Классификация самолётов

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 15:29, доклад

Краткое описание

Классификация самолётов по назначению, по взлётной массе, по типу и числу двигателей, по компоновочной схеме и др.

Файлы: 1 файл

двигатели самолёта.docx

— 32.60 Кб (Скачать)

По назначению

  • Военные:
    • воздушный авианосец
    • стратегические бомбардировщики
    • истребители
    • истребители-бомбардировщики
    • корректировщики
    • многоцелевые и специальные
    • перехватчики
    • ракетоносцы
    • разведчики
    • топливозаправщики
    • транспортные
    • фронтовые бомбардировщики
    • штурмовики
  • Гражданские:
    • пассажирские — перевозка пассажиров
    • почтовые — доставка почты
    • сельскохозяйственные — обработка сельскохозяйственных угодий
    • специальные:
      • экспериментальные — проведение лётных экспериментов
      • санитарные — оказание срочной медицинской помощи
      • геологоразведочные — воздушная разведка недр
      • пожарные — для тушения в основном лесных пожаров
      • и др.
    • спортивные — занятия авиационным спортом
    • транспортные — транспортировка грузов
    • учебно-тренировочные — обучение лётного состава

По взлётной массе

  • 1-го класса (75 т и более)
  • 2-го класса (от 30 до 75 т)
  • 3-го класса (от 10 до 30 т)
  • 4-го класса (до 10 т)
  • легкомоторные
  • сверхлёгкие (до 495 кг)

Класс самолёта связан с классом аэродрома, способного принять самолёт данного типа.

По типу и числу двигателей

  • По типу силовой установки:
    • поршневые (ПД) (Ан-2)
    • турбовинтовые (ТВД) (Ан-24)
    • турбореактивные(ТРД) (Ту-154)
    • с ракетными двигателями
    • с комбинированной силовой установкой (КСУ)
  • По числу двигателей:
    • однодвигательные (Ан-2)
    • двухдвигательные (Ан-24)
    • трёхдвигательные (Ту-154)
    • четырёхдвигательные (Ан-124 «Руслан»)
    • пятидвигательные (He-111Z)
    • шестидвигательные (Ан-225 «Мрия»)
    • семидвигательные (К-7)
    • восьмидвигательные (АНТ-20, Boeing B-52)
    • десятидвигательные (Convair B-36J)
    • двенадцатидвигательные (Dornier Do X)

 

По компоновочной схеме

Классификация по данному признаку является наиболее многовариантной. Предлагается часть основных вариантов:

  • По числу крыльев:
    • монопланы
    • полуторапланы
    • бипланы
    • трипланы
    • полипланы
  • По расположению крыла (для монопланов):
    • высокопланы
    • среднепланы
    • низкопланы
    • парасоль
  • По расположению хвостового оперения:
    • нормальная аэродинамическая схема (оперение сзади)
    • летающее крыло (бесхвостый)
    • бесхвостка
    • типа «утка» (оперение спереди);
  • По типу и размерам фюзеляжа:
    • однофюзеляжные;
      • узкофюзеляжные;
      • широкофюзеляжные;
    • двухбалочной схемы («рама»);
    • бесфюзеляжные («летающее крыло»).
    • двухпалубный самолёт
  • По типу шасси:
    • Сухопутные;
      • с колёсным шасси:
        • с хвостовой опорой;
        • с передней опорой;
        • с опорой велосипедного типа;
      • с лыжным шасси;
      • с гусеничным шасси;
      • на воздушной подушке (ЭКИП и некоторые др. экспериментальные модели);
    • Гидросамолёты;
      • амфибии;
      • поплавковые;
      • «летающие лодки».

 

По скорости полёта

  • дозвуковые (максимальное полётное число Mаха не более 0,7-0,8)
  • трансзвуковые (максимальное полётное число Маха от 0,7-0,8 до 1,2)
  • сверхзвуковые (максимальное полётное число Маха от 1,2 до 5)
  • гиперзвуковые (максимальное полётное число Маха свыше 5)

По роду посадочных органов

  • сухопутные
  • корабельные
  • гидросамолёты
  • летающая подводная лодка

По типу взлёта и посадки

  • вертикального (ВВП)
  • короткого (КВП)
  • обычного взлёта и посадки

По стадии освоения

  • экспериментальные
  • опытные
  • серийные

По способу управления

  • пилотируемые лётчиком
  • беспилотные

 

Hughes H-4 Hercules "Spruce Goose", 1947, США 
Самый большой самолет, летающая лодка (амфибия) своего времени, до сих пор не превзойден по некоторым параметрам (размах крыльев, высота). Мог перевозить 750 человек. 
Изготовлен 1 экземпляр. Единственный полет - 2 ноября 1947 года, на высоте 21 метр от воды при скорости 217 км/ч 
пролетел 1,6 км. Хранится в Evergreen Aviation Museum. В фильме "Авиатор" используется не сам "Геркулес", а его уменьшенная имитация. 
Длина - 66,65 м 
Размах крыльев - 97,54 м 
Высота - 24,18 м 
Максимальный взлетный вес - 180.000 кг 
8 двигателей Prаtt&Whitney по 3.000 л.с. каждый 
Крейсерская скорость - 353, 98 км/ч 
Потолок - 6.370 метров

 

 

Saunders-Roe SR.45 Princess, 1952, Великобритания 
Одна из самых больших летающих лодок. Две пассажирские палубы с комфортабельными каютами на 105 человек. Построено 3 экземпляра, летал только один (46 тестовых полетов общей продолжительностью около 100 часов), все три уничтожены в 1967 году. 
10 двигателей Bristol Proteus по 3.200 л.с. каждый, из которых по четыре с каждой стороны совмещенные, вращающие пропеллеры в разные стороны. 
Длина - 42 м 
Размах крыльев - 66,9 м 
Площадь крыльев - 466 кв.м 
Высота - 17 м 
Максимальный взлетный вес - 156.500 кг

 

Dornier Do-X, 1929, Германия 
Самолет с наибольшим количеством двигателей - 12. 
"Клод Дорнье, воодушевленный успехами "До-Валь", в середине 20-х годов приступил к созданию гигантской летающей лодки, которая предполагалась использоваться для перевозки 100 пассажиров на трансатлантических маршрутах. Разработка проекта началась в 1926 г., и через три года прототип был готов к первому полету. Взлетный вес лодки составлял 52 т. 
Это был самый большой в мире самолет. 12 двигателей в шести тандемных парах располагались на пилонах на верхнем крыле и развивали суммарную мощность 6350 л.с. (после замены двигателей - 7200 л.с ). Размах крыльев составлял 48 м, длина была 40 м, а высота 10 м. После серий испытаний, которые выявили ряд существенных недостатков, тем не менее был выполнен ряд рекламных полетов. Так, 21 октября 1929 г. "Do-X" имея на борту штатный экипаж из 10 человек, поднял (частично за счет топлива) 150 пассажиров. Полет продолжался один час. Но как оказалось, на борту было не 160, а 169 человек. 9 летали "зайцами". Пресса широко комментировала этот полет, однако она преувеличивала возможности самолета. В реальный полет лодка могла брать только 72 пассажира. В целом "Do-X" не оправдала возлагавшиеся на нее надежды. С самолетом все время были проблемы, в частности с двигателями, которые из-за недостаточного охлаждения 
недодавали заявленную мощность. В результате лодка могла набирать высоту ... только 420 м. После замены двигателей "Симменс Юпитер" в 525 л.с. на "Кертис" в 600 л.с. высота увеличилась, но не намного и не превышала 500 м. В 1930 г. был предпринят рекламный перелет через Атлантику и затем по обеим Америкам, который длился 16 месяцев. Во время этой 
"одиссеи" с самолетом все время случались какие-нибудь неприятности: то аварии, то пожары. Постоянно приходилось ремонтировать машину. Это не способствовало расширению круга потенциальных покупателей. Тем не менее в 1931 г. Италия заказала два "Do-X" под двигатели Фиат в 550 л. с. Лодки должны были использоваться на Средиземноморье. Однако они, так же как и прототип, на линии не вышли и использовались в качестве летающих лабораторий, да и то непродолжительное время." (Катышев Г.И., Михеев В.Р., "Крылья Сикорского"). 
 
Самолет Dornier Do.Х, совершивший свой первый полет 12 июля 1929 ., был в то время самым большим самолетом в мире. Работа над его проектом началась в 1927 г. Самолет должен был совершать трансатлантические рейсы с не менее чем 100 пассажирами, которым был бы обеспечен полный комфорт. Эта цельнометаллическая машина первоначально имела шесть тандемных пар двигателей Siemens Jupiter мощностью по 500 л.с. На самолете, сорокаметровый фюзеляж которого был 
трехпалубным, имелись отдельные спальные каюты, салон для отдыха, курительная комната, ванная комната, кухня и столовая. В состав экипажа входили два пилота, штурман, связист и бортинженер, отвечавший за работу двигателей. Двигатели фирмы Siemens были недостаточно мощными, и их заменили двенадцатью двигателями Curtiss Сonqueror, но проблемы с охлаждением задних двигателей снижали их мощность. Тем не менее грузоподъемность самолета была подтверждена во время полета, состоявшегося 31 октября 1929 г., когда, вместе с безбилетными пассажирами, на борту оказалось 169 человек - на 9 человек больше, чем предусмотренное проектом предельное число в 160 пассажиров и членов 
экипажа. Второго ноября 1930г. самолет Do.Х стартовал из Фридрихсхафена на озере Бодензее и взял курс на США через Амстердам, Калшот и Лиссабон. 
В Лиссабоне в результате пожара в топливном баке было повреждено крыло. Пришлось на месяц задержаться для ремонта. Затем, при попытке взлета в г. Лас Пальмас на Канарских островах, был поврежден фюзеляж. Пришлось задержаться еще на три месяца. Был уменьшен вес самолета за счет снятия оборудования и арматуры, в которых не было необходимости; состав экипажа был сокращен. Модифицированный таким образом Do.Х закончил следующий этап перелета в г. Натал в Бразилии. Затем самолет Do.Х направился в Рио-де-Жанейро, чтобы затем повернуть к США, и 27 августа 1931 г. достиг 
Нью-Йорка. 24 мая 1932 г. самолет Do.Х возвратился в Германию после успешного перелета через Харбор Грейс, Хорту, Виго и Калшот и совершил посадку в Берлине на озере Мюггельзее. Cамолет стал экспонатом Берлинского музея и был уничтожен при бомбардировке во время Второй мировой войны. Были построены еще два экземпляра с двигателями Fiat, 
которые использовались как опытные образцы итальянскими ВВС, а затем были списаны. 
Длина - 40,05 м 
Размах крыльев - 48 м 
Площадь крыльев - 454 кв.м 
Высота - 10,1 м 
Нормальная взлетная масса - 51.000 кг 
Максимальная скорость - 210 км/ч 
Практическая дальность - 2.200 км

 

 

Caproni Ca-60, 1921, Италия 
Воздушная лодка с наибольшим количеством крыльев - 9. 
"Одним из самых удивительных проектов начала 20-х годов был итальянский "Капрони-60" - проект девятиплана, точнее говоря, тройного тандема трипланов. Восемь двигателей развивали 3200 л. с., взлетный вес составлял 26 т, длина фюзеляжа - 23,5 м. Самолет предназначался для перевозки 100 пассажиров. Для того времени это была фантастика. После 
ряда испытаний по разгонным характеристикам 4 марта 1921 г. был назначен первый полет. Под управлением Семприни, шеф-пилота фирмы, лодка, оставляя мощный бурун на озере Сесто Календе, после долгого разбега оторвалась от воды и стала медленно уходить вверх. Однако на высоте примерно 16 м машина вдруг накренилась и, несмотря на отчаянные усилия пилота, в пикировании устремилась к воде. Удар - и гигант переломился пополам. К счастью, Семприни отделался только ушибами. В конце концов Са-60 отремонтировали и уже готовились ко второй серии испытаний, но случился пожар, который покончил с последними надеждами конструктора." (Катышев Г.И., Михеев В.Р., "Крылья Сикорского"). 
 
Наиболее амбициозным проектом летательного аппарата с тандемным крылом за всю историю авиации стал итальянский «летающий плавучий дом» СА-60 фирмы «Капрони», созданный в 1920 г. Первый полет летающей лодки был выполнен 
21 марта 1921 года. Фирма «Капрони» была известна своими гигантскими двухфюзеляжными бомбардировщиками в период первой мировой войны. Масштабы СА-60 наилучшим образом выражаются на итальянском языке словом «капрониссимо». «Летающий плавучий дом» СА-60 оснащался тремя комплектами трипланных крыльев, оставшихся от бомбардировщиков времен первой мировой войны. Эти крылья устанавливались над стоместным корпусом, который действительно больше напоминал плавучий дом, чем любой из известных самолетов. Суммарная площадь девяти крыльев составляла 837 м2 (лишь один самолет в истории авиации имел большую площадь крыла - гигантская летающая лодка «Хьюз Н-4», построенная в 1947 г.). 
Центральные крылья каждого трипланного набора соединялись двумя параллельными коробчатыми конструкциями, напоминающими фюзеляжи. В каждой из таких конструкций (передней и задней) размещался двигатель «Америкен Либерти» мощностью 400 л. с. Дополнительные силовые установки, состоящие из одного толкающего и одного тянущего двигателей, были расположены между фюзеляжами в переднем и заднем трипланных наборах крыльев. Таким образом, самолет оснащался восемью двигателями. На всех девяти крыльях были установлены элероны, но задние элероны выполняли также функции рулей высоты. Вертикальные кили и рули направления были установлены с внешней стороны фюзеляжей между всеми задними крыльями. 
Длина - 23,45 м 
Размах крыльев - 30,5 м 
Площадь крыльев - 837 кв.м 
высота - 9,15 м

 

Антонов Ан-225 Мрия, 1988, СССР/Украина 
Самый грузоподъемный самолет. 
Способен беспосадочно перевозить грузы массой до 150 тонн на расстояние 850 км. Вступив в соперничество с американским «Боингом 747-400», которому тогда принадлежал рекорд максимальной взлетной массы (404,8 тоны), Ан-225 
перекрыл это достижение сразу на 104 тонны. В рекордном полете было установлено не 106, как предполагалось, а сразу 110 мировых рекордов! В том числе рекорд скорости полета по замкнутому маршруту длиной 2.000 км с грузом 155 тонн - 815,09 км/ч, рекорд высоты полета с этим грузом - 12.430 м. Позже перевозил на спине космический челнок "Буран", полная 
масса сцепки составила 560 тонн. Самолет существует в единственном экземпляре, завершается сборка второго. 
Длина - 84 м 
Размах крыльев - 88,4 м 
Площадь крыльев - 905 кв.м 
Высота - 18,1 м 
Максимальная взлетная масса - 600.000 кг 
Полезная нагрузка - до 250.000 кг груза

 

КМ, Корабль-Макет, он же Экраноплан, он же "Каспийский монстр", 1966, СССР 
Экраноплан 
- летательный аппарат, использующий экранный эффект (более сильную поддержку спрессованного воздуха на сверхнизких высотах). Американские спутники зафиксировали его в сентябре 1966 года, первая публикация появилась в английском журнале Jane's Intelligence Revue в 1972 году. Разработан на заводе "Красное Сормово" в Нижнем Новгороде под руководством Р.Алексеева. За 15 лет эксплуатации экраноплан неоднократно модернизировался, в результате чего изменялись его габаритные размеры. Тем не менее, он был одним из самых длинных в мире летательных аппаратов, одним из самых длинных самолетов, имел одну из самых больших площадей крыла и взлетную массу. До появления Ан-225 был самым тяжелым самолетом, поднимавшимся в воздух. Разбился в 1980 году. 
Длина - 92-106 м 
Высота - 21,8 м 
Размах крыльев - 37,6 м 
Площадь крыльев - 662,5 кв.м 
Масса пустого самолета - 240.000 кг 
Максимальная взлетная масса - 544.000 кг 
10 реактивных двигателей тягой по 13 тонн каждый 
Крейсерская скорость - 430 км/ч 
Максимальная скорость - 500 км/ч 
Дальность полета - 1.500 км 
Высота полета - 4-14 м 
Мореходность - 3 балла

 

 

Airbus A380, 2005, Европейский Союз 
Самый большой пассажирский самолет. Больше говорить ничего не буду - и так все известно. Замечу, что если бы вместо богато отделанных кают-купе увеличили размеры общих салонов, пассажировместимость была бы еще выше, что позволило бы снизить цену билетов. 
Длина - 73 м 
Размах крыльев - 79,8 м 
Высота - 24,1 м 
Пассажировместимость - 840 человек

 

 

Бе-2500, Россия 
Проект самолета-амфибии-экранолета. Разработки БЕ-2500 ведутся Таганрогским авиационным научно-техническим комплексом имени Г.М. Бериева. В ближайшем будущем выйдет на стадию практической реализации. Станет самым 
длинным, самым высоким самолетом в мире, а также самолетом с самым большим размахом крыла. К сожалению, пока что это лишь проект, но зато какой многообещающий. К тому же, в отличие от многих других подобных зарубежных прожектов, существует он не только на бумаге. 
Длина - 115 м 
Высота - 29 м 
Размах крыльев - 125 м 
Взлетная масса - 2.500.000 кг 
Полезная нагрузка - 1.000.000 кг 
Крейсерская скорость в экранном режиме - 450 км/ч 
Крейсерская скорость в высотном режиме - 770 км/ч

Информация о работе Классификация самолётов