Инновационная политика в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 04:28, курсовая работа

Краткое описание

Конкурентоспособность экономик стала основой жизнеспособности обществ (а значит, и политики). Но преувеличивать значение экономики как практики по ведению хозяйства, управления домовладением, а тем более, хрематистики как практики извлечения прибыли (зачастую в ущерб духовной жизни народа) опасно. В сфере экономики (хозяйства) гражданам России предстоит наиболее трудное и решительное подвижничество. На этом пути обретения самоуважения большей частью населения страны и, особенно, национальной элитой возможно создание жизнеспособной и развивающейся, а значит конкурентоспособной в мировом сообществе страны. На пути духовного обновления Россия займет достойное место в Глобальной Семье.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Инновационная политика: содержание, социальные функции и сферы реализации……………………………………………………………………………... 4
Содержание, цели, задачи и функции инновационной политики;…........... 4
Подходы к реализации инновационной политики;………………………… 10
Анализ действующего законодательства Российской Федерации об инновационной деятельности;………………………………………………... 14
Глава 2. Определяющая, нормирующая, оснащающая группа инновационной политики ………………………………………………………………………………. 16
2.1 Определяющая группа функций инновационной политики; ……….......... 16
2.2 Нормирующая группа функций инновационной политики;……….……… 17
2.3 Оснащающая группа функций инновационной политики………………… 18
Глава 3. Формирование «инновационной политики» и ее функционирование в условиях рыночных отношений в Российской Федерации……………………….. 21
Заключение……………………………………………………………………………. 23
Список литературы……………………………

Файлы: 1 файл

Инновационная политика России.doc

— 176.00 Кб (Скачать)

        Министерство образования и науки  Российской Федерации «Новосибирский  Государственный Архитектурно –  Строительный университет (Сибстрин)»

 

 

 

 

 

                                                                 Кафедра Инновации

 

 

 

 

 

Курсовая работ

На тему: «Инновационная политика в России».

 

 

 

                                            

Специальность Экономика и управление предприятием

Студент _____________группа 351 л/з. подпись __________________________

Руководитель Ермошина Надежда Петровна подпись _____________________

Работа зачтена _______ Оценка _________ подпись ________ дата ___________

 

 

       

 

 

 

 

 

г. Ленск

2012 год

Оглавление:

Введение………………………………………………………………………………… 3

Глава 1. Инновационная политика: содержание, социальные функции и сферы реализации……………………………………………………………………………... 4
    1.  Содержание, цели, задачи и функции инновационной политики;…........... 4
    2. Подходы к реализации инновационной политики;………………………… 10
    3. Анализ действующего законодательства Российской Федерации об инновационной деятельности;………………………………………………... 14

Глава 2. Определяющая, нормирующая, оснащающая группа инновационной политики ………………………………………………………………………………. 16

2.1 Определяющая группа функций инновационной политики; ……….......... 16

2.2 Нормирующая группа функций инновационной политики;……….……… 17

2.3 Оснащающая группа функций инновационной политики………………… 18

 Глава 3. Формирование  «инновационной политики» и ее функционирование в условиях рыночных отношений в Российской Федерации……………………….. 21

Заключение……………………………………………………………………………. 23

Список литературы…………………………………………………………………… 24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Цель курсовой работы исследования по теме «Инновационная политика современной России» заключается в разработке понятия «инновационная политика» для ситуации современной России. С точки зрения «политика» это не понятие, а действие. Под политикой можно понимать средство реализации стратегии, воплощение в жизнь приоритетов развития.

Главный вызов для  жизнеспособной страны – реализация собственной стратегии развития в мировом сообществе. Миссия и ведущая функция государства -  обеспечение безопасности, преодоление смерти и страданий своих граждан. У безопасности множество измерений, важнейшие из них: культурное, экономическое, военно-техническое. Именно уникальная культура – истинное богатство и сила страны, ключевой приоритет развития. Инновационную политику нельзя свести только к промышленной (технологической) политике государства или расширить до творчества во всех сферах жизни и деятельности человека. В данной работе речь идет о содержании и форме действий  в инновационной сфере современной России.

Задачи исследования подразделяются на теоретические  и  эмпирические задачи.

Группа теоретических  задач ориентирована на выдвижение гипотез о понятии «инновационная политика». К ним можно отнести: обзор существующих понятий «инновационная политика» в различных пространственных, временных, деятельностных измерениях и масштабах, их анализ и синтез, создание модельного ряда понятий «инновационная политика» для ситуации современной России.

Группа эмпирических задач ориентирована на проверку гипотезы о наиболее жизнеспособности понятия «инновационная политика»  за счет исследования на его основе «инновационного сообщества» (информационно-коммуникативной  сети) русскоязычного мира. К этой группе задач  можно отнести: проектирование, создание и поддержание системы мониторинга информации по теме исследования, участие в работе и организация коммуникационных площадок и событий в жизни инновационной сферы, участие в работах по созданию институтов инновационной экономики в России. 

Новизна работы заключается в выделении  ключевого, стержневого вопроса  национальной безопасности России –  обеспечение культурного многообразия в мировом сообществе за счет поиска, воссоздания и создания каналов и площадок  воспроизводства  и трансляции отечественных норм, знаний и технологий в мире.  В работе отмечается необходимость расширения понимания сферы науки и высоких технологий как сферы культуры, образования, науки и технологий (промышленности). Сорганизованные в единую систему они представляют собой «полномасштабные производительные силы» страны.  Главным приоритетом деятельности по обеспечению национальной безопасности России должна быть обозначена деятельность по контролю качества управления в сфере высоких технологий. И особенно, в соответствии с выше обозначенным  приоритетом, в сфере культуры и «гуманитарных технологий».

В данной работе под управлением  в сфере высоких технологий понимается способность к организации действия лицами принимающими (представители власти и предпринимательских кругов), либо готовящими решения  (представители науки, экспертных сообществ и средств массовой информации) вопросов и проблем сферы культуры, образования, науки и промышленности. При этом это действие должно иметь социокультурное значение (то есть привлекать общественное внимание и финансирование).

Большое внимание к теме работы научного и экспертного сообществ России свидетельствует о ее большой  актуальности. Это подтверждается и  важнейшими задачами для работы, сформулированными в 2003 году Президентом РФ в «Послании Федеральному Собранию Российской Федерации»: «увеличение валового внутреннего продукта в два раза; преодоление бедности; модернизация Вооруженных Сил». Решение этих задач без построения в России национальной инновационной системы невозможно. Это подтверждается  важнейшим нормативным документом «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» (утв. Президентом РФ 30.03.2002г.), который поставил помимо прочих задач две, безусловно, важные задачи: «формирование национальной инновационной системы»; «повышение эффективности использования результатов научной и научно-технической деятельности».

Но «Основы» - документ общий, и  о том, что конкретно надо делать для того, чтобы, как заявил В.В. Путин, «инновационный прорыв стал реальным слагаемым быстрой модернизации страны», в них ничего не говорилось. Во-первых, необходимо оптимизировать гражданско-правовой оборот интеллектуальной собственности и создать механизм мотивации для научных коллективов и ученых (по сути, речь идет о вопросе передачи прав на интеллектуальную собственность, созданную за государственный счет, самим разработчикам). Во-вторых, Президент отметил, что без частных инвестиций инновационную экономику в России не построить, и предложил разработать ряд мер по привлечению частных капиталов в сферу высоких технологий. Среди них - разделение рисков инновационных проектов между бизнесом и государством, развитие венчурного финансирования, международной технологической кооперации и «активное дипломатическое сопровождение российских разработок на международном рынке».

Конкурентоспособность экономик стала  основой жизнеспособности обществ (а значит, и политики). Но преувеличивать значение экономики как практики по ведению хозяйства, управления домовладением, а тем более, хрематистики как практики извлечения прибыли (зачастую в ущерб   духовной жизни народа) опасно. В сфере экономики (хозяйства) гражданам России предстоит наиболее трудное и решительное подвижничество. На этом пути обретения самоуважения большей частью населения страны и, особенно, национальной элитой  возможно создание жизнеспособной и развивающейся, а значит конкурентоспособной в мировом сообществе страны. На пути духовного обновления Россия займет достойное место в Глобальной Семье.

 

Глава 1. Инновационная  политика: содержание, социальные функции  и сферы реализации.

1.1 Содержание инновационной политики

В данной главе, под инновационной  политикой мы понимаем промышленную и технологическую политику. Предлагаем сосредоточиться на рассмотрении вопросов управления в сфере промышленности и технологий, так как они позволяют накопить ресурсы для действий в других сферах науки и высоких технологий.

Исследования промышленной политики, впервые были осуществлены в Ленинградском государственном университете под руководством профессора, д.э.н. Пашкуса Ю.В. в 1987-1990 годы.

Промышленная политика (Indistrial policy)  не является в прямом смысле теорией. В отличие от принятия макроэкономических решений по схеме: теоретическая идея - практика, промышленная политика представляет собой реальные процессы структурной трансформации экономической системы под влиянием реальных рыночных процессов. Промышленная политика - это гибкая настройка национального механизма к устойчивым негативным воздействиям (рост цен на нефть, повышение валютного курса национальной денежной единицы, удорожание рабочей силы и пр.). При этом, национальная элита, поставленная в жесткие условия, использует разнообразные как административные, так и рыночные механизмы для плавного перевода системы из одного состояния в другое.

Промышленная политика фокусируется на преодоление рыночных недостатков. Как известно из рыночной экономической теории одним из основных ее признаков является ограниченность того или иного ресурса. В целях ослабления зависимости национальной экономики от ограниченного ресурса и проводится промышленная политика. Ограниченность ресурсов может быть абсолютной (отсутствие разработанных месторождений сырья или их истощение), а также относительной (высокие затраты и, как следствие, цены).

Первым важным компонентом промышленной политики является четкое определение стратегии и, в соответствии с этим, перспективных отраслей. После этого происходит «заполнение» данного сегмента национальными частными компаниями, обязательным условием существования которых становится жесткая конкурентная борьба (что значительно повышает эффективность и создает базу для повышения экспортного потенциала).

Соответствуя целям промышленной политики, государство проводит внешнеторговую политику, поощряя развитие «восходящих отраслей» (в то же время конкурирующих между собой) за счет: снижения тарифов на импорт оборудования, импорта технологии, создания благоприятных налоговых условий и пр. Государство здесь определяет контуры, а не диктует правила поведения частным компаниям.

Основной принцип, в соответствии с которым выбираются перспективные  отрасли – «принцип сравнительных  преимуществ».

В соответствии с общепризнанным правилом - страна не может поддерживать конкурентоспособность одновременно по многим направлениям. Вторым важным элементом промышленной политики является сворачивание структурно-депрессивных отраслей и, в некоторых случаях, замещение их импортом. Сворачивание отсталых отраслей также создает дополнительный ресурс для развития перспективных отраслей.

Третьим важным элементом промышленной политики является выбор стратегического рынка: внутренний или внешний. Рынок не только является побуждением для проведения промышленной политики, но и определяет ее приоритеты. Известны два варианта промышленной политики: импортозамещающий и экспортоориентированный. Как показывает опыт зарубежных стран, варианты импортозамещения и экспортоориентации могут меняться в зависимости от динамики развития экономики.

Одним из определяющих показателей эффективности промышленной политики является платежный баланс. Это не просто расчетный, денежный показатель, прежде всего, это показатель, позволяющий определить национальную стратегию - какие отрасли развивать или даже создавать заново, а какие постепенно выводить из производства, как неэффективные с точки зрения показателей конкурентоспособности или целесообразности их существования в условиях международного разделения труда.

Еще раз отметим то, для роста конкурентоспособности национальной экономики необходимо четкое определение национальных «сравнительных преимуществ» и разработка, в строгом соответствии с этим, направления реструктуризации. В этом случае становится возможным ответ на вопрос, какие отрасли развивать, а какие постепенно сворачивать. Это позволит дать правильные и очень необходимые ориентиры национальному предпринимательству.

Промышленная политика эспортоориентированного  направления, основанная на специализации  и углублении преимуществ страны в определенном рыночном сегменте оказывает развивающее влияние на мировой рынок и усиливает интеграционные процессы между странами. В региональном масштабе она способна усилить взаимное тяготение регионов друг другу, экономически привязать их друг к другу на основе углубления их специализации через осуществление технологической реструктуризации, значительно укрепить экономический потенциал страны и тем самым создать особые преимущества на мировом рынке.

Следует отметить то, что российская промышленная политика обладает целым набором специфических свойств в силу исторических, географических и организационных причин. Существует, как минимум, пять версий о том, какая промышленная политика нужна современной России. Пять разных политических и экономических сил предъявляют спрос на пять разных версий промышленной политики: «старая индустрия», «крупные российские интегрированные бизнес группы», «старопромышленные регионы», «технологическое лобби», «адаптировавшийся к глобальному рынку сектор». Технологическая политика - это политика, направленная на создание  селекцию, адаптацию и диффузию технологий. Технологическая политика может быть государственной и рыночной. Государственная технологическая политика: может заменять рыночную или дополнять рыночную. Замещение рыночной технологической политики государственной имеет место в рамках административной системы или в условиях военно-промышленного комплекса. В этом случае основным направлением технологической политики является создание новых технологий (преимущественно технологий продуктов) в зависимости от государственного заказа (контракта). 
       При дополнении рыночной технологической политики со стороны государственной существуют сегменты рыночного влияния на тип, характер и условия технологической политики (такие как конкуренция, на рынке, рыночная специализация, оптимизация участия в международном разделении труда и пр.) и сегменты государственного участия, которые создают наиболее благоприятные условия для развития и повышения конкурентоспособности национального частного бизнеса (например, технологическая политика в транспортных отраслях в территориально масштабных странах).

Информация о работе Инновационная политика в России