Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 04:28, курсовая работа
Конкурентоспособность экономик стала основой жизнеспособности обществ (а значит, и политики). Но преувеличивать значение экономики как практики по ведению хозяйства, управления домовладением, а тем более, хрематистики как практики извлечения прибыли (зачастую в ущерб духовной жизни народа) опасно. В сфере экономики (хозяйства) гражданам России предстоит наиболее трудное и решительное подвижничество. На этом пути обретения самоуважения большей частью населения страны и, особенно, национальной элитой возможно создание жизнеспособной и развивающейся, а значит конкурентоспособной в мировом сообществе страны. На пути духовного обновления Россия займет достойное место в Глобальной Семье.
Введение………………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Инновационная политика: содержание, социальные функции и сферы реализации……………………………………………………………………………... 4
Содержание, цели, задачи и функции инновационной политики;…........... 4
Подходы к реализации инновационной политики;………………………… 10
Анализ действующего законодательства Российской Федерации об инновационной деятельности;………………………………………………... 14
Глава 2. Определяющая, нормирующая, оснащающая группа инновационной политики ………………………………………………………………………………. 16
2.1 Определяющая группа функций инновационной политики; ……….......... 16
2.2 Нормирующая группа функций инновационной политики;……….……… 17
2.3 Оснащающая группа функций инновационной политики………………… 18
Глава 3. Формирование «инновационной политики» и ее функционирование в условиях рыночных отношений в Российской Федерации……………………….. 21
Заключение……………………………………………………………………………. 23
Список литературы……………………………
Министерство образования и
Курсовая работ
На тему: «Инновационная политика в России».
Специальность Экономика и управление предприятием
Студент _____________группа 351 л/з. подпись __________________________
Руководитель Ермошина Надежда Петровна подпись _____________________
Работа зачтена _______ Оценка _________ подпись ________ дата ___________
г. Ленск
2012 год
Оглавление:
Глава 2. Определяющая, нормирующая,
оснащающая группа инновационной политики
………………………………………………………………………………
2.1 Определяющая группа функций инновационной политики; ……….......... 16
2.2 Нормирующая группа функций инновационной политики;……….……… 17
2.3 Оснащающая группа функций инновационной политики………………… 18
Цель курсовой работы исследования по теме «Инновационная политика современной России» заключается в разработке понятия «инновационная политика» для ситуации современной России. С точки зрения «политика» это не понятие, а действие. Под политикой можно понимать средство реализации стратегии, воплощение в жизнь приоритетов развития.
Главный вызов для жизнеспособной страны – реализация собственной стратегии развития в мировом сообществе. Миссия и ведущая функция государства - обеспечение безопасности, преодоление смерти и страданий своих граждан. У безопасности множество измерений, важнейшие из них: культурное, экономическое, военно-техническое. Именно уникальная культура – истинное богатство и сила страны, ключевой приоритет развития. Инновационную политику нельзя свести только к промышленной (технологической) политике государства или расширить до творчества во всех сферах жизни и деятельности человека. В данной работе речь идет о содержании и форме действий в инновационной сфере современной России.
Задачи исследования подразделяются на теоретические и эмпирические задачи.
Группа теоретических
задач ориентирована на выдвижение
гипотез о понятии «инновационн
Группа эмпирических
задач ориентирована на проверку
гипотезы о наиболее жизнеспособности
понятия «инновационная политика»
за счет исследования на его основе
«инновационного сообщества» (информационно-
Новизна работы заключается в выделении
ключевого, стержневого вопроса
национальной безопасности России –
обеспечение культурного
В данной работе под управлением
в сфере высоких технологий понимается
способность к организации
Большое внимание к теме работы научного и экспертного сообществ России свидетельствует о ее большой актуальности. Это подтверждается и важнейшими задачами для работы, сформулированными в 2003 году Президентом РФ в «Послании Федеральному Собранию Российской Федерации»: «увеличение валового внутреннего продукта в два раза; преодоление бедности; модернизация Вооруженных Сил». Решение этих задач без построения в России национальной инновационной системы невозможно. Это подтверждается важнейшим нормативным документом «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» (утв. Президентом РФ 30.03.2002г.), который поставил помимо прочих задач две, безусловно, важные задачи: «формирование национальной инновационной системы»; «повышение эффективности использования результатов научной и научно-технической деятельности».
Но «Основы» - документ общий, и о том, что конкретно надо делать для того, чтобы, как заявил В.В. Путин, «инновационный прорыв стал реальным слагаемым быстрой модернизации страны», в них ничего не говорилось. Во-первых, необходимо оптимизировать гражданско-правовой оборот интеллектуальной собственности и создать механизм мотивации для научных коллективов и ученых (по сути, речь идет о вопросе передачи прав на интеллектуальную собственность, созданную за государственный счет, самим разработчикам). Во-вторых, Президент отметил, что без частных инвестиций инновационную экономику в России не построить, и предложил разработать ряд мер по привлечению частных капиталов в сферу высоких технологий. Среди них - разделение рисков инновационных проектов между бизнесом и государством, развитие венчурного финансирования, международной технологической кооперации и «активное дипломатическое сопровождение российских разработок на международном рынке».
Конкурентоспособность экономик стала основой жизнеспособности обществ (а значит, и политики). Но преувеличивать значение экономики как практики по ведению хозяйства, управления домовладением, а тем более, хрематистики как практики извлечения прибыли (зачастую в ущерб духовной жизни народа) опасно. В сфере экономики (хозяйства) гражданам России предстоит наиболее трудное и решительное подвижничество. На этом пути обретения самоуважения большей частью населения страны и, особенно, национальной элитой возможно создание жизнеспособной и развивающейся, а значит конкурентоспособной в мировом сообществе страны. На пути духовного обновления Россия займет достойное место в Глобальной Семье.
Глава 1. Инновационная политика: содержание, социальные функции и сферы реализации.
1.1 Содержание инновационной политики
В данной главе, под инновационной политикой мы понимаем промышленную и технологическую политику. Предлагаем сосредоточиться на рассмотрении вопросов управления в сфере промышленности и технологий, так как они позволяют накопить ресурсы для действий в других сферах науки и высоких технологий.
Исследования промышленной политики, впервые были осуществлены в Ленинградском государственном университете под руководством профессора, д.э.н. Пашкуса Ю.В. в 1987-1990 годы.
Промышленная политика (Indistrial policy) не является в прямом смысле теорией. В отличие от принятия макроэкономических решений по схеме: теоретическая идея - практика, промышленная политика представляет собой реальные процессы структурной трансформации экономической системы под влиянием реальных рыночных процессов. Промышленная политика - это гибкая настройка национального механизма к устойчивым негативным воздействиям (рост цен на нефть, повышение валютного курса национальной денежной единицы, удорожание рабочей силы и пр.). При этом, национальная элита, поставленная в жесткие условия, использует разнообразные как административные, так и рыночные механизмы для плавного перевода системы из одного состояния в другое.
Промышленная политика фокусируется на преодоление рыночных недостатков. Как известно из рыночной экономической теории одним из основных ее признаков является ограниченность того или иного ресурса. В целях ослабления зависимости национальной экономики от ограниченного ресурса и проводится промышленная политика. Ограниченность ресурсов может быть абсолютной (отсутствие разработанных месторождений сырья или их истощение), а также относительной (высокие затраты и, как следствие, цены).
Первым важным компонентом промышленной политики является четкое определение стратегии и, в соответствии с этим, перспективных отраслей. После этого происходит «заполнение» данного сегмента национальными частными компаниями, обязательным условием существования которых становится жесткая конкурентная борьба (что значительно повышает эффективность и создает базу для повышения экспортного потенциала).
Соответствуя целям промышленно
Основной принцип, в соответствии с которым выбираются перспективные отрасли – «принцип сравнительных преимуществ».
В соответствии с общепризнанным правилом - страна не может поддерживать конкурентоспособность одновременно по многим направлениям. Вторым важным элементом промышленной политики является сворачивание структурно-депрессивных отраслей и, в некоторых случаях, замещение их импортом. Сворачивание отсталых отраслей также создает дополнительный ресурс для развития перспективных отраслей.
Третьим важным элементом промышленной политики является выбор стратегического рынка: внутренний или внешний. Рынок не только является побуждением для проведения промышленной политики, но и определяет ее приоритеты. Известны два варианта промышленной политики: импортозамещающий и экспортоориентированный. Как показывает опыт зарубежных стран, варианты импортозамещения и экспортоориентации могут меняться в зависимости от динамики развития экономики.
Одним из определяющих показателей эффективности промышленной политики является платежный баланс. Это не просто расчетный, денежный показатель, прежде всего, это показатель, позволяющий определить национальную стратегию - какие отрасли развивать или даже создавать заново, а какие постепенно выводить из производства, как неэффективные с точки зрения показателей конкурентоспособности или целесообразности их существования в условиях международного разделения труда.
Еще раз отметим то, для роста конкурентоспособности национальной экономики необходимо четкое определение национальных «сравнительных преимуществ» и разработка, в строгом соответствии с этим, направления реструктуризации. В этом случае становится возможным ответ на вопрос, какие отрасли развивать, а какие постепенно сворачивать. Это позволит дать правильные и очень необходимые ориентиры национальному предпринимательству.
Промышленная политика эспортоориентированного направления, основанная на специализации и углублении преимуществ страны в определенном рыночном сегменте оказывает развивающее влияние на мировой рынок и усиливает интеграционные процессы между странами. В региональном масштабе она способна усилить взаимное тяготение регионов друг другу, экономически привязать их друг к другу на основе углубления их специализации через осуществление технологической реструктуризации, значительно укрепить экономический потенциал страны и тем самым создать особые преимущества на мировом рынке.
Следует отметить то, что российская
промышленная политика обладает целым
набором специфических свойств в силу
исторических, географических и организационных
причин. Существует, как минимум, пять
версий о том, какая промышленная политика
нужна современной России. Пять разных политических
и экономических сил предъявляют спрос
на пять разных версий промышленной политики:
«старая индустрия», «крупные российские
интегрированные бизнес группы», «старопромышленные
регионы», «технологическое лобби», «адаптировавшийся
к глобальному рынку сектор». Технологическая политика
- это политика, направленная на создание
селекцию, адаптацию и диффузию технологий.
Технологическая политика может быть
государственной и рыночной. Государственная
технологическая политика: может заменять
рыночную или дополнять рыночную. Замещение
рыночной технологической политики государственной
имеет место в рамках административной
системы или в условиях военно-промышленного
комплекса. В этом случае основным направлением
технологической политики является создание
новых технологий (преимущественно технологий
продуктов) в зависимости от государственного
заказа (контракта).
При дополнении рыночной
технологической политики со стороны
государственной существуют сегменты
рыночного влияния на тип, характер и условия
технологической политики (такие как конкуренция,
на рынке, рыночная специализация, оптимизация
участия в международном разделении труда
и пр.) и сегменты государственного участия,
которые создают наиболее благоприятные
условия для развития и повышения конкурентоспособности
национального частного бизнеса (например,
технологическая политика в транспортных
отраслях в территориально масштабных
странах).