Идеология белорусского государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 00:40, реферат

Краткое описание

Белорусское общество формировалось столетиями. Изменялись политические и социально-экономические условия, изменялись ценностные ориентации людей. Сегодня идет поиск идеологических ориентиров, соответствующих коренным интересам всех социальных групп общества. Взаимосвязь личных и групповых, коллективных и общественных интересов необходима для обеспечения устойчивого развития общества. Социально-экономический прогресс общества возможен на основе общечеловеческих отношений, идеалов и ценностей.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………….........3
1. Идеология социальной гармонии белорусского общества………...4
2. Базисные целевые ценности общества: понятие, структура и основное содержание…………………………………………………………….8
3. Базисные ценности личности: понятие, структура и основное содержание……………………………………………………………………………...10
Заключение………………………………………………………………………………….13
Список литературы ……………………………………………………………..………..14

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 90.50 Кб (Скачать)

Оглавление

 

Введение………………………………………………………………………………….........3

  1.  Идеология социальной гармонии белорусского общества………...4    

    2. Базисные целевые ценности общества: понятие, структура                  и основное содержание…………………………………………………………….8

    3. Базисные ценности личности: понятие, структура и основное содержание……………………………………………………………………………...10

Заключение………………………………………………………………………………….13

Список  литературы ……………………………………………………………..………..14

 

      Введение

      Белорусское общество формировалось столетиями. Изменялись политические и социально-экономические условия, изменялись ценностные ориентации людей. Сегодня идет поиск идеологических ориентиров, соответствующих коренным интересам всех социальных групп общества. Взаимосвязь личных и групповых, коллективных и общественных интересов необходима для обеспечения устойчивого развития общества. Социально-экономический прогресс общества возможен на основе общечеловеческих отношений, идеалов и ценностей. Они составляют основу идеологии развития общества. Зная их и повседневно используя, каждый гражданин будет иметь перспективы своего гражданского и профессионального становления, духовного развития и материального благосостояния.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Идеология социальной гармонии белорусского общества
 

     Вызовы времени, необходимость теоретического осмысления и практического решения крупномасштабных задач общественного развития, определение координат Беларуси в историческом процессе,  забота о ее достойном положении в мировом сообществе наций и государств заставляют учитывать такой важнейший фактор формирования идеологии белорусского общества и государства, как идентичность.

      Идентичность (лат. «identifico» -- отождествление) – своего рода самоопределенность конкретной общности,  позволяющая ей претендовать на собственный статус к другим общностям; осознание личностью своей принадлежности к определенной группе, своего статуса и роли. Своеобразным хранилищем идентичности нации выступает менталитет. Менталитет отражает социально-психологические установки и привычки сознания, способы видения и оценки окружающего мира, представления людей, принадлежащих к определенной историко-культурной общности. Яркое проявление менталитета белорусского общества в многообразном устном поэтическом народном творчестве. Фольклорные тексты отражают выработанные традиционной народной культурой стереотипные способы видения и оценки мира, тот «ментальный инструментарий», которым пользовались наши соотечественники на протяжении столетий. К примеру, выражающийся в устном поэтическом народном творчестве протест социальных несправедливостей исходит из необходимости отстаивания гуманистических ценностей добра, равенства, свободы и братства.  Осознавая нарушения в обществе этих основополагающих принципов жизнеустройства, народ выступал против произвола, но, прежде всего, не с позиции силы, разрушения и мщения, а с позиции созидания, совершенствования и взаимопонимания, основанных на гуманистических принципах. Яркое проявление черт мировидения мы находим в многообразных духовных стихах («Голубиная книга»; стихи на старозаветные и евангельские темы; стихи о святых и великомучениках; стихи о праведниках и грешниках и др.). В них проявляется ментальность, пронизанная  идеалами духовно ориентированного бытия, любви и самопожертвования во имя общего блага. Данная ментальная установка отличается от западного практицизма, в основе которого лежит принцип, согласно которому человек нуждается лишь в таких истинах, которые служат ему лично и непосредственно. Гуманистические принципы мировидения белорусского народа дают нам яркое представление о ценности и неповторимости жизни человека, его праве на защиту и о взаимоотношениях между людьми на принципах добра и справедливости, чести и равноправия, сострадания и милосердия.  Данный феномен духовной культуры, безусловно, следует учитывать в социальной политике, которую П.А. Сорокин называл «социальной медициной» и даже «учением о счастье». Некоторые авторы идентифицируют понятие «белорусский менталитет» с понятием «белорусский национальный характер». Понимают его  либо как присущий представителями данной нации набор личностных черт (концепция модальной личности), либо как систему основных, существующих в этносе представлений: установок, верований, ценностей, умонастроений (концепций социальной личности) и т.п. Менталитет и характер -- не синонимы. Отличие менталитета от национального характера в том, что последний, являясь составной частью ментальности, включает общие психофизиологические черты жизнедеятельности (определяемые принятой нацией системой ценностей). Понятие «менталитета» по содержанию гораздо шире, чем понятие «национального характера». При этом следует различать «национальный характер» как понятие и «национальный характер» как реальность, включающую стереотипы мышления, модели и образцы поведения, сознательное и бессознательное, язык.

       Национальный  характер белорусов – это устойчивая составляющая часть национальной психологии, которая представляет собой совокупность доминирующих черт и свойств в их когнитивном, эмоциональном и поведенческом воплощении.

       При всех спорах о сущности национального характера ясно, что, во-первых, он существует, и более того, составляет стержень национального самосознания, во-вторых, наследуется (в определенной степени) от предков и приобретается в процессе воспитания, в-третьих, национальный характер явственно проявляется в процессе социального взаимодействия.

       Возникает вопрос: каждый ли человек, принадлежащий  к данному народу, обладает типично  национальным характером? Ответ на этот вопрос дает введенная Кардинером в научный оборот категория «базовая личность», предполагающая наличие в каждой культуре доминирующего типа личности. Еще Сепир утверждал, что «культуры навязывают определенные стили поведения, включая позы и жесты».

       Арнольд Тойнби поставил вопрос перед западной цивилизацией: «Предстоит ли нам процесс упадка и распада как некий неизбежный рок, от которого ни одной цивилизации не уйти?». На свой вопрос он ответил отрицательно, полагая, что судьба цивилизации не определяется фатальными факторами, а решающим образом зависит от ее творческих сил. Применительно к Беларуси главными слагаемыми здесь выступают белорусская культурная традиция и основополагающие ценности восточнославянской цивилизации, высокий уровень духовности, потребность в общественно значимых идеалах, целях,  взаимопомощь, коллективизм, готовность трудиться для блага других людей и общества, отсутствие национальных и расовых предрассудков, доброжелательность и расположенность к людям; забота государства о народе и уважительное отношение народа к государству как особо важной жизненной ценности. Сбалансированность интересов  общества и государства, личности и общества, аккумулирующих энергию, инициативу индивидов и социальных групп, консолидирующих общество и объединяющих на решение вставших перед ним проблем, как представляется, -- суть идеологии социальной гармонии белорусского общества и государства.

       Это обусловлено рядом обстоятельств. Во-первых, объективными потребностями самой общественной жизни. Необходимость подъема ее качества для всех граждан создает потребность в мощной организованной силе, действующей от имени общества и в его интересах. Существует значительный перечень крупномасштабных социально экономических, политических, идеологических задач, которые  могут быть успешно решены только государством, либо при его участии. Следовательно, активная роль государства во всех сферах общества становится необходимой предпосылкой его поступательного развития.

       Во-вторых, процессом углубления социальной дифференциации общества и появления в нем достаточно стабильных групп частных интересов, заявляющих о себе и в области политики. Следовательно, существует проблема включения частных интересов в целостный общегражданский механизм без ослабления устоев общества и государства.

       В-третьих, проникновением в общественное сознание идей и концепций неолиберализма, где основной упор сделан на устранение государства из экономики, и тем более из неэкономических сфер общественной жизни в пользу рынка и «свободной игры рыночных сил».

       В-четвертых, это негативный опыт России, где государство отошло от приоритетной роли в выработке долгосрочной стратегии экономических реформ, преобразований в других областях общества и самоустранилось от выработки эффективной программы преодоления кризиса. Напомним, что подобная практика противоречит европейскому и американскому опыту борьбы с кризисными явлениями в экономике и обществе, когда государству отводится основное место.

       В-пятых, это ограждение процессов социально-исторической трансформации от вмешательства внешних сил; защита национально-цивилизованных и культурно-духовных устоев общественной жизни Беларуси.

       Сбалансированность  общегосударственных и личностных  интересов представляет качественно новый элемент идеологии социальной гармонии белорусского общества. По-новому определяется постановка проблемы духовной жизни, духовных ценностей, в отличие от либеральных и неолиберальных понятий, как известно, ограничивающихся проблематикой рынка, рыночных отношений, утверждающих накопление материального богатства и безудержный индивидуализм, прикрываемый фразами о свободе личности. Как свидетельствует практика, любые сбои в рыночных отношениях указывают на непрочность их идеалов. К примеру, в США появились публикации, авторы которых доказывают неразумность ставки на богатство в условиях нестабильного рынка. Р. Дж. Шиллер в монографии «Неразумное богатство» пишет: «Наши планы относительно будущего как отдельной личности, так и всего общества основываются на предполагаемом богатстве. Эти надежды могут лопнуть, а следом за ними исчезнет и богатство…У многих из нас это может вызвать вопрос о жизнеспособности нашей модели капитализма и институте рынка». Возврат к рыночной стабильности, на что направлена экономическая политика американской администрации, в случае успеха будет все же временным. Поэтому проблема системных преобразований, способных вывести американское общество из-под жесткого давления капиталистического рынка, постепенно утверждается в повестке дня.  В этой связи, следует предположить, что стратегическим вектором устойчивого общественного развития Республики Беларусь является духовное развитие человека в соответствии с разумным материальным достатком. Необходимы духовные ориентиры, способные придать многообразию в духовном развитии общества единство и гармонию. Определяющую здесь роль должна сыграть идеология социальной гармонии белорусского общества, основу которой составляют базисные целевые ценности общества и личности. 
 
 
 
 

2. Базисные целевые  ценности общества: понятие, структура  и основное содержание

      Мирная  жизнь людей, стабильность, равновесность социальной системы возможны лишь при условии выполнения ими определенных цивилизационных законов, норм и правил поведения, основу которых составляют базисные целевые ценности общества и личности. Базисными определяются ценности, которые являются нормативными для данного типа культуры или социальной системы. Они отражены и закреплены в Конституции Республики Беларусь. Основу их составляют социально-политический и социокультурный опыт исторического развития народа и государства.

      Базисные  целевые ценности общества: социальный мир, свобода, солидарность и справедливость. Они – ключевые сразу для трех идеологических измерений социума: во-первых, как цель, во-вторых, как свойство институционального порядка, в-третьих, как духовно-нравственное  начало социального взаимодействия граждан.

      Базисные  целевые ценности  общества –  социальный мир, свобода, солидарность и справедливость предполагают наличие важнейших их составляющих:

  • ценности социального порядка (социальной системы), обеспечивающие стабильность, равновесность социальной системе, предусматривающей взаимную ответственность гражданина и государства во имя всеобщего блага; ответственность государства за создание условий для свободного и достойного развития личности и ответственность граждан за неукоснительное исполнение обязанностей, возлагаемых на них обществом;
  • ценности экономического порядка, придающие эффективность и динамику развития экономической системе, справедливость распределения материальных благ на основе: порядка собственности (равенства и разнообразия форм собственности и их эффективность); порядка валютной системы (стабильность, конвертируемость); порядка конкуренции (соревнование; антимонопольное законодательство, добросовестная конкуренция и реклама); порядка трудовых (экономических) отношений (социальное партнерство); порядка внешнеэкономических отношений (многовекторность);
  • ценности равенства, обеспечивающие равные условия и возможности для всех;
  • ценности свободы, ускоряющие тенденции развития духовно-нравственного потенциала общества;
  • ценности социального развития, ориентирующие на развитие интеллектуального потенциала.

Основные  принципы социальной защиты граждан: 

Обеспечение прав и     Социальная справедливость        Адресность          Комплексность

свобод личности

 

Назначение  системы социальной защиты населения состоит в том, чтобы на основе нормативно-правовых, экономических, социально-психологических, организационно-технических средств и рычагов осуществлять поддержку и помощь нуждающимся в этом группам населения и отдельным гражданам.

      Социальная  защита представляет собой, с одной  стороны, функциональную систему, то есть систему направлений, по которым она осуществляется, а с другой, - институциональную, то есть систему институтов, ее обеспечивающих (государство, суд, профсоюзы, другие общественные организации).

      В полном своем проявлении социальная защита включает  следующие направления:

  • обеспечение членам общества прожиточного минимума и оказание материальной помощи тем, кому в силу объективных причин она необходима, защита от факторов, снижающих жизненный уровень;
  • создание условий, позволяющих гражданам беспрепятственно зарабатывать себе средства для жизни любыми, не противоречащими закону способами;
  • создание условий, обеспечивающих удовлетворение определенного минимума (в объеме общественных возможностей и с учетом национально-исторической специфики) потребностей граждан в образовании, медицинской помощи и т.д.;
  • обеспечение благоприятных условий труда для наемных работников, защита их от негативных воздействий индустриального производства;
  • защита граждан  от преступных посягательств;
  • защита гражданских и политических прав и свобод, соответствующих принципам правового, демократического государства;
  • защита от политического преследования и административного произвола;
  • обеспечение духовной жизни.

      На  социальное обеспечение, помимо ассигнований из государственного бюджета, направляются ресурсы внебюджетного Фонда социальной защиты населения, который формируется за счет взносов  на государственное социальное страхование (35 % от фонда оплаты труда для нанимателей и 1 % от индивидуальной заработной платы работающих граждан).

Информация о работе Идеология белорусского государства