Религиозный фактор идеологии белорусского государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 00:27, реферат

Краткое описание

Под идеологией белорусского государства понимается санкционированная государством система ценностноокрашенных взглядов-стереотипов (правовых, политических, философских, социокультурных, религиозных и т. д.) на действительность и общественные отношения через интересы социальных групп.

Оглавление

1.Религия и идеология 3

1.1 Формы религии 3

1.2 Функции религии 4

2. Религиозный фактор в идеологических процессах Республики Беларусь 5

3. Современная религиозная ситуация 7

4. Влияние идеологии белорусского государства на религию 10

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ 14

Файлы: 1 файл

религиозная идеология.docx

— 43.44 Кб (Скачать)

   МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

«УО»  БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ 
 

   Кафедра политологии 
 
 
 

   РЕФЕРАТ 

   по  дисциплине: Основы идеологии белорусского государства

   па  тему: «Религиозный фактор идеологии белорусского государства» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Минск 2012

 

    СОДЕРЖАНИЕ

1.Религия и идеология 3

1.1 Формы религии 3

1.2 Функции религии 4

2. Религиозный фактор в идеологических процессах Республики Беларусь 5

3. Современная религиозная ситуация 7

4. Влияние идеологии белорусского государства на религию 10

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ 14

 

   1.Религия  и идеология 

   Под идеологией белорусского государства  понимается санкционированная государством система ценностноокрашенных взглядов-стереотипов (правовых, политических, философских, социокультурных, религиозных и т. д.) на действительность и общественные отношения через интересы социальных групп.

   Одним из существенных элементов в общей  системе идеологии белорусского государства является религиозный фактор, который представляет собой совокупность религиозно-политических воззрений, религиозных идеалов, традиций, религиозно окрашенных ценностей, религиозно-психологических мотивов и побуждений, имеющих значение для поведения человека в общественной сфере, благодаря которым религия непосредственно или опосредованно проникает в сферу идеологии белорусского государства.

   Религия и идеология в реальной жизни  тесно переплетены друг с другом, и Беларусь в этом плане не является исключением. Власть всегда стремилась использовать церковь, вовлекая ее в те или иные политические процессы, но и сама церковь нередко использовала свое влияние на массы через светскую власть. В этой связи церковь можно рассматривать как один из институтов, формирующих идеологию, наряду с такими институтами, как само государство, политические партии, СМИ и т. д. 
 

    1. Формы религии
 

   В своем историческом развитии религия  выразились в ряд форм:

  Ранние: тотемизм – вера в родство (происхождение) той или иной группы людей от животного или растительного предка; анимизм – вера в существование духов, одухотворение сил природы, имеет более широкий, всеобщий характер, чем тотемизм; магия – комплекс ритуальных обрядов, имеющих целью воздействовать на сверхъестественные силы для получения материальных результатов; фетишизм – приписывание отдельным предметам магических сил и свойств, способных влиять на ход событий и окружающий мир.

  Развитые: политеизм – поклонение развитому пантеону (связанных между собой сверхъестественных сил) божеств, многобожие; монотеизм – поклонение оному единому Богу-творцу. Впрочем, религиозные системы могут и не иметь понятия Бога, а божеств относить к нашему материальному миру и сближаться на философском уровне с атеизмом (различные формы буддизма). 
 
 
 
 

    1. Функции религии
 

   Религия выполняет целый ряд важных социальных функций, реализуемых как на общесоциальном (общество), так и на микросоциальном (личность) уровнях.

  Общесоциальные функции религии:

Компенсаторная – восполнение человеческих слабостей (незнания) перед лицом природных или общественных сил, что имеет определенное позитивное значение;

Регулятивная – регулирует поведение людей, основываясь на догматической символике и других конфессиональных требованиях;

Интегрирующая – способствует консолидации общества, конфессиональному единству, другим формам сплочения людей.

  Микросоциальные функции:

Мировоззренческая – удовлетворяет познавательные потребности, наделяет определенными жизненными ориентирами и установками, вытекающими из религиозного объяснения мира, символов и догматов той или иной религии;

Функция нравственного воспитания – несет общечеловеческие нормы морали, утверждая, что нравственные законы должны соблюдаться потому, что они есть веление Бога. Способствует нравственному совершенствованию, моральному оздоровлению человека и общества в целом;

Культурно-воспитательная и культуротворческая функции – в них реализуется собственная природа религии, и ее роль в жизни общества и личности.

Политическая – оправдание или обожествление власти.

 

2. Религиозный  фактор в идеологических  процессах Республики  Беларусь

   Религиозный фактор как система религиозно-философских взглядов (догматика, теология, религиозная философия, включающая различные современные философские идеи); культа (как наиболее стабильного консервативного элемента, особенно в сформированных религиях); сложившихся в ходе культовой деятельности отношений между последователями той или другой религии, их отношения к другим конфессиям; различных институтов (церковь, секта, деноминация, новые религиозные движения и т. д.) является условием функционирования религиозных организаций и объединений в современном обществе и государстве, оказывает влияние на жизнь общества. Как правило, религиозный фактор определяет лояльность граждан государству, консолидирует верующих, вносит стабилизирующий элемент в общественную жизнь государства. Вместе с тем в переломные моменты истории, когда не сильна сама государственная власть, во время социально-экономического кризиса в стране религиозный фактор может вносить дополнительную напряженность в социальные отношения, способствовать межконфессиональным и межэтническим конфликтам. Если светское государство предоставляет конфессиям право самим решать внутренние проблемы, то определенная часть общества активно принимает участие в религиозной деятельности, тем самым оказывая влияние на общество (одновременно получая от него дополнительные стимулы для своей деятельности и развития). В этом случае религиозный фактор функционирует в обществе и государстве, не создавая проблем.

   Рост  значимости религиозного фактора в  идеологических процессах Республики Беларусь связан с тенденцией, которая обозначается как «религиозное возрождение». Этот термин стал общеупотребляемым в связи с возрастанием роли религиозного фактора в общественной жизни.

   Религиозная жизнь современной Беларуси тесно переплелась с социальной, политической жизнью. Религия стала воспринимается человеком как фактор самоидентификации. Размежевание населения белорусского государства по этноконфессиональному принципу стало заметной чертой нашего времени. Для части наших сограждан религиозность выступает как форма протеста и отхода от неприемлемой для них социально-политической действительности. Многими белорусами религия воспринимается как важнейший элемент национальной культуры.

   По  состоянию на 3 марта 2012 года в Беларуси официально зарегистрированы и действуют 3374 религиозные организации, представляющие 25 конфессий и религиозных направлений. Традиционно Беларусь считается  православной страной. БПЦ и в  самом деле занимает наиболее весомое  место в духовной жизни республики. Она насчитывает 1567 религиозных  общин, ей принадлежат 6 духовных учебных  заведений, 34 монастыря, 14 братств, 10 сестричеств и 1348 церквей. Еще 156 православных храмов строится. Также в Беларуси зарегистрированы 33 общины старообрядцев, в распоряжении у которых находятся 28 культовых зданий.

   Католических  же общин в Беларуси насчитывается 479. Римско-католической церкви принадлежат 3 духовных учебных заведения, 11 миссий и 9 монашеских объединений. Верующим доступны для посещения 465 костелов, еще 26 строятся.

   Протестанты представлены 1025 религиозными общинами, которые неравномерно распределены между 14 направлениями. Наиболее крупной  здесь является церковь христиан веры евангельской (пятидесятники), которая  объединяет 512 общин: больше чем у  католиков. Второе по численности общин  протестантское движение – это евангельские христиане-баптисты. Они зарегистрировали в Беларуси 286 религиозных общин.

   Иудаизм представлен 53 общинами, относящимися к трем направлениям (ортодоксальное, хесэд-любавич и прогрессивное), в распоряжении у которых имеется 10 культовых зданий.

   Мусульман в Беларуси объединяют 25 общин, среди  которых 24 относятся к суннитскому, а 1 – к шиитскому направлениям ислама. В их собственности находятся 6 культовых зданий, в настоящее время ведется строительство мечети в Минске.

   Всего с 1990 года различным религиозным  организациям в Беларуси передано около 1150 культовых и иных строений, из них в распоряжение Белорусской  православной церкви было передано около 840, Римско-католической – около 300, а иудеям – 10 зданий.

   Из  средств государственного бюджета  ежегодно выделяются средства для проведения реставрационных и восстановительных  работ в культовых сооружениях. Речь не идет о строительстве новых  храмов или восстановлении всех церквей, нуждающихся в ремонте. Государственные  деньги расходуются лишь на те здания, которые относятся к категории памятников истории и культуры.

   Религиозная жизнь в Беларуси представляет собой  сложную систему отношений, которые  включены в общую структуру общественной жизни и развиваются под влиянием социально-экономических и политических процессов. Укрепление роли и влияния религии в обществе в целом, ее внедрение в ту или иную социальную сферу прямо связаны с идеологическими процессами в Республике Беларусь.

   Влияние отдельных конфессий на общественную жизнь Республики Беларусь достаточно велико: прежде всего, это БПЦ, к которой себя относят более 80 % считающих себя верующими населения Беларуси.

   Религиозная жизнь как составная часть  общественной жизни, с одной стороны, является совокупностью универсальных, общебелорусских, а с другой стороны - специфических региональных оценок и особенностей. Поэтому политические интересы и религиозные компоненты в одних случаях, взаимодействуя между собой, формируют систему гармоничного взаимообогащающего существования, а в других - вступают в противоречие, приводят к отчуждению и размежеванию в религиозной среде. 
 

3. Современная религиозная  ситуация

   Специфика современной религиозной ситуации заключается в следующем: наблюдается  повышение роли религиозного фактора, что проявляется в росте религиозных  организаций; выделяется религиозная  многовариантность как в чисто конфессиональном понимании, так и в плане конфессионально-территориальном; произошло превращение страны в многоконфессиональное государство с доминирующими христианскими деноминациями; наблюдаются недоразумения, противоречия в религиозной среде; происходит развитие национального самосознания у представителей разных этнических меньшинств, одним из каналов которого является появление различных национальных религиозных течений и объединений.

   Для современной религиозной ситуации в республике характерной является постоянная конкуренция религиозных организаций и объединений в борьбе за влияние на население и пополнение своей паствы. Религиозные организации и объединения свободно, без контроля со стороны государственных органов, исполняют свои функции в своей среде и обществе, свободно пропагандируют свое вероучение.

   Современный религиозный мир нашей страны крайне неоднороден, противоречив, многопланов. Сегодня известно большое количество религиозных организаций, отличающихся друг от друга не только вероучением, происхождением, историей, количеством последователей и ролью в этнокультурном развитии Беларуси, но и особенностями их социальной структуры, положением в социуме и набором социальных целей. Религиозные организации могут быть инициаторами нравственных, экологических начинаний, стремясь сделать наш мир гуманным. Вместе с тем известны и иные направления деятельности религиозных организаций. Некоторые служители культа и группы верующих отвергают любые юридические нормы, не соблюдают законы. Здесь прослеживается переплетение религиозных и национальных моментов, выливающихся в отдельных случаях в антиобщественные проявления. Отсюда происходит нагнетание общественной, культурной жизни, воспитания, быта, втягивание верующих в межконфессиональные распри. Религиозная идеология взята на вооружение рядом общественно-политических партий и движений.

Информация о работе Религиозный фактор идеологии белорусского государства