Государство и право: проблемы соотношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 10:33, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования - право и государство как социальные.
Предмет исследования - характер и особенности государственно-правовых процессов, теоретические государственно-правовые концепции отечественных и зарубежных ученых.
Целью данной работы является теоретическое исследование характера и особенностей соотношения правовых и государственных основ общества, выявление наиболее существенных и значимых условий и принципов их позитивного взаимодействия, форм права и государства в современной действительности.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………...
Глава 1. Государство и право: современное определение понятий ….
Понятие права ………………………………………………………………... 5
Понятие государства ………………………………………………………....
Глава 2. Единство взаимодействия и различия государства и права ..
Воздействие государства на право ………………………………………….
Воздействие права на государство ………………………………………….
Глава 3. Правовые методы осуществления государственной власти .. 22
Принуждение как метод осуществления государственной власти ………..
Убеждение как метод осуществления государственной власти …………..
Заключение …………………………………………………………………...
Список литературы ……………………………

Файлы: 1 файл

валя курс.docx

— 70.01 Кб (Скачать)

б) право легализует государственную  деятельность, обеспечивает дозволенность охранительных и принудительных мер государства. Государственная деятельность посредством права вводится в строгие рамки юридических требований, приобретает юридическую форму;

в) посредством права определяются границы деятельности государства, обозначаются пределы вмешательства в частную жизнь граждан;

г) право закрепляет специфические  интересы наций и народностей  и тем самым воздействует на государственную  власть в ее взаимоотношениях с нациями  и народностями. Для многонационального федеративного государства эта  сторона воздействия права является объективно необходимым условием его (государства) существования;

д) правовая форма обеспечивает возможность осуществления действенного контроля за деятельностью государственного аппарата и тем самым создает юридические гарантии ответственного поведения государства перед населением;

е) право выступает в  современных условиях языком общения  государства не только с населением, но и с другими государствами, мировым сообществом в целом;

ж) право (и только оно) является основным средством легитимации государственного принуждения. Право определяет основания, пределы и формы государственного принуждения.

Глава 3

Методы осуществления  государственной власти

2.1 Государственная власть  и идеология

Всякая власть по-настоящему устойчива и сильна, прежде всего, за счет своей социальной основы. Государственная  власть функционирует в обществе, разделенном на классы, различные социальные группы с противоречивыми, часто непримиримыми интересами. Без сильной, активно функционирующей государственной власти разнополярные социальные, национальные силы могут разорвать социум на части, ввергнуть его в пучину "выяснения" интересов. Для разрешения социальных противоречий, для организации межличностных, межгрупповых, межклассовых и общенациональных отношений, гармонизации различных интересов государственная власть ищет поддержку в обществе, добивается доверия к себе у тех или иных слоев социума. Веру народа в гуманные цели и действия власти, доверие к ней принято называть социальной легитимностью власти, важнейшим условием ее стабильности.

Какой бы ни была государственная  власть, она всегда стремится создать  в обществе представление о себе как об образцово нравственной, даже если это не соответствует действительности. Еще в Древней Греции и Древнем  Риме сложились нравственные идеалы, к которым должна стремиться власть: она существует только для добра, реализуется для общего блага, всегда следует за справедливостью и  т.д. Вот почему власть, преследующая цели и использующая методы, противоречащие нравственным идеалам и ценностям, признавалась и признается аморальной, лишенной нравственного авторитета.

Для государственной власти, ее полноценности большое значение имеют исторические, социально-культурные, национальные традиции. Если власть опирается  на традиции, то они укореняют ее в обществе, делают более прочной  и стабильной. Не случайно как прошлые, так и современные государства  бережно относились и относятся  к традициям, своим историческим национальным социально-культурным корням. Таким образом, государственная  власть, экономически, социально и  нравственно детерминированная, опирающаяся  на традиции, ценности, принятые в обществе, становится в глазах народа авторитетной и уважаемой. Она значительно  реже использует метод государственного принуждения для достижения своих  целей.

Государственная власть, опирающаяся  только на насилие и принуждение, непрочна и недолговечна, поскольку  порождает в обществе растущее противодействие. Поэтому она объективно нуждается  в идеологии, т.е. системе идей, тесно  связанных с интересами властвующего субъекта. С помощью идеологии  власть объясняет и оправдывает  свои цели и задачи, методы и способы  их достижения, выполнения. Идеология  обеспечивает власти определенный авторитет, доказывает тождественность ее целей  народным интересам и целям. В  зависимости от того, насколько совпадают  интересы и цели властвующих и подвластных, государственная идеология бывает правдивой, популистской, мифической и лживой.

Существуют два главных  вида и множество разновидностей идеологий государственной власти. Первый вид – это религиозная  идеология, основанная на религиозных  учениях и мифах. Она стремится  придать власти таинственный, мистический  и сакральный характер, внушает мысль  о божественном ее происхождении  и предназначении. Второй вид –  светская идеология, которая опирается  на господствующие в обществе теории, нравы и нацелена на достижение определенных, нередко мифических идеалов. Например, в России мифы о скоропалительном построении светлого коммунистического  будущего или процветающего капитализма американского образца обеспечивали и обеспечивают власти поддержку хотя бы части общества.

Особенно велика роль идеологии  там, где государственная власть реализуется через антидемократические  тоталитарные, диктаторские режимы. Здесь  лживая идеология обычно направлена на восхваление роли "вождя", диктатора, на оправдание любых решений и  действий. Под воздействием такой  идеологии создаются и поддерживаются культы личности – слепое, бездумное  преклонение перед мифическими суперличностями, их обожествление. Культовая идеология неизбежно отчуждает, отторгает народ от власти.

2.2 Убеждение и принуждение

Арсенал методов реализации государственной власти достаточно разнообразен. В современных условиях значительно возросла роль методов  морального и особенно материального  стимулирования, используя которые  государственные органы воздействуют на интересы людей и тем самым  подчиняют их своей властной воле.

К общим, традиционным методам  осуществления государственной  власти, несомненно, относятся убеждение  и принуждение. Эти методы, по-разному  сочетаясь, сопровождают государственную  власть на всем ее историческом пути.

Убеждение – это метод  активного воздействия на волю и  сознание человека идейно-нравственными  средствами для формирования у него взглядов и представлений, основанных на глубоком понимании сущности государственной  власти, ее целей и функций. Механизм убеждения включает совокупность идеологических, социально-психологических средств  и форм воздействия на индивидуальное или групповое сознание, результатом  которого является усвоение и принятие индивидом, коллективом определенных социальных ценностей.

Превращение идей, взглядов в убеждения связано с деятельностью  сознания и чувствами человека. Только пройдя через сложный механизм эмоций, через сознание, идеи, общественные интересы и требования власти приобретают  личностное значение. Убеждения тем  и отличаются от простого знания, что  они неотделимы от личности, становятся ее узами, из которых она не может  вырваться, не причинив вреда своему мировоззрению, духовно-нравственной ориентации. Идеи быстрее превращаются в убеждения, когда они выстраданы, когда человек самостоятельно добыл  и усвоил знания.

Метод убеждения стимулирует  инициативу и чувство ответственности  людей за свои действия и поступки. Между убеждениями и поведением нет промежуточных звеньев. Знания, идеи, которые не воплощаются в  поведение, нельзя считать подлинными убеждениями. От знания к убеждению, от убеждения к практическим действиям  – функционирует метод убеждения. С развитием цивилизации, ростом политической культуры роль и значение этого метода осуществления государственной  власти закономерно возрастают.

Государственная власть не может обойтись без особого, только ей присущего вида принуждения –  государственного. Используя его, властвующий  субъект навязывает свою волю подвластным. Этим государственная власть отличается, в частности, от авторитета, который тоже подчиняет, но в государственном принуждении не нуждается.

Государственное принуждение  – психологическое, материальное или  физическое (насильственное) воздействие  полномочных органов и должностных  лиц государства на личность с  целью заставить (принудить) ее действовать  по воле властвующего субъекта, в интересах  государства.

Само по себе государственное  принуждение – острое и жесткое  средство социального воздействия. Оно основано на организованной силе, выражает ее и потому способно обеспечивать безусловное доминирование в  обществе воли властвующего субъекта. Государственное принуждение ограничивает свободу человека, ставит в такое  положение, когда у него нет выбора, кроме варианта, предложенного (навязанного) властью. Посредством принуждения  подавляются, тормозятся интересы и  мотивы асоциального поведения, принудительно  снимаются противоречия между общей  и индивидуальной волей, стимулируется  общественно полезное поведение.

Государственное принуждение  бывает правовым и неправовым. Последнее может обернуться произволом государственных органов, ставящих личность в незащищенное положение. Такое принуждение имеет место в государствах с антидемократическим, реакционным режимом – тираническим, деспотическим, тоталитарным.

Правовым признается государственное принуждение, вид и мера которого строго определены правовыми нормами и которое применяется в процессуальных формах (четких процедурах). Законность, обоснованность и справедливость государственного правового принуждения поддается контролю, оно может быть обжаловано в независимый суд. Уровень правового "насыщения" государственного принуждения обусловлен тем, в какой мере оно: "а) подчинено общим принципам данной правовой системы, б) является по своим основаниям единым, всеобщим на территории всей страны, в) нормативно регламентировано по содержанию, пределам и условиям применения, г) действует через механизм прав и обязанностей, д) оснащено развитыми процессуальными формами"[10].

Чем выше уровень правовой организации государственного принуждения, тем он в большей мере выполняет  функции позитивного фактора  развития общества и в меньшей  – выражает произвол и своеволие  носителей государственной власти. В правовом и демократическом государстве государственное принуждение может быть только правовым.

Формы государственного правового  принуждения достаточно многообразны. Это меры предупредительного воздействия  – проверка документов с целью  предотвращения правонарушений, прекращение  или ограничение движения транспорта, пешеходов при авариях и стихийных  бедствиях и др.; правовое пресечение – административное задержание, привод, обыск и т.д.; меры защиты – восстановление чести и доброго имени и  другие виды восстановления нарушенных прав.

 

3. Особенности осуществления  государственной власти в Российской  Федерации

За многовековую историю  в России сложилось немало традиций, которые во многом определили развитие российской государственности, придали  ей уникальность и самобытность. С  традициями неразрывно связан менталитет (ментальность) – исторически сложившийся устойчивый умственный (интеллектуальный) и духовный строй (образ) народа.

В России наиболее важные отечественные  традиции – общинность, соборность, державность (государственность), патриотизм, социальная справедливость, приоритетная ценность труда, духовность. Традиционный идеал (менталитет) народов России – сильное централизованное государство, способное обеспечить необходимый порядок, целостность общества, защитить страну от иноземных нашествий. Державность включает в себя ратную службу государству, готовность защитить его суверенитет. Российскому менталитету не присуще противопоставление общества государству: общинность и державность сглаживали противоречия, отчужденность между государством и человеком.

Вековые монархия и самодержавие породили другую традицию – патернализм. Он выражается в насаждении в общественном сознании идеи онепогрешимости носителя верховной власти, его обожествлении и одновременно в неограниченном произволе, бесправии и раболепстве подданных, отрицании свободы и демократии.

Согласно Конституции  РФ государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент, Федеральное Собрание (парламент), Правительство, суды Российской Федерации. Государственная  власть реализуется на основе принципа разделения властей. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Органы государственной  власти РФ строят свою деятельность на принципах, составляющих основы конституционного строя Россия. Защита прав и свобод человека – обязанность государства. Для исключения противоправной узурпации  власти и попрания прав и свобод и устанавливается принцип разделения властей.

В Российской Федерации носителем  законодательной власти и представительным органом является Федеральное собрание. Исполнительной властью наделено Правительство  РФ. Правосудие осуществляют суды, а  судебная власть реализуется посредством  конституционного, гражданского, административного  и уголовного судопроизводства. Вроде  бы все ветви власти имеют своих  представителей, и Президент России оказывается как бы вне рамок  механизма разделения властей. В  действительности это не так.

Президент Российской Федерации, будучи главой государства, является верховным  представителем Российской Федерации  и внутри страны, и в международной  жизни. На него возложены выполнения задач, связанных с гарантией  осуществления Конституции, прав и  свобод, охраной суверенитета, независимости  и целостности государства. В  этих условиях он наделен необходимыми полномочиями и прерогативами.

Но государственную работу вершит не один Президент. Ее осуществляют все ветви власти, каждая из которых  действует в пределах своего ведения  и свойственными ей методами. Президент  должен обеспечить координацию и  согласованность деятельности всех органов власти. Президент действует  не как указующая инстанция, а  совместно с другими ветвями  власти, принимая в той или иной степени участие в каждой из них.

Информация о работе Государство и право: проблемы соотношения