Государственные институты и формирование идеологии белорусского государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2011 в 21:35, контрольная работа

Краткое описание

Белорусский институт президентства в своей основе содержит французскую модель. Современное представление о президентстве основывается на отождествлении его с Главой государства.

Институт президентства является одним из основных элементов государственной власти в странах с республиканской формой правления: всего 143 страны, из них 140 - члены ООН.

Оглавление

1. Президент - Глава государства Республики Беларусь и формирование идеологии белорусского государства.

2. Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь в контексте идеологии белорусского государства.

3. Правительство - Совет Министров Республики Беларусь в идеологии белорусского государства.

4. Местное управление и самоуправление в идеологических процессах.

Файлы: 1 файл

Государственные институты и формирование идеологии белорусского государства.docx

— 23.91 Кб (Скачать)

«Государственные институты и формирование идеологии белорусского государства»

МИНСК, 2008

СОДЕРЖАНИЕ

1. Президент - Глава государства Республики Беларусь и формирование идеологии белорусского государства.

2. Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь в контексте идеологии белорусского государства.

3. Правительство - Совет Министров Республики Беларусь в идеологии белорусского государства.

4. Местное управление и самоуправление в идеологических процессах.

1. Президент - Глава государства Республики Беларусь и формирование идеологии белорусского государства

Именно статус, полномочия и функции Главы государства  предопределяют ведущую роль Президента в формировании и проведении адекватной идеологии белорусского государства.

И хотя основные принципы идеологии белорусского государства  сформулированы в Конституции, но сами по себе они не могут быть реализованы.

Сам термин «президент»  происходит от латинского слова «praesidens», т.е. «сидящий впереди». В античные времена  президентом называли председательствующих на различных собраниях. Термин «президент»  по отношению к главе государства  начал употребляться только с  конца XVIII века, когда был учрежден первый институт президентства в  США.

Белорусский институт президентства в своей основе содержит французскую модель. Современное  представление о президентстве  основывается на отождествлении его  с Главой государства.

Институт президентства  является одним из основных элементов  государственной власти в странах  с республиканской формой правления: всего 143 страны, из них 140 - члены ООН.

Президент - Глава  государства уполномочен формировать  и идеологическую доктрину белорусского государства. Для этого у Главы  государства имеются необходимые  полномочия: обеспечивать взаимодействие ветвей власти, преемственность и  стабильность в работе государственных  органов, а также представлять Беларусь внутри страны и в международных  отношениях, а его правовые акты не нуждаются в контрассигнации (т.е. предварительном согласовании).

Президент Республики Беларусь по Конституции занимает особое место в государственном механизме  и системе разделения властей: в  организационном отношении он самостоятелен (избирается народом), не включен ни в одну из ветвей власти и не несет политической ответственности перед ними.

Глава государства  оказывает инициирующее влияние  на формирование идеологии белорусского государства и определяет структуру  идеологической сферы общества. Обладая  широким кругом прерогатив высшей исполнительной власти, он же определяет основные направления  идеологии во внутренней и внешней  политике государства. Указы и Декреты  Президента содержат идеологические положения, определяющие конкретные действия правительства. Нормативные акты Главы государства  определяют идеологию формирования социально ориентированной экономики, реализации общественных интересов  и потребностей.

Белорусская президентская  модель власти имеет свою специфику  при президентской системе правления, которая выражается в следующем:

- полномочия  особого института президентской  власти во всех сферах государственного  управления;

- объединяет  все власти для согласованного  и эффективного функционирования;

- посредничество  Президента выведено за сферу  публичных властей и распространено  на отношения органов государственной  власти, государства и общества;

- президентские  полномочия с точки зрения  разделения властей не вписываются  в классическую триаду власти  и в Конституции выделены в  отдельную главу.

Главные отличительные  черты белорусской модели президентства, своеобразие белорусской концепции  разделения властей заключается  в признании президентской власти в качестве четвертой ветви власти.

Президентские полномочия, по существу, охватывают все  направления организации и осуществления  государственной власти и, тем самым, обеспечивают прямое влияние на формирование идеологии законодательной, судебной и, в особенности, исполнительной власти и госаппарата.

Родоначальником идеи о необходимой конституционности  четвертой ветви власти считается  французский политический деятель  Б. Констан (1767-1830), который разработал учение о четырех властях для  пересмотра и развития представлений  о разделении властей в конституционной  монархии. Суть концепции в том, что  три классические ветви власти следует  дополнить еще одной, которая  заботилась бы о бесконфликтном, согласованном  функционировании других властей.

Наделение Президента Республики Беларусь таким «вневластным»  статусом и объемом полномочий позволяет  осуществлять конституционные функции  по формированию идеологии основных направлений внутренней и внешней  политики, защиты суверенитета, национальной безопасности и территориальной  целостности, поддержки стабильности в государстве, гражданского мира, а  также обеспечения единства государственной  власти, устойчивого управления и  согласованного функционирования ветвей власти.

Однако президентская  деятельность не бесконтрольна. В Конституции  закреплена система сдержек и  противовесов. Назначения на ключевые посты производятся с согласия Парламента, нормотворческая - может быть проведена  на соответствие Конституции. Парламент  обладает правом преодоления вето Президента, ратификации подписанных им международных  договоров, утверждения указов и  декретов. В случае совершения государственной  измены или иного тяжкого преступления Президент может быть смещен с  должности в порядке импичмента.

Президент Беларуси выполняет по Конституции следующие  идеологические функции:

Во-первых, гарантийную. Президент - гарант самой Конституции, суверенитета, независимости и территориальной целостности государства, прав и свобод человека и гражданина, экономической и политической стабильности. Данная формула не имеет ни оговорок, ни ограничений. Поэтому общество вправе ожидать, что Президент предпримет все меры для защиты как Конституции в целом, так и каждой конституционной статьи в отдельности.

Во-вторых, арбитражно-интегративную функцию как исходную из «вневластного» характера президентской власти. Конституция ставит Президента в качестве арбитра в отношениях между ветвями власти для согласованного взаимодействия, стабильного сотрудничества и единства, а не в качестве лица, сосредотачивающего в своих руках властные полномочия других ветвей власти.

В-третьих, контрольную функцию. Она обеспечивается контрольными полномочиями Президента по Конституции или установленными им фактически: отчетность правительства, прямое подчинение ряда министерств и ведомств Главе государства, отмена нормативных актов правительства - это в отношении исполнительной власти; а в отношении Парламента и Суда - это фактически складывающиеся отношения. Например, приостановление Президентом действия решений Советов, постановка вопроса перед Конституционным Судом о наличии фактов систематического и грубого нарушения Палатами Парламента Конституции. Всё это подтверждает реальный контроль Главы государства в идеологическом управлении обществом.

Таким образом, институт президентства в Беларуси является ведущим органом власти в формировании идеологии белорусского государства, а Президент - Глава  государства является не только юридическим, но и фактическим идеологическим лидером белорусского государства  при поддержке населения страны.

2. Парламент - Национальное  собрание Республики  Беларусь в контексте  идеологии белорусского  государства

Место и роль Парламента Беларуси в идеологии государства определено Конституцией и Законом «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь» от 4 января 2003 г.

Национальное  Собрание является высшим представительным и законодательным органом и  состоит из двух палат: Палаты представителей от избирателей и Совета Республики - Палаты территориального представительства.

На основе статуса  полномочий Парламент играет в идеологии  двоякую роль: учувствует одновременно и в её формировании, и в практической реализации. Именно от эффективности  и целенаправленной деятельности депутатского корпуса зависят, какие в белорусском  обществе будут торжествовать идеи, ценности, взгляды и модели идеологической культуры.

Представительная  функция Парламента в структуре институтов власти означает, что в его составе работают избираемые народом и частично назначаемые его представители, которые получили право от имени народа принимать законы и представлять интересы людей.

Законодательная функция означает, что основная задача Парламента - законотворческая.

Впервые слово  «парламент» появилось в Англии (parliament), хотя корень слова французский (parler - говорить).

Представительные  и законодательные органы имеют  богатую историю. Они существовали в Древней Греции и Риме. В Великом  Княжестве Литовском основными  властными структурами были «Великий вальный сейм» и «Гаспадарчая рада».

Нельзя не заметить того, и это естественно, что двухпалатный парламент имеет и «двухпалатную» идеологию. Это объективно при различии объема и направленности их ролей  в Парламенте.

Кроме этого, в  Палате представителей работают на профессиональной основе в отличие от членов Совета Республики.

Идеология места, роли и полномочий Парламента зависят  от формы правления в государстве. В парламентских республиках  Парламент формирует и контролирует правительство, издает законы, утверждает госбюджет и т.д. В президентских  республиках полномочия парламентов  значительно меньше.

Наиболее наглядно роль Парламента в сфере идеологии  отражают его основные полномочия в  конкретных направлениях деятельности.

Первое - законотворческое. Именно для этого и создаются парламенты. Благодаря тому, что документы разрабатывают, обсуждают и принимают законы, направленные на решение проблем, стоящих перед обществом, и формируется идеология государства по реализации интересов, потребностей и ценностей избирателей.

Именно в парламентах  представлены и сталкиваются разнообразные  интересы различных социальных и  национальных групп, национальных общностей  и на более высоком уровне проявляются  идеологические позиции и взгляды.

Второе - представительское. Данное направление означает, что депутаты являются выразителями интересов и воли народа, всей совокупности идеологических притязаний граждан государства.

Третье - идеологическое направление, значение которого постоянно растет. С одной стороны, депутаты убеждают своих избирателей в ценности тех или иных идей, подходов, позиций, идеалов, тех взглядов, с которыми и пришли в парламент. С другой стороны, идеологическое информирование населения, воздействие на общественное мнение реализуется в каждом конкретном случае, когда необходимо осуществить изменение в какой-то области жизни и закрепить их в законодательных актах. Тем же идеологическим целям служат многочисленные встречи депутатов с избирателями, их выступления в СМИ.

Четвертое - контроль за деятельностью исполнительной власти, что служит интересам государства и общества, содействует эффективности соблюдения законов, формированию государственной идеологии.

В качестве основных факторов формирования идеологии белорусского государства, в становлении которых  принимает участие парламент, выделяются следующие:

- совершенствование  социальных отношений и политической  системы общества на основе  формирования гражданского общества, утверждения принципов демократии, самоуправления, социальной справедливости  во всех сферах общественной  жизни, повышения социально-политической  активности различных структур  общества;

- обогащение  духовной жизни граждан республики, их политической. Нравственной, профессионально,  художественной культуры на основе  дальнейшего развития образования,  культуры, науки, искусства, литературы;

- развитие производства, повышение благосостояния людей,  утверждение всех форм собственности  и т.д.

Определяющим  фактором все-таки является сама политическая жизнь. Именно она есть основной объект законодательного регулирования парламентов  всех стран.

3. Правительство - Совет  Министров Республики  Беларусь в идеологии  белорусского государства.

Правительство - специализированный исполнительный и распорядительный орган любой  государственной власти.

Информация о работе Государственные институты и формирование идеологии белорусского государства