Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2015 в 16:44, реферат
Цель: Смоделировать проведение воздушного старта пороховой ракеты, используя аэростат с платформой в качестве средства доставки.
Задачи:
Изучить необходимые элементы физической теории: воздухоплавание, молекулярно-кинетическая теория газов, оптика, динамика;
Провести необходимые расчеты и подобрать материалы и комплектующие для комплекса;
Собрать комплекс;
Провести испытание комплекса;
Введение
Основная часть
1 этап. Информационно-аналитический
История Воздушного старта
Воздушный старт и его назначение
1.3 Аэростат, его виды и назначения
этап. Технологический (подготовка)
Теоретическое обоснование
2.2 Конструкция воздушного старта
этап. Технологический (сборка)
Аэростат № 1
Аэростат № 2
Спортивная модель ракеты класса S3A
3.4 Крепление
этап. Испытание комплекса
Испытание комплекса воздушного старта
Заключение
Предмет: физика
Тип проекта: практико-ориентированный
Срок выполнения проекта: 14 сентября 2014 г. по 28 февраля 2015 г.
Выполнила:
Семчанкова К.В.
МКОУ ДОД СЮТ
(МБОУ Школа № 97, 10 класс)
Руководители:
Коноплев Ю.В.
педагог ЦМИТ МКОУ ДОД СЮТ
Содержание
Введение
Основная часть
1 этап. Информационно-аналитический
1.3 Аэростат, его виды и назначения
2.2 Конструкция воздушного старта
3.4 Крепление
Заключение
Введение
В наше время мы часто слышим новости о том, как какая-нибудь страна вывела на орбиту спутник или доставила своего космонавта на МКС. Но не каждый представляет себе насколько это сложный и дорогостоящий процесс - процесс запуска ракетоносителей. Не случайно в последнее время правительства некоторых стран прекращают или сокращают поддержку космических программ.
Система космодромов уже постепенно теряет свою рентабельность и необходимость, как единственный вариант запуска ракет. Необходимо что-то более мобильное, дешёвое, актуальное и перспективное.
Воздушный старт - это оперативный и значительно более дешевый запуск малых спутников с субтропосферной аэростатической платформы на низкие опорные орбиты вокруг Земли. Оперативный старт комплекса из любой точки планеты и на любой азимут позволяет сразу же направить космический аппарат в необходимый район и мгновенно получить результат, при этом экономия средств может в теории достигать порядков. Средством доставки чаще всего служит другой самолет, но такой способ сопровождается рядом проблем, решить которые можно используя дирижабль в качестве средства доставки. Подобные программы уже активно развиваются в нашей стране.
В данной работе я предлагаю модельный эксперимент запуска ракеты с платформы, находящейся на аэростате. Для проведения пробного запуска была разработана конструкция аэростата и применена пороховая ракета, выполненная учащимися объединения «Ракетомоделирование».
Цель: Смоделировать проведение воздушного старта пороховой ракеты, используя аэростат с платформой в качестве средства доставки.
Задачи:
Методы: изучение и анализ информационных источников, моделирование, эксперимент, наблюдение, описание анализа полученных результатов.
В работе представлены теоретические аспекты разработки комплекса воздушного старта и необходимые расчеты для подбора материалов и разработки конструкции комплекса и его составляющих.
Произведены сборка комплекса и его испытания в действии. Проведен анализ результатов испытаний, сделаны предложения по дальнейшему развитию проекта и технических доработок комплекса на базе его практического использования.
Основная часть
Название этапа |
Сроки реализации |
Цели, задачи |
Средства | |
Информационно-аналитический |
Изучение и анализ существующих моделей воздушного старта |
Сентябрь 2014 |
Подобрать и изучить информацию для предстоящей работы |
Интернет ресурсы |
Изучение рынка стоимости и наличие элементов для строительства |
Октябрь 2014 |
Изучить и приобрести элементы для изготовления комплекса Составить список материалов и аналогов к ним необходимых для конструирования |
Интернет магазин Магазин строительных материалов | |
Проектирование, конструирование и сборка модели для воздушного старта |
Проектирование и конструирование аэростата для запуска ракеты |
Ноябрь 2014 |
Разработать конструкцию аэростата, подобрать материалы для изготовления |
Autodesk AutoCAD Интернет ресурсы |
Изготовление спортивной модели ракеты класса S3A |
Декабрь 2014 |
Выполнить по шаблонам модель ракеты класса S3A |
Картон, клей, лавсан, заряд | |
Изготовление устройства дистанционного запуска ракеты |
Январь 2015 |
Разработать устройство дистанционного запуска ракеты |
Радиоэлектронное оборудование
| |
Сборка аэростата №1 и №2, тестовые испытания |
Декабрь 2014 |
Собрать дирижабль, проверить работоспособность |
Деревянные рейки Клей, фанера | |
Экспериментальный |
Проведение экспериментального запуска пороховой ракеты с платформы дирижабля |
Январь 2015 |
Смоделировать запуск ракеты
Запуск ракеты |
модель для высокого старта (аэростат, платформа, ракета, устройство дистанционного запуска) |
Подведение итогов |
Февраль 2015 |
Подвести итоги. Сделать выводы |
Результаты эксперимента |
План реализации проекта
Название этапа |
Ожидаемые результаты |
Критерии | |
Качественные |
Количественные | ||
Информационно-аналитический |
Полностью изучена конструкция комплекса для осуществления воздушного старта
|
Найдена информация |
Отсмотрено не менее 20 интернет страниц. Просмотрено не менее 10 видео |
Получены все необходимые элементы конструкции |
Соотношение цены и качества |
Отсмотрено не менее 7 интернет - магазина | |
Проектирование, конструирование и сборка комплекса для осуществления воздушного старта |
Разработан проект комплекса
Разработаны чертежи элементов комплекса и построена конструкция |
Разработана работающая модель аэростат |
Рассмотрены различные схемы строения аэростата. |
Произведена сборка аэростата и проведены тестовые испытания |
Изготовлены рабочие модели, готовые к запуску |
Изготовлено 2 аэростата | |
Экспериментальный |
Произведен запуск пороховой ракеты с платформы аэростата |
Удачный запуск |
Проведено 2 эксперимента |
Подведение итогов |
Сделаны выводы. Подведены итоги. |
Определены итоги работы |
Подведено? вывода |
Возможные риски и их устранения
Название этапа |
Риски |
Предотвращение риска |
Информационно-аналитический |
Получение информации не соответствующей действительности |
Проконсультироваться с руководителями и консультантом |
Заказ бракованного элемента |
Проверить работоспособность элемента Проверить на наличие дефектов | |
Проектирование, конструирование и сборка дирижабля |
Неправильно разработана схема |
Проконсультироваться с руководителями и консультантом |
Получение повреждения оболочки. Недостаток гелия. |
Подобрать прочную ткань в качестве оболочки Изолировать модель во время хранения | |
Экспериментальный |
Потеря контроля над управлением |
Провести ряд пробных запусков, использовать благоприятные погодные условия |
1 этап. Информационно-аналитический
В докосмическую эпоху было реализовано много проектов воздушного старта экспериментальных и прочих самолётов (в т.ч. некоторые как воздушный авианосец) и крылатых ракет.
Дата |
Страна |
В чем неудача? |
Конец 50-х годов |
США |
"Первый воздушный шар поднялся правильно 70000 футов. Но ракетный висит под ним не срабатывала. Второй Rockoon себя в той же сумасшедшей пути. На теории, что экстремальный холод на большой высоте, возможно, остановил часовой предполагается зажечь ракеты Ван Аллен подогревом банки апельсинового сока, прижалась их в третьем гондоле Rockoon, а завернул весь бизнес в изоляции. ракета, выпущенная ". |
Конец 90-х |
Россия «Авгурь» |
Они сконструировали специализированный тепловой дирижабль, но на этом финансирование от спонсоров закончилось и проект заморозили. |
Настоящее время |
США «Пегас» |
Действует |
Воздушный старт — способ запуска ракет или самолётов с высоты нескольких километров, куда доставляется запускаемый аппарат. Средством доставки чаще всего служит другой самолёт, но может выступать и воздушный шар или дирижабль.
Наиболее часто данный способ в настоящее время используется для запуска аппаратов по суборбитальной траектории, либо для вывода спутников на околоземную орбиту в системах, состоящих из самолёта-носителя и ракеты-носителя (РН) или крылатых авиационно-космических системах (АКС).
Для того чтобы иметь ясную картину о положении проекта следует рассмотреть существующие способы. Стартов ракет.
Прежде всего, вспомним, что большинство запусков полезных грузов в космос осуществляется челноками Space Shuttle, с помощью ракет-носителей, методами воздушного старта.
Что же еще дает "Высокий старт" кроме существенного (в разы) снижения стоимости вывода килограмма груза?
Первое - и возможно главное, это мобильность комплекса. Запуск может быть осуществлен практически из любой точки планеты, где существуют "поля падения" первой ступени ракеты. В частности, возможно сочетание преимуществ "высокого" и "морского" старта, так как дирижабль способен взлетать и производить посадку с палубы не очень большого судна. Сам же комплекс способен перевозиться на обычном грузовике с прицепом и осуществлять развертывание буквально в "чистом поле".
Второе. При старте из разряженных слоев атмосферы возможно сразу запускать ракету на любой азимут в пределах 360 градусов по горизонту. При этом ракета избавляется от тяжелых и дорогих систем управления и стабилизации.
Третье. При отсутствии большей части сопротивления атмосферы, сама конструкция ракеты может быть сильно изменена. Возможно использование композитных решетчатых ферм, облегченных обтекателей, сферических баков, что невозможно в традиционной "карандашной" схеме.
Четвертое. Существует теоретическая возможность сделать ракету условно одноступенчатой. При отсутствии "поля падения" запуск может осуществляться в относительно густонаселенных районах планеты.
Пятое. Экономическая выгода возможна в первую очередь за счет снижения аэродинамических и во вторую гравитационных потерь, а также благодаря отказу от традиционной тяжелой и громоздкой первой ступени, что как минимум облегчает ракету на 30-40 процентов, что в свою очередь позволяет увеличить полезную нагрузку до 5 раз
В этой работе будет использоваться аэростат. Так как это наиболее простой и быстрый вариант работы.
Аэростат — летательный аппарат легче воздуха, использующий для полёта подъёмную силу заключённого в оболочке газа (или нагретого воздуха) с плотностью меньшей, чем плотность окружающего воздуха.
Различают привязные, свободнолетящие и аэростаты с двигателем — дирижабли.
По типу наполнения аэростаты делятся на:
Для наполнения шарльеров
Монгольфьеры наполняют нагретым воздухом.
Аэростаты впервые позволили человеку подняться в воздух, а позднее и достичь стратосферы.
С историей аэростата вы можете ознакомиться в таблице 5.
2 этап. Технологический (подготовка)
2.1 Теоретическое обоснование
Подъемная сила аэростатных средств определяется из закона Архимеда.
Чем меньше плотность газа, заполняющего воздушный нар данного объема плотность газа, заполняющего воздушный шар данного объема, тем меньше действующий на него сила тяжести и потому тем больше возникающая подъемная сила. При нагревании воздуха от 0 до 100 градусов Цельсия его плотность уменьшается только в 1,37 раз, подъемная сила составляет 0,3 кГ/м³.