Идеология белорусского государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 16:44, контрольная работа

Краткое описание

Идеология (греч. ιδεολογία, от греч. ιδεα — прообраз, идея; и λογος — слово, разум, учение) – система концептуально оформленных взглядов и идей, выражающая интересы различных социальных классов, групп, обществ, в которой осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, а также либо санкционируются существующие в обществе формы господства и власти (консервативные идеологии)

Файлы: 1 файл

текст.docx

— 40.70 Кб (Скачать)

 

Введение

 

Идеология (греч. ιδεολογία, от греч. ιδεα — прообраз, идея; и λογος — слово, разум, учение) – система концептуально оформленных взглядов и идей, выражающая интересы различных социальных классов, групп, обществ, в которой осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, а также либо санкционируются существующие в обществе формы господства и власти (консервативные идеологии), либо обосновываются их преобразования (радикальные, революционные идеологии). После крушения Советского Союза, а вместе с ним и коммунистического мировоззрения, всё постсоветское пространство, в том числе и Беларусь, на какое-то время отказалось от идеологии в принципе. Однако создавшийся за эти годы идеологический вакуум, принесший деградацию ценностей и разлад в обществе, в скором времени ясно дал понять, что без эффективной и стройной идеологической системы построение сильного процветающего государства невозможно. Идеология – это мощное объединяющее средство, без которого любое государство разваливается, теряет свою монолитность, поэтому ни государство, ни партия, ни общественная организация не могут существовать без признания своими членами определённых целей, принципов и программ политического, экономического и социального развития. Идеология белорусского государства – это цели, задачи и принципы белорусского пути общественного развития, систематизированные и юридически закрепленные Республикой Беларусь.

Цель данной работы –  рассмотреть белорусскую политическую систему в контексте идеологии  белорусского государства и определить идеологические функции институтов государственного управления Республики Беларусь. Её актуальность заключается в том, что сформированные органы власти – президент, парламент, правительство – призваны действовать в интересах народа, экономического процветания страны, защищать суверенитет, национальную целостность. То, каким образом, с учётом каких факторов принимаются решения в управленческой сфере, на самом высоком политическом уровне, не может быть не интересно каждому гражданину, занимающему активную общественную позицию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Теоретическая часть

 

1. Белорусская  политическая система в контексте  идеологии белорусского государства

 

Говоря об идеологии белорусского государства, можно исходить из определения  идеологии как системы базовых  целей и ценностей, по которым достигнут общественный консенсус. Идеология белорусского государства направлена на: обеспечение сохранения в будущем Беларуси как суверенного государства в многополярном мире; обеспечение национальных интересов и национальной безопасности страны; обеспечение преемственности исторического и культурного развития государства, самоидентификации граждан; неконфронтационный характер идеологии, ее открытость мировому сообществу и общечеловеческим ценностям; утверждение системы ценностно-целевых установок, направленных на интеграцию общества по принципу “за”, а не “против”; объединение членов общества независимо от политических, конфессиональных, этнокультурных, демографических, гендерных различий и взглядов. Велика роль государства в обеспечении приоритетов национальной идеологии в области культуры, образования и воспитания, в формировании позитивных социально значимых установок.

Каковы же особенности  функционирования белорусской политической системы в контексте идеологии  белорусского государства? Существует множество моделей политической системы, но все они направлены на то, чтобы показать, как властные органы (точнее центры принятия политических решений) взаимодействуют с гражданами, или как часто говорят с  народом.

Политика начинается с  людей, с их совместной жизни. Когда  интересы, потребности, убеждения вступают в различные конфликты, возникают  политическая проблема. Однако государственные  институты не реагирует на конфликт до тех пор, пока проблема не выходит  на повестку дня органов власти. Повестка дня состоит из тех проблем, которые попадают в поле зрения политических лидеров и правительственных  должностных лиц. Но при этом важно, что "связующие институты" борются  за выдвижение своей проблемы на повестку дня политики (это отчетливо прослеживается в деятельности партий, общественных объединений, групп интереса). Различные  проблемы получают общественное звучание через различные общественные форумы, такие, как СМИ, избирательные кампании, референдумы.

Центры принятия политических решений осуществляют государственное  управление. «Государственное управление – это наука о характере и функциях государства и его правительства как органа, через который государство реализует свою власть, о целенаправленном курсе действий органов власти по формированию и реализации важнейших направлений государственной политики, о сущности и содержании процессов принятия политических (управленческих) решений.» (Решетников С.В. Теория процесса принятия управленческих решений: Монография. –Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь., 4 с.). Центры принятия важнейших государственных решений в Республике Беларусь: Президент Республики Беларусь, Правительство (Совет Министров), Парламент (Национальное собрание), система судов. Центры принятия политических решений реагируют на политическую повестку, вырабатывая государственную политику.

Государственная политика –  это целенаправленный курс институтов государственной власти на разрешение общественных проблем. Функционирование любой политической системы – это процесс переработки интересов и потребностей общественных групп в различные направления государственной политики, такие, как: промышленная, налоговая, кредитно-финансовая политика, политика в области предпринимательства и частного бизнеса, инвестиций, социальное обеспечение, образование, здравоохранение, экологическая политика, молодежная политика и т.д. Любое государственное решение прямо или косвенно касается каждого из нас.

Реализацией (имплементацией) политических решений занимаются органы государственного управления – административный аппарат различных ветвей власти на национальном и местном уровнях. Государственная политика воздействует на интересы, потребности, убеждения  граждан. Это создает новые проблемы, требующие принятия политических решений.

Изучение того, как работает политическая система, выводит нас  на ряд конкретных вопросов. Как  взаимодействуют политические лидеры и как они формулируют и  реализуют государственную политику? Достигают ли правительственные  действия поставленных целей? Кто выигрывает, а кто проигрывает от тех или  иных решений, и, в конце концов, отвечает ли проводимая политика интересам людей ?

Здесь следует разобраться  с функциями политической системы. Классическая, апробированная в сравнительных  исследованиях ряда государств мира модель функций политических институтов выглядит следующим образом.

1. Артикуляция (выражение)  индивидуальных и групповых интересов.  Носителем этой функции выступают  группы интереса. Применительно  к белорусским реалиям это  могут быть объединения предпринимателей  и наемных работников (профсоюзы), многочисленные негосударственные  общественные объединения (молодежные, ветеранские, творческие, экологические  и т.д.).

В настоящее время деятельность общественных формирований регламентируется Законом Республики Беларусь "Об общественных объединениях" (октябрь 1994 г.). После перерегистрации 1999 г. в  Республике Беларусь официально действует  свыше 1300 общественных объединений.

2. Агрегирование (обобщение)  интересов. Эту функцию выполняют  политические партии. Здесь происходит  селекция и объединение в единой  партийно-политической позиции разнообразных  интересов. В Республике Беларусь  зарегистрировано 18 политических партий.

Перечислим основные политические партии Беларуси, учитывая их примерную  расстановку в политическом спектре  от левых к правым силам: Коммунистическая партия Белоруссии, Белорусская патриотическая партия, Республиканская партия труда и справедливости, Белорусская партия труда, Аграрная партия, Республиканская партия, Белорусская социально-спортивная партия, Партия коммунистов Белорусская, Либерально-демократическая партия, Белорусская экологическая партия зеленых “БЭЗ”, Белорусская политическая партия “Зеленых”, Социал-демократическая партия народного согласия, Белорусская партия женщин “Надежда”, Партия “Беларуская сацыял-дэмакратычная Грамада”, Белорусская социал-демократическая партия (Народная Грамада), Объединенная гражданская партия, Партия Белорусского Народного Фронта, Консервативно-христианская партия БНФ.

Функции артикуляции и  агрегирования интересов должны выполняться институтами гражданского общества. В развитых демократических  политических системах гражданское  общество функционирует как сфера  жизни граждан, которая напрямую не зависит от государства, граждане способны создавать свои объединения, организации, организовывать самоуправление на местах. Институты гражданского общества выполняют функцию поиска общественного согласия. Они являются медиаторами – посредниками между  центрами принятия политических решений  и гражданами, народом. В условиях, когда институты гражданского общества не сформированы, функции выражения  интересов зачастую выполняются  административно-бюрократическим аппаратом.

3. Функция выработки политического  курса, стратегии общественного  развития. В белорусской политической  системе эта функция принадлежит  Президенту. Большую роль здесь  призваны выполнять институты  законодательной (Парламент –  Национальное собрание Республики  Беларусь) и исполнительной власти (Совет Министров), которые формируют  коллективные решения. 

В Республике Беларусь представительным и законодательным органом является Парламент – Национальное собрание, которое состоит из двух палат  – Палаты представителей и Совета Республики (см. главу 4 Конституции Республики Беларусь). Согласно Конституции Республики Беларусь Парламент определяет основные направления внутренней и внешней политики страны посредством реализации своей основной функции – принятия законов (Ст. 97. ч.2).

4. Реализация принятых  решений связана главным образом  с функционированием институтов  исполнительной власти, которые  организуют определенные мероприятия  и изыскивают необходимые ресурсы.  Исполнительную власть в Республике  Беларусь осуществляет Правительство  – центральный орган государственного  управления (Совет Министров). Правительство  состоит из Премьер-министра, его  заместителей и министров. В  его состав могут входить и  руководители иных республиканских  органов государственного управления. Правительство подотчетно Президенту  Республики Беларусь и ответственно перед Парламентом (см. главу 5 Конституции Республики Беларусь).

Органы исполнительной власти подразделяются на две группы:

1) административно-управленческий  аппарат (администрация): правительство,  министерства, комитеты, ведомства; 2) контрольно-надзорные  органы – органы внутренних  дел, служба безопасности, налоговая  полиция и т.д., особенностью которых  является применение принудительных  мер. 

Белорусский ученый Соколовский  А.А. выделяет особенности функционирования исполнительной власти: во-первых, подзаконность органов исполнительной власти – в отличие от законодательной власти, носящей первичный характер в области правотворчества, исполнительная власть имеет вторичный характер, ориентирована на исполнение закона; во-вторых, универсальность – органы исполнительной власти действуют непрерывно и на всей территории государства, что предполагает наличие системы органов исполнительной власти на центральном, региональном и местном уровнях; в-третьих, предметный характер – в отличие от законодательной и судебной ветвей власти, исполнительная осуществляет кадровое, финансовое и материальное обеспечение управленческой деятельности.

Полномочия исполнительной власти можно разделить на два  уровня. Первый уровень охватывает полномочия исполнительной власти, имеющие «глобальное» значение для жизни общества: охрана общественного порядка, обеспечение национальной (государственной) безопасности и интересов страны; регулятивно-управленческие полномочия – деятельность по руководству и управлению (экономикой, финансами, культурой, образованием, здравоохранением, обороной и т.д.); обеспечение прав и свобод граждан.

Второй уровень составляют полномочия инструментального характера (обеспечение реализации функции  первого уровня): нормотворчество (если норма Закона не регламентирует непосредственно  исполнительских действий, то она  требует уточнения, дальнейшей правовой регламентации в подзаконных  нормативных актах); оперативно-исполнительная функция (центральное звено деятельности органов исполнительной власти –  управленческое решение – это  индивидуальный властный акт, адресованный лицу или органу, призванному разрешить  определенную проблему); юрисдикционная функция.

5. Функция контроля, оценки  реализации политических решений  относится к деятельности судебной  ветви власти. В Беларуси существует  система высших судов: Конституционный суд, Высший хозяйственный суд, Верховный суд; и система общих судов: областные, Минский городской, районные (городские) суды.

Таким образом, система властных органов Республики Беларусь основана на разведении на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти и является централизованной в условиях унитарного государства. Главы местной исполнительной власти назначаются. В целом в Республике Беларусь местное управление и самоуправление состоит из следующих субъектов: местной администрации (т.е. исполнительная власть на местах), Советов депутатов (представительная избираемая власть) и органов территориального общественного самоуправления.

Вершину властной пирамиды возглавляет Президент. Согласно Конституции  Республики Беларусь Президент –  глава государства, гарант конституции, прав и свобод личности, верховный  главнокомандующий. Президент выполняет  функции арбитра между властями, обладает конституционными полномочиями во всех ветвях власти.

 

 

 

 

 

 

2. Идеологические функции институтов государственного управления Республики Беларусь

 

Идеологические функции  Президента

Согласно статье 79 Конституции  Президент является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина.

Формой участия Президента Республики Беларусь в обеспечении  формирования и функционирования идеологии  государства являются его обращения  с посланиями к белорусскому народу о положении в государстве  и об основных направлениях внутренней и внешней политики, а также  его обращения с ежегодными посланиями к Парламенту страны.

Информация о работе Идеология белорусского государства