Основы идеологии белорусского государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 16:16, контрольная работа

Краткое описание

Экономика – является основой для развития любого государства, условием стабильности и эффективной деятельности общества, определяющим уровень и качество жизни людей.

Оглавление

Теоретические задания

1. Белорусская экономическая модель – компонент идеологии

белорусского государства



2. Информационно-идеологическое обеспечение внешней политики





Литература

Файлы: 1 файл

Контрольная основы иделогии РБ.doc

— 166.00 Кб (Скачать)

Актуальной стала новая задача: создать предпосылки для перехода от спада производства к его стабилизации и некоторому росту. В качестве приоритетов были определены экспорт, жилье, продовольствие. Это нашло отражение в Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 годы.

С 1996 года происходит некоторое замедление экономического спада. Идет оживление в отраслях промышленности, внешнеэкономической деятельности; увеличился выпуск продукции сельского хозяйства; сократились темпы инфляции и снижения капитальных вложений.

Наблюдается снижение темпов инфляции, что обусловлено ужесточением денежно-кредитной политики, ограничением денежной и кредитной массы, временной стабилизацией обменного курса национальной валюты и приближением внутренних цен по большинству продуктов к мировым.

Вместе с тем в этот период наряду с позитивными имели место и негативные тенденции. На фоне роста валового внутреннего продукта наблюдаются значительные различия в объемах выпуска продукции отдельных отраслей. Несмотря на статистический рост инвестиций в основной капитал их совокупный объем еще далек от уровня 1990 г. В результате ценовых перекосов и нестабильности валютного рынка в состоянии нестабильности находился и потребительский рынок, наблюдался неорганизованный вывоз товаров первой необходимости из республики, продолжали использоваться бартерные сделки в реальном секторе экономики.

Негативное воздействие на экономику Беларуси оказал финансово-экономический кризис 1998 году в России, который во многом был обусловлен следующими причинами:

-    высоким уровнем ориентации внешней торговли республики на неустойчивый рынок России;

-    низкой конкурентоспособностью белорусских товаров;

-    отсутствием равновесия в финансовой системе, разбалансированностью цен, неустойчивостью обменного курса.

Все это говорит о том, что ситуация в экономике республики все еще оставалась сложной и противоречивой.

В 2002 году в экономике республики наметились позитивные сдвиги: республика превзошла уровень промышленного производства 1990 года; нарастила научно-производственный потенциал; создала основу для устойчивого экономики на перспективу. Сегодня Беларусь находится на этапе трансформации своего хозяйства в социально ориентированную рыночную экономику.

Сам переход к такой модели не может быть осуществлен в виде единовременно, он предполагает достаточно длительный период. Кроме того, развитие нашей экономики находится в прямой зависимости от проводимой государством экономической политики и механизма ее реализации.

Экономическая политика Республики Беларусь учитывает происходящие изменения в экономиках развитых стран мира: изменение их социального облика, связанного с переходом в постиндустриальное общество; возрастающей роли инноваций; развитие процессов интернационализации, глобализации и интеграции. При этом вопрос стоит не только о решении уже существующих проблем, но и о предупреждении новых.

Стратегической долгосрочной целью социально-экономического развития Республики Беларусь является постепенное движение к обществу постиндустриального типа с учетом национальных особенностей для повышения уровня и качества жизни населения, улучшения среды обитания на основе формирования нового технологического способа производства и многоукладной экономики при значительной роли государства в ее трансформировании и реформировании.

Это генеральная цель. Ее достижение предполагает поэтапное развитие экономики Республики Беларусь, что находит отражение в прогнозных и программных документах страны, которые играют большую роль в стабилизации и подъеме экономики страны.

Концептуальными основами белорусской модели выступают плюрализм форм собственности, значительная степень участия государства в обеспечении эффективности функционирования экономики, регулировании доходов населения, занятости, формировании условий, обеспечивающих удовлетворение целого ряда социально значимых потребностей всего населения. При этом учитываются ресурсный потенциал страны, структура, состояние и тенденции развития нашей экономики, а также геополитические, географические, социальные, демографические экологические и другие особенности республики.

Характерными чертами белорусской модели экономики, которые выделил Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, выступая 22 марта 2002 года на итоговом заседании постоянно действующего семинара руководящих работников республиканских и местных государственных органов, являются:

Во-первых, сильная и эффективная государственная власть. В любой стране сильная, дееспособная, эффективная власть – важнейшее условие успешного государственного управления, способного обеспечить экономический правопорядок и экономическую безопасность государства, безопасность граждан.

Государственная власть, исходя из критериев общественного блага, может и должна:

- не допускать нарушения норм и правил поведения на рынке;

- определять общие условия эффективного хозяйствования, темпы экономического роста;

- поддерживать оптимальную структуру производства, равномерное социально-экономическое развитие регионов;

- предотвращать криминализацию хозяйственной деятельности внутри страны, расслоение общества, стремление развитых стран, крупных иностранных корпораций использовать складывающуюся в республике ситуацию в своих экономических и политических целях.

Вторая характерная особенность нашей модели – это равноправное функционирование частного и государственного сектора экономики.

При этом частный сектор может и должен развиваться наряду с государственным. Следует отметить, что практически в любой стране государственный сектор играет важнейшую роль в жизнедеятельности общества, в функционировании экономики. В условиях рыночных отношений государственный сектор необходим там и в той мере, где рыночный механизм не может, не хочет, либо недостаточно быстро и эффективно решает общие и частные социально-экономические проблемы. Он используется как инструмент для решения широкого спектра социально-экономических задач.

На каждом этапе экономического развития масштабы государственного и частного сектора могут быть различны, могут меняться. Их соотношения должны определяться с учетом национальных интересов. Именно национальные интересы государства должны быть главным приоритетом, главной целью, во имя которой должны функционировать государственный и частный сектор.

Третья отличительная особенность нашей белорусской модели касается приватизации. Приватизацию следует рассматривать не как самоцель, а как средство найти заинтересованного инвестора, создать эффективного собственника. Приватизация должна осуществляться в соответствии с интересами всего государства, отрасли, предприятия, работающего человека. Поэтому при привлечении инвестиции речь может идти об инвесторах, заинтересованных в долгосрочном развитии экономики республики; об инвесторах, способных взять на себя обязательства по решению социальных проблем работающих, при условии, что инвестор пришел всерьез и надолго. В качестве важнейшего условия при приватизации должно выступать обеспечение эффективного и полезного для всего общества производства.

Четвертая особенность белорусской модели – развитие интеграционных процессов со странами СНГ, Россией.

Сегодня в мировой экономике происходят глубокие преобразования. Это касается процессов глобализации и международной экономической интеграции, которые, так или иначе, отражаются на развитии нашей национальной экономики. Либерализация международных отношений, развитие информационных, коммуникационных компьютерных технологий решающим образом способствуют росту международного обмена товарами, услугами и капиталом, способствуют объединению и взаимопроникновению разного рода рынков, развитию международного бизнеса, что и означает глобализацию в экономическом смысле. Но по мере развития процессов глобализации усиливается конкуренция – конкуренция между странами, регионами, отдельными предприятиями и фирмами, присутствующими на глобализирующихся рынках. Безусловно, положительным здесь является возможность ускорения экономического роста. Но одновременно глобализация усиливает неравенство, вызывает дальнейшую поляризацию в уровнях развития государств. И своеобразной оборонительной реакцией на глобализацию выступает международная интеграция, которую можно рассматривать как решающий фактор при выборе способа реализации национальных интересов, увеличения экономического потенциала страны. Фактор, способный усилить конкурентоспособность экономики страны, повысить эффективность ее функционирования, придать инновационный характер ее развитию и одновременно смягчить рост угроз для конкурентоослабленных отраслей, предприятий, обеспечить им определенный лаг времени для выхода на более высокий технологический уклад, адаптации к требованиям современных конкурентных рынков.

Беларусь развивает интеграционные процессы, ориентируясь в своей внешнеэкономической деятельности, в первую очередь, на своих традиционных партнеров – Россию, страны СНГ.

Пятая характерная черта нашей модели – сильная социальная политика – краеугольный камень нашей государственной политики.

Социальная политика Республики Беларусь направлена на повышение общественного благосостояния, улучшение качества и уровня жизни населения, рациональное использование трудового потенциала.

На современном этапе главной целью социальной политики является создание для каждого трудоспособного гражданина условий, позволяющих ему своим трудом и предприимчивостью обеспечить собственное благосостояние и благосостояние семьи при усилении адресности социальной поддержки со стороны государства слабо защищенных групп населения.

По мере развития нашей экономики ответственность за социальную сферу, обеспечение социальной защиты человека и впредь будет лежать на государстве. При этом следует подчеркнуть, что социальная ориентация нашей экономики не только в помощи нуждающимся. Это и здоровье человека, его профессиональное, культурное, личностное развитие.

Сегодня государство должно решить важнейшую задачу – формирование человека нового типа – предприимчивого, деятельного и творческого, желающего работать и зарабатывать, создавать необходимые материальные ценности.

Переход к такой модели не может быть единовременным, он требует длительного периода. К тому же он напрямую зависит от экономической политики, проводимой государством, а также от механизма ее реализации.

Роль государственного регулирования и управления экономикой при переходе Беларуси к рынку отнюдь не снижается, а во многих отношениях, даже возрастает. Именно государство должно взять на себя принятие решений необходимых для общества. Государственное регулирование включает в себя следующие специфические функции:

- поддержка науки, образования н научно-технического прогресса как главного фактора повышения эффективности производства;

- проведение гибкой внешнеэкономической политики, направленной на развитие конкурентных преимуществ национальной экономики в масштабах мирового рынка;

- обеспечение социальной ориентации экономики, создание системы социальных гарантий и социальной защиты;

- создание системы гражданского законодательного регулирования функций государства, адекватной требованиям рыночной экономики;

- обеспечение условий для развития конкуренции, нейтрализации ее недобросовестных форм;

- формирование высокоэффективных частного и государственного секторов экономики;

- создание среды для малого и среднего бизнеса;

- стимулирование роста конкурентоспособных производств и финансово-промышленных организаций, а также создание законодательной базы для стимулирования инвестиционной деятельности.

Все перечисленные черты характеризуют белорусскую модель социально ориентированной рыночной экономики. Но, как уже отмечалось, формирование белорусской модели требует учета особенностей, состояния и тенденций развития нашей национальной экономики, учета ее ресурсного потенциала, влияния внутренних и внешних факторов.

Идеология социально-экономического развития Республики Беларусь находит свое воплощение в соответствующих стратегических и тактических документах: Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь до 2020 года; Концепция социально-экономического развития Республики Беларусь до 2015 года; Комплексный прогноз до 2020 года; Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011– 2015 годы, Директива Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. №4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» и др. 

Важнейшими социально-экономическими составляющими устойчивого развития до 2020 г. являются:

-         повышение уровня и качества жизни населения;

-         борьба с бедностью;

-         изменение структуры потребления и производства;

-         охрана и укрепление здоровья;

-         улучшение демографической ситуации;

-         противодействие криминализации жизни общества.

В соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011– 2015 годы основной целью социально-экономического развития Республики Беларусь на эти годы является рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально-экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.

Достижение поставленной цели будет осуществляться через реализацию следующих приоритетных направлений:

-         развитие человеческого потенциала, включая повышение уровня благосостояния, рост рождаемости и увеличение продолжительности жизни, укрепление здоровья граждан и повышение качества образования;

-         радикальная модернизация всех секторов экономики, создание новых наукоемких и высокотехнологичных производств;

Информация о работе Основы идеологии белорусского государства