Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2011 в 21:35, контрольная работа
Белорусский институт президентства в своей основе содержит французскую модель. Современное представление о президентстве основывается на отождествлении его с Главой государства.
Институт президентства является одним из основных элементов государственной власти в странах с республиканской формой правления: всего 143 страны, из них 140 - члены ООН.
1. Президент - Глава государства Республики Беларусь и формирование идеологии белорусского государства.
2. Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь в контексте идеологии белорусского государства.
3. Правительство - Совет Министров Республики Беларусь в идеологии белорусского государства.
4. Местное управление и самоуправление в идеологических процессах.
«Государственные институты и формирование идеологии белорусского государства»
МИНСК, 2008
СОДЕРЖАНИЕ
1. Президент - Глава государства Республики Беларусь и формирование идеологии белорусского государства.
2. Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь в контексте идеологии белорусского государства.
3. Правительство - Совет Министров Республики Беларусь в идеологии белорусского государства.
4. Местное управление и самоуправление в идеологических процессах.
1. Президент - Глава государства Республики Беларусь и формирование идеологии белорусского государства
Именно статус, полномочия и функции Главы государства предопределяют ведущую роль Президента в формировании и проведении адекватной идеологии белорусского государства.
И хотя основные принципы идеологии белорусского государства сформулированы в Конституции, но сами по себе они не могут быть реализованы.
Сам термин «президент» происходит от латинского слова «praesidens», т.е. «сидящий впереди». В античные времена президентом называли председательствующих на различных собраниях. Термин «президент» по отношению к главе государства начал употребляться только с конца XVIII века, когда был учрежден первый институт президентства в США.
Белорусский институт президентства в своей основе содержит французскую модель. Современное представление о президентстве основывается на отождествлении его с Главой государства.
Институт президентства является одним из основных элементов государственной власти в странах с республиканской формой правления: всего 143 страны, из них 140 - члены ООН.
Президент - Глава
государства уполномочен
Президент Республики
Беларусь по Конституции занимает особое
место в государственном
Глава государства
оказывает инициирующее влияние
на формирование идеологии белорусского
государства и определяет структуру
идеологической сферы общества. Обладая
широким кругом прерогатив высшей исполнительной
власти, он же определяет основные направления
идеологии во внутренней и внешней
политике государства. Указы и Декреты
Президента содержат идеологические положения,
определяющие конкретные действия правительства.
Нормативные акты Главы государства
определяют идеологию формирования
социально ориентированной
Белорусская президентская
модель власти имеет свою специфику
при президентской системе
- полномочия
особого института
- объединяет
все власти для согласованного
и эффективного
- посредничество
Президента выведено за сферу
публичных властей и
- президентские
полномочия с точки зрения
разделения властей не
Главные отличительные
черты белорусской модели президентства,
своеобразие белорусской
Президентские
полномочия, по существу, охватывают все
направления организации и
Родоначальником
идеи о необходимой
Наделение Президента Республики Беларусь таким «вневластным» статусом и объемом полномочий позволяет осуществлять конституционные функции по формированию идеологии основных направлений внутренней и внешней политики, защиты суверенитета, национальной безопасности и территориальной целостности, поддержки стабильности в государстве, гражданского мира, а также обеспечения единства государственной власти, устойчивого управления и согласованного функционирования ветвей власти.
Однако президентская
деятельность не бесконтрольна. В Конституции
закреплена система сдержек и
противовесов. Назначения на ключевые
посты производятся с согласия Парламента,
нормотворческая - может быть проведена
на соответствие Конституции. Парламент
обладает правом преодоления вето Президента,
ратификации подписанных им международных
договоров, утверждения указов и
декретов. В случае совершения государственной
измены или иного тяжкого преступления
Президент может быть смещен с
должности в порядке
Президент Беларуси выполняет по Конституции следующие идеологические функции:
Во-первых, гарантийную. Президент - гарант самой Конституции, суверенитета, независимости и территориальной целостности государства, прав и свобод человека и гражданина, экономической и политической стабильности. Данная формула не имеет ни оговорок, ни ограничений. Поэтому общество вправе ожидать, что Президент предпримет все меры для защиты как Конституции в целом, так и каждой конституционной статьи в отдельности.
Во-вторых, арбитражно-интегративную функцию как исходную из «вневластного» характера президентской власти. Конституция ставит Президента в качестве арбитра в отношениях между ветвями власти для согласованного взаимодействия, стабильного сотрудничества и единства, а не в качестве лица, сосредотачивающего в своих руках властные полномочия других ветвей власти.
В-третьих, контрольную функцию. Она обеспечивается контрольными полномочиями Президента по Конституции или установленными им фактически: отчетность правительства, прямое подчинение ряда министерств и ведомств Главе государства, отмена нормативных актов правительства - это в отношении исполнительной власти; а в отношении Парламента и Суда - это фактически складывающиеся отношения. Например, приостановление Президентом действия решений Советов, постановка вопроса перед Конституционным Судом о наличии фактов систематического и грубого нарушения Палатами Парламента Конституции. Всё это подтверждает реальный контроль Главы государства в идеологическом управлении обществом.
Таким образом,
институт президентства в Беларуси
является ведущим органом власти
в формировании идеологии белорусского
государства, а Президент - Глава
государства является не только юридическим,
но и фактическим идеологическим
лидером белорусского государства
при поддержке населения
2. Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь в контексте идеологии белорусского государства
Место и роль Парламента Беларуси в идеологии государства определено Конституцией и Законом «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь» от 4 января 2003 г.
Национальное Собрание является высшим представительным и законодательным органом и состоит из двух палат: Палаты представителей от избирателей и Совета Республики - Палаты территориального представительства.
На основе статуса полномочий Парламент играет в идеологии двоякую роль: учувствует одновременно и в её формировании, и в практической реализации. Именно от эффективности и целенаправленной деятельности депутатского корпуса зависят, какие в белорусском обществе будут торжествовать идеи, ценности, взгляды и модели идеологической культуры.
Представительная функция Парламента в структуре институтов власти означает, что в его составе работают избираемые народом и частично назначаемые его представители, которые получили право от имени народа принимать законы и представлять интересы людей.
Законодательная функция означает, что основная задача Парламента - законотворческая.
Впервые слово «парламент» появилось в Англии (parliament), хотя корень слова французский (parler - говорить).
Представительные и законодательные органы имеют богатую историю. Они существовали в Древней Греции и Риме. В Великом Княжестве Литовском основными властными структурами были «Великий вальный сейм» и «Гаспадарчая рада».
Нельзя не заметить
того, и это естественно, что двухпалатный
парламент имеет и «
Кроме этого, в Палате представителей работают на профессиональной основе в отличие от членов Совета Республики.
Идеология места,
роли и полномочий Парламента зависят
от формы правления в государстве.
В парламентских республиках
Парламент формирует и
Наиболее наглядно роль Парламента в сфере идеологии отражают его основные полномочия в конкретных направлениях деятельности.
Первое - законотворческое. Именно для этого и создаются парламенты. Благодаря тому, что документы разрабатывают, обсуждают и принимают законы, направленные на решение проблем, стоящих перед обществом, и формируется идеология государства по реализации интересов, потребностей и ценностей избирателей.
Именно в парламентах представлены и сталкиваются разнообразные интересы различных социальных и национальных групп, национальных общностей и на более высоком уровне проявляются идеологические позиции и взгляды.
Второе - представительское. Данное направление означает, что депутаты являются выразителями интересов и воли народа, всей совокупности идеологических притязаний граждан государства.
Третье - идеологическое направление, значение которого постоянно растет. С одной стороны, депутаты убеждают своих избирателей в ценности тех или иных идей, подходов, позиций, идеалов, тех взглядов, с которыми и пришли в парламент. С другой стороны, идеологическое информирование населения, воздействие на общественное мнение реализуется в каждом конкретном случае, когда необходимо осуществить изменение в какой-то области жизни и закрепить их в законодательных актах. Тем же идеологическим целям служат многочисленные встречи депутатов с избирателями, их выступления в СМИ.
Четвертое - контроль за деятельностью исполнительной власти, что служит интересам государства и общества, содействует эффективности соблюдения законов, формированию государственной идеологии.
В качестве основных факторов формирования идеологии белорусского государства, в становлении которых принимает участие парламент, выделяются следующие:
- совершенствование
социальных отношений и
- обогащение
духовной жизни граждан
- развитие производства,
повышение благосостояния
Определяющим фактором все-таки является сама политическая жизнь. Именно она есть основной объект законодательного регулирования парламентов всех стран.
3. Правительство - Совет Министров Республики Беларусь в идеологии белорусского государства.
Правительство - специализированный исполнительный и распорядительный орган любой государственной власти.
Информация о работе Государственные институты и формирование идеологии белорусского государства