Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 21:52, реферат
Белорусская модель развития не случайно стала объектом пристального внимания отечественных и зарубежных политологов и экономистов. Ключевые ее понятия – интеграция и союзность, то есть создание единого экономического пространства стран СНГ и строительство Союзного государства Беларуси и России.
«План – это плохо, а рынок – хорошо», - так обычно рассуждают идеологи рыночных реформ. Логика вроде бы понятна: план-рынок. На самом же деле такое противопоставление абсолютно не соответствует действительности. «Для успешного перехода к рынку, - утверждают эксперты Всемирного банка, - нельзя ограничиваться перестройкой экономической системы. Необходимо изменить саму институциональную основу общественной жизни»[2].
Белорусская модель
Белорусская модель развития не случайно стала объектом пристального внимания отечественных и зарубежных политологов и экономистов. Ключевые ее понятия – интеграция и союзность, то есть создание единого экономического пространства стран СНГ и строительство Союзного государства Беларуси и России.
«План – это плохо, а
рынок – хорошо», - так обычно
рассуждают идеологи рыночных реформ.
Логика вроде бы понятна: план-рынок.
На самом же деле такое противопоставление
абсолютно не соответствует
Нетрудно догадаться, какое планирование выгодно для Беларуси, как и для других постсоветских республик: национальное или иностранное. На бытовом уровне это понятно, как дважды два – четыре. Представьте себе ситуацию. В вашу семью вторгается чужой человек и заявляет, что только он знает, как следует устраивать семейную жизнь. Любой уважающий себя семьянин пошлет такого «благодетеля» подальше. И будет совершенно прав. Точно так же обстоит дело с «рекомендациями» иностранных опекунов нашей экономики. Наивно предполагать, что западные правительства всерьез озабочены тем, как побыстрее превратить постсоветские республики в настоящих конкурентов западных стран. Американский миллиардер Джордж Сорос правильно заметил: «Цель конкурентов – победить, а не содействовать сохранению рыночной конкуренции»[3]. Цель западных экономических агентов так «реформировать» экономику постсоветских республик, чтобы они никогда не могли конкурировать с западными странами на международном рынке.
Отсюда понятно, почему западные идеологи выступают против белорусской модели развития. Не потому, что Беларусь против реформ, а потому, что наша республика стремится проводить реформы по национальному, а не по западному плану. Именно это обстоятельство является решающим в понимании специфики белорусской модели, диалектики национально-особенного и общеисторического. Белорусская модель основывается не на западных рекомендациях реформирования, а на собственном государственном плане национального развития, учитывая опыт не только западных государств, но и других стран мирового сообщества.
Ключевое понятие западного планирования в отношении постсоветских республик – приватизация. Термин специфический, многое объясняющий в современной политике Запада на постсоветском пространстве.
С одной стороны, этим понятием Запад прикрывает свою антисоциалистическую установку. Но прямо об этом не говорит, поскольку сразу стала бы видна идеологическая подоплека подобной установки, а прикрывает свои политические планы «экономической» одеждой приватизации.
Во-вторых, под понятием «приватизация» скрывается не только антисоциалистический, но и антисоциальный принцип рыночной идеологии. Под приватизацией рыночные идеологи понимают разгосударствление государственной собственности якобы в целях образования среднего класса, т.е. класса мелких частных собственников. На самом же деле приватизаторы сознательно затушевывают ту бесспорную философско-экономическую истину, что существование индивидуальных товаропроизводителей ни в одном капиталистическом обществе не носит всеобщего характера, а наличие простого товарного производства не создает еще самостоятельного общественного устройства. «Рыночный капитализм» есть выдумка современных приватизаторов, не более того. Общеизвестно, что действительная культура и цивилизация создавались не мелким частным собственником, а крупными ассоциациями производителей. На основе приватизации крупных предприятий никакого возрождения не будет. Если что и возродится, то только спекуляция и анархия производства.
Вот почему белорусская модель экономики основывается не на антисоциальной приватизации, а на совершенствовании эффективности работы крупных предприятий, повышении конкурентоспособности их товаров на мировых рынках. Белорусская модель в области экономики базируется не на противопоставлении частного и государственного сектора, а на их параллельном и взаимодополняющем развитии. В белорусской модели государство не отстраняется от экономической жизни, а играет активную роль в реформировании экономики с целью ее органичной интеграции в мирохозяйственную систему.
Приватизаторы так увлеклись своей борьбой с планом и государственной собственностью, что не заметили как скатились в болото антисоциальности. Антиплановая политика приватизаторов обернулась разрушением экономики, государства, общества и личности. Хотя даже с буржуазно-государственной точки зрения политика приватизации абсурдна. Буржуазное общество не было бы обществом, если бы сознательно не ограничивало свой принцип жизнедеятельности и не накладывало бы узды на антисоциальные аппетиты капиталистического эгоизма.
Опыт приватизации свидетельствует
о том, что приватизационный план
реформирования постсоветского общества,
подчиняющий собственность
И опять же это не случайно. При господстве рыночной доминанты нельзя говорить о демократическом общественном устройстве. Как известно, демократия реализуется в соответствии с принципом «один человек – один голос», на рынке же господствует правило «одна акция – один голос». Вот почему все рассуждения о том, что рыночная экономика является необходимым условием демократизации политического строя, теоретически фальшивы и практически ошибочны. Совершенно прав американский ученый Чарльз Линдблом, который в книге «Политика и рынок» отмечает, что «капитализм является сегодня преградой на пути более полного развития демократии, поскольку представляет собой систему неравенства в распределении власти».
Таким образом, совсем неразумно отождествлять западную форму демократии с универсальной демократией, а поэтому попытки западных правительств представить политический и экономический строй своих стран в качестве общечеловеческого абсолютно беспочвенны. Это понимание находит свое подтверждение в социальных разработках мирового сообщества. В частности, в Докладе Программы развития ООН за 2002 год подчеркивается, что «вовсе не обязательно, чтобы избираемый ими (постсоветскими республиками. – Л.К.) тип демократии строился по определенной модели, например, североамериканской или западноевропейской. Модель должна определяться местными условиями и историческими факторами. Иными словами, ориентироваться следует не на демократию в той форме, в которой ее практикует та или иная конкретная страна или группа стран, а на комплекс принципов и основополагающих ценностей, позволяющих неимущим участвовать в функционировании власти и одновременно защищающих их от произвольных, неподотчетных действий правительств, многонациональных корпораций и других сил, влияющих на их жизнь».
Это же касается и всей специфики
белорусской модели развития, которая
не сводится к абстрактной экстраполяции
социально-экономических и
Важнейшей особенностью белоруской модели развития является ориентация на интеграцию со странами СНГ и строительство Союзного государства Беларуси и России. Это обусловлено объективными экономическими и цивилизационными обстоятельствами. На долю Российской Федерации приходится больше половины всей внешней торговли Беларуси. Союз с Россией – это основа экономической и политической стабильности в Беларуси. Кроме того, решающим фактором белорусско-российской интеграции является общность цивилизационного развития и ментальное родство белорусов и русских.
Специфика белорусской модели государственности обусловлена предшествующим развитием восточнославянской цивилизации, когда суверенитет и независимость Беларуси, как и других советских республик, могли реализоваться лишь в рамках Союзного государства. Союзность белорусской государственности – это ее важнейший конституционный признак. Вне рамок союзности нельзя говорить о независимой и суверенной Беларуси.
Подлинно национальная идея специфицируется в историческом развитии данного народа и закрепляется в его национальном генетическом коде. В этом смысле национальной идеей белорусского народа является идея строительства Союзного государства Беларуси и России. Именно эта идея четко прослеживается в самосознании белоруса на всем протяжении его исторического развития, начиная от народных движений эпохи средневековья за воссоединение с братским русским народом и кончая народными референдумами 1995-1996 годов. Именно вокруг идеи Союзного государства сегодня происходит главное идеологическое противостояние между сторонниками подлинной независимости Беларуси и России и адептами так называемой «европейской интеграции» постсоветских республик.
Одновременно принцип союзности белорусской модели государственности органично дополняется принципами социальной справедливости, взаимопомощи, солидарности, коллективизма, дружбы народов. Благодаря правильно выстроенной модели Беларусь по индексу развития человеческого потенциала, как отмечается в Докладе Программы развития ООН за 2003 год, перешла в группу стран с высоким уровнем развития, значительно опережая все другие республики СНГ[5].
Современный исторический процесс
протекает в борьбе двух моделей
развития – интеграционно-
Исторический смысл создания
Союзного государства в том и
заключается, что Беларусь строит свою
стратегию развития на модели многополюсной
интеграции, справедливого международного
порядка, общеевропейской и