Государство и право: проблемы соотношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 10:33, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования - право и государство как социальные.
Предмет исследования - характер и особенности государственно-правовых процессов, теоретические государственно-правовые концепции отечественных и зарубежных ученых.
Целью данной работы является теоретическое исследование характера и особенностей соотношения правовых и государственных основ общества, выявление наиболее существенных и значимых условий и принципов их позитивного взаимодействия, форм права и государства в современной действительности.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………...
Глава 1. Государство и право: современное определение понятий ….
Понятие права ………………………………………………………………... 5
Понятие государства ………………………………………………………....
Глава 2. Единство взаимодействия и различия государства и права ..
Воздействие государства на право ………………………………………….
Воздействие права на государство ………………………………………….
Глава 3. Правовые методы осуществления государственной власти .. 22
Принуждение как метод осуществления государственной власти ………..
Убеждение как метод осуществления государственной власти …………..
Заключение …………………………………………………………………...
Список литературы ……………………………

Файлы: 1 файл

валя курс.docx

— 70.01 Кб (Скачать)

Президент Российской Федерации  участвует в осуществлении верховного представительства страны. Это право  вытекает из того, что его избирают путем прямых выборов.

В сфере взаимодействия с  парламентом Президенту РФ принадлежат  весьма значительные полномочия. Он назначает  выборы в Государственную Думу и  распускает ее в случаях, предусмотренных  Конституцией, пользуется правом законодательной  инициативы, может вернуть одобренный парламентом законопроект для повторного обсуждения (отлагательное вето), подписывает  и обнародует законы. Таким образом, Президент России может оказывать  весьма активное воздействие на работу парламента. Однако он не подменяет  его. Он не может принимать законы. А издаваемые Президентом нормативные  акты не должны противоречить Конституции  и основным законам.

Механизм, заложенный в Конституции  Российской Федерации для разрешения возможного конфликта между законодательной  и исполнительной властями, отличается большой сложностью. Президент –  арбитр в споре между властями – может, во всяком случае, теоретически, осуществлять в течение нескольких месяцев управление страной посредством  Правительства, не пользующегося поддержкой Государственной Думы. После выборов  Президенту так или иначе придется считаться с результатами выборов. Тем не менее, следует признать, что  глава государства обладает большими возможностями для воздействия  на законодательную и исполнительную власти. Он не просто арбитр, следящий за всеми ветвями власти, он сам  участвует в деятельности всех государственных  органов.

В России не предусмотрена  парламентская ответственность  главы государства. Это значит, что  парламент не может заставить  Президента уйти в отставку. Но это  не значит, что глава государства  свободен от следования предписаниям Конституции и законов. Если его деятельность приобретает противоправный характер, вступает в действие специальный механизм ответственности (импичмент).

Важнейшей конституционно-правовой гарантией обеспечения разделения властей и предупреждения злоупотреблений  со стороны исполнительной власти остается механизм ответственного правления. Это  значит, что Правительство РФ подконтрольно  парламенту и несет политическую ответственность за свои действия.

Парламент Российской Федерации  – Федеральное собрание – является представительным и законодательным  органом. Федеральное Собрание состоит  из двух палат – Совета Федерации  и Государственной Думы.

Государственная Дума единственный законодательный орган страны. Совет  Федерации лишь одобряет или отклоняет  федеральные законы.

Федеральное Собрание рассматривает  все вопросы связанные с основной экономической деятельностью правительства: федеральный бюджет; федеральный сбор налогов и т.д.

Все эти полномочия Федерального Собрания направлены на недопущение  чрезмерного усиления исполнительной власти и Президента.

Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство  Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации  обладает широкими полномочиями по осуществлению  внутренней и внешней политики государства. Статья 114 Конституции перечисляет  полномочия Правительства.

Сильная исполнительная власть в России нужна. Но также нужен  и механизм взаимных сдержек и  противовесов. Многие называют исполнительную власть доминирующей в системе государственных  органов. Но эта тенденция государственно-правового  развития России прослеживается достаточно ясно. Также это отвечает общим  тенденциям усиления исполнительной власти во всем мире.

Органы правосудия олицетворяют третью ветвь власти. Правосудие в  Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и  уголовного судопроизводства.

К сожалению, все еще традиционно  слабым местом остается в России судебная власть. Прокламированные Конституцией принципы судоустройства и судопроизводства реализуются с трудом. И в данном случае ощущается противодействие  и давление со стороны других ветвей власти. Несмотря на провозглашенные  правовые и социальные гарантии судьи, как то несменяемость, неприкосновенность, независимость и т.д., они очень  часто не могут полностью обеспечиваться из-за отсутствия технической и материальной базы.

Принцип разделения властей  в сегодняшней России признан, конституционно закреплен и в той или иной мере применяется в построении и  функционировании государственных  институтов. Создание нормально функционирующего механизма сдержек и противовесов – одна из важных задач России.

Принцип разделения властей  в каждой стране свой. Этот принцип  является неотъемлемой частью любого демократического государства. Но надо иметь в виду, что демократия, основанная на единых принципах, всегда многообразна и всегда эволюционирует, ведя страну вперед, лучше приспосабливаясь к политическим изменениям в обществе. А антидемократические режимы всегда одинаковы и приводят страну к  неизбежному кризису.

Заключение

По общему правилу государство  являет собой политическую организацию  наиболее могущественных слоев населения, овладевших ведущими социально-экономическими и политическими рычагами и, благодаря  ним, занимающих доминирующее положение  в обществе.

В понятии публичной (государственной) власти интегрируются социально-психологический, социально-волевой и "физически" институционализированный моменты, аккумулируются и соотносятся друг с другом двоякого рода факторы, а именно: детерминированная реальными условиями жизни общая воля, претендующая на признание обязательной всеми членами общества, и универсальная организация, способная официально сформировать и властно выражать во вне такую волю, а равно обеспечить ее осуществление в стране.

Если социальная власть вообще может рассматриваться как функциональное свойство особого человеческого  сообщества или коллектива, необходимое  для упорядочения его собственной, внутренней жизнедеятельности, то в  государственной власти аналогичное  качество переведено в особое состояние: оно прямо опирается на мощь государства, проявляется на его территории в  целом, рассчитано на управление всей страной, на обеспечение устойчивости ее экономики, социальной структуры, политики и духовной жизни, всего конституционного строя.

Публичная власть должна быть легитимной, т.е. имеющей социально-политической и конституционное (юридическое) основание  для того, чтобы выступать от имени  народа страны.

Государственная власть, олицетворяющая весь народ на своей территории, расположена на высшей ступени иерархии управляющих в данном обществе подсистем, независима от них. Она несовместима с существованием другой такой же власти в стране. Две суверенные власти не могут одновременно, бок  о бок функционировать в одном и том же государстве.

Важнейшим принципом и  необходимым условием формирования и функционирования правового государства  является принцип разделения государственной  власти.

Эту проблему в достаточной  степени решил выдающийся французский  мыслитель Ш. Монтескье. Именно в  его работах теория разделения властей  приобретает свою классическую формулировку. Монтескье подчеркивал необходимость  полного равноправия, независимости  и даже обособления законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. По его мнению, ни одна власть не должна была вторгаться в компетенцию другой, вместе с тем, каждая из них, защищая  себя от возможного вторжения, должна контролировать и сдерживать другую власть, предотвращая злоупотребление  предоставленными полномочиями.

Каждое государство, как  особая политическая организация, все  свои содержательные признаки проявляет  в той или иной форме. Способы  властвования в той или иной стране находят более явственное выражение  в понятии государственного режима.

В своей совокупности нормы, относящиеся к государственной  власти, образуют институт государственной  власти. Структура института государственной  власти складывается из различных норм, образующих его элементы. Это положения:

1)  об источнике государственной власти и ее социальных носителях, субъектах;

2)  о характере государственной власти (например, формулировка о диктатуре пролетариата);

3)  о целях и принципиальных направлениях деятельности государственной власти;

4)  о структуре государственной власти;

5)  об органах, осуществляющих государственную власть;

6)  о путях, формах, методах осуществления государственной власти.

Государственная власть реализуется  через государственное управление – целенаправленное воздействие  государства, его органов на общество в целом, те или иные его сферы (экономическую, социальную, духовную) на основе познанных объективных  законов для выполнения стоящих  перед обществом задач и функций.

Государственная власть может  быть слабой или сильной, но, лишенная организованной силы, она теряет качество государственной власти, так как  становится неспособной провести волю властвующего субъекта в жизнь, обеспечить законность и правопорядок в обществе. Любая власть нуждается в силе авторитета: чем глубже и полнее власть выражает интересы народа, всех слоев общества, тем больше она опирается на силу авторитета, на добровольное и сознательное подчинение ей. Но пока существует государственная власть, будут у нее и предметно-материальные источники силы – вооруженные организации людей или силовые учреждения (армия, полиция, органы государственной безопасности), а также тюрьмы и другие принудительные вещественные придатки. Организованная сила обеспечивает государственной власти принудительную способность, является ее гарантом. Но она должна направляться разумной и гуманной волей властвующего субъекта. Если государственная власть для решения внутренних проблем опирается только на предметно-материальную силу, это верное доказательство ее нестабильности и непрочности, отсутствия у нее глубоких и прочных корней в обществе. Таким образом, государственная власть есть концентрированное выражение воли и силы, мощи государства, воплощенное в государственных органах и учреждениях. Она обеспечивает стабильность и порядок в обществе, защищает его граждан от внутренних и внешних посягательств путём использования различных методов, в том числе государственного принуждения и военной силы.

 

Список использованной литературы

1.  Алексеев С.С. Общая теория права. Т: 1, 2. – М.: Высшая школа, 1981–1982.

2.  Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология. – М.: Юристъ, 2001.

3.  Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории государства и права. – М.: Новый юрист, 1999.

4.  Ромашов Р.А. Теория права и государства. – СПб.: Фонд "Университет", 2003.

5.  Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. – М.: Издательство "Норма", 2001

6.  Фаткуллин Ф.Н., Фаткуллин Ф.Ф. Проблемы теории государства и права. – Казань: Изд-во КЮИ МВД РФ, 2002.

7.  Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Юристъ, 2005.

8.  Юридический словарь. / Сост., предисл., прилож. А.Ф. Никитина. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2004.

 

 

[1] Юридический словарь. М, 2004. с. 76.

[2] Большой юридический словарь. М., 1998. с. 214, 261, 265-266.

[3] Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 2005. с. 150-151.

[4] Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. М, 2000. с. 131.

[5] Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология. М, 2001. с. 170.

[6] Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. М, 2000. с. 133.

[7] Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология. М, 2001. с. 172-173.

[8] Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. М, 2000. с. 143-144.

[9] Юридический словарь. М, 2004. с. 384.

[10] Алексеев С.С. Общая теория права. Т. 1. М., 1981. с. 267-268.


Информация о работе Государство и право: проблемы соотношения