Проблема соотношени гражданского и семейного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 17:42, курсовая работа

Краткое описание

Гражданское право - это отрасль
частного права. В объективном смысле гражданское право есть совокупность правовых норм, регулирующих имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, а также защищающих неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага. Гражданскому праву как ведущей отрасли частного права присущи свои предмет, метод, система и источники.

Оглавление

Глава 1. Общие положения гражданского законодательства.
1.1 Понятие, предмет и метод гражданского права.
1.2 Система гражданского права.
1.3 Источники гражданского права.
Глава 2. Общие положения семейного законодательства.
2.1 Понятие, предмет и метод семейного права.
2.2 Система семейного права.
2.3 Источники семейного права.
Глава 3. Соотношение гражданского и семейного права.

Файлы: 1 файл

2 и 3 глава курсовой.docx

— 65.48 Кб (Скачать)

Для отдельных положений (например: ст. 125 СК - о судебном порядке  усыновления детей; ст. 25 СК - об установлении момента прекращения брака при  его расторжении в суде со дня  вступления решения суда о расторжении  брака в законную силу и др.) Кодексом установлены иные (специальные) сроки  введения в действие, то есть не с 1 марта 1996 г. Эти сроки определяются конкретной датой (ст. 25 СК) или связаны с принятием  специального (отдельного) законодательного акта (ст. 125 СК). А ряд норм Семейного  кодекса в силу прямого указания законодателя имеют обратную силу (ст. 34-37 СК), то есть распространяются на те отношения, которые возникли до 1 марта 1996 г. Так, из п. 3 ст. 169 СК следует, что  установленное п. 1 ст. 25 СК правило  о моменте прекращения брака  при его расторжении в суде со дня вступления решения суда в  законную силу применяется только к  бракам, расторгнутым судом после 1 мая 1996 г. Поэтому брак, расторгнутый в судебном порядке до 1 мая 1996 г., считается прекращенным со дня государственной  регистрации расторжения брака  органом загса в книге регистрации  актов гражданского состояния (такое  положение было предусмотрено ст. 40 КоБС).

В соответствии с  п. 2 ст. 169 СК судебный порядок усыновления  детей, предусмотренный ст. 125 СК, применяется  со дня введения в действие федерального закона о внесении соответствующих изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР. Такой закон в последующем был принят и вступил в силу по истечении тридцати дней со дня его официального опубликования, то есть с 27 сентября 1996 г. С этой даты в РФ применяется судебный порядок установления усыновления детей, регулируемый гл. 291 ГПК. До 27 сентября 1996 г. действовал предусмотренный ст. 98 КоБС административный порядок усыновления детей. Однако и при усыновлении детей в административном порядке (то есть по­становлению главы районной, городской или районной в городе администрации, а при усыновлении иностранными гражданами детей-граждан РФ по постановлению органа исполнитель­ной власти субъекта РФ) обязательным с 1 марта 1996 г. являлось соблюдение требований норм гл. 19 СК (ст. 124-144) об основаниях и условиях усыновления и ст. 165 СК (об условиях усыновления детей иностранными гражданами и лицами без гражданства).

Кодексом (п. 6 ст. 169 СК) предусмотрено, что положения о  совместной собственности супругов и о собственности каждого  из супругов, установленные ст. 34-37 СК, применяются к имуществу, нажитому супругами (одним из них) и до введения Кодекса в действие (до 1 марта 1996 г.), то есть, имеют обратную силу. Таким  образом, состав личного и общего совместного имущества супругов, нажитого до 1 марта 1996 г., будет определяться по нормам Семейного кодекса.

Нормы Семейного  кодекса, регулирующие брачные договоры и соглашения об уплате алиментов, обратной силы не имеют. В п. 5 ст. 169 СК специально оговорено, что установленные гл. 8 и 16 СК условия и порядок заключения брачных договоров и соглашений об уплате алиментов (ст. 40-44 и 99-105 СК) применяются к брачным договорам и соглашениям об уплате алиментов, заключенным после 1 марта 1996 г., то есть после введения СК в действие. Это связано с тем, что возможность заключения брачного договора и соглашения об уплате алиментов на содержание детей предусматривалась и ранее действовавшим законодательством. По этой причине в Кодексе (п. 5 ст. 169 СК) уточнено, что заключенные до 1 марта 1996 г. в действие брачные договоры и соглашения об уплате алиментов действуют только в части, не противоречащей положениям ст. 40-44 и 99-105 СК.

В Семейном кодексе  не только установлен срок введения его  в действие, но и решен вопрос о применении других актов семейного  законодательства, ранее применявшихся на территории РФ.

Так, согласно п. 2 ст. 168 СК со дня введения Кодекса в  действие, то есть с 1 марта 1996 г., признан  утратившим силу КоБС РСФСР 1969 г., за исключением раздела IV КоБС ("Акты гражданского состояния" - ст. 148-159). Данный раздел КоБС действовал в части, не противоречащей Семейному кодексу, вплоть до вступления в силу Федерального закона от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния"*, так как для реализации прав и обязанностей членов семьи существенное значение имеет именно государственная регистрация актов гражданского состояния (включая рождение, заключение брака, расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемену имени), которая производится органами загса путем внесения соответствующих записей в книги регистрации актов гражданского состояния (актовые книги) и выдачи гражданам свидетельств на основании этих записей. Поскольку Федеральный закон "Об актах гражданского состояния" вступил в силу с 20 ноября 1997 г., то есть с момента его официального опубликования**, КоБС 1969 г. окончательно утратил силу уже в полном объеме именно с этого момента, то есть с 20 ноября 1997 г.

В п. 3 ст. 168 СК приведен перечень ранее применявшихся на территории РФ в соответствии с Законом  РСФСР от 24 октября 1990 г. № 263-1 "О  действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР" законодательных актов Союза ССР, которые признаны утратившими силу на территории РФ со дня введения в действие Кодекса, то есть с 1 марта 1996 г. К ним относятся: Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье, утвержденные Законом СССР от 27 июня 1968 г.; Указ Президиума Верховного Совета СССР от 20 сентября 1968 г. "О порядке введения в действие Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье"; Указ Президиума Верховного Совета СССР от 21 июля 1967 г. "Об улучшении порядка уплаты и взыскания алиментов на содержание детей"; Указ Президиума Верховного Совета СССР от 1 февраля 1985 г. "О некотором изменении порядка взыскания алиментов на несовершеннолетних детей".

Кроме того, отдельным  Федеральным законом от 14 августа 1996 г. № 113-ФЗ "О признании утратившими  силу некоторых законодательных  актов РФ в связи с принятием  Семейного кодекса Российской Федерации" признаны утратившими силу Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 20 февраля 1985 г. "О некотором изменении порядка взыскания алиментов на несовершеннолетних детей" и постановление Верховного Совета РФ от 18 декабря 1992 г. № 4132-I "О неотложных мерах по упорядочению усыновления детей, являющихся гражданами РФ, гражданами других государств", как не соответствующие требованиям СК о порядке удержания алиментов на несовершеннолетних детей и о порядке усыновления детей, являющихся гражданами РФ, иностранными гражданами.

В последующем еще  одним Федеральным законом от 18 октября 1997 г. № 132-ФЗ "О признании  утратившими силу некоторых законодательных  актов Российской Федерации в  связи с принятием Семейного кодекса Российской Федерации" признаны утратившими силу различные законодательные акты РСФСР и РФ, вносившие различные изменения и дополнения в КоБС: Указы Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 января 1984 г., от 25 апреля 1984 г., от 19 ноября 1986 г., от 24 февраля 1987 г., а также Федеральные законы от 22 ноября 1994 г. № 73-ФЗ и от 7 марта 1995 г. № 28-ФЗ. Принятие данного закона непосредственно связано с первоначальной редакционной недоработкой п. 2 ст. 168 СК, не предусматривавшего признание утратившими силу изменений и дополнений, внесенных в КоБС в период с 1984 г. по 1995 г.

В состав источников семейного права входят и принимаемые  в соответствии с Семейным кодексом федеральные законы. Например, в  развитие установленных в разделе VI СК "Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей" норм принят Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях  по социальной защите детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения  родителей" (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 8 февраля 1998 г. №. 17-ФЗ)*. Этим законом определены принципы, содержание и меры государственной  защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме  того, он регулирует отношения, возникающие  в связи с предоставлением  и обеспечением органами государственной  власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в  возрасте до 23 лет.

Как установлено  п. 2 ст. 3 СК, семейное законодательство включает не только СК и принимаемые  в соответствии с ним другие федеральные  законы, но также и законы субъектов  РФ. Необходимо отметить, что в законодательстве субъектов РФ подтвержден  установленный  Конституцией РФ (ст. 72) и п. 1 ст. 3 СК принцип нахождения семейного законодательства в совместном ведении с Российской Федерацией .

Законами субъектов  РФ в соответствии с п. 2 ст. 3 СК могут  регулироваться семейные отношения  лишь в пределах, установленных Семейным кодексом. Во-первых, законы субъектов  РФ регулируют семейные отношения по вопросам, непосредственно отнесенным СК к ведению субъектов РФ. К  ним, в частности, относится: установление порядка и условий, при наличии  которых вступление в брак может  быть разрешено в виде исключения до достижения возраста шестнадцати лет (п. 2 ст. 13 СК); выбор супругами двойной фамилии при заключении брака (п. 1 ст. 32 СК); присвоение фамилии и отчества ребенку (п. 2 и 3 ст. 58 СК); организация и деятельность органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей (п. 2 ст. 121 СК); определение дополнительных по сравнению с Кодексом форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей (п. 1 ст. 123 СК); установление размера оплаты труда приемных родителей и льгот, предоставляемых приемной семье (п. 1 ст. 152 СК).

Во-вторых, законы субъектов  РФ в области семейных отношений  могут приниматься по вопросам, непосредственно  Семейным кодексом не урегулированным. Это согласуется с принципом  единства семейной политики на федеральном  и региональном уровнях, что предполагает, в частности, дополнение и развитие субъектами РФ и органами местного самоуправления предоставленных семье федеральным законодательством минимальных социальных гарантий и льгот. Однако в любом случае законы субъектов РФ, регулирующие семейные отношения, не должны противоречить как Семейному кодексу (п. 2 ст. 3 СК), так и иным федеральным законам. При наличии противоречий между ними применению подлежит Семейный кодекс или федеральный закон.

В некоторых субъектах  РФ предусматривается осуществление  наряду с федеральными мерами и иных мероприятий, в том числе законодательного характера, включая разработку и  принятие областных и местных  программ поддержки семьи, материнства и детства. Нередко функции органов государственной власти субъектов РФ в данной сфере конкретизируются и уточняются. Например, п. "и" ст. 15 Устава - Основного закона города Москвы от 28 июня 1995 г.установлено, что непосредственно в ведении города Москвы находятся городские воп­росы образования, воспитания, защиты семьи, охраны материнства, отцовства и детства. При этом координация работы по реализации федеральных, городских и окружных программ по социальной защите семьи, детей-сирот, подростков и молодежи, а также контроль за работой комиссий по делам несовершеннолетних, по вопросам опеки и попечительства и соблюдением прав детей района возложены на префектов административных округов. В свою очередь, глава Управы района (лично или через подразделения администрации района) представляет префекту предложения по организации и финансированию работы с детьми, молодежью и семьей, разрабатывает и осуществляет мероприятия по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, руководит работой комиссий по делам несовершеннолетних и по защите прав детей и подростков".

К источникам семейного  права относятся не только Конституция  РФ, Семейный кодекс и принимаемые  в соответствии с ним федеральные  законы и законы субъектов РФ, но и иные нормативные правовые акты, регулирующие семейные отношения, включая  в первую очередь указы Президента РФ, которые согласно п. 2 ст. 90 Конституции  РФ обязательны для исполнения на всей территории РФ. Как правило, указы Президента РФ по вопросам регулирования семейных отношений носят нормативный характер, то есть содержат общие правила, рас­считанные на многократное применение. В основном указами Президента РФ утверждаются мероприятия общегосударственного уровня, имеющие комплексный характер (например, федеральные целевые программы по различным вопросам защиты семьи, материнства и детства), или определяются концептуальные подходы к решению проблем в данной сфере. Так, Указом Президента РФ от 14 мая 1996 г. № 712 утверждены Основные направления государственной семейной политики, Указом Президента РФ от 14 сентября 1995 г. № 942 утверждены Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ до 2000 года (Национальный план действий в интересах детей).

Как следует из п. 3 ст. 3 СК, Правительство РФ также  вправе принимать нормативные правовые акты на основании и во исполнение Семейного кодекса, других федеральных  законов и указов Президента РФ. Однако, в отличие от законов субъектов  РФ, это возможно согласно п. 1 ст. 115 Конституции РФ и п. 3 ст. 3 СК лишь в случаях, непосредственно предусмотренных  СК, другими федеральными законами, а также указами Президента РФ.

В соответствии с  СК к компетенции Правительства  РФ, в частности, относится: определение  видов заработка и иного дохода, из которых производится удержание  алиментов на несовершеннолетних детей (ст. 82); определение порядка централизованного  учета детей, оставшихся без попечения  родителей, - впредь до введения в действие федерального закона о порядке формирования и пользования государственным  банком о детях, оставшихся без попечения  родителей; установление перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может  усыновить ребенка, принять его  под опеку (попечительство), взять  в приемную семью (ст. 127); определение  порядка и размера выплаты  опекуну денежных средств на содержание ребенка (ст. 150); утверждение положения  о приемной семье (ст. 151); определение  порядка выплаты и размера  денежных средств на содержание ребенка  в приемной семье (ст. 155). С учетом определенных Кодексом вопросов, отнесенных к ведению Правительства РФ, в 1996 г. по большинству из них были приняты соответствующие постановления Правительства РФ.

Информация о работе Проблема соотношени гражданского и семейного права