Инновационная политика в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 04:28, курсовая работа

Краткое описание

Конкурентоспособность экономик стала основой жизнеспособности обществ (а значит, и политики). Но преувеличивать значение экономики как практики по ведению хозяйства, управления домовладением, а тем более, хрематистики как практики извлечения прибыли (зачастую в ущерб духовной жизни народа) опасно. В сфере экономики (хозяйства) гражданам России предстоит наиболее трудное и решительное подвижничество. На этом пути обретения самоуважения большей частью населения страны и, особенно, национальной элитой возможно создание жизнеспособной и развивающейся, а значит конкурентоспособной в мировом сообществе страны. На пути духовного обновления Россия займет достойное место в Глобальной Семье.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Инновационная политика: содержание, социальные функции и сферы реализации……………………………………………………………………………... 4
Содержание, цели, задачи и функции инновационной политики;…........... 4
Подходы к реализации инновационной политики;………………………… 10
Анализ действующего законодательства Российской Федерации об инновационной деятельности;………………………………………………... 14
Глава 2. Определяющая, нормирующая, оснащающая группа инновационной политики ………………………………………………………………………………. 16
2.1 Определяющая группа функций инновационной политики; ……….......... 16
2.2 Нормирующая группа функций инновационной политики;……….……… 17
2.3 Оснащающая группа функций инновационной политики………………… 18
Глава 3. Формирование «инновационной политики» и ее функционирование в условиях рыночных отношений в Российской Федерации……………………….. 21
Заключение……………………………………………………………………………. 23
Список литературы……………………………

Файлы: 1 файл

Инновационная политика России.doc

— 176.00 Кб (Скачать)

Возможны различные варианты технологической  политики в условиях рыночной экономики: политика стран инноваторов  и  политика стран-имитаторов. Отметим некоторые отличия между технологической политикой, осуществляемой странами-инноваторами и странами-имитаторами:

1) страны-инноваторы имеют развитую  сеть научных и исследовательских  учреждений, способных создавать  принципиально новые технологические решения, однако, во многих случаях, данные страны не в состоянии получить максимально возможный коммерческий эффект от реализации новых технологий на рынке; страны-имитаторы не способны создавать принципиально новые технологии, не имея для этого необходимых образовательных и научных ресурсов, но данные страны имеют четкую направленность своих исследований и разработок на получение коммерческого результата.

2) Технологическая политика стран-инноваторов  направлена на создание новых  технологий, в то время как технологическая политика стран-имитаторов направлена на адаптацию созданных странами-имитаторами новых технологий к своим специфическим национальным условиям и в направлении максимального соответствия поставленным экономическим задачам.      

3) Страны-инноваторы ставят перед собой цель достичь научно-технического превосходства и занять лидирующее положение на мировом рынке по уровню научно-технического развития, страны-имитаторы ставят прагматические задачи, к одной из основных относится достижение положительного сальдо баланса по текущим операциям.

Технологическая политика может иметь  вид: политики «догоняющего роста»,  политики лидерства, политики страны, утрачивающей свои технологические и экономические позиции.

Эффективность технологической политики зависит от:

1) уровня накопленного «человеческого  капитала» и возможность реагировать  новыми технологическими решениями  на макроэкономические проблемы  и рыночные ограничения. 

2) Уровня абсорбционных возможностей  страны в отношении конкретных  технологий и их кластеров, привлекательных для внедрения в экономику и промышленное производство.

  3)Уровня взаимозависимости  экономической и технологической  политики.

Технологическая политика также может  иметь следующие виды: технологическая политика в условиях существующей технологической парадигмы,  технологическая политика при переходе от одной технологической парадигмы к другой. Технологическая политика имеет существенные различия в зависимости от стратегического развития страны, направленного на: развитие стандартизированных производств нестандартизированных производств. Технологическая и промышленные  политики всегда имеют долговременные цели и направлены на решение стратегических задач по повышению конкурентоспособности национальной экономики. Она должна быть специализированной в зависимости от конкретных условий отдельных регионов.

 

Цели, задачи и функции инновационной политики

Конкурентоспособность - это сложная  экономическая категория, которая  может рассматриваться на нескольких уровнях: товара, товаропроизводителя (или фирмы), отрасли, регионов  и стран. Между всеми этими уровнями конкурентоспособности существует тесная внутренняя и внешняя зависимость. Товарная конкурентоспособность находится в прямой зависимости от разноплановых факторов. Среди них первостепенное значение имеют издержки производства, производительность и интенсивность труда, которые влияют на цену и качество изделий. Синтетическим показателем, который объединяет конкурентоспособность товара, товаропроизводителя, отраслевую конкурентоспособность и характеризует положение страны на мировом рынке, является показатель конкурентоспособности стран. В самом общем виде страновую конкурентоспособность можно определить, как способность страны в условиях свободной конкуренции производить товары и услуги, удовлетворяющие требованиям мирового рынка, реализация которых увеличивает благосостояние страны и отдельных ее граждан.

Почему в соперничестве стран  одни побеждают а другие терпят поражение, то есть, почему одни страны оказываются  более конкурентоспособными, чем другие? Этот вопрос уже несколько столетий волнует ведущих экономистов, политиков и просто образованных людей. Классическое объяснение данного явления принадлежит Дэвиду Рикардо. Он развил идею Адама Смита об абсолютном преимуществе (согласно которой страна экспортирует товар, если издержки производства для данного товара в ней ниже, чем в других странах) и создал концепцию сравнительного преимущества. Суть этой концепции состоит в том, что успех страны в конкретных областях промышленности объясняется максимально эффективным использованием факторов производства (рабочая сила, земля, капитал и природные ресурсы), причем рыночные силы сами направляют ресурсы страны туда, где они могут быть применены с максимальной эффективностью. Соответственно, страна получает сравнительное преимущество в тех отраслях, где интенсивно используются факторы, имеющиеся в изобилии. Продукция этих отраслей экспортируется, а импортируются те товары и услуги, в производстве которых страна испытывает сравнительный недостаток факторов. Однако в последнее время с развитием процессов глобализации и интеграции концепция сравнительных преимуществ на основе факторов производства уже далеко не всегда способна объяснить структуру экспорта и импорта стран. Возникла потребность в новой парадигме. Такая парадигма была создана Майклом Портером.

В своей теории Портер вводит понятие  «конкурентоспособности страны». Именно национальная конкурентоспособность, с его точки зрения, определяет успех или неуспех в конкретных отраслях производства и то место, которое страна занимает в системе мирового хозяйства. Национальная конкурентоспособность определяется способностью промышленности постоянно развиваться и производить инновации. Первоначально национальные компании добиваются конкурентного преимущества, изменяя основу, на которой они конкурируют. Удержать же им преимущество позволяет постоянное совершенствование товара, способа производства и других факторов, причем так быстро, чтобы конкуренты не смогли их догнать и перегнать. Конкуренция - это не равновесие, а постоянные перемены. Совершенствование и обновление отрасли - непрерывный процесс. Поэтому в основе объяснения конкурентного преимущества страны лежит роль страны базирования в стимулировании обновления и совершенствования (т. е. в стимулировании производства инноваций).

Таким образом, оказывается, что процесс  создания и поддержания конкурентоспособности  чрезвычайно локализован. Различия в экономике стран, в их культуре, населении, инфраструктуре, управлении, национальных ценностях и даже в истории - все это в той или иной степени влияет на конкурентоспособность национальных компаний. Портер показывает, что, несмотря на все возрастающее значение глобализации, национальная конкурентоспособность определяется набором факторов, зависящих от конкретных, локальных условий.

Конкурентное преимущество страны на международном рынке определяет некий набор детерминантов, «национальный  ромб», как называет его автор. Он включает в себя четыре компонента: 1) факторные условия, то есть те конкретные факторы (например, квалифицированная рабочая сила или инфраструктура), которые нужны для успешной конкуренции в данной отрасли. 2) Условия спроса, то есть каков на внутреннем рынке спрос на продукцию или услуги, предлагаемые данной отраслью. 3) Родственные и поддерживающие отрасли, т. е. наличие или отсутствие в стране родственных и поддерживающих отраслей, конкурентоспособных на международном рынке. 4) Стратегия хозяйствующего субъекта, ее структура и конкуренты, то есть каковы в стране условия, определяющие процесс создания управления фирм, и каков характер конкуренции на внутреннем рынке.

Существуют две дополнительные переменные, в значительной степени  влияющие на обстановку в стране: случайные  события (то есть те, которые руководство  фирмы не может контролировать) и государственная политика.

По мнению Портера, государства  должно играть роль своеобразного катализатора конкурентоспособности. Государство  при помощи своей политики может  оказывать влияние на все четыре компонента национального ромба, но это влияние может быть как положительным, так и отрицательным. Поэтому чрезвычайно важно четко сформулировать приоритеты государственной политики. Общими рекомендациями являются: поощрение идеологии развития, усиление конкуренции на внутреннем рынке, стимулирование производства инноваций.

В комплекс правительственных мер  по поддержанию и повышению конкурентоспособности  страны должны входить:

Воздействие правительства на факторные  условия: акцент на создании факторов (инфраструктуры, квалифицированной  рабочей силы, научно-конструкторских разработок и т. д.); грамотные политические решения в отношении рынков факторов и валютных рынков (налоговая и денежная политика, регулирование рынка энергоносителей и регламентирование процесса заключения коллективных договоров).

Воздействие правительства на условия  спроса: государственные закупки (стимулирование спроса на раннем этапе, внутренней конкуренции, производства инноваций); регламентация  изделий и процессов (создание четкой системы технических и технологических  стандартов для вытеснения с рынка некачественной продукции);  воздействие на структуру отраслей, выступающих в роли покупателей (политика правительства в отношении государственной собственности); стимулирование раннего или усложненного спроса (использование лизинговых механизмов и других форм непрямого кредитования); предоставление полной и качественной информации покупателям; введение технических стандартов (для обеспечения совместимости различных типов устройств); зарубежное присутствие и политические связи (классический пример - схема взаимодействия колония - метрополия).

Воздействие правительства на родственные  и поддерживающие отрасли: политика правительства в отношении СМИ; образование кластеров (в трактовке  Портера - создание вертикально-интегрированных  структур, объединяющих в себе различных членов технологической цепи от поставщиков сырья до производителей готовой продукции); региональная политика (стимулирование развития отстающих районов).

Воздействие правительства на стратегию, структуру и соперничество  фирм: интернационализация (поощрение международной ориентации и экспорта); воздействие на цели, как конкретных предпринимателей, так и целых фирм; регламентация соперничества внутри страны (антитрестовские законы, протекционизм и т. д.); образование новых фирм; торговая политика (надо открыть доступ на рынки и не злоупотреблять протекционизмом); привлечение зарубежных инвестиций.

Международный экономический форум  в своем докладе за 2000 г. приводит следующее определение страновой  конкурентоспособности, предложенное Центром международного развития Гарвардского университета (США): «... конкурентоспособность экономики определяется ее способностью достигать высоких темпов роста на устойчивой основе».

 

 

1.2 Подходы к реализации инновационной политики

Как отмечалось во введении «политика» это не понятие, а действие. С нашей точки зрения, под понятием «инновационная политика»,  можно понимать не столько формальное определение, сколько цели  и средства деятельности организованных сообществ, действующих в сфере управления наукой и высокими технологиями. Представление о целях и средствах активно действующих сообществ – субъектов инновационной политики  можно получить двумя способами: изучив основополагающие тексты сообществ (доктрины, концепции, планы и программы, монографии, научные статьи, публикации СМИ) и вступив с ними в различные типы взаимодействия (партнерство,  диалог, конкуренцию, конфликт, борьбу, войну и др.). 

Стратегии сообществ управляющих  сферой высоких технологий в России невозможно сформулировать в четком формате научного определения. С нашей точки зрения, одним из средств обеспечения безопасности данных сообществ является закрытие достоверных сведений о своей деятельности путем ее скрытия в огромном массиве бесполезной и вводящей в заблуждение информации. Открыто декларируемые цели и средства направлены на поддержание стабильности российского общества и формирование имиджа России на международной арене, но отнюдь не всегда соответствуют практической деятельности. Данная работа не претендует на презентацию всех данных сообществ (по экспертным данным в России активно действуют более 60 ключевых исследовательских и консалтинговых структур), но представлены будут наиболее перспективные, с нашей точки зрения, структуры, заинтересованные в данном направлении работ.

 

Геокультурный подход к реализации инновационной  политики

С нашей точки зрения,  понятие  «инновационная политика» для данного  сообщества равнозначно понятию  «геокультура», как набор средств  для воплощения в жизнь основных положений геокультурной методологии. Итак, с точки зрения сторонников данной методологии: «Геокультура – это смысл, форма и сфера деятельности человека, народов мира и государств в культурном масштабе на основе уважительного диалога, культуры мира и безопасности по поводу формулирования, уточнения и достижения личных, национальных и цивилизационных целей, идеалов, ценностей, интересов; сохранения, развития и защиты норм и традиций людей, семей, наций и обществ, их социальных институтов и сетей жизнеобеспечения от неприемлемых вызовов, рисков, опасностей и угроз».

 

Академический подход к реализации инновационной  политики

Считаем необходимым рассмотреть  «экономически ориентированное» понятие  «инновационная политика», которое  представлено в коллективной монографии «Инновации и экономический рост». В монографии рассмотрена динамика инновационной сферы переходного периода, характеризуется состояние основных производственных фондов в отраслях экономики, исследуются проблемы развития и методы стимулирования инноваций, а также пути совершенствования нормативно-правовой базы, обеспечивающей развитие научно-технического потенциала страны. Предложены методические подходы к формированию государственной инновационной политики. Научно-организационная работа по подготовке этой книги выполнена редакцией международного журнала «Общество и экономика». То что, введение для данной работы подписал Заместитель Председателя Правительства РФ В. Б. Христенко, подчеркивает эмпирическую ценность данного издания. С нашей точки зрения, в данной монографии  понятию «инновационной политики» соответствуют - «инновационная стратегия» и «стратегическое управление инновационным процессом»:

«Инновационная стратегия  – это набор правил и норм, определяющих процедуру изменения  системы отбора и реализации нововведений, как в технологии, так и в управлении технологией в соответствии с общественной ориентацией развития. Сверхзадача инновационной стратегии – максимально гармонизировать интересы участников инновационного процесса и разнонаправленных процессов. Выделяют следующие типы инновационных стратегий: «переноса» (Япония в послевоенный период), «заимствования» (Китай, страны Юго-Восточной Азии), «наращивания» (США, Великобритания, ФРГ, Франция)».

«Стратегическое управление инновационным  процессом направлено на изменение  целевых установок, системы приоритетов, системы экспертизы, системы организации и контроля эффективности процесса и норм, регулирующих инновационную деятельность. Стратегическое управление ставит своей целью гармонизировать вышеназванные параметры в том случае, если экономическая ситуация не адекватна действующей системе»

Информация о работе Инновационная политика в России