Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 10:51, реферат
Власть - одно из фундаментальных начал человеческого общества. Это отношение между людьми (государствами, нациями, классами, социальными группами и индивидами) по поводу господства и подчинения. Власть существует везде, где есть устойчивые объединения людей: в семье, производственных коллективах, различного рода организациях и учреждениях, во всем государстве
Введение
Власть - одно из фундаментальных начал человеческого общества. Это отношение между людьми (государствами, нациями, классами, социальными группами и индивидами) по поводу господства и подчинения. Власть существует везде, где есть устойчивые объединения людей: в семье, производственных коллективах, различного рода организациях и учреждениях, во всем государстве.
Власть – весьма важный для жизни любого общества и его отдельных систем и подсистем феномен. В различных серах общественной жизни она выполняет ряд руководящих функций:
Реализация всех этих функций
связана с механизмами
Существует множество определений власти. Приведем некоторые из них.
Власть - это способность, право или возможность распоряжаться кем-либо, чем-либо, оказывать решающее воздействие на судьбы, поведение или деятельность людей с помощью различного рода средств права, авторитета, воли, принуждения.
Власть - это политическое господство над людьми.
Власть - это система государственных органов.
Власть - это лица, органы, облеченные соответствующими государственными, административными полномочиями.
Власть
- это способность или
Власть - одно из центральных понятий современной политической науки. Однако сам феномен власти выходит за пределы собственно политической сферы. Он встречается в различных областях общественной жизни: экономике, культуре, науке, образовании, семейной сфере, а также и за пределами общественной жизни - в животном мире. Самое простое общепризнанное определение власти принадлежит немецкому политологу М. Веберу, который видел в ней способность одного индивида проводить в определенных общественных условиях свою волю вопреки сопротивлению другого индивида. Иначе говоря, это способность субъекта А так влиять на объект В, чтобы последний сделал то, что никогда бы не стал делать по собственной воле.
Власть служит основой, объектом и движущей силой политики. Борьба за власть является характерной чертой политической жизни любого общества, любой эпохи. Учение о власти является основополагающим в политологии.
Американский политолог Г. Саймон определяет власть таким образом: "А имеет власть над В, если А обусловливает поведение В".
Фрейд З. объясняет стремление к власти и обладание ею, как компенсацию на подавленное либидо (половое влечение).
Однако предметом политики является не всякая власть, а только власть в публичном смысле слова. Еще Аристотель стремился отделить авторитет политического лидера в ассоциации (полисе) от других форм власти: хозяина над рабом, мужа над женой, родителей над детьми.
Вебером М. сформулирована позитивистско-социологическая концепция определения власти. По его мнению, необходимо признать асимметричность отношений между политическими субъектами в обществе. В связи с этим существует возможность одного субъекта влиять или воздействовать на другие субъекты. То есть, если конституируется способность субъекта А влиять на субъекты В и С и добиваться цели своего влияния, даже несмотря на сопротивление со стороны В и С, то можно утверждать, что субъект А имеет власть над субъектами В и С.
Таким
образом, можно определить политическую
власть как способность и возможность
принимать и приводить в
Концентрированным выражением власти являются отношения принуждения-исполнения.
Принуждение - это характерный признак и функция любой политической власти. Но общество невозможно построить на принуждении и насилии, так же как и только на позитивных стимулах.
В Конституции Российской Федерации утверждается, что "...Россия есть демократическое федеральное правовое государство...". Задача правового государства - строго выдерживать меру между позитивными стимулами и принуждением. Это и есть политика властвовать, политика миротворчества, искусство возможного, создание разумных балансов между общественными движущими силами и социальными интересами.
Характерные признаки власти:
Конституция Российской Федерации (ст.3) определяет, что "Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ".
Политическая власть использует различные средства своего осуществления. К основным из них можно отнести:
В чем же заключается необходимость политической власти?
Во-первых, власть инклюзивна (от лат. "инклюзере" - включать), проникает и функционирует во всех сферах общественной жизни.
Во-вторых, власть регулирует общественные отношения (между государством и партиями, между группами людей и т.д.).
В-третьих, власть необходима для организации общественного производства.
В-четвертых, власть подчиняет всех членов общества (государства) единой воле.
В-пятых, поддерживает целостность и единство общества как социального образования.
В-шестых, власть выполняет роль связующей компоненты людей и социальных групп внутри общества.
Власть, как общественное явление, выполняет организационные, регулятивные и контрольные функции. В системном виде можно выделить также следующие основные функции власти:
К
отличительным признакам
2. Типология политической власти
Власть существует и функционирует не только в разных сферах общества, но и на основных уровнях его социальной структуры: общественном, публичном, групповом, личном.
Это
дает основание рассмотреть
Анализ видов, форм и функций власти позволяет построить ее определенную классификацию, или типологию. По проблеме типологии власти существует множество мнений и концепций. С учебной точки зрения попробуем типологию власти рассмотреть многосторонне. Это важно для оценки облика власти, ее роли в обществе, перспективности и процесса функционирования.
Типология политической власти по следующим признакам:
По степени институциализации власть различают:
По объему прерогатив власти различают:
По субъекту власти:
По структуре правящего субъекта власть различается:
По
применяемым методам
По режиму правления:
По социальному типу:
Таким образом, можно сделать вывод о том, что политическая власть существует в каждом обществе в той или иной форме, органически пронизывает все общественные сферы.
3. Легитимность власти
Важное значение для политической стабильности и поддержки политических лидеров имеет законность (легитимность власти). Власть обретает законность тремя способами:
Общество не может существовать без власти, то устанавливается определенный властный режим (от лат. "режиме" - управление).
Политический режим (от лат. "режим" - порядок управления) - это совокупность методов, приемов, средств осуществления политической власти.
Политология выделяет четыре основных политических режима: тоталитарный, авторитарный, либеральный и демократический (таблица 1).
Таблица 1. Характеристика политических режимов
Критерии |
Режимы |
|||
Демократический |
Тоталитарный |
Авторитарный |
||
Законодательство |
Развитая система |
Система законов минимальна |
Система законов мало разработана |
|
Полномочия главы государства |
Строго ограничены законом |
Фактически не ограничены |
Практически не ограничены |
|
Представительные органы |
Имеют широкий круг полномочий |
Марионеточны |
Марионеточны или отсутствуют |
|
Принцип разделения власти |
Реализован |
Формально признается |
Отвергается |
|
Полномочия местных органов власти |
Максимальные |
Формально широкие |
Минимальные |
|
Партии |
Многопартийность |
Правящая партия огосударствленна |
Одна массовая политическая партия |
|
Идеология |
Политический плюрализм |
Господство одной идеологии |
Одна официальная идеология |
|
Права и свободы |
Разрешено все, что не запрещено законом |
Запрещено все, что не разрешено законом |
Разрешено все, что не имеет отношения к политике |
|
Карательные органы |
Строго регламентированы законом |
Осуществляют массовые политические репрессии |
Осуществляют тайный политический сыск |
|
Оппозиция |
Действует легально |
Запрещена |
Отрицается |
|