Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 14:56, курсовая работа
Целью данной курсовой работы, является анализ роли и места воздушного транспорта в развитии туристического бизнеса России. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. Рассмотреть авиационные перевозки в России.
2. Проанализировать роль авиатранспорта в туризме.
3. Рассмотреть перспективы развития чартерных перевозок в туристском бизнесе России.
4. Изучить правовые основы регулирования перевозок туристов воздушным транспортом.
5. Изучить общие правила перевозки туристов и багажа.
6. Рассмотреть сервис для авиапассажиров.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1 Воздушный транспорт в туристских перевозках РФ…………….6
1. 1 Авиационные перевозки в России…………………………………………..6
1.2 Роль авиатранспорта в туризме……………………………………………...8
1.3 Перспективы развития чартерных перевозок в туристском бизнесе России…………………………………………………………………………….10
Глава 2 Обслуживание туристов воздушным транспортом……………...15
2.1 Правовые основы регулирования перевозок туристов воздушным транспортом в Р.Ф.………………………………………………………………15
2.2 Общие правила перевозки туристов и багажа……………………………..17
2.3. Сервис для авиапассажиров………………………………………………..21
Заключение……………………………………………………………………...26
Список литературы…………………………………………………………….29
Главы «Полеты воздушных судов» и «Международные
полеты воздушных судов» посвящены вопросам: - допуска к полету воздушного судна;
- подготовки экипажа; - обеспечения полетов
воздушного судна; - требованиям к документации,
находящейся на его борту; - полета воздушного
судна над населенными пунктами. Глава
«Ответственность перевозчика, эксплуатанта
и грузоотправителя» предусматривает
ответственность перевозчика перед пассажиром
воздушного судна и грузоотправителем
в порядке, установленном законодательством
РФ, международными договорами РФ, а также
договором воздушной перевозки пассажира,
груза или почты. В этой же главе Кодекса
изложены порядок и сроки предъявления
претензий к перевозчику при внутренних
и международных перевозках.
2.2 Общие правила перевозки туристов и багажа
Правила перевозки авиапассажиров
Воздушная перевозка осуществляется на основе заключения договора перевозки пассажира, груза или почты с перевозчиком.По договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа также доставить этот багаж в пункт назначения и выдать пассажиру или уполномоченному на получение багажа лицу. Срок доставки пассажира и багажа определяется установленными перевозчиками правилами воздушных перевозок. Пассажир воздушного судна обязан оплатить воздушную перевозку, а при наличии у него багажа сверхустановленной перевозчиком нормы бесплатного провоза багажа - и провоз этого багажа. Каждый договор воздушной перевозки и его условия удостоверяются перевозочными документами, которые выдаются перевозчиком либо его агентами. Выполнение условий договора на перевозку является обязательным независимо от того, регулярная это перевозка или чартерная. Следует; имеется в виду, что заключение договора на перевозку пассажира подразумевает правила. Время отправления, указанное в расписании и билете, не является обязательным условием договора и перевозчиком не гарантируется. В целях обеспечения безопасности полета рейс может быть отменен, перенесен или задержан.6 Причиной этих изменений могут служить плохие условия погоды в аэропортах вылета, прилета или остановочных пунктах, стихийные бедствия, нарушение состояния взлетно-посадочной полосы и. т. п. Перевозчик оставляет за собой право произвести замену воздушного судна, изменить маршрут перевозки и пункты посадки, указанные в расписании и билете. Это право перевозчика также обосновано обеспечением безопасности пассажиров в случае поломки воздушного судна или возникновения форс-мажорных ситуаций по маршруту следования. В любом из перечисленных выше случаев перевозчик, принимая во внимание законные интересы пассажиров, обязан: 1) предупредить их об изменении расписания; 2) выполнить перевозку другим своим рейсом или рейсом другого перевозчика; 3) организовать обслуживание зарегистрированных пассажиров в аэропорту или обеспечить их гостиницей в установленном порядке. Если обстоятельства таковы, что пассажир вынужден отказаться от перевозки вследствие изменения расписания, то перевозчик обязан вернуть ему денежную сумму за несостоявшуюся перевозку. Перевозчик имеет право отказать в перевозке пассажиру, если его документы неправильно оформлены или представлены не в полном объеме. При этом следует иметь в виду, что наличие, достоверность и правильность оформления документов, выданных государственными органами, зависят только от компетентности этих органов и самого гражданина, в связи, с чем все претензии, предъявляемые зачастую в таких ситуациях к перевозчику пассажиром, являются необоснованными. Перевозчик не несет никакой ответственности за оформление таких документов. Пассажир может возвратить билет до вылета с минимальными издержками в случае: 1) отмены или задержки рейса, указанного в билете; 2) невозможности предоставления места на рейсе или класса обслуживания, указанных в билете, ввиду ошибки при бронировании; 3) невозможности выполнения посадки в аэропорту, указанном в билете, ввиду чрезвычайных ситуаций; 4) замены типа воздушного судна, осуществляющего данный рейс; 5) болезни самого пассажира или следующего с ним на воздушном судне члена семьи; 6)неправильного оформления перевозчиком проездных документов;7 Пассажир имеет право прервать путешествие и сделать остановку в любом промежуточном аэропорту, если в нем предусмотрена посадка. Такая остановка называется «Stopover». Пробыв в пункте посадки необходимое ему время, путешественник может продолжить перевозку по данному маршруту. При этом он может сразу забронировать место на аналогичном рейсе (если точно известна дата продолжения перевозки) или запросить подтверждение места на данном рейсе на желаемую дату. Таким образом, пассажир пользующийся услугами авиатранспорта имеет право на: 1) проезда на льготных условиях в соответствии с законодательством Российской Федерации и установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок; 2) бесплатного провоза багажа (в том числе вещей, находящихся при пассажире) в пределах установленной нормы в зависимости от типа воздушного судна (не менее 10 кг на одного пассажира); 3) бесплатного (при международных воздушных перевозках - в соответствии с льготным тарифом) перевоза с собой одного ребенка в возрасте не старше 2 лет без предоставления ему отдельного места. Другие дети в возрасте не старше 2 лет, а также дети в возрасте от 2 до 12 лет перевозятся в соответствии с льготным тарифом с предоставлением им отдельных мест.
Правила перевозки багажа
Багаж - личные вещи пассажира, перевозимые на воздушном судне по соглашению с перевозчиком. Весь перевозимый пассажирами на воздушном судне багаж должен быть зарегистрирован. Багаж зарегистрированный - багаж пассажира, который принят перевозчиком к перевозке и за сохранность которого он несет ответственность. На любой зарегистрированный багаж перевозчик выдает специальный номерной талон - багажную квитанцию и бирку. Багажная квитанция - документ, выдаваемый перевозчиком исключительно для опознавания зарегистрированного багажа. Отрывная часть талона с этим же номером наклеивается на багажную единицу (чемодан, сумку, ящик, пакет). Багаж незарегистрированный (ручная кладь) - багаж пассажира, находящийся во время перевозки в салоне воздушного судна с согласия перевозчика и без дополнительной оплаты. В авиации вес и размеры багажа ограничиваются в зависимости от вида самолета и класса обслуживания. Если масса взвешиваемых вещей пассажира превышает установленную бесплатную норму, перевозка сверхнормативного багажа должна быть оплачена по соответствующему тарифу. Этот тариф практически у всех авиакомпаний составляет 1% стоимости билета первого класса за каждый лишний килограмм. Оплата подтверждается выдачей пассажиру квитанции об оплате сверхнормативного багажа. Перевозчик также может отказать пассажиру в перевозке его вещей, если их масса, размер, содержимое не соответствуют установленным правилам. Причиной отказа может явиться и неудовлетворительная с точки зрения авиаперевозчика упаковка багажа, а также наличие в багаже хрупких и скоропортящихся предметов и вещей. Следует иметь в виду, что существуют предметы и вещества, запрещенные к воздушной перевозке в качестве зарегистрированного багажа или ручной клади: 1) Взрывчатые вещества, сжатые газы, коррозирующие вещества, окисляющие вещества, радиоактивные материалы, магниты, легковоспламеняющиеся материалы, ядовитые и раздражающие соединения и т. п. 2) Предметы, которые не разрешаются к ввозу в страну, вывозу из нее или провозу через ее территорию законодательными и другими нормативными актами государственных органов этих стран. 3) Предметы, непригодные, по мнению перевозчика, для перевозки из-за их массы, размера и других свойств (хрупкость, запах и т.д.)8. У каждого предприятия существуют внутренние правила перевозок и обслуживания пассажиров, которые могут отличаться друг от друга. Однако суть этих правил не должна противоречить требованиям законодательных документов международного и национального уровня, регулирующих авиаперевозки.
2.3. Сервис для авиапассажиров
Услуги в аэропортах в последние годы активно расширяются. Для пассажиров первого и бизнес-класса в крупнейших аэропортах мира есть комнаты для отдыха, залы ожидания и бизнес-центры. Например, в России имеется комфортабельный салон на 60 пассажиров, открытый авиакомпанией «Lufthansa» для своих туристов. Некоторые авиакомпании из-за тесноты в аэропортах организуют совместные салоны, в которых общими усилиями предоставляют в распоряжение путешествующих деловых людей различное оборудование (факсы, телефоны, компьютеры) и кушетки для отдыха. Компания «Iberia» в помощь путешественникам создала специальную службу, сотрудники которой помогают пассажирам ориентироваться в аэропорту и готовы исполнить их небольшие поручения (для отличия эти служащие носят яркие красные куртки). Если кто-то забыл важный документ, обслуживающий консьерж разыщет его и доставит; возникла необходимость купить цветы - с такой просьбой также можно обратиться к представителю этой службы. Если рейс задерживается - клиента предупредят заранее, пока он не успел выехать из дома. Чтобы заполнить досуг пассажиров во время ожидания рейса, авиапредприятия могут предложить им и необычные услуги развлекательного характера. Например, в международном аэропорту Абу-Даби (ОАЭ) для транзитных пассажиров в 500 м от аэропорта открыт гольф-клуб, где можно скоротать свободное время перед вылетом. Крупнейшая в Европе и Азии сеть аэропортовых баров Select Service Partner стала развлекать туристов, ожидающих рейс, совсем нетрадиционным способом. К клиенту, находящемуся в кафе аэропортов Глазго или Манчестера, может неожиданно «подлететь» повар в белоснежном колпаке, щелкнуть пальцами, после чего пиво в стакане клиента становится безалкогольным или котлета на глазах превращается в пирожное - это британские работники кухни реализуют навыки, полученные в результате прохождения специальных курсов магов и иллюзионистов. Факторы, влияющие на уровень обслуживания путешественников, многообразны. В целом можно выделить следующие составляющие, которые определяют качество обслуживания воздушных перевозок: технологические, технические, социальные, культурно-развлекательные и питание. Технологические составляющие сервиса - это прежде всего разработка условий перевозок пассажиров отдельных категорий, направленная на предоставление специальных услуг путешествующим, имеющим определенный общественный статус или проблемы, связанные со здоровьем, целью поездки и др. (VIP–пассажиры, трансферные пассажиры, дети, больные, инвалиды и.т.д). Помимо этого, большое внимание уделяется ускорению прохождения пассажирами в аэропортах наиболее длительных процедур – регистрации, паспортного и таможенного контроля. Для ускорения процесса регистрации многие авиапредприятия не просто увеличивают количество регистрационных стоек, но и внедряют новые способы осуществления этого процесса. Ярким примером усилий перевозчиков по совершенствованию сервиса, связанного с технологией перевозок, явилось принятие «Аэрофлотом» единых стандартов обслуживания пассажиров. В этих стандартах регламентированы правила и порядок предоставления конкретных услуг при подготовке к полету, во время него, а также в случае задержки вылета. В значительной степени стандартизация услуг обусловлена стремлением «Аэрофлота» вступить в глобальный союз «SkyTeam». Важнейшее требование к каждому из его участников - предоставить пассажирам высококачественное обслуживание на протяжении всей перевозки.9 Технические составляющие сервиса. К основным техническим фактором, влияющим на комфортность перевозки, относятся прежде всего: 1) конструкторские и эргономические особенности пассажирских кресел; 2) способность их раскладываться в наклонную или горизонтальную кровать; 3) расстояние между креслами; 4) оборудование их индивидуальными экранами для просмотра видеокассет; 5)оснащение их радио-наушниками индивидуального пользования, откидными столиками, лампочками местного освещения, кондиционерами и.т.д. Социальные составляющие сервиса. Среди мероприятий социального плана, направленных на улучшение обслуживания пассажиров, следует назвать, прежде всего, разработку льготных тарифов и скидок для молодежи, студентов, пенсионеров, семейных пар, детей и.т.д. Помимо этого, многи авиакомпании к наиболее популярным праздникам традиционно делают своим клиентам подарки, предлагая рекламные тарифы и проводя акции по распродаже билетов. Авиакомпания « Трансаэро » на маршруте «Москва-Санкт-Петербург» ввела действие программу « Социальный билет», предназначенную для участников войны, инвалидов, воспитанников детских домов и интернатов, которые могут совершать путешествия на самолетах этой авиакомпании за символическую плату. Сервис для детей. Дети на авиарейсах также не оставлены без внимания. На многих авиалиниях действуют специальные программы, ориентированные на детей. Еще до взлета дети получают пакеты с кроссвордами и загадками, а во время полета им предлагаются игрушки. На борту самолетов транслируются детские телеканалы. Организация питания одно из важнейших факторов сервиса на борту. Существует мнение специалистов, что 70% впечатления, составленного пассажиром об авиакомпании, зависит от того, чем кормили во время полета. Большинство крупных российских перевозчиков считают, что экономить на питании не стоит, так как это вопрос престижа. В связи с этим авиакомпания «Трансаэро» на рейсе «Москва - Санкт-Петербург», который длится всего 40мин, умудряется накормить пассажиров бизнес - класса. Сделать это не так легко, если учесть, что мин 20 уходят на взлет и 15 мин – на посадку. Часто питание становится инструментом конкурентной борьбы между соперниками. Так, например, в Самаре существуют две авиакомпании – «Самара» и «Волга». Когда «Волга» стала предлагать на коротких рейсах снек-боксы с продуктами, пассажиры стали более охотно пользоваться услугами именно этой компании.10 При организации питания на борту воздушного судна учитываются длительность полета, время суток, класс обслуживания пассажиров и др. Как правило, на коротких и ночных рейсах пассажирам предлагается компактный ланч - бокс содержащий: будерброды, сэндвичи, различные напитки, соки, орешки, минеральную воду. Этот набор продуктов необязательно есть в самолете - при желании его можно забрать с собой. Помимо организованного питания на дальних магистральных рейсах в самолетах устраивают буфеты, где можно купить будерброды, закуски, кондитерские изделия и.т.п. в течение всего полета. Пользоваться буфетами могут пассажиры любого класса. Можно сделать вывод, что многие воздушные перевозки отличаются достаточно высоким уровнем сервиса для пассажиров. Это обусловлено тем, что большинство авиакомпаний, стремясь сохранить на своих рейсах максимальное количество пассажиров, а также привлечь к себе потенциальных клиентов, прилагают большие усилия к созданию комфортных условий перевозки .
Авиационный транспорт - самый удобный при переездах на дальние расстояния. Преимущество авиатранспорта является: постоянная возможность времени вылета и прилета, наличие нескольких авиаперевозчиков на рынке дает возможность подбора наиболее удобного для пассажира варианта перелета. Значение воздушных сообщений в туризме возрастало по мере увеличения провозной способности самолетов, повышения комфорта, сокращение времени полета. Особенно это отмечается с середины 50-х гг., когда появились реактивные самолеты со скоростью 700-950 км/час. Наибольшее количество туристов, особенно путешествующих на дальние расстояния, пользуются услугами авиации. При этом самолёт можно, фигурально выражаясь, назвать транспортом индивидуалов. Наиболее массовые потоки туристов, путешествующих с курортной, деловой, развлекательной, познавательной целями, составляют индивидуальные туристы. И именно они чаще всего пользуются авиационным транспортом. Наличие разнообразных классов обслуживания и гибкая тарифная система, рассчитанная на потребителей с различным уровнем доходов, комфортабельность путешествия, быстрота, высокий сервис приводят к тому, что авиационный транспорт является одним из самых популярных в настоящее время. Кроме того, турфирма имеет при работе с авиакомпаниями возможность выбора взаимовыгодного способа совместной деятельности (жесткий блок мест, мягкий блок мест, чартерные программы и т.д.), что также способствует их дополнительной мотивации для сотрудничества с авиакомпаниями. Поставленные в начале работы задачи были решены. Были рассмотрены авиационные перевозки в России, рост объемов авиаперевозок за последние годы. Так же было выделено пять крупнейших российских авиакомпаний по приросту пассажиропотока, такие как: "Сибирь" (S7 Airlines), "Уральские авиалинии" "Трансаэро" "Аэрофлот" и "ЮТэйр". Была проанализирована роль авиатранспорта в туризме. И выявлено что, доставить туристов в отдаленные регионы под силу только авиации, кроме того, современный туризм требует от перевозчиков максимальной скорости перевозок пассажиров и грузов, поскольку путешественники зачастую не имеют много свободного времени для осуществления дальних наземных переездов. Были рассмотрены перспективы развития чартерных перевозок в туристском бизнесе России, выделены основные его проблемы: 1) В России нет четкой законодательной базы по вопросу чартерных перевозок, что вызывает различные накладки. 2) Государство не заинтересовано в решение проблем, оно лишь заинтересовано в прозрачности рынка, а именно финансовой стороны. 3) Монополизация отдельных сегментов рынка, как со стороны авиаперевозчиков, так и со стороны турфирм - каждый старается отхватить прибыли себе по больше. 4) рынок не вошел в стадию здоровой конкуренции участников. Так же автором были изучены правовые основы регулирования перевозок туристов воздушным транспортом, рассмотрены внутренние правила перевозке, права и обязанности пассажиров на авиаперевозках. Были изучены общие правила перевозки туристов, а также рассмотрены виды багажа и его правила перевозки. Заключительным этапом было рассмотрен сервис для авиапассажиров: технологические составляющие сервиса, технические составляющие сервиса, социальные составляющие сервиса, сервис для детей, а так же были выделены факторы, влияющие на уровень обслуживания путешественников,
Поставленная цель в начале работы была выполнена. Автор проанализировал роль и место воздушного транспорта в развитии туристического бизнеса России, и пришел к выводу, что воздушный транспорт является одним из самых популярных в настоящее время, потому что он является более удобным, комфортабельным и быстро скоростным транспортом, наличие на нем разнообразных классов обслуживания и гибкая тарифная система, рассчитанная на потребителей с различным уровнем доходов.
Список литературы
(ред. от 28.07.2012)
1 Зорин И.В., Коверина Т.П., Квартальнов В.А. Менеджмент туризма: Финансы и статистика, 2011.
2http://www.ato.ru/content/
3Биржаков М.Б., Никифоров В.И. Индустрия туризма: Перевозки. СПб.: Издательский дом Герда, 2010.
4 http://www.ato.ru/content/
5 Безруков Д.А. Перспективы развития чартерных перевозок в туристском бизнесе России,2012.
6 Морозенко В. М. Проблемы развития воздушного транспорта, 2011
7Волкова Л.П., Воронцова Г.С. Технология перевозок на воздушном транспорте. М., 2010.
8Биржаков М.Б., Никифоров В.И. Индустрия туризма: Перевозки СПб.: Издательский дом Герда, 2010.
9 Зорин И. В., Квартальнов В. А. Энциклопедия туризма: Справочник. – М.: Финансы и статистика, 2009.
10 Семчугова Е. Ю. Оперативная оценка качества услуг на воздушном транспортом, 2009
Информация о работе Воздушный транспорт в туристских перевозках РФ