крестьянских (фермерских) хозяйств".
Постановления Пленума Верховного Суда РФ, где обобщается практика по делам, вытекающим из брачно-семейных отношений, не являются источниками семейного права. Однако они имеют важное значение для правильного применения норм семейного законодательства. К ним, прежде всего, относятся руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ последнего времени, данные уже после принятия Семейного кодекса, в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ от 25 октября 1996 г. № 9 "О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов", от 4 июля 1997 г. № 9 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления" и от 28 мая 1998 г. № 10 "О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей".
Кроме того, следует 
также иметь в виду, что до принятия 
соответствующих 
 
Глава3
Соотношение семейного и гражданского права
 Наиболее тесное 
взаимодействие существует 
Различие предметов 
семейного и гражданского права 
состоит в следующем:  
имущественные отношения в гражданском праве, в отличие от семейного, носят в основном стоимостный характер и строятся на возмездной основе;
имущественные отношения, 
регулируемые брачно-семейным законодательством, 
тесно связаны с личными 
семейные правоотношения складываются между строго определенными субъектами; юридические лица в семейных правоотношениях не участвуют;
во многих гражданских правоотношениях срок имеет существенное значение; семейные правоотношения носят, как правило, длящийся характер, и срок в них не указывается;
основной формой 
существования гражданских 
Семейное законодательство 
устанавливает условия и 
 Что касается 
опеки и попечительства, то это 
не только способ устройства 
в семью детей, оставшихся в 
силу различных причин без 
попечения родителей, но в 
На смену ст.133 КоБС РСФСР пришли ст.ст. 28 (п.1), 37, 292 и 575 ГК РФ. Содержание указанных статей состоит в следующем: действия опекунов, попечителей несовершеннолетних, а также их родителей по управлению и распоряжению имуществом и имущественными правами несовершеннолетних поставлены под жесткий контроль органов опеки и попечительства, каковыми признаются органы местного самоуправления. Опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель - давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного (п. 2 ст. 37 ГК РФ). Отчуждение жилого помещения, в котором проживают несовершеннолетние члены семьи собственника, допускается с согласия органа опеки и попечительства (п. 4 ст. 292 ГК РФ). При этом под жилым помещением следует понимать любое помещение, предназначенное для жилья: квартиру, дом, часть дома, комнату. Дарение от имени малолетних граждан их законными представителями не допускается (ст.575 ГК РФ). Это означает, что имущество, принадлежащее лицу, не достигшему 14 лет, и оцениваемое в сумму, превышающую 5 установленных законом минимальных размеров оплаты труда, не может быть подарено. Отсутствие возражений со стороны органа опеки и попечительства не сделает такую сделку законной. Анализ ст. 575 ГК РФ приводит к убеждению, что несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет может под контролем законных представителей и органов опеки совершить сделку, направленную на безвозмездное отчуждение его имущества.
 Применение гражданско-
Информация о работе Проблема соотношени гражданского и семейного права