Религиозный фактор идеологии белорусского государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 00:27, реферат

Краткое описание

Под идеологией белорусского государства понимается санкционированная государством система ценностноокрашенных взглядов-стереотипов (правовых, политических, философских, социокультурных, религиозных и т. д.) на действительность и общественные отношения через интересы социальных групп.

Оглавление

1.Религия и идеология 3

1.1 Формы религии 3

1.2 Функции религии 4

2. Религиозный фактор в идеологических процессах Республики Беларусь 5

3. Современная религиозная ситуация 7

4. Влияние идеологии белорусского государства на религию 10

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ 14

Файлы: 1 файл

религиозная идеология.docx

— 43.44 Кб (Скачать)

   Отдельные религиозные организации, появившиеся в нашей стране в последние годы, часто используют формы социальной активности, находящиеся на грани правовой нормы. Кроме того, антигражданские установки, активная финансово-политическая помощь из-за рубежа и другие обстоятельства, сопровождающие деятельность некоторых религиозных организаций, формируют негативное общественное мнение по отношению к ним, что может стать источником межконфессиональной напряженности в обществе, чреватой тяжелейшими социальными последствиями.

   В целом, в области межрелигиозных отношений в Республике Беларусь имеет место действие двух процессов, противоположным образом влияющих на развитие религиозной терпимости. Укреплению представлений о свободе совести противостоит антидемократическая и изоляционистская (в рамках «своей» религии) тенденция. А ряд так называемых новых религиозных движений объективно содействует развитию нетерпимости в обществе. Но деятельность этих организаций нарушает религиозную стабильность в стране и веками сложившийся этноконфессиональный баланс.

   Популярность  и степень воздействия на сознание и поведение людей зависят от экономической мощи религиозной организации и авторитета политической силы, избранной в союзники. На фоне этих проблем объективно возрастает конкуренция между различными вероучениями.

   Борьба  всех религиозных организаций за влияние на умы верующих проходит в  условиях низкого уровня религиозной культуры, т.е. уровеня знания и исполнения обрядов институционально оформленных конфессий. Можно выделить 2 направления, по которым проходит конкурентная борьба: первое - организации органических для Беларуси религий конкурируют между собой, стремясь реализовать свои интересы; второе - органические религии объединенно выступают против повышения влияния «новых религий».

   О состоянии конкуренции между  органическими религиями можно сказать следующее. Опыт совместного сосуществования на территории поликонфессионального государства делает в настоящее время невозможным противостояние между руководителями религиозных организаций православия, католицизма, ислама, иудаизма, но это не означает, что отдельные религиозные общины или религиозные деятели никогда не применяют агрессивных методов для реализации своих интересов. В целом, такие действия находят осуждение со стороны верующих и иерархов. Поэтому можно говорить о мирном сосуществовании религиозных организаций, органических для Беларуси. Все эти религиозные общины и организации находят силы и желание вести мирный диалог между собой и по вопросам вероучений, и по проблемам реальной экономической, политической и культурной деятельности. Однако эффективного диалога с «новыми религиями» пока не получается.

   Все представители органических для  Беларуси вероисповеданий занимают позицию неприятия по отношению к деятельности миссий западных вероучений протестантского толка и миссий организаций нетрадиционных культов. Именно органические религиозные организации поддерживают общественные объединения, противостоящие «тоталитарным сектам», поскольку государство занимает позицию невмешательства. Православные общины организуют центры помощи людям, ставшим жертвами антигуманных религиозных вероучений организаций. Проблема восстановления нравственного и психического здоровья тем более острая, что жертвами деструктивных культов становятся молодые люди.

   Вместе  с тем можно говорить о появлении  в религиозном поле Беларуси нового типа религиозного человека — секулярного верующего. Декларируя себя верующим (почти половина опрошенных), высоко оценивая роль религии в сохранении традиций и культуры (более трети опрошенных), признавая нравственную функцию религии (более 40 % респондентов), такие верующие не живут церковной жизнью. Это наиболее характерно для православного населения: регулярно посещают храм (участвуют в богослужении) только 10,7 % из них не посещают вовсе -17,8 %; участвуют в обрядах и таинствах - 71,5 %. Для католиков эти показатели таковы: регулярно посещают богослужения -26,5 %, не посещают - 6,2 %; участвуют в обрядах -67,3 %.

   Такое положение некоторые аналитики  объясняют тем, что православие воспринимается его адептами скорее как идеология (что предполагает вторичность значимости ритуала), а верующими других конфессий их религия трактуется как способ духовной самореализации, как синтез идеи и поведения. К глубоко верующим отнесли себя 4,2 % православных, 10,2 % католиков, 75 % баптистов. Регулярно молятся 13 % православных, около 18 % католиков и 85,7 % протестантов. Из общего числа опрошенных немногим более 12 % не допускают, что можно декларировать свою религиозность и не ходить при этом в церковь, не участвовать в обрядах; в то же время 79 % верующих до 30 лет придерживаются противоположной точки зрения.

   Необходимо  отметить, что большой процент  верующих либо слабо ориентируется  в вероучительных основах своей религии, либо вообще не придает им особого значения.

   Республика  Беларусь, несмотря на значительную религиозность, является в значительной степени секуляризированной страной. Поэтому для нормального развития общества важно, чтобы учитывались как общие интересы людей, так и интересы отдельных групп, несмотря на их мировоззренческие устои; нельзя к инакомыслящим проявлять нетерпимость и агрессивность. Опасен во взаимоотношениях между людьми фундаменталистский подход. Культура граждан предусматривает широкий кругозор, своеобразный набор мировоззренческих и нравственных взглядов, лояльное отношение к мировоззрению других людей.

   Недостаточность средств правового регулирования религиозных, государственно-конфессиональных отношений, стремление продемонстрировать мировому сообществу лояльность ко всем вероучениям и исповеданиям стали факторами, способствовавшими постепенному возникновению напряженной ситуации в сфере деятельности религиозных организаций. Об этом свидетельствуют реалии нашей жизни, в том числе:

  • плюрализация религиозной жизни и религиозных ценностей; мощный подъем старых и рождение новых религиозных движений, их международный характер;
  • политизация религиозных отношений: межконфессиональные распри; недоразумения; противоречия; отсутствие со стороны государства надлежащего контроля за осуществлением законодательства о свободе совести и религиозных организациях;
  • рост преступности, связанной с религией, недостаточной проработкой и, в ряде случаев, коллизионностью законодательства о свободе совести.

4. Влияние идеологии  белорусского государства  на религию

   Взаимовлияние религии и идеологии белорусского государства носит как самостоятельный, непосредственный, так и рефлексивный характер и является своего рода реакцией на какие-то проявления влияния религии на идеологию белорусского государства.

   Идеология белорусского государства - форма сознания, которая является продуктом социализированного духовного производства, развертывающегося в рамках духовно-практического способа освоения действительности.

   Влияние идеологии белорусского государства  на религию может проявляться в некоторых политических действиях или в распространении определенных идей, которые могут скомпрометировать отдельные религиозные образования или вполне конкретных людей. Одно из самых значительных направлений влияния идеологии белорусского государства на религию заключается в проявлении усилившейся в последнее время тенденции к политизации религии в целом.

   В процессе политизации внутри самой  религии проявляется противоречие среди верующих и религиозных лидеров. Одни религию политизируют, разрабатывают религиозно-политические доктрины, ищут религиозные обоснования политическим действиям. В их системе убеждений доминируют именно политические мотивы. Другие считают, что религия ни в коем случае не должна превращаться в орудие идеологии или политики, а должна укреплять духовные основы общества. Это внутреннее противоречие обусловливает развитие отношений между религией и идеологией белорусского государства с целью преодолеть его. При этом религия не менее активно влияет на идеологию белорусского государства. Это связано с тем, что у религии есть множество различных социальных функций и большинство из них опосредованно, через социум, но все же оказывает влияние на идеологию белорусского государства.

   Опираясь  на эти функции, религия осуществляет свое влияние на идеологию белорусского государства. Можно выделить несколько основных направлений такого влияния:

  1. Влияние на сознание людей. Укрепление религиозности усиливает общественную мораль, нравственность, правопорядок и соответственно идеологию белорусского государства.
  2. Идеологическая поддержка или противоборство. Пропаганда самой религии с ее системой ценностей и идей может как позитивно, так и негативно сказываться на авторитете власти или каких-либо других субъектах идеологии белорусского государства.
  3. Политическая деятельность религиозных организаций. Прямое участие в политической деятельности религиозных структур и политических партий, в том числе - и в международной политической деятельности.
  4. Проблемная интеграция. В силу того, что религия предопределяет внимание к таким глобальным проблемам, как поддержание мира, борьба с голодом, опасными болезнями, экологическими, демографическими, государственно-конфессиональными проблемами и т. д., она выступает в роли центра, вокруг которого собираются все, кто заинтересован в разрешении этих проблем.
  5. Политическая интеграция. Это интеграция немного другого рода, представляющая собой объединение различных политических образований и государств с учетом религиозного признака.
  6. Разделение сфер влияния по конфессиональному признаку. Это направление является обратной стороной интеграции, так как образование новых связей часто бывает сопряжено с разрывом старых.
  7. Учет религиозного фактора во внешней политике. Религиозный фактор учитывается во внешней политике при разработке соответствующих доктрин и осуществлении конкретных акций на мировой арене.
  8. Религиозный экстремизм. Часто религиозные мотивы лежат в основе радикальных политических действий, осуществляемых различными религиозно-политическими образованиями.
  9. Косвенное влияние. Религия, кроме непосредственного влияния на идеологию белорусского государства, оказывает на нее косвенное влияние через мировоззренческие и правовые общественные устои, под воздействием которых формируется и внешняя, и внутренняя политика государства, определяется ее характер с учетом идеологии белорусского государства.

   Религиозный фактор направлен на формирование идеологии белорусского государства, необходимой, с одной стороны, как духовно-культурной основы формирования стратегии институционального обновления политико-правовой организации общества, равно как и формулирования и реализации политики белорусского государства, а с другой - она компенсирует и сглаживает возникающие ситуативные несоответствия между существующим властно-правовым порядком и представлениями основной массы граждан.

   Значение  идеологии белорусского государства  заключается в том, что она  отражает исторически сложившуюся  и признанную (господствующую) социально-политическую доктрину, определяемую посредством  системы идей, взглядов и ценностей, выражающих духовно-нравственные идеалы и интересы общества, основанные на них модели политико-правовой организации  общества и бесконфликтного взаимодействия различных социальных, этнополитических и политико-религиозных субъектов.

   Созданная в Республике Беларусь модель взаимоотношений государства и религиозных организаций основана на демократических принципах уважения прав и свобод человека, балансе общественных и религиозных интересов, сотрудничества и стремления к взаимопониманию. За годы независимости в Республике Беларусь создана соответствующая нормативно-правовая база, обеспечивающая равенство прав и свобод всех граждан независимо от их религиозной и этнической принадлежности.

   В соответствии с Конституцией и законодательством Республика Беларусь является светским государством, в котором религиозные организации отделены от государства, а свобода вероисповедания или атеистических убеждений реализуется в частном порядке. Все религиозные организации имеют равные права и обязанности, несут равную ответственность перед законом за свою деятельность. В РБ характер государства и отделение религиозных организаций от государства означают, что религиозные организации не вмешиваются в дела государства, не выполняют никаких государственных функций, не занимаются политической деятельностью. Запрещается создание политических партий на религиозной основе. Государство, следуя принципу равенства религиозных организаций перед законом, создает для них общее правовое поле, в рамках которого они имеют одинаковые возможности и ограничения своей деятельности.

   Говоря  о значении религиозного фактора  для институционализации идеологии белорусского государства, следует обозначить те сферы, где он не играет заметной роли.

  1. Религия не является фактором консолидации всего общества. Если правящая элита начнет интенсивно апеллировать только к одной религии, это испортит ее отношения с приверженцами других вероисповеданий и нерелигиозным населением.
  2. Религия не является фактором государственного строительства. Республика Беларусь - светское государство. Религия отделена от государства, и говорить об участии в государственных делах религиозных институтов не представляется возможным.
  3. Религия не является фактором политической стабильности. В обществе существуют два подхода к религии. Один отражает взгляды политической интеллектуальной элиты, которая ограничивает роль религии конфессиональной, культурной и бытовой сферой. Второй отражает представления о незавершенности трансформации белорусского общества по пути его религиозности. Сторонники обоих подходов находятся в оппозиции, и без достижения компромисса между ними напряженность в обществе будет сохраняться.
  4. Религия не является фактором мобилизации белорусского общества на создание современной экономики, инфраструктуры, подъем сельского хозяйства и т. п.
  5. Апелляция к религии не способствует межгосударственной консолидации на региональном уровне.
  6. Религия не интегрировалась в политическую структуру.

Информация о работе Религиозный фактор идеологии белорусского государства