Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2011 в 19:03, реферат
Экономика - это основа развития государства, условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества. Она определяет уровень и качество жизни народа, протекание политических и социальных процессов. Экономика, как системное единство отношений производства, обмена, распределения и потребления воздействует на политику как прямо, так и косвенно, обусловливая общую направленность идеологии и социальный характер действующих политических институтов, политических отношений и идеологических учреждений. Экономика выступает базой и важнейшим элементом при разработке идеологии государства.
Министерство
сельского хозяйства и
Учреждение образования
«Гродненский
государственный аграрный университет»
Реферат по дисциплине:
«Основы идеологии белорусского государства»
Тема:
«Белорусская
экономическая модель -
элемент идеологии белорусского
государства»
Студентки 1 курса ФЗО
Специальности:
«Бухгалтерский учёт анализ и аудит»
1.Основы взаимодействия экономики, политики и идеологии в жизни общества.
Экономика - это основа развития государства, условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества. Она определяет уровень и качество жизни народа, протекание политических и социальных процессов. Экономика, как системное единство отношений производства, обмена, распределения и потребления воздействует на политику как прямо, так и косвенно, обусловливая общую направленность идеологии и социальный характер действующих политических институтов, политических отношений и идеологических учреждений. Экономика выступает базой и важнейшим элементом при разработке идеологии государства.
Идеология экономической политики при построении белорусской экономической модели должна учитывать, что экономика - это хозяйство, наука о хозяйстве и хозяйствовании, а также отношения людей в процессе хозяйствования.
При всей самодостаточности экономика, тем не менее, эффективно функционирует лишь в рамках определенного социального порядка и при условии стабильности всех сфер общественной жизни. Иными словами, экономика не существует вне общества и вне государства.
Экономика, политика и идеология - взаимообуславливающие функционирование друг друга сферы жизни общества и государства, в которых концентрируется социально-политическая, духовная и материальная деятельность различных социальных субъектов.
Сущность государства проявляется в его функциях, которые отражают главные направления его деятельности. Одна из центральных функций современного государства - функция управления. Государственное управление - это управление делами всего общества, а именно: политическими, экономическими, социальными и иными процессами, протекающими в обществе. При этом сфера влияния государства на экономику широка. Государство формирует правовую базу и благоприятные условия для эффективного функционирования экономики, стимулирует экономический рост, защищает конкуренцию, регулирует уровень занятости и инфляции и т.д. Иными словами, государство обеспечивает жизнедеятельность и эффективность экономической системы.
Деятельность государства осуществляется, исходя из его идеологии, которая упорядочивает все сферы общества. Воплощение общепризнанных идей через реализацию политического курса зависит от множества факторов, в том числе и от экономических ресурсов.
Главной причиной и движущей силой развития экономики являются потребности как отдельных индивидов, так и общества в целом. При этом основополагающие подходы к развитию экономики базируются на концепциях государства, отношениях между государством, рынком и понятием гражданства. Идеология экономического развития прямо связана с той ролью, которую государство должно выполнять в жизнедеятельности общества. При этом подлинную природу взаимоотношений государства, экономики и идеологии невозможно описать в отрыве от конкретной исторической эпохи.
Государство играет центральную роль в экономической жизни общества. Цели, задачи и меры государственного воздействия на экономические процессы отражаются в экономической политике страны.
Экономическая политика - это система хозяйственных мероприятий, проводимых государственной властью для достижения определенных целей, т.е. это поведение государства в отношении экономики страны.
Концептуальная основа экономической политики - это компромисс между многочисленными интересами разнообразных социальных групп в целях достижения максимального блага в рамках существующего строя. Экономическая политика государства должна соответствовать условиям, целям и возможностям, имеющимся в стране. Цели экономической политики формируются, исходя из потребностей всего общества на определенных этапах его развития. Это сложный процесс, связанный с определением стратегических направлений социально-экономического развития, принятием соответствующих решений и разработкой механизма их реализации.
2. Идеологическая направленность экономических реформ в Республике Беларусь.
В начале 90-х гг. XX в. Беларусь претерпела серьезные потрясения, вызванные распадом Советского Союза. Будучи одной из самых развитых республик СССР, она, тем не менее, развивалась как составная часть его народнохозяйственного комплекса, завися от него как по источникам питания, так и по рынкам сбыта готовой продукции. Структура белорусского хозяйства ориентировалась в первую очередь на вывоз готовой продукции и была неприспособленна к удовлетворению собственных потребностей. Республика исполняла роль своеобразного «сборочного цеха» страны, где свыше 80% объема промышленной продукции давали предприятия союзного подчинения. К тому же экономику Беларуси советского периода характеризовал экстенсивный путь развития, при котором достаточно высокие темпы роста производства опережались еще более высокими темпами ресурсопотребления. Страну отличала неразвитая социальная сфера и сфера услуг, на долю которых приходилось 16% национального дохода.
Превышающая все допустимые пределы инфляция, падение производства ВВП, снижение выпуска и реализации продукции как промышленности, так и сельского хозяйства, ухудшение продовольственного и социального обеспечения населения - стали реальностью для Беларуси в первые годы ее независимости. Республика потеряла почти треть своего ВВП. Сложилась трудная ситуация с инвестициями. Нарушились пропорции между промышленностью и сельским хозяйством. Возросли цены на энергоресурсы, сырье, комплектующие, транспортные услуги, а также расходы на минимизацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Страна в одночасье потеряла основные финансовые, сырьевые, энергетические источники, были нарушены хозяйственные связи.
В
1994 г. объем промышленного
Для
преодоления острого
Период 1992 - 1994 гг. характеризовался жёсткой политической борьбой в Верховном Совете республики по вопросам экономической жизни и государственного строительства. Виделось два основных варианта проведения реформ и продвижения Беларуси к рынку.
Первый путь заключался в форсированном переходе к рынку, полномасштабном осуществлении рыночных преобразований. Второй - предусматривал постепенное движение к рыночным отношениям при активном вмешательстве государства в экономические процессы, что в частности предполагало установление госконтроля над ценами, смягчение социальных издержек, пополнение бюджетной составляющей.
При всей своей позитивной роли рынок не в состоянии обеспечить эффективное решение ряда стратегических задач развития экономики, устранение социальных проблем и противоречий. Нерегулируемому рынку присуща стихийность, приводящая к экономическим потерям и снижению эффективности производства. Рынок обостряет проблему социального неравенства и порождает существенную дифференциацию доходов. Следствием рыночной конкуренции зачастую становится рост безработицы и обострение социального положения малообеспеченных слоев населения. На пути быстрого перехода к рынку неизбежны временный период ухудшения жизни населения, рост цен и безработицы. Опасение этих и других негативных последствий привели к тому, что большая часть белорусских граждан поддержала второй вариант продвижения к рынку, на базе которого была разработана теоретическая модель социально-экономического развития Республики Беларусь.
Теоретическая модель социально-экономического развития - это совокупность принципов, целей, элементов и требований, предъявляемых к системе народного хозяйства и к социальной сфере общества, к его социальной и институциональной структуре, к эффективности функционирования властно-управленческой организации, к качеству населения.
Каждое
государство создает
Белорусская модель получила название социально ориентированной многоукладной рыночной экономики. Приоритетное значение в ее рамках придается развитию наукоемких, интеллектуально насыщенных производств с одновременным обеспечением принципов социальной справедливости и честного выполнения работниками своего служебного долга. В целом белорусская модель должна способствовать достижению высокого качества жизни народа, что является приоритетной задачей и высшей целью государства.
Переход к такой модели не может быть единовременным, он требует длительного периода. К тому же он напрямую зависит от экономической политики, проводимой государством, а также от механизма ее реализации.
Роль государственного регулирования и управления экономикой при переходе Беларуси к рынку отнюдь не снижается, а во многих отношениях, даже возрастает. Именно государство должно взять на себя принятие решений необходимых для общества. Государственное регулирование включает в себя следующие специфические функции:
Развитие
белорусской экономики находит
свое отражение в идеологии
Информация о работе Белорусская экономическая модель - элемент идеологии белорусского государства