Государство и право: проблемы соотношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 10:33, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования - право и государство как социальные.
Предмет исследования - характер и особенности государственно-правовых процессов, теоретические государственно-правовые концепции отечественных и зарубежных ученых.
Целью данной работы является теоретическое исследование характера и особенностей соотношения правовых и государственных основ общества, выявление наиболее существенных и значимых условий и принципов их позитивного взаимодействия, форм права и государства в современной действительности.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………...
Глава 1. Государство и право: современное определение понятий ….
Понятие права ………………………………………………………………... 5
Понятие государства ………………………………………………………....
Глава 2. Единство взаимодействия и различия государства и права ..
Воздействие государства на право ………………………………………….
Воздействие права на государство ………………………………………….
Глава 3. Правовые методы осуществления государственной власти .. 22
Принуждение как метод осуществления государственной власти ………..
Убеждение как метод осуществления государственной власти …………..
Заключение …………………………………………………………………...
Список литературы ……………………………

Файлы: 1 файл

валя курс.docx

— 70.01 Кб (Скачать)

 
Государство и право: проблемы соотношения  
 
Введение ……………………………………………………………………...  
Глава 1. Государство и право: современное определение понятий ….  
Понятие права ………………………………………………………………... 5  
Понятие государства ………………………………………………………....   
Глава 2. Единство взаимодействия и различия государства и права ..  
Воздействие государства на право ………………………………………….  
Воздействие права на государство ………………………………………….   
Глава 3. Правовые методы осуществления государственной власти .. 22  
Принуждение как метод осуществления государственной власти ………..  
Убеждение как метод осуществления государственной власти …………..   
Заключение …………………………………………………………………...   
Список литературы ………………………………………………………….

Список литературы

Список литературы 


 

 

 

 

 

 

 

 

Введение  
 
     Вступление России в новую полосу исторического развития требует осмысления прежнего социального опыта, а также решения насущных проблем государственно-правового строительства, предполагающего построение научных концепций правопонимания в рамках правовой культуры иного типа.  
     Современное состояние историко-правовых исследований в нашей стране характеризуется постепенным отходом от прежних советско-марксистских стандартов и поиском более универсальных концептуальных программ развития общества. Что касается историко-правовых исследований государства и права, то обзор основной литературы в этой области показывает, что комплексных исследований проблем соотношения и взаимодействия права и государства практически нет.  
     Исследование проблем права и государства имеет сегодня важную практически-политическую значимость в контексте раскрытия понятия и форм современных демократий, степени свободы индивидов и т. д.  
     В настоящее время можно констатировать факт нерешенности и в то же время огромной социальной значимости проблемы соотношения права, закона и государства. Во многом это обусловливается отсутствием на сегодняшний день достаточных теоретических оснований правового регулирования государственной деятельности, цельного и прочного пласта права в российской государственной системе, а также крайне низким уровнем законности в сфере функционирования государства и общества, и, как следствие, крайне низкой эффективностью действия права, отражающей нарушения законности, коррупцию, правовой нигилизм и т.д.  
    Целью современной российской науки и правовой практики является, на наш взгляд, теоретический поиск такого компромисса между государством, правом, обществом и личностью, который обеспечил бы существование и развитие России как правового государства.  
     Исследования права и государства в различных контекстах их формирования, содержания и действия нашли свое отражение в работах российских и, зарубежных авторов. Однако комплексного исследования, которое охватывало бы проблему институционального соотношения права и государства как социальных феноменов и устойчивых институтов власти соответственно в юридической науке до сих пор не наблюдалось.  
     Прикладное значение проблемы соотношения и взаимосвязи права и государства отмечалось в трудах специалистов в области общей теории государства и права, например, С. С. Алексеева, А. И. Брызгалова, А. И. Демидова, О. Э. Лейста, В. Н. Кудрявцева, В. С. Нерсесянца, Г. В. Мальцева, и др. Все это во многом обусловило необходимость анализа отмеченной проблемы в рамках настоящего теоретического исследования.  
     Объект исследования - право и государство как социальные.  
Предмет исследования - характер и особенности государственно-правовых процессов, теоретические государственно-правовые концепции отечественных и зарубежных ученых.  
     Целью данной работы является теоретическое исследование характера и особенностей соотношения правовых и государственных основ общества, выявление наиболее существенных и значимых условий и принципов их позитивного взаимодействия, форм права и государства в современной действительности.  
     Методологической основой исследования послужил комплексный подход, аккумулирующий различные методы анализа: историко-правовой, формально-логический, аксиологический, социологический, системный, философский, сравнительно-правовой.  
По своей структуре работа состоит из введения, трех глав исследования, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Проблемы понимания государства, его сущности, признаков являются очень важными в теории государства в силу той огромной роли, которую играет государство в современном обществе. 
 
     Государство можно рассматривать с разных позиций философской, исторической, социологической, юридической и др. Это дает возможность выделить те или иные аспекты его характеристики, но не позволяет сформулировать универсальное его понятие. В современной отечественной юридической литературе понятие государства определяется через перечисление его признаков.  
 
     Государство – это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок. 
 
     Приведенное определение отражает общее понятие государства, но больше подходит к современному государству. В нем подчеркивается, что государство есть политическая организация всего общества, всех его граждан. Оно выполняет жизненно необходимые для общества функции, обеспечивает его единство и целостность, управляет важнейшими общественными делами. В то же время государство (особенно правовое) призвано всесторонне гарантировать права и свободы граждан, поддерживать надежный и гуманный правопорядок в обществе. 
 
     Государство отличается от других организаций, входящих в политическую систему общества, рядом существенных признаков: 
 
1. Государство в пределах своих территориальных границ выступает в качестве единственного официального представителя всего общества, всего населения, объединяемого им по признаку гражданства. 
 
2. Государственный суверенитет, под которым принято понимать присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях. Государство – единственный носитель суверенной власти. 
 
3. Государство издает законы и подзаконные акты, обладающие юридической силой и содержащие нормы права. 
 
Те или иные общественные объединения могут принимать решения, обязательные для их внутриорганизационных подразделений и членов, тогда как нормативные акты государства обязательны для всех государственных и муниципальных органов, общественных объединений, частных организаций, должностных лиц и граждан. Правотворчество – исключительная прерогатива государства. 
 
4. Государство есть сложный механизм (аппарат) управления обществом, разносторонними социальными сферами и процессами, представляющий собой систему государственных органов и соответствующих материальных средств (вещественных придатков), необходимых для выполнения его задач и функций. 
 
     Специфическая особенность органов, образующих в своей совокупности государственный механизм, состоит в государственно-властном характере их полномочий, что связано с обязательным юридическим закреплением формирования и деятельности этих органов и основанной на этом способности издавать правовые акты и охранять их от нарушения. 
 
     Функционирование этого специально созданного государственного механизма, этой своеобразной отлаженной «машины» необходимым образом предполагает наличие особого слоя лиц – государственных служащих, основное назначение которых, с учетом сложившегося в классовом обществе разделения труда, в том только и состоит, чтобы управлять. 
 
5. Наличие налогов и займов как особых денежных средств, на которые содержится аппарат управления и принуждения. 
 
6. Государство – единственная в политической системе организация, которая располагает правоохранительными(карательными) органами (суд, прокуратура, милиция, полиция), специально призванными стоять на страже законности и правопорядка. 
 
7. Только государство располагает вооруженными силами и органами безопасности, обеспечивающими его оборону, суверенитет, территориальную целостность и безопасность. 
 
8. Универсальность государственной власти. Означает, что власть государства распространятся на всех, кто находится на данной территории, полностью охватывает всю территорию данного государства. 
 
9. Один из важнейших признаков государства, так или иначе соприкасающийся со всеми рассмотренными выше и обобщающий некоторые из них, – это тесная органическая связь государства с правом, представляющим собой экономически и духовно обусловленное нормативное выражение государственной воли общества, государственный регулятор общественных отношений. В современных условиях Российскому государству принадлежит первостепенная роль в утверждении демократии и свободы, стабильности и гражданского мира, согласия и сотрудничества народов страны, в продолжении реформ и переходе к цивилизованному обществу. Успешное претворение этих целей в жизнь неразрывно связано с осуществлением задач укрепления государства, обеспечения действенности всех институтов государственной власти в России, наведения правопорядка в самой власти и в стране

    Правовое государство – это форма организации деятельности государственной и политической власти, при которой создаются условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Правовое государство – это демократическое государство, в котором государственная власть ограничивается правом... 
 
    Принципы – это основные начала, которые положены в основу организации органов государства и которым они должны следовать в своей деятельности. Принципы организации и деятельности государственного аппарата конкретного государства находят закрепление в его конституции и соответствующих законах, посвященных отдельным ветвям власти, отдельным системам механизма государства: законах о судебных системах, правительстве, министерствах и ведомствах, прокуратуре. Одни из этих принципов четко сформулированы в законах, другие выведены, вычленены из законов путем некоторого обобщения, индуктивным путем. Очевидно, что ниже будут рассмотрены только наиболее общие принципы, касающиеся так или иначе механизма государства в целом... 
 
    В процессе длительного, но неуклонного развития первобытного общества постепенно создавались предпосылки для его качественного преобразования. По мере совершенствования орудий труда люди приобретали все новые производственные навыки, повышались производительность труда, культура, нравственность, становились более разнообразными и противоречивыми интересы членов общества. Предпосылки и причины происхождения государства и права... 
 
    Функции теории государства и права – основные направления исследовательской деятельности, которые раскрывают и показывают роль теории государства и права как науки в общественной жизни и юридической практике... 
 
    Общая теория государства и права – это система обобщенных знаний о наиболее общих закономерностях возникновения, развития и функционирования права и государства, их сущности, а также связанных с ними государственно-правовых явлений. Теория государства и права - наука общественная. Объектом изучения теории права (как и всех общественных наук) является общество в целом... 
 
    Чтобы понять, что такое государственная власть, необходимо уяснить, что собой представляет власть вообще как социальное явление. Власть свойственна любой более или менее устойчивой и организованной человеческой общности. В зависимости от признака классификации выделяют различные виды социальной власти...

     Право, как и государство, является продуктом общественного развития. Юридически оно оформляется в государственно-организованном обществе как основной нормативный регулятор общественных отношений. Обычаи, моральные и религиозные нормы первобытного общества отходят на второй план, уступая место правовому регулированию общественных отношений. Взгляды на право, его происхождение, место и роль в системе нормативного регулирования менялись по мере развития самого общества, зрелости научной правовой мысли, всевозможных объективных и субъективных факторов.

      Несмотря на противоречивость и различие научных представлений о праве, все эти учения имеют ряд общих положений:

— право есть социальное явление, без которого невозможно существование  цивилизованного общества;

— право в нормативной форме  должно отражать требования общечеловеческой справедливости, служить интересам  общества в целом, а не отдельным  его классам или социальным группам, учитывать индивидуальные интересы и потребности личности как первоосновы  общества;

— право частной собственности  является основой всех прав человека;

— право есть мера поведения, установленная  и охраняемая государством.

     Наиболее распространенный взгляд на право состоит в том, что оно представляет собой норму свободы. Такое понимание права исходит из утверждения, что для общества в такой же степени характерна свобода, в какой для природы характерна необходимость. “Право есть совокупность норм, с одной стороны, предоставляющих, а с другой стороны, ограничивающих внешнюю свободу лиц в их взаимных отношениях”, — писал Трубецкой(Трубецкой Е. Н. Указ. соч. С. 11. ).

     Кант определял право как совокупность условий, при которых произвол одного может быть согласован с произволом другого по общему для них правилу свободы. Возражая Канту, Коркунов отмечал, что определение права как нормы свободы применительно к положительному, исторически развивающемуся праву требует уточнения. Юридические нормы так или иначе ограничивают свободу человека, устанавливая меру удовлетворения его интересов, которые связаны с интересами других лиц. Разграничивая эти интересы, право тем самым устанавливает пределы их осуществления и, следовательно, ограничивает в этом отношении свободу человека( Коркунов Н. М. Общая теория права. СПб., 1906. С, 60.).

Гегель писал, что почвой права, его необходимым пунктом является свободная воля, мир духа, порожденный  им самим как некоторая вторая природа(См.: Гегель. Указ. соч. С. 67.). Наши современники также приходят к выводу, что в общественной жизни свобода человека выступает как его право, то есть нормированная, урегулированная правовыми средствами свобода( См.: Власть и право. М., 1990. С. 68.).   Государство является непосредственным фактором создания правовых установлений и главной силой их осуществления. Государственная власть имеет конститутивное значение для самого бытия права как особого институционального образования. Она присутствует в праве и как бы проникает в самую суть права.     

 Государство опекает право,  использует его потенциал для  достижения целей государственной  политики. В то же время влияние  государства на право не следует абсолютизировать и рассматривать в духе этатистских воззрений, признающих право исключительно инструментом государства, его признаком или атрибутом. Не только государство, но и право обладает относительной самостоятельностью, собственными, внутренне присущими ему закономерностями формирования и функционирования, из чего следует, что право имеет по отношению к государству самостоятельное значение. Если и допустимо рассматривать право в качестве инструмента государства, то лишь с оговоркой, что и государство в той же мере является инструментом по отношению к праву.    

 Наиболее ощутимое воздействие  государства на право проявляет в сфере правотворчества и правореализации. Право формируется при непременном участии государства. Однако государство не столько формирует право, сколько завершает правообразовательный процесс, придавая праву определенные юридические формы (нормативный юридический акт, судебный или административный прецедент и др.). В этом смысле государство не является его (права) начальной, глубинной причиной. Государство создает право на институциональном уровне. Причины же возникновения права коренятся в материальном способе производства, характере экономического развития общества, его культуры, исторических традиций народы и пр. Недооценка этого принципиально важного положения ведет к тому, что единственным и определяющим источником права признается государственная деятельность. Именно в этом и заключался основной порок юридического позитивизма. Государство признавалось учредителем права, в буквальном смысле считалось, что оно творит право.

 

     Представления о праве классифицируются по определенным научным направлениям, школам. Среди них можно выделить следующие:

1. Теория естественного права.  Как научное течение эта теория  имеет длительную историю. Ее  основные положения формировались  еще в древности. Суть данной  теории состоит в том, что  кроме позитивного права, которое  создается государством, существует  общее для всех людей естественное  право, стоящее над позитивным  правом. Последнее основывается  именно на требованиях естественного  права (права на жизнь, свободное  развитие, труд, участие в дедах  общества и государства). Понятие  естественного права включает  в себя представления о прирожденных  и неотъемлемых правах человека  и гражданина, которые являются  обязательными для каждого государства.  Еще римские юристы наряду  с гражданским правом и правом  народов выделяли естественное  право (jus naturale) как отражение законов природы и естественного порядка вещей. Цицерон говорил, что закон государства, противоречащий естественному праву, не может рассматриваться как закон.

     Фундаментальную разработку теория естественного права получила в работах Локка, Руссо, Монтескье, Гольбаха, Радищева и других мыслителей. Изложенные в них идеи нашли закрепление в американской Декларации независимости (1776 г.), во французской Декларации прав и свобод гражданина (1789 г.) и других государственных актах. Естественные, прирожденные права человека получили конституционное закрепление во всех современных правовых государствах.

Информация о работе Государство и право: проблемы соотношения