Перевозки воздушным траспортом

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 23:05, реферат

Краткое описание

Воздушный транспорт, способный быстро и с комфортом доставить пассажира в любую точку земного шара, появился в XX в. Теперь это самый скоростной вид транспорта для перевозок пассажиров и груза на ближние и дальние расстояния. С помощью воздушного транспорта неимоверно расширились мировые транспортные связи между всеми членами мирового сообщества. По данным Международной организации международной гражданской авиации (ИКАО), услугами международного воздушного транспорта в 2005 г. воспользовались около 1,6 млрд. пассажиров; было перевезено 40 млн. грузов. Благодаря эффективной и стабильной деятельности международного воздушного транспорта сложилась и успешно функционирует глобальная сеть международных воздушных сообщений.

Файлы: 1 файл

1.docx

— 67.32 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение

 

Воздушный транспорт, способный  быстро и с комфортом доставить  пассажира в любую точку земного  шара, появился в XX в. Теперь это самый  скоростной вид транспорта для перевозок  пассажиров и груза на ближние  и дальние расстояния. С помощью  воздушного транспорта неимоверно расширились  мировые транспортные связи между  всеми членами мирового сообщества. По данным Международной организации  международной гражданской авиации (ИКАО), услугами международного воздушного транспорта в 2005 г. воспользовались  около 1,6 млрд. пассажиров; было перевезено 40 млн. грузов. Благодаря эффективной  и стабильной деятельности международного воздушного транспорта сложилась и  успешно функционирует глобальная сеть международных воздушных сообщений.

Сегодня практически во всех странах мира существует национальная гражданская авиация. Ее главная  цель - обеспечить международные и  внутренние авиаперевозки. В зависимости  от географических масштабов государства  национальная гражданская авиация  осуществляет перевозки внутри страны и за границу или ограничивается только международными перевозками.

 Регулируются полеты и перевозки, выполняемые белорусским авиакомпаниями в другие государства. Такие полеты и перевозки, осуществляемые за пределы Беларуси, автоматически квалифицируются в качестве международных и подпадают под действие различных многосторонних и двусторонних международных договоров, условия и требования которых должны соблюдаться любой белорусской авиакомпанией, воздушные суда которой осуществляют международные полет и перевозку.

На основе таких договоров  создан особый международно-правовой режим воздушного пространства над  государственной территорией и  за ее пределами, установлен порядок  осуществления международных воздушных  сообщений, обеспечивающий условия  их регулярной, эффективной и безопасной эксплуатации в целях выполнения перевозок. Этот режим сложился давно. Начало ему было положено Парижской  конвенцией о воздушной навигации  от 13 октября 1919 г. С этого момента  начался процесс формирования и  развития международного воздушного права.

В результате длительной, почти  вековой эволюции в международном  воздушном праве образовались две  основные группы специфических принципов  и норм. Одна предназначена исключительно  для регулирования международной  аэронавигации и устанавливает  режим международных полетов  над государственной территорией  и за ее пределами, а также определяет порядок их управления органами обслуживания воздушного движения (ОВД). Задачей  другой является правовое обеспечение  межгосударственных воздушных сообщений  и содействие их практической эксплуатации. В учебном пособии основной акцент сделан на изучение именно этой группы норм международного воздушного права. При всей бесспорной важности первой группы норм, регулирующих международную  аэронавигацию, на рубеже XX и XXI вв. заметно  усилилось значение принципов и норм, регулирующих именно международные воздушные сообщения и перевозки.

В XXI в. на мировом рынке  авиаперевозок под влиянием процессов  глобализации и либерализации на международном воздушном транспорте резко обострилась конкурентная борьба между международными авиаперевозчиками. В этой борьбе чаще всего побеждает  перевозчик, который помимо экономических, финансовых, технических и иных ресурсов умело использует для защиты своих  коммерческих и экономических интересов  международное воздушное право. Вот почему в пособии значительное внимание уделяется анализу практики регулирования коммерческой эксплуатации международных воздушных сообщений. Знание правовых основ регулирования  коммерческой деятельности международного воздушного транспорта имеет большое  значение для проведения правильной и взвешенной государственной коммерческой политики и дипломатии в области  международных воздушных связей. Кроме того, чтобы эксплуатация международных  воздушных линий, проложенных над  территориями иностранных государств, осуществлялась экономически эффективно и рационально, одним из важнейших  условий достижения этой коммерческой цели является грамотное и безупречное  использование международными авиаперевозчиками  современного межгосударственного  механизма регулирования международных  воздушных сообщений.

Действующее международное  воздушное право, помимо публично-правовых вопросов, связанных с использованием суверенного воздушного пространства в целях международной аэронавигации, все больше вовлекается в совместное с национальным правом регулирование  доступа авиаперевозчиков на рынок  международного воздушного транспорта. Такая тенденция связана с  активным переходом к либерализации  международных воздушных перевозок, начавшейся в конце 90-х гг. и ставшей  главной стратегией политики и практики в этой сфере многих государств в XXI в.

В течение XX в. в международном  воздушном праве, национальном воздушном  праве и международном частном  воздушном праве шли сложнейшие процессы формирования и развития специфических  норм, предназначенных регулировать исключительно международные полеты и перевозки и порядок их осуществления  при эксплуатации международных  воздушных сообщений. В XXI в. эти процессы продолжают расширяться и углубляться. На основе обобщения почти столетнего мирового опыта регулирования публично-правовых, гражданско-правовых и частноправовых воздушнотранспортных отношений в данном учебном пособии дается характеристика современного механизма регулирования международных воздушных сообщений. Этот опыт показывает, что накопилось много вопросов, нуждающихся в определенной систематизации. Учебный материал излагается в определенной последовательности с учетом взаимодействия всех нормативных положений и институтов, образующих систему международного воздушного права.

В учебном пособии предложено авторское видение "системы международного воздушного права", согласно которому такая система состоит из института "права международных полетов" и института "права международных воздушных сообщений и перевозок". Предлагаемая конструкция не претендует на завершенность, не все вопросы структуры и элементов системы международного воздушного права в ней освещаются. Однако именно системный подход позволяет объяснить причины взаимодействия и неизбежного вовлечения в процесс регулирования международных полетов и перевозок норм международного, национального и международного частного права.

Как те, так и другие нормы  выполняют четко обозначенные задачи. Международно-правовые нормы определяют режим международных воздушных  сообщений и выполняемые в  их рамках регулярные и нерегулярные полеты и авиаперевозки. Национальные законы и правила способствуют их применению, а коллизионные нормы  разрешают вопросы международного частного воздушного права. Эти объективные  обстоятельства обусловили создание особого  механизма взаимодействия международно-правовых, национальных и частноправовых норм, обеспечивающего процесс регулирования  международных полетов и международных  воздушных сообщений и перевозок  на современном этапе. Характеристика этого механизма является другой важной целью данного учебного пособия, и она не во всем совпадает с  той, что давалась в ранее опубликованных публикациях.

В 1980 и 1981 гг. Институтом государства  и права АН СССР была издана коллективная монография в двух томах "Международное  воздушное право", одним из участников является автор данного пособия. Вслед за ней были опубликованы работы В.С. Грязнова "Международные авиаперевозки" (1982), Ю.М. Малеева "Международное  воздушное право. Вопросы теории и практики" (1986), В.Д. Бордунова, А.И. Котова, Ю.Н. Малеева "Правовое регулирование международных полетов гражданских воздушных судов" (1988), "Словарь международного воздушного права" (1989), В.Д. Бордунова "Правовой механизм деятельности международных авиационных организаций" (1989), в которых было продолжено исследование актуальных вопросов международного воздушного права. Можно сказать, что 80-е годы были "золотым веком" международного воздушного права.

Глава 1

 Правовое регулирование воздушных перевозок

1.1 Международное регулирование воздушных перевозок

 Полеты над своей  территорией осуществляются в  соответствии с национальными  законами и правами, полеты  над чужой территорией и открытым  морем — в соответствии с  двусторонними и многосторонними  соглашениями между заинтересованными  государствами. Регулированием воздушных  перевозок занимаются различные международные организации.

Основные международные  конвенции, регулирующие воздушные перевозки

 Конвенция об унификации  некоторых правил, касающихся международных  воздушных перевозок (Варшавская  конвенция 1929 г.). Применяется в  регулярных воздушных сообщениях. Дополнения и изменения к этой  конвенции были внесены следующими  протоколами: Гаагским 1955 г., Гватемальским 1971 г., Монреальским 1975 г.

 Конвенция о международной  гражданской авиации (Чикагская  конвенция 1944 г.). Вступила в силу 4 апреля 1947 г., после того как ее  ратифицировали 26 государств. Чикагская  конвенция учредила Международную  организацию гражданской авиации (ИКАО).

 Конвенция об унификации  некоторых правил, касающихся международных  воздушных перевозок, осуществляемых  лицами, не являющимися перевозчиками  по договору (Гвадалахарская конвенция 1961 г.). Регламентирует перевозки на арендованных воздушных судах, а также другие случаи, когда фактический и договорный перевозчики не совпадают, и распространяет на такие перевозки принципы ограниченной ответственности, установленные Варшавской конвенцией.

 Конвенция о возмещении  вреда, причиненного иностранными  воздушными судами третьим лицам  па поверхности (Римская конвенция  1952 г.). Регулирует вопросы ответственности  да вред, причиненный воздушным  судном или предметами, упавшими  с него, определяет пределы такой  ответствен нести в зависимости от максимального взлетного леса воздушного судна.

 Конвенция о правонарушениях  и некоторых других действиях,  совершенных на борту воздушного  судна (Токийская конвенция 1963 г.).

 Конвенция о международном  признании прав на воздушные  суда, наложении ареста и принудительной  продаже воздушного судна во  исполнение решения суда.

Другими многосторонними  соглашениями в области международных  воздушных сообщений являются Соглашение о транзите по международным воздушным  линиям и Соглашение о международном  воздушном транспорте. Оба соглашения, по которым государства на взаимной основе предоставляют друг другу  права регулярных полетов гражданских  самолетов через свое воздушное  пространство, подписаны в Чикаго в 1944 г.

Государства, не подписавшие  этих соглашений, предоставляют друг другу права на выполнение регулярных полетов на двусторонней основе.

1.2 Международная организация гражданской авиации (ИКАО)

 Международная организация  гражданской авиации (International Civil Aviation Organization, ICAO) является основным международным органом, осуществляющим многостороннее регулирование мирового воздушного транспорта на межгосударственном уровне. ИКАО создана в 1947 г. после ратификации Чикагской конвенции 1944 г. “О международной гражданской авиации” и является специализированной организацией ООН в соответствии с протоколом, подписанным 1 октября 1947 г. и вступившим в силу 13 мая 1948 г. Членами ИКАО являются свыше 180 государств. Советский Союз присоединился к Чикагской конвенции в ноябре 1970 г. В 1977 г русский язык стал официальным языком ИКАО наряду с английским, французским и испанским языками. Штаб-квартира ИКАО находится в Монреале (Канада).

 

1.3 Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА)

 ИАТА — это ассоциация  авиакомпаний, выполняющих регулярные  коммерческие авиаперевозки. ИАТА  была основана в 1945 г. в Гаване  после подписания Чикагской конвенции  1944 г., учредившей ИКАО. Ассоциация  является фактическим правопреемником  Международной ассоциации воздушных  перевозок, основанной в 1919 г.  в Гааге. 

 Основными задачами  ИАТА являются развитие безопасных  регулярных и экономичных воздушных  сообщений, содействие воздушной  коммерции и изучение связанных  с этим проблем, расширение  сотрудничества с ИКАО и другими  международными организациями. 

 В соответствии с  назначением ИАТА действует как  международное агентство, при  помощи которого авиакомпании  стремятся общими усилиями решать  те проблемы в международных  воздушных сообщениях, которые они  не смогли бы решить индивидуально.  Ее деятельность распространяется  на такие области, как воздушные  перевозки, финансы, юридические  и технические вопросы, медицина  и др. Кроме того, ИАТА действует  как центральный банк информации  и технических знаний для авиакомпаний  — членов этой организации,  руководит деятельностью различных  комитетов, объединяющих экспертов  авиакомпаний, представляет авиакомпании  в международных организациях.

Глава 2

 Понятие, виды  международных воздушных перевозок

2.1 Понятие международных  перевозок

Международным полетом считается  всякий полет, при котором воздушное  судно пересекает государственные  границы двух стран.

Международной воздушной  перевозкой называется всякая перевозка, осуществляемая на воздушных судах, при которой место отправления  и место назначения независимо от того, имелась ли перегрузка или  перерыв в перевозке, расположены:

на территории двух государств;

на территории одного и  того же государства, если предусмотрена  остановка на территории другого  государства.

2.2 Виды международных  перевозок

Международная воздушная перевозка может быть:

коммерческой (осуществляемой гражданскими воздушными судами за плату) и некоммерческой (бесплатной).

При международном воздушном  сообщении могут перевозиться пассажиры, багаж, груз и почта. Перевозка пассажиров, багажа и груза регулируется двусторонними  и многосторонними соглашениями, а также Конвенцией об унификации некоторых правил, касающихся международных  воздушных перевозок (Варшавская конвенция 1929 г.). Международная воздушная перевозка  почты осуществляется с соблюдением  правил международных почтовых соглашений.

Информация о работе Перевозки воздушным траспортом