Инновационная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 20:23, реферат

Краткое описание

Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса. Это, как справедливо отметил американский экономист Джеймс Брайт, «единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Он состоит в получении новшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая, таким образом, весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления».

Оглавление

Введение.
1. Инновационная политика в РФ.
1.1 Состояние инновационной деятельности
1.2 Направления инновационной политики.
1.3 Методы реализации инновационной политики.
2. Инновационная политика в Омской области.
3. Изобретательство в Омской области.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 125.00 Кб (Скачать)

В рамках программы осуществляется выявление и привлечение к сотрудничеству предприятий и организаций, а также физических лиц, имеющих необходимые ресурсы для использования в наукоемком инжиниринге и научно-техническом предпринимательстве. Подпрограммы региональной программы "Омская инжинирингсеть" включают в себя обеспечение:

        изобретательской и патентно-лицензионной деятельности;

        подготовки и переподготовки инженерных кадров;

        финансово-инвестиционной деятельности;

        нормативно-правового регулирования и др.

В реализации программы на добровольной основе участвуют общественные организации, объединения и советы:

        Омская региональная ассоциация промышленников и предпринимателей;

        Омский областной совет ВОИР;

        Областная комиссия по изобретательству и новым технологиям;

        Омское отделение Международной Академии наук по экологии и безопасности жизнедеятельности (МАНЭБ);

        Координационный совет по созданию в г. Омске производства нового нефтепромыслового оборудования и приборов и др.

На начальном этапе, деятельность регионального центра «Омск-инжиниринг» в основном была направлена на поддержку малых и средних предприятий, предпринимателей и изобретателей. По этому направлению с мая 1997 г. по май 1998 г. был реализован проект «Предпринимательство и инжиниринг в сфере высоких технологий». Поддержка данного проекта была осуществлена Фондом Евразия за счет средств, предоставленных Агентством по Международному Развитию Соединенных Штатов Америки (AID).

Так же в рамках договора с Фондом Евразия проводится реализация проекта «Поддержка малого инновационного предпринимательства в продвижении на рынок продукции через выставки и ярмарки».

В рамка данного проекта, финансируемого Фондом Евразия, начиная с сентября 1998 года по август 1999 года, региональный центр «Омск-инжиниринг» проводит бесплатные образовательно-консультационные курсы. Основная цель проекта – содействие развитию малого бизнеса и предпринимательства в Омской области посредством оказания образовательной, консультационной и информационной поддержки малым предприятиям, предпринимателям и изобретателям в сфере маркетинга, коммерциализации технологий, продвижения продукции с учетом международного опыта на рынок путем эффективного участия на выставках и ярмарках, подготовки рекламных компаний, презентаций, обучения техники делового общения.

Актуальность выбранного направления деятельности «Омск-инжиниринг» в настоящее время определяется следующим. Имеющиеся производственные мощности, высокие технологии, «ноу-хау», изобретения, научно-технологические разработки и предложения предпринимателей и изобретателей и высококвалифицированный персонал малых предприятий представляет собой огромный потенциал для развития на территории г. Омска и Омской области технологического бизнеса, основанного на использовании достижений ВПК, научно-технических достижений изобретателей и предпринимателей области и коммерциализации высоких технологий. Проводимая реструктуризация оборонных предприятий и сложное экономическое положение многих предприятий города привело к высвобождению многих высококвалифицированных специалистов и изобретателей, которые в поисках экономического благополучия стали организовывать свое малое предприятие, стали частными предпринимателями, изобретателями-одиночками. Однако, имея высокий производственный и научный опыт работы, они столкнулись с проблемой выживания в условиях жесткой конкуренции на рынке. Имея в своем активе перспективные идеи, «ноу-хау», патенты на изобретения, высокие технологии, готовую к выпуску научно-техническую продукцию они не имеют возможности найти инвестора на реализацию своих идей, нет знаний и опыта в области маркетинговых исследований, организации рекламных компаний своего продукта, нет опыта и умения проводить презентации на выставках, не умеют привлечь внимание потенциальных инвесторов и потребителей к своему изделию, проекту, технологии, выгодно продемонстрировать образцы на стендах выставки, а также нет достаточных средств для обучения своих специалистов и получения платных высококвалифицированных консалтинговых услуг.

В этой связи для обеспечения постоянной информационной поддержки специалистов наших предприятий, предпринимателей и изобретателей региональный центр «Омск-инжиниринг» выступил с инициативой создания автономной некоммерческой организации «Агентство информационной поддержки инновационной деятельности».

Поскольку Омская область является одним из крупнейших научных и промышленных регионов России, то одним из важнейших направлений деятельности Администрации области видится в реализации эффективной научно-технической политики региона.

В настоящее время в стране происходит становление рынка объектов интеллектуальной собственности (ИС). Для обеспечения эффективного функционирования рыночной экономики большое значение имеет правовое регулирование защиты и использования объектов ИС. Законодательная основа для правовой защиты всех видов ИС, относящихся к сфере научно-технической деятельности, в России в основном создана. При разработке этой основы был учтен мировой опыт, прежде всего стран Европейского Союза и рекомендации Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС).

Изобретательство в Омской области.

В Омской государственной областной научной библиотеке имени А.С.Пушкина за последние четыре десятилетия сформирован огромный патентный фонд, в котором собраны описания отечественных изобретений с 1956 года, а с 1972 года комплектуются рефераты описаний изобретений ведущих стран мира.

Патентный фонд библиотеки им. А.С.Пушкина считается одним из лучших собраний в Западно-Сибирском регионе, после Новосибирского государственного территориального патентного фонда. О размахе изобретательской деятельности в прошлые годы наглядно свидетельствует такой факт: в восьмидесятые годы в большинстве НИИ, КБ, ВУЗов и крупных предприятий Омской области все НИОКР завершались созданием изобретений, что является объективным показателем высокого научного и технического уровня и конкурентоспособности продукции, основанной на изобретениях.

Так, за 1966-90 гг. в Омской области создано свыше 11300 изобретений, а за 1986-90 гг. - свыше 4000 изобретений. С 1991 года количество ежегодно создаваемых изобретений сократилось в 15-20 раз, как по области в целом, так и по отдельным предприятиям и организациям. Это результат существенного сокращения финансирования НИОКР[3] во всех отраслях экономики Омской области.

Согласно патентного Закона Российской Федерации государство стимулирует создание и использование объектов промышленной собственности, устанавливает авторам и хозяйствующим субъектам, использующим указанные объекты, льготные условия налогообложения и кредитования на выпуск продукции, защищенную патентом, промышленной моделью либо промышленным образцом, предоставляет им иные льготы в соответствии с законодательством РФ (статья 34).

Законодательством РФ также предусмотрена система льгот по подоходному налогу для юридических лиц в России (пункты 2 и 3 статьи 9 Закона РФ «О подоходном налоге юридических лиц»), освобождаются от налога на добавленную стоимость патентно-лицензионные операции (кроме посреднических), связанные с объектами промышленной собственности, а также получение авторских прав (подпункт «к» пункта 1 статьи 5 Закона РФ «О налоге на добавленную стоимость»).

Однако, несмотря на действующие льготы, анализ состояния патентно-лицензионной деятельности в Омской области показал, что обстановка в этой сфере крайне неблагоприятна. Промышленные предприятия и научные центры Омской области переживают трудный период, патентно-лицензионная работа в них заметно снизилась, наблюдается резкий спад изобретательской активности, за последние годы в 4-6 раз сократилось количество заявок на изобретения, подаваемых в патентное ведомство России. Но в то же время рынок диктует свои правила потери от невыполненных вовремя патентных работ могут стать невосполнимыми.

Финансовые трудности предприятий сегодня создали условия для оттока перспективных идей и конкурентоспособных технических решений из Омской области, другие регионы и за рубеж. Физические лица (изобретатели) также в большинстве несостоятельны и не могут имеющиеся у них идеи и технические решения довести до охранного документа - патента. Некоторые из них обращаются в Администрацию области с просьбой проведения предварительной технической экспертизы, содействия внедрению их изобретений, финансирования ведения делопроизводства по линии РОСПАТЕНТа и изготовления опытного образца, либо самостоятельно ищут спонсоров и готовы уступить патентообладание на договорной основе. Некоторые предприятия не в состоянии оплачивать РОСПАТЕНТу пошлины за поддержку в силе имеющихся на предприятии патентов на изобретения и отказываются от них.

Многие предприятия и организации сегодня сократили патентные службы, перестали пополнять патентные фонды, поэтому фонды библиотеки им. А.С.Пушкина остаются единственным фондом в Омской области. В июне 1996 года при секторе патентной и научно-технической документации библиотеки им. А.С.Пушкина был организован областной клуб изобретателей, по инициативе которого Администрация Омской области провела в 1997 году первую Омскую выставку изобретений, новых технологий и продукции.

В выставке участвовало 49 предприятий разных форм собственности и 47 индивидуальных изобретателей, ими представлено 394 экспоната и все они вошли в информационный банк данных областного Фонда поддержки предпринимательства и Областного союза предпринимателей. Такие фонды могут сыграть важную роль в конверсии предприятий ВПК Омской области, позволят успешно реализовать программу развития производства конкурентоспособного нефтепромыслового оборудования "СибВПКнефтегаз-2000".

Свыше 320 этих экспонатов защищены патентами РФ и авторскими свидетельствами СССР на изобретения, а еще 20 экспонатов защищены свидетельствами РФ на полезную модель. Более 170 изобретений, представленных на выставке имеют важное значение для экономики Омской области и при широком использовании могут значительно пополнить рынок товаров и услуг, существенно  снизить издержки производства и создать не одну сотню новых рабочих мест.

Выставка помогла наладить новые контакты с потенциальными партнерами и заказчиками. К примеру, изобретатель Зарубин М.П. во время выставки заключил два договора на строительство безнапорных фильтров-нефтеловушек для очистки сточных вод.

По результатам выставки Главой (Губернатором) области принято постановление, в соответствии, с которым намечено стимулировать изобретательскую деятельность в Омской области, утвержден план мероприятий по ускорению внедрения наиболее эффективных изобретений в различных отраслях производства, Агропрома, здравоохранения и др.

Во всем мире инвесторы знают, что бизнес вообще дает прибыль, а изобретения и новые технологии - сверхприбыль. Поэтому процветающие фирмы во всем мире, а теперь и некоторые фирмы в Омске, непрерывно совершенствуют свои товары и производство на основе новых технологий и изобретений.

Как и в прежние годы, изобретательская деятельность требует государственной поддержки, она весьма прибыльна, так как способна дать на 1 рубль вложенных средств до 5-10 рублей прибыли.

Заключение.

Как известно, сегодня права на результаты интеллектуальной деятельности можно за вознаграждение переуступить, можно продать лицензии на использование запатентованных изобретений, товарных знаков, полезных моделей, промышленных образцов, ноу-хау. Кроме этих стандартных возможностей широко применяют и другие. При наличии денежной оценки интеллектуальную собственность можно вносить в уставный капитал, использовать в качестве залога, оплачивать дополнительно размещаемые акции, ставить на баланс в качестве нематериальных активов. Расширение внешнеэкономических контактов предприятий и организаций Омской области приводит к необходимости сформировать специальную политику в области промышленной собственности. Финансовая несостоятельность предприятий и изобретателей создало благоприятные условия для приобретения у них по очень низким ценам промышленной собственности (наиболее перспективных конкурентоспособных технических решений, выраженных в патентах на изобретения, авторских свидетельствах, полезных моделях и промышленных образцах), что является во всем мире весьма выгодным капиталовложением. А за примерами не нужно далеко ходить (Япония).

Самое главное, что органы Государственной власти последние 5 лет проводят целенаправленную политику в области инноваций и высоких технологий и результат, на мой взгляд, не заставит себя долго ждать. Хочется надеяться на то, что Россия  займёт своё законное место по высоким технологиям в мире.

Литература:

1. Бетехтина Е., Пойсик М. Мировая практика формирования научно-технической политики. - Москва.: 1990

2. Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями. Сокр. пер. с англ. - М.: Экономика. - 1989

3. Современные Соединенные Штаты Америки. - М.: Политиздат. -1988

4. Санто Б. Инновация как средство экономического развития. Пер. с венг. - М.: Прогресс. – 1990

5. Васильева И.Н. Экономические основы менеджмента. Уч. пособ. для ВУЗов.- М. –1995

6. Васильева И.Н. Экономические основы технологического развития: Учеб. пособие для вузов. - М.: Банки и биржи; ЮНИТИ, 1995.

7. Коваленко Н.Я. Экономика сельского хозяйства. С основами аграрных рынков: Курс лекций. - М.: ААИ "Тандем"; Изд-во "Экмос", 1998.

8. Эффективность государственного управления. / Под ред. С.А Батчикова., С.Ю.Глазьева - М.: Консалтбанкир, 1998.

9. Завлин П.Н. Инновационный менеджмент. Учеб. пособие для вузов. – М. Изд-во ЮНИТИ, 1998

10. Инновационный менеджмент. / Под ред. Ильенковой Г.В. – М. 1997

11. Калужский М.Л., Сараев А.Р. Экономика Западной Сибири. Омская область. – Омск, элек-ная версия. 1999.

12. В.П. Демидов. «Региональный центр Омск инжиниринг». // Регион плюс Информационно-аналитический журнал.// №3-4(5-6) 1998.-117 с.

Нормативно-правовые акты и документы:

1. Федеральный закон от 23.08.1996 г. № 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике". // Справочная правовая система "Гарант". - М.: НПП "Гарант-сервис", 1999.

2. Постановление Правительства РФ от 24.07.1997 г. № 950 "Об утверждении Положения о государственной системе научно-технической информации". // Справочная правовая система "Гарант". - М.: НПП "Гарант-сервис", 1999.

3. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 1994г. № 332 «О структурной перестройки и перевооружения экономики в соответствии с федеральной инновационной программой «Инжинирингсеть России»

4. Постановление Правительства РФ от 24.07.1998 г. № 832 "О Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы". // Справочная правовая система "Гарант". - М.: НПП "Гарант-сервис", 1999.

5. Постановление Главы Администрации (Губернатора) Омской области от 17.11.1995 г. № 585-п "Об утверждении Программы создания и развития инжинирингсети Омской области". // Справочная правовая система "Гарант". - М.: НПП "Гарант-сервис", 1999.

6. Распоряжение Главы Администрации Омской области от 17.06.94г. № 272-Р

 



Информация о работе Инновационная политика