Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 10:33, курсовая работа
Объект исследования - право и государство как социальные.
Предмет исследования - характер и особенности государственно-правовых процессов, теоретические государственно-правовые концепции отечественных и зарубежных ученых.
Целью данной работы является теоретическое исследование характера и особенностей соотношения правовых и государственных основ общества, выявление наиболее существенных и значимых условий и принципов их позитивного взаимодействия, форм права и государства в современной действительности.
Введение ……………………………………………………………………...
Глава 1. Государство и право: современное определение понятий ….
Понятие права ………………………………………………………………... 5
Понятие государства ………………………………………………………....
Глава 2. Единство взаимодействия и различия государства и права ..
Воздействие государства на право ………………………………………….
Воздействие права на государство ………………………………………….
Глава 3. Правовые методы осуществления государственной власти .. 22
Принуждение как метод осуществления государственной власти ………..
Убеждение как метод осуществления государственной власти …………..
Заключение …………………………………………………………………...
Список литературы ……………………………
Президент Российской Федерации
участвует в осуществлении
В сфере взаимодействия с парламентом Президенту РФ принадлежат весьма значительные полномочия. Он назначает выборы в Государственную Думу и распускает ее в случаях, предусмотренных Конституцией, пользуется правом законодательной инициативы, может вернуть одобренный парламентом законопроект для повторного обсуждения (отлагательное вето), подписывает и обнародует законы. Таким образом, Президент России может оказывать весьма активное воздействие на работу парламента. Однако он не подменяет его. Он не может принимать законы. А издаваемые Президентом нормативные акты не должны противоречить Конституции и основным законам.
Механизм, заложенный в Конституции
Российской Федерации для разрешения
возможного конфликта между
В России не предусмотрена парламентская ответственность главы государства. Это значит, что парламент не может заставить Президента уйти в отставку. Но это не значит, что глава государства свободен от следования предписаниям Конституции и законов. Если его деятельность приобретает противоправный характер, вступает в действие специальный механизм ответственности (импичмент).
Важнейшей конституционно-правовой
гарантией обеспечения
Парламент Российской Федерации – Федеральное собрание – является представительным и законодательным органом. Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.
Государственная Дума единственный законодательный орган страны. Совет Федерации лишь одобряет или отклоняет федеральные законы.
Федеральное Собрание рассматривает все вопросы связанные с основной экономической деятельностью правительства: федеральный бюджет; федеральный сбор налогов и т.д.
Все эти полномочия Федерального Собрания направлены на недопущение чрезмерного усиления исполнительной власти и Президента.
Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации обладает широкими полномочиями по осуществлению внутренней и внешней политики государства. Статья 114 Конституции перечисляет полномочия Правительства.
Сильная исполнительная власть
в России нужна. Но также нужен
и механизм взаимных сдержек и
противовесов. Многие называют исполнительную
власть доминирующей в системе государственных
органов. Но эта тенденция государственно-
Органы правосудия олицетворяют
третью ветвь власти. Правосудие в
Российской Федерации осуществляется
только судом посредством
К сожалению, все еще традиционно слабым местом остается в России судебная власть. Прокламированные Конституцией принципы судоустройства и судопроизводства реализуются с трудом. И в данном случае ощущается противодействие и давление со стороны других ветвей власти. Несмотря на провозглашенные правовые и социальные гарантии судьи, как то несменяемость, неприкосновенность, независимость и т.д., они очень часто не могут полностью обеспечиваться из-за отсутствия технической и материальной базы.
Принцип разделения властей
в сегодняшней России признан, конституционно
закреплен и в той или иной
мере применяется в построении и
функционировании государственных
институтов. Создание нормально функционирующего
механизма сдержек и
Принцип разделения властей в каждой стране свой. Этот принцип является неотъемлемой частью любого демократического государства. Но надо иметь в виду, что демократия, основанная на единых принципах, всегда многообразна и всегда эволюционирует, ведя страну вперед, лучше приспосабливаясь к политическим изменениям в обществе. А антидемократические режимы всегда одинаковы и приводят страну к неизбежному кризису.
Заключение
По общему правилу государство являет собой политическую организацию наиболее могущественных слоев населения, овладевших ведущими социально-экономическими и политическими рычагами и, благодаря ним, занимающих доминирующее положение в обществе.
В понятии публичной (государственной)
власти интегрируются социально-
Если социальная власть вообще
может рассматриваться как
Публичная власть должна быть легитимной, т.е. имеющей социально-политической и конституционное (юридическое) основание для того, чтобы выступать от имени народа страны.
Государственная власть, олицетворяющая весь народ на своей территории, расположена на высшей ступени иерархии управляющих в данном обществе подсистем, независима от них. Она несовместима с существованием другой такой же власти в стране. Две суверенные власти не могут одновременно, бок о бок функционировать в одном и том же государстве.
Важнейшим принципом и необходимым условием формирования и функционирования правового государства является принцип разделения государственной власти.
Эту проблему в достаточной
степени решил выдающийся французский
мыслитель Ш. Монтескье. Именно в
его работах теория разделения властей
приобретает свою классическую формулировку.
Монтескье подчеркивал
Каждое государство, как особая политическая организация, все свои содержательные признаки проявляет в той или иной форме. Способы властвования в той или иной стране находят более явственное выражение в понятии государственного режима.
В своей совокупности нормы,
относящиеся к государственной
власти, образуют институт государственной
власти. Структура института
1) об источнике государственной власти и ее социальных носителях, субъектах;
2) о характере государственной власти (например, формулировка о диктатуре пролетариата);
3) о целях и принципиальных направлениях деятельности государственной власти;
4) о структуре государственной власти;
5) об органах, осуществляющих государственную власть;
6) о путях, формах, методах осуществления государственной власти.
Государственная власть реализуется
через государственное
Государственная власть может быть слабой или сильной, но, лишенная организованной силы, она теряет качество государственной власти, так как становится неспособной провести волю властвующего субъекта в жизнь, обеспечить законность и правопорядок в обществе. Любая власть нуждается в силе авторитета: чем глубже и полнее власть выражает интересы народа, всех слоев общества, тем больше она опирается на силу авторитета, на добровольное и сознательное подчинение ей. Но пока существует государственная власть, будут у нее и предметно-материальные источники силы – вооруженные организации людей или силовые учреждения (армия, полиция, органы государственной безопасности), а также тюрьмы и другие принудительные вещественные придатки. Организованная сила обеспечивает государственной власти принудительную способность, является ее гарантом. Но она должна направляться разумной и гуманной волей властвующего субъекта. Если государственная власть для решения внутренних проблем опирается только на предметно-материальную силу, это верное доказательство ее нестабильности и непрочности, отсутствия у нее глубоких и прочных корней в обществе. Таким образом, государственная власть есть концентрированное выражение воли и силы, мощи государства, воплощенное в государственных органах и учреждениях. Она обеспечивает стабильность и порядок в обществе, защищает его граждан от внутренних и внешних посягательств путём использования различных методов, в том числе государственного принуждения и военной силы.
Список использованной литературы
1. Алексеев С.С. Общая теория права. Т: 1, 2. – М.: Высшая школа, 1981–1982.
2. Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология. – М.: Юристъ, 2001.
3. Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории государства и права. – М.: Новый юрист, 1999.
4. Ромашов Р.А. Теория права и государства. – СПб.: Фонд "Университет", 2003.
5. Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. – М.: Издательство "Норма", 2001
6. Фаткуллин Ф.Н., Фаткуллин Ф.Ф. Проблемы теории государства и права. – Казань: Изд-во КЮИ МВД РФ, 2002.
7. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Юристъ, 2005.
8. Юридический словарь. / Сост., предисл., прилож. А.Ф. Никитина. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2004.
[1] Юридический словарь. М, 2004. с. 76.
[2] Большой юридический словарь. М., 1998. с. 214, 261, 265-266.
[3] Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 2005. с. 150-151.
[4] Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. М, 2000. с. 131.
[5] Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология. М, 2001. с. 170.
[6] Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. М, 2000. с. 133.
[7] Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология. М, 2001. с. 172-173.
[8] Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. М, 2000. с. 143-144.
[9] Юридический словарь. М, 2004. с. 384.
[10] Алексеев С.С. Общая теория права. Т. 1. М., 1981. с. 267-268.
Информация о работе Государство и право: проблемы соотношения