Воздушный транспорт в туристских перевозках РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 14:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы, является анализ роли и места воздушного транспорта в развитии туристического бизнеса России. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. Рассмотреть авиационные перевозки в России.
2. Проанализировать роль авиатранспорта в туризме.
3. Рассмотреть перспективы развития чартерных перевозок в туристском бизнесе России.
4. Изучить правовые основы регулирования перевозок туристов воздушным транспортом.
5. Изучить общие правила перевозки туристов и багажа.
6. Рассмотреть сервис для авиапассажиров.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1 Воздушный транспорт в туристских перевозках РФ…………….6
1. 1 Авиационные перевозки в России…………………………………………..6
1.2 Роль авиатранспорта в туризме……………………………………………...8
1.3 Перспективы развития чартерных перевозок в туристском бизнесе России…………………………………………………………………………….10
Глава 2 Обслуживание туристов воздушным транспортом……………...15
2.1 Правовые основы регулирования перевозок туристов воздушным транспортом в Р.Ф.………………………………………………………………15
2.2 Общие правила перевозки туристов и багажа……………………………..17
2.3. Сервис для авиапассажиров………………………………………………..21
Заключение……………………………………………………………………...26
Список литературы…………………………………………………………….29

Файлы: 1 файл

кр.р.транспорт.docx

— 70.16 Кб (Скачать)

                                                 Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1 Воздушный транспорт в туристских перевозках РФ…………….6

1. 1 Авиационные перевозки в России…………………………………………..6

1.2  Роль авиатранспорта в туризме……………………………………………...8

1.3 Перспективы развития чартерных перевозок в туристском бизнесе России…………………………………………………………………………….10

Глава 2 Обслуживание туристов воздушным транспортом……………...15

2.1 Правовые основы регулирования  перевозок туристов воздушным  транспортом в Р.Ф.………………………………………………………………15

2.2 Общие правила перевозки туристов  и багажа……………………………..17

2.3. Сервис для авиапассажиров………………………………………………..21

Заключение……………………………………………………………………...26

Список литературы…………………………………………………………….29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            Введение

 

Авиационный транспорт является самым молодым видом транспорта,  первые перевозки им начались лишь в 20-е годы XX в. Он имеет самую высокую себестоимость перевозки грузов. Поэтому им перевозятся или наиболее дорогие, или срочные грузы. Главная функция авиационного транспорта - перевозка пассажиров на дальние расстояния. Соответственно на него приходится около четверти пассажирооборота в дальнем сообщении, а среднее расстояние перевозок составляет 1800 км. Авиационный транспорт является единственным круглогодично действующим в северо-восточной части страны, когда там замерзают реки и моря. Главным авиационным узлом России является Москва, вокруг которой расположено несколько пассажирских и грузовых аэропортов. Крупные аэропорты находятся в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Минеральных Водах, Сочи.  Авиация обслуживает практически все точки земного шара. В России и странах СНГ действует около 500 авиакомпаний и авиапредприятий (из них 300 только в России), в том числе «Внуковские авиалинии», авиакомпания «Россия», Украинское объединение ГА «Авиалинии Украины», авиакомпании «Белавия», «Узбекистан», «Кыргызстан» и др. В мире функционирует около 100 международных компаний авиаперевозчиков.  В современном мире, когда путешествия людей по планете приобретали масштабный характер, существенно возросла роль воздушного транспорта   как наиболее быстрого средства  перемещения на большие расстояния. Особенно большое  значение воздушных перевозок в реализации массового туризма. Его бурное развитие в середине прошлого века потребовало создания самолетов, отвечающих различным целям путешествий  и  имеющих высокий уровень комфорта. Развитие авиатранспорта является ключевым фактором, определяющим темпы развития туризма в целом, а также его стратегическое направление. Без надежного, удобного, быстрого, комфортабельного и недорогого общественного транспорта туристический бизнес потерпел бы крах. Доступность любого курорта зависит от двух элементов: стоимости отдыха и времени, которое турист затрачивает на дорогу.    Главной особенностью  воздушного  транспорта,  которая  отличает  его  от других, наземных видов транспорта, является скорость перевозки,  учитывающая все время, которое необходимо  затратить  пассажиру  от  момента  выезда  из пункта отправления в пункт назначения. На коротких расстояниях (до  500  км) железнодорожный и автомобильный транспорт  имеют  явное  преимущество  перед воздушным за счет значительно меньшего  времени  на  наземное  обслуживание. Однако при возрастании расстояния перевозок  пассажиры  отдают  предпочтение воздушному  транспорту.         Актуальность данной темы в том, что согласно статистике темпы роста популярности авиатранспорта выше, что обусловливается все большим расширением географии путешествий и существующей устойчивой тенденцией к сокращению сроков путешествия в пользу их частоты (рост краткосрочных туров на дальние расстояния).     Объектом исследования является, воздушный транспорт в России. Целью данной курсовой работы, является анализ роли и места воздушного транспорта в развитии туристического бизнеса России. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

  1. Рассмотреть авиационные перевозки в России.
  2. Проанализировать роль авиатранспорта в туризме.
  3. Рассмотреть перспективы развития чартерных перевозок в туристском бизнесе России.
  4. Изучить правовые основы регулирования перевозок туристов воздушным транспортом.
  5. Изучить общие правила перевозки туристов и багажа.
  6. Рассмотреть сервис для авиапассажиров.

Структура курсовой работы. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, шести подпунктов, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Воздушный транспорт в туристских перевозках РФ

                        1.1 Авиационные перевозки в РФ

 

В последнее время в нашей стране получили большое развитие авиационные перевозки с туристическими целями. Воздушные трассы связывают между собой около 4000 городов и населенных пунктов. Практически из всех городов, где имеются аэропорты, можно организовать авиамаршруты для туристов России. Являясь составной частью мирового воздушного транспорта, российский авиатранспорт способствует развитию политических, экономических и культурных связей между народами и государствами. Сейчас в мире насчитывается более 1300 авиакомпаний. В среднем в год на авиарейсах перевозится около 1,5 млрд. человек. Международные воздушные сообщения обеспечивают сейчас свыше 470 перевозчиков, около 250 из них совершают международные регулярные авиарейсы. Общее количество международных аэропортов в России - 48. За 2012 год количество коммерческих авиакомпаний сократилось до 120 ед. При этом выполнение 60% пассажирооборота обеспечили 4 лидирующих авиакомпании (Аэрофлот, Трансаэро, ЮТэйр, Сибирь), и всего 14 авиаперевозчиков обеспечивают выполнение 90% пассажирооборота. В целом по отрасли рентабельность авиаперевозок поддерживается в основном за счет прибыли от международных полетов. За период с 2003-2011 гг. только в 2008, 2009 и 2011 гг. убытки от внутренних перевозок превысили прибыль от международных перевозок.1 Объемы использования устаревших отечественных самолетов предыдущих поколений сократились до 4%, что благоприятно сказывается на экологических и экономических показателях деятельности воздушного  транспорта. Все более значимым становится применение западных типов самолетов, чей вклад в пассажирооборот российских авиакомпаний в 2012 году оценивается в 93%, а в грузооборот – в 85%. Доля современных российских типов самолетов в объеме пассажирских перевозок сократилась с 9% в 2006 году до 4% в 2012 году. Объем поставок пассажирских самолетов в российский парк активно растет, и достиг в 2011 году 149 самолетов. За 2008-2012 годы в российский парк было поставлено 540 пассажирских самолетов зарубежного производства и 50 новых отечественных самолетов. Поставки грузовых самолетов за этот период составили 14 западных и 8 новых российских самолетов. В 2012 году в российский парк поступило 133 пассажирских самолета, в том числе 114 самолетов иностранного производства и 15 новых отечественных самолетов. В пятерке крупнейших российских авиакомпаний по приросту пассажиропотока лидирует "Сибирь" (S7 Airlines), ее показатель достиг (+27,8% за три месяца перевезено 1,483 млн пасс). На втором месте "Уральские авиалинии" (+25%, перевезено 723 тыс. пасс.), затем следуют "Трансаэро" (+23,8%, перевезено 2,3 млн пасс.), "Аэрофлот" (+20,1%, перевезено 4,324 млн. пасс.) и "ЮТэйр" (+3,7%, перевезено 1,66 млн пасс.). При   инновационном     сценарии     развития        российской    экономики прогнозируется удвоение объемов  авиаперевозок   в   ближайшие     10 лет. При этом к 2031 году пассажирооборот может вырасти в 3,4-4,5 раза по сравнению с 2011 годом, а грузооборот – в 3,2-3,8 раза. Интенсивный рост пассажирских авиаперевозок ожидается, в том числе, за счет выхода российских авиакомпаний на рынок транзитных, через территорию России перевозок.2   С каждым годом авиатранспорт упрочняет свои позиции в общемировой транспортной системе. Имея международные сети бронирования и резервирования, выплачивая туристским агентствам, определенные суммы за каждое забронированное в самолете место, авиакомпании содействуют выбору авиаперевозок.     Можно сделать вывод что, при инновационном сценарии развития российской экономики прогнозируется увеличение объемов авиаперевозок в ближайшие 20 лет. Воздушный транспорт России сохраняет высокие темпы роста объемов авиаперевозок, опережающие темпы роста экономики и темпы роста объемов перевозок мировой гражданской авиации.

 

                    1.2 . Роль авиатранспорта в туризме

 

По данным ВТО, в зависимости от региона порядка 50–60% от общего объема туристских перевозок осуществляется воздушным транспортом. По статистическим данным, с каждым годом во всем мире наблюдается увеличение числа авиаперевозок. Это связано, во-первых, с высокой скоростью доставки авиапассажиров, во-вторых, с высоким уровнем сервиса и комфортности, в-третьих, с постоянным расширением и увеличением участников рынка авиаперевозок. Туризм полностью зависит от транспорта, его безопасности, скорости и удобств, предоставляемых туристу во время его передвижения. При изучении его развития очень важно определить, его взаимоотношения с индустрией воздушного транспорта. Успехи на генерирующих рынках туризма и хорошая транспортная инфраструктура составляют одну из важнейших предпосылок развития любого туристского центра. Со своей стороны спрос в туризме стимулировал быстрое развитие индустрии транспорта.  Сегодня туроператоры выступают ведущими заказчиками авиакомпаний, а авиа перелеты становятся неотъемлемым и образующим компонентов все большего количества туров. Предоставление транспортных услуг и транспортных средств может быть включено в состав тура, зарезервировано организатором туризма и предоставлено туристу за плату на месте. Турист может самостоятельно купить такие услуги в месте пребывания или пользоваться ими, когда средства перевозки выступают товаром, объектом аренды, объектом и средством аттракции и. т. д. В туристском продукте, особенно в той его части, которую клиент употребляет не в туристическом центре, а по дороге к нему, ключевое место занимает транспорт. Например, в эксклюзив-туре его доля в общей стоимости туристского пакета составляет свыше половины, а иногда и больше при отдаленных поездках. В отрасли туризма и мировой экономике воздушному транспорту принадлежит важное место и темпы его роста высоки. Индустрия воздушного транспорта очень чувствительна к экономическим и политическим переменам. Так, война в Персидском заливе и экономический спад, начавшийся в 90-х годах, послужили причиной сокращения воздушных перевозок. Согласно статистике международной организации гражданской авиации (ICAO) мировые авиаперевозки в этот период снизились на3,5%. Спрос на авиатранспорт значительно увеличился с внедрением реактивных двигателей. Начиная с 1950г. пассажиропотоки коммерческой авиации возросли в 60 раз, и это самый большой рост по сравнению с другими видами транспорта. На увеличение спроса повлияло также развитие международного туризма.3 Экономический анализ пассажирских и грузовых авиаперевозок показывает, что их исключительный рост объясняется эластичностью спроса относительно цены. Изучение тарифов перевозок показало, что существуют сильная ценовая эластичность спроса на путешествия с целью отдыха и слабая ценовая эластичность спроса для бизнес-путешествий и еще меньше на индивидуальные путешествия.          Роль авиатранспорта в туризме занимает важное место, так как рост авиатуров вызван расширением географии международного туризма, огромное количество курортов, расположенных в различных частях земного шара становятся направлениями туристических потоков. Доставить туристов в столь отдаленные регионы под силу только авиации, которая легко переносит своих пассажиров через моря и океаны, пустыни и джунгли, горы и равнины. Кроме того, современный туризм требует от перевозчиков максимальной скорости перевозок пассажиров и грузов, поскольку путешественники зачастую не имеют много свободного времени для осуществления дальних наземных переездов.

 

 

1.3 Перспективы развития чартерных перевозок в туристическом бизнесе России

 

В организации массовых туристических путешествий широко используются перевозки туристов на условиях авиачартера. Наиболее выгодны они туристам и авиакомпаниям на серийных маршрутах. Чартер – это коммерческий рейс, специально зафрахтованный для перевозки путешественников по определенному маршруту в определенный период времени.            Чартерные рейсы возникли как результат сотрудничества авиакомпаний и турфирм. Первые стремились каким-то образом использовать  простаивающие  самолеты, вторые  хотели получить более дешевые билеты, с тем чтобы цена турпакета не слишком утяжелялась оплатой за перевозку. Чартерные авиаперевозки – рейсы, выполняемые в соответствии со специальным контрактом между перевозчиком и заказчиком. Как правило, заказчик покупает всю полезную вместимость воздушного судна на определенных условиях. Существует специальная классификация чартеров по методу организации – закрытый чартер, целевой чартер, инклюзив-тур чартер, блок-чартер, нецелевые чартеры, сплит-чартер.  Закрытый чартер. Его особенностью является то, что за перевозку своих сотрудников полностью платит организация, покупающая чартер. Как правило, маршруты таких перевозок не входят в регулярные воздушные линии. Закрытый чартер в общем объеме чартерных рейсов занимает незначительный процент.        Целевой чартер. Это перевозка специализированных групп пассажиров, объединенных какой-либо целью: футбольные болельщики, спортсмены, летящие на крупные международные соревнования; члены профессиональных ассоциаций, участники фестивалей, паломники и т. п. Заказчиком чартера является соответствующая организация, которая частично может оплатить своим членам перевозку.    Инклюзив-тур чартер. Как правило, это перевозка туристов, организованная и оплаченная турфирмой. При этом стоимость билета включается в стоимость тура. Перелет в таком случае обходится туристам достаточно дешево, поскольку цена авиабилета при авиачартере на 30 —50 % ниже по сравнению с самыми дешевыми льготными тарифами. Инклюзив-тур чартер и целевой чартер являются наиболее распространенными видами авиаперевозок на чартерном рынке.       Блок-чартер. Этот вариант предполагает покупку заказчиком только части коммерческой емкости самолета (20 — 30 мест) на регулярном рейсе. При этом оплата осуществляется, как правило, за весь блок мест независимо от того, будут использованы все купленные места или нет. Блок-чартер используется обычно в том случае, если у турфирмы недостаточно туристов, чтобы арендовать самолет полностью. Договор на квоту мест между турфирме и перевозчиком может носить «жесткий» или «мягкий» характер. При «жесткой» квоте мест фирма не имеет права отказаться с нереализованных заявленных мест, и в этом случае она несет финансовые убытки. Если договор заключен по «мягкой» схеме, то авиакомпания устанавливает предельный срок, до которого турагент может отказаться от квоты заявленных мест или ее част; При таком варианте перевозчик оставляет за собой право продажи этих мест другим своим клиентам. Нецелевой чартер. Он представляет собой перевозку, при которой группа авиапассажиров подбирается вне зависимости от цели путешествия. Организатором такого вида перелета может быть какая-либо транспортная компания, выступающая как посредник при пассажирских перевозках из одного пункта в другой. Например, Московская туристская транспортная компания (МТТК), созданная в мае 1999 г., представляет собой крупную фирму - консолидатор, которая занимается организацией такого вида перевозок. Она предлагает услуги пользователям чартеров, сотрудничая с двумя авиакомпаниями - «Авиаэнерго» и «Пулково». При этом компания обеспечивает билетами на чартерные рейсы не только московские и региональные турфирмы, но также корпоративных и частных клиентов, путешествующих с самыми различными целями.     Сплит-чартер. Относится к наиболее сложному виду перевозки пассажиров, которая осуществляется регулярными и нерегулярными рейсами на разных участках маршрута. При этом в формируемую группу могут входить пассажиры, направляющиеся в разные конечные пункты.  В целом чартерные авиаперевозки - одна из наиболее доходных частей российского авиабизнеса. С каждым годом пассажирооборот увеличивается. Чартерный рейс имеет ряд отличий от регулярного:     1) Его нет в расписании  регулярных  полетов; 2) Маршрут его нередко определяет не авиакомпания (которая разрабатывает маршруты регулярных линий), а заказчик, который собирается заплатить за этот рейс; 3) Он более дешевый по сравнению с регулярным рейсом.       Сегодня чартерные рейсы отечественных авиакомпаний обеспечивают около 28% всех перевозок на дальние расстояния. В зависимости от сезона этот показатель может быть еще выше, например в период майских праздников, с 25 апреля по 12 мая 2013 г., российские авиакомпании выполнили 2684 чартерных полета.4 Это на 34% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Такие данные приводит Федеральное агентство воздушного транспорта «Росавиация». В  этот   период 95% всех чартерных   рейсов было выполнено без существенных задержек. Основными причинами длительных задержек стали случаи технической неисправности воздушных судов, что привело к сбою в расписании некоторых авиакомпаний. В сообщении «Росавиации» также отмечается, что основными направлениями международных чартеров традиционно стали курорты Европы, Турции, Египта и стран Юго-Восточной Азии. Наибольшего прироста пассажиропотока по итогам января–марта 2012 г. добились чартерные  и  региональные российские авиакомпании.5 Проблема «сезонности» чартеров давно обсуждается. Существует неформальное деление на «высокие» и «низкие» сезоны. К «высоким» принято относить новогодние и рождественские праздники, майские праздники, летние месяцы; например, объемы продаж турпакетов и пассажиропоток с периодами межсезонья вырастают в несколько раз. «Высокие сезоны» с завидным постоянством становятся причиной головной боли как авиационных властей, так и работников турбизнеса. Ведь всевозможные накладки, задержки рейсов не приносят той прибыли, на которую надеются организаторы, несут нежелательное клеймо на своей репутации. Стоит  также отметить, что проблемы, связанных с организацией чартерных рейсов, не всегда оправданны. Порой они могут возникать не только по объективным обстоятельствам  или из-за неопытности партнеров, но и по причине халатности, а иногда и просто откровенного надувательства. К наиболее характерным срывам, связанным с такими причинами, можно отнести объединение рейсов, перенос рейса, задержка и отмена его. Срывы в чартерных перевозках приносят турфирмам и авиаперевозчикам не только материальный ущерб, но главным образом, отрицательно сказываются на имидже обоих компаний.         Подводя итоги, хотелось бы выделить основные проблемы, которые мешают развитию российского чартерного рынка. Во-первых,  авиакомпании, авиаброкеры, турфирмы, регулирующие органы ГСГА, часто преследуют  собственные интересы. В России нет четкой законодательной базы по вопросу чартерных перевозок, что вызывает различные накладки. Государство не заинтересовано в решение проблем, оно лишь заинтересовано в прозрачности рынка, а именно финансовой стороны. Во-вторых, серьезной проблемой по-прежнему остается монополизация отдельных сегментов рынка, как со стороны авиаперевозчиков, так и  со стороны турфирм - каждый старается отхватить прибыли себе по больше. В-третьих, самое главное, рынок не вошел в стадию здоровой конкуренции участников. Тем не менее, в целом в ближайшие годы отечественный рынок чартерных перевозок продолжит динамично развиваться. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2 ОБСЛУЖИВАНИЕ ТУРИСТОВ НА ВОЗДУШНОМ ТРАНСПОРТЕ

2.1. Правовые основы регулирования  перевозок туристов    воздушным транспортом

 

Регулирование воздушных перевозок во внутреннем сообщении России осуществляется Воздушным кодексом Российской Федерации, принятым Государственной Думой 19 февраля 1997. Этот документ направлен не только на обеспечение потребностей граждан и экономики в воздушных перевозках, авиационных работах, но и на обеспечение обороны и безопасности государства, охраны интересов государства, безопасности полетов воздушных судов, авиационной и экологической безопасности.

В Воздушном кодексе РФ в главе «Общие положения» дано определение воздушного пространства; перечислены основные нормативные акты, составляющие воздушное  законодательство Российской Федерации; указана деятельность организаций, подлежащая лицензированию в области авиации.              В главе « Государственное регулирование использования воздушного пространства»  отражены государственные приоритеты  в  использовании воздушного пространства. Так, при возникновении потребности в использовании воздушного пространства одновременно  двумя и более пользователями предпочтение отдается  в соответствии с государственными приоритетами в такой последовательности: - отражение воздушного нападения, прекращение нарушения государственной границы;   - оказание помощи при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; - осуществление регулярных воздушных перевозок пассажиров и багажа; - осуществление нерегулярных воздушных перевозок; - выполнение полетов воздушных судов или иная деятельность по использованию воздушного пространства, осуществляемая в целях удовлетворения потребностей граждан.

Глава «Воздушные суда» посвящена вопросам государственной регистрации и государственному учету воздушных судов; требованиям к летной годности гражданских воздушных судов; охране окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации.  Здесь же подчеркивается, что каждое гражданское воздушное судно, авиационный  двигатель и воздушный винт в процессе серийного производства проходит в установленном порядке испытания и проверки, завершающиеся выдачей гражданскому воздушному судну сертификата летной годности.    В главах «Авиационный персонал» и «Экипаж воздушного судна» приводится определение авиационного персонала и экипажа воздушного судна, рассматриваются права командира воздушного судна, действия экипажа в случае бедствия, а также при оказании помощи судам и людям, находящимся в опасности. К авиационному персоналу относятся лица, которые имеют специальную подготовку и осуществляют деятельность по обеспечению безопасности полетов, по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок, авиационных работ, организации и обслуживанию воздушного движения. Экипаж воздушного судна состоит из летного экипажа ( командира и других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников).    В главе « Авиационные предприятия» определенны условия создания авиационного предприятия с целью осуществления за плату воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты и выполнения авиационных работ. Российские авиакомпании допускаются к осуществлению коммерческой деятельности в области гражданской авиации лишь при наличии лицензии, полученных в соответствии с правилами Кодекса. Иностранные авиапредприятия также в праве  осуществлять коммерческую деятельность в области гражданской авиации в порядке, установленном законодательством и международными договорами РФ.

Информация о работе Воздушный транспорт в туристских перевозках РФ