Основы идеологии белорусского государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 16:16, контрольная работа

Краткое описание

Экономика – является основой для развития любого государства, условием стабильности и эффективной деятельности общества, определяющим уровень и качество жизни людей.

Оглавление

Теоретические задания

1. Белорусская экономическая модель – компонент идеологии

белорусского государства



2. Информационно-идеологическое обеспечение внешней политики





Литература

Файлы: 1 файл

Контрольная основы иделогии РБ.doc

— 166.00 Кб (Скачать)


24

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Основы идеологии белорусского государства»

 

 

 


Введение                                                                                                                                                                    

Теоретические задания

1.            Белорусская экономическая модель – компонент идеологии

белорусского государства                                                                                                                        

 

2.            Информационно-идеологическое обеспечение внешней политики                     

 

 

Литература                                                                                                                                                                 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Экономика – является основой для развития любого государства, условием стабильности и эффективной деятельности общества, определяющим уровень и качество жизни людей. Экономика, как системное единство отношений производства, обмена, распределения и потребления, воздействует на политику как прямо, так и косвенно, обусловливая направленность идеологии, характер действующих политических институтов, политических отношений и идеологических учреждений. Экономика является базой и определяющим элементом при разработке идеологии государства.

При общей самодостаточности экономика эффективно функционирует лишь в рамках определенного социального порядка и при условии стабильности сфер общественной жизни, т.е. экономика не существует вне общества и вне государства.

Экономика, политика и идеология – взаимно обуславливающие друг друга сферы жизни общества и государства, в которых концентрируется социально-политическая, духовная и материальная деятельность различных социальных субъектов.

Государство формирует правовую базу и условия для эффективного функционирования экономики, стимулирует экономический рост, защищает конкуренцию, регулирует уровень занятости и т.д. Таким образом, государство играет центральную роль в экономической жизни общества, обеспечивает эффективность экономической системы. Его деятельность, как правило, связана с производством общественных благ, экономическим и социальным регулированием, развитием конкурентной среды, распределением доходов. Цели и задачи, меры государственного воздействия на экономические и социальные процессы находят отражение в экономической политике государства.

Также деятельность государства осуществляется исходя и из его идеологии, которая упорядочивает все сферы общества. А воплощение общепризнанных идей через реализацию политического курса зависит от множества факторов, в том числе и от экономических ресурсов.

Главной причиной и движущей силой развития экономики являются потребности как индивидов, так и общества. При этом основополагающие подходы к развитию экономики базируются на концепциях государства, отношениях между государством, рынком и понятием гражданства. Идеология экономического развития прямо связана с той ролью, которую государство выполняет в жизни общества. При этом природу взаимоотношений государства, экономики и идеологии невозможно описать в отрыве от конкретной исторической эпохи.

Экономическая политика – это система хозяйственных мероприятий, проводимых государственной властью для достижения определенных целей, т.е. это поведение государства в отношении экономики страны.

Экономическая политика государства может противоречить интересам отдельных групп, что требует широкомасштабной пропаганды со стороны государства, разъяснения того, что отраженный в экономической политике курс социально-экономического развития страны является воплощением общего интереса, т.е. служит интересам большинства, а не отдельных групп общества.

Концептуальная основа экономической политики – это компромисс между многочисленными интересами разнообразных социальных групп в целях достижения максимального блага в рамках существующего строя. Экономическая политика государства должна соответствовать условиям, целям и возможностям, имеющимся в стране. Цели экономической политики формируются, исходя из потребностей всего общества на определенных этапах его развития. Это сложный процесс, связанный с определением стратегических направлений социально-экономического развития, принятием соответствующих решений и разработкой механизма их реализации.

Белорусская модель социально ориентированной рыночной экономики в ее завершенном виде – это высокоэффективная экономика с развитым предпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным государственным регулированием, заинтересовывающим предпринимателей в расширении и совершенствовании производства, а наемных работников – в высокопроизводительном труде.

 


Теоретические задания

 

1.      Белорусская экономическая модель – компонент идеологии белорусского государства.

 

На современном этапе развития белорусское государство призвано обеспечить устойчивую жизнеспособность и эффективность национальной экономики, устойчивое социально-экономическое развитие. Его важнейшими задачами являются:

-         становление и развитие социально ориентированной рыночной экономики;

-         повышение благосостояния народа до уровня европейских стандартов и формирование целостного, социально и духовно развитого человека, человека творческого и деятельного, инициативного и предприимчивого;

-         обеспечение постепенного перехода к постиндустриальному, информационному обществу на основе реализации достижений науки, новых, высокоэффективных технологий

-         создание эффективного правового государства в органическом единстве с формированием и развитием гражданского общества.

Поступательное развитие белорусской экономики находит свое отражение в идеологии белорусского государства, в идеологических ориентирах, представляющих собой систему целей развития нашей экономики, учитывающих политическую, экономическую, социальную, экологическую ситуацию в республике.

Процесс формирования и развития социально ориентированной рыночной экономики в Республике Беларусь связан с процессами утверждения гражданского общества, политической демократии, правового государства. Он неотделим от современных решений в области политики, идеологии, социальной сферы.

Выработка теоретических основ формирования белорусской модели социально-экономического развития потребовала изучения и обобщения зарубежного опыта функционирования рыночной экономики, сложившихся в мировой практике моделей рыночной экономики, их характеристик и возможностей использования в условиях белорусской экономики.

Как показывает опыт, экономически развитых стран и, в первую очередь, ведущих стран Европы, их модели формировались в рамках общей рыночной идеологии и под влиянием политических и социальных идей либералов, консерваторов, социалистов, марксистов, коммунистов, которые отражались в моделях рыночных экономик в их многочисленных переплетениях и модификациях. Сегодня можно выделить различные модели рыночной экономики, например, либеральную, социал-демократическую, социально ориентированную.

Идеи развития либеральной модели основаны на абсолютном преобладании частной собственности, максимальной свободе субъектов рынка, незначительных масштабах государственного регулирования экономики, невысоких долей госбюджета в ВВП и социального обеспечения в структуре государственных расходов.

Характерными чертами социально-демократических моделей являются: предельная социализация, какая возможна в условиях рыночной экономики; значительная доля государственного сектора, в котором преобладают объекты социального назначения; превышающая 50 %, доля государственного бюджета в ВВП; финансирование за счет средств госбюджета развития социальной сферы; регулирование уровня безработицы,  трудовых отношений на национальном уровне.

Социально-ориентированные модели отличаются высокой долей государственной собственности, широкими масштабами государственного регулирования, государственной поддержкой малого и среднего бизнеса, высокой долей госбюджета в ВВП, развитой системой социальной поддержки, наличием института производственной демократии.

В завершенном виде модель социально ориентированной рыночной экономики позволяет сочетать свободную частную инициативу, конкуренцию с активной ролью государства, эффективность с высоким уровнем социальной защиты населения.

Однако, в настоящее время нет универсальной модели экономики. Это объясняется целым рядом обстоятельств: специфическими условиями развития каждой страны; особенностями хозяйственной жизни; структурой экономики, территориального размещения, наличием ресурсного потенциала, национальными традициями, менталитетом и др.

Основываясь на зарубежном опыте, используя приемлемые для нашей республики идеи формирования различных моделей национальных экономик, Республика Беларусь строит свою модель социально ориентированной рыночной экономики. Эта модель сохраняет в себе традиционные принципы функционирования рыночной экономики и специфику национальной экономики, традиции народа, его менталитет. Преобладающими остаются такие черты, как коллективизм и взаимопомощь, социальная справедливость.

Находясь в составе бывшего Советского Союза, Беларусь была одной из наиболее благополучных его республик. Вместе с тем, развиваясь как глубоко и широко интегрированная часть народнохозяйственного комплекса СССР, республика была зависимой от него как по источникам материально-технических ресурсов, так и по рынкам сбыта готовой продукции. Вся структура народного хозяйства была сориентирована на вывоз продукции в другие регионы и не приспособлена к достаточному удовлетворению собственных потребностей.

Одной из существенных особенностей экономики республики советского периода был экстенсивный путь ее развития. Сравнительно высокие темпы роста производства сопровождались еще более высокими темпами ресурсопотребления. Основные показатели эффективности, такие, как производительность труда, фондоотдача, материалоемкость снижались на протяжении последних 20 лет. Ежегодно снижался прирост продукции на 1 рубль капитальных вложений, и за 20 лет он снизился примерно наполовину. Лишь благодаря крайне низким ценам в сравнении с мировыми на энергетические и сырьевые ресурсы и ценам на готовую продукцию, приближенным к мировым, республика имела благоприятный торговый и платежный баланс. Республику отличала неразвитая социальная сфера и сфера услуг, на долю которых приходилось 16 % национального дохода.

Отягощающее влияние на экономику республики оказала и катастрофа на ЧАЭС.

Первые шаги на пути строительства суверенного белорусского государства, его социально-экономического развития, были сложными и противоречивыми. Это объясняется:

-    разрывом хозяйственных связей;

-    резким изменением внешнеэкономических условий и утратой традиционных рынков сбыта продукции, закупок сырья и материалов

-    нарушением планового управления экономикой раньше, чем сформировались другие структуры;

-    отсутствием государственной идеологической политики в экономической сфере и ее рыночных преобразованиях;

-    отсутствием теории трансформации командно-административной системы в рыночную экономику;

-    политической, экономической, социальной, технологической и даже психологической неготовностью страны к рыночным реформам, проведению самостоятельной экономической политики, особенно в сфере финансовых, кредитно-денежных и внешнеэкономических отношений;

-    преобладание в экономических преобразованиях метода «проб и ошибок»;

-    использование идеологии и ошибочных методологических подходов к реформированию экономики, навязанных МВФ и ВБ без учета особенностей национальной экономики и состояния ее развития («шоковая терапия», чековая приватизация государственной собственности, попытки переноса на нашу экономику идеологии неолиберализма, консерватизма, монетаризма и др.).

Это далеко не полный перечень причин, повергших экономику Республики Беларусь в 1991-1995 годах в состояние глубокого и разрушительного кризиса.

Потребовалась инициатива и политическая воля Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, чтобы объединить все усилия и вывести экономику республики из кризиса, обеспечить выработку идеологии экономического развития республики и методологических основ формирования белорусской социально ориентированной модели рыночной экономики.

С целью вывода страны из кризисного состояния была разработана Программа неотложных мер, реализация которой позволила уже в 1995 году уменьшить инфляцию, снизить дефицит государственного бюджета, затормозить падение уровня жизни народа, приостановить обвальный спад производства.

Белорусский экономический уклад доказал свою жизнеспособность. Несмотря на кризисную ситуацию в экономике республики, процесс рыночных преобразований осуществлялся. К концу 1995 года в основном было завершено формирование экономических институтов суверенного государства; создана независимая кредитно-денежная и банковская система; сформированы органы управления, начала формироваться инфраструктура рынка товаров, рабочей силы и капиталов, складывается реальный облик модели экономического развития республики социально ориентированного типа.

Информация о работе Основы идеологии белорусского государства