Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 00:40, реферат
Белорусское общество формировалось столетиями. Изменялись политические и социально-экономические условия, изменялись ценностные ориентации людей. Сегодня идет поиск идеологических ориентиров, соответствующих коренным интересам всех социальных групп общества. Взаимосвязь личных и групповых, коллективных и общественных интересов необходима для обеспечения устойчивого развития общества. Социально-экономический прогресс общества возможен на основе общечеловеческих отношений, идеалов и ценностей.
Введение………………………………………………………………………………….........3
1. Идеология социальной гармонии белорусского общества………...4
2. Базисные целевые ценности общества: понятие, структура и основное содержание…………………………………………………………….8
3. Базисные ценности личности: понятие, структура и основное содержание……………………………………………………………………………...10
Заключение………………………………………………………………………………….13
Список литературы ……………………………………………………………..………..14
Основными статьями распределения бюджета этого фонда являются пенсии (на их долю приходится 77 % в структуре расходов) и социальные пособия (15,6 %). Пенсионеры в стране составляют 25 % населения, и на их обеспечение государство расходует 9 % ВВП .
В республике пенсионерами являются более 2,6 млн. человек, что составляет около 26,3 % населения.
Согласно Вальтеру Керберу, социальная справедливость определяется четырьмя измерениями:
3.
Базисные ценности
личности: понятие,
структура и основное
содержание
Базисные целевые ценности общества и личности диалектически взаимосвязаны и взаимообусловлены. Перспективы развития белорусского общества и государства зависят от ценностных ориентаций всех социальных групп общества и их реализации в общественных отношениях. Важнейшими социальными институтами, формирующими ценностные ориентации граждан, являются семья, национальная система образования, молодежные организации, политические партии, референтные группы, средства массовой информации и др.
Базисные ценности личности формируются в результате осознания социальным субъектом своих потребностей, соотнесения их с окружающей средой обитания. В систему базисных ценностей личности могут входить:
Безусловно, данная классификация – условна. Говоря о системе ценностей, называя их, мы не вкладываем в них конкретного, раз и навсегда определенного смысла. Более того, предполагается, что в рамках этих ценностей необходим диалог, поиск, отнюдь не завершаемый обязательным и полным согласием
.В
структуре базисных ценностей
личности важное место
Гуманизм (лат. «humanus» – человечный) в основе содержит убеждение в безграничности возможностей человека и его способности к совершенствованию. Понятие «гуманизм» совпадает по своему значению с понятием «человечность», «человеколюбие».
Патриотизм (греч. «patris» – родина, отечество) – нравственный принцип, социальное чувство, содержанием которого являются любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины [32, c. 355]. Любовь к родине включает, прежде всего, заботу об интересах и исторических судьбах страны; гордость социальными и культурными достижениями; уважение к историческому прошлому и унаследованным от него традициям; чувство ответственности перед обществом.
Удивительно проницательно содержание этого чувства передано С.Н. Булгаковым: «Родина есть священная тайна каждого человека, также как и его рождение. Нужно особое проникновение и, может быть, наиболее трудное и глубокое, чтобы познать самого себя в своей природной индивидуальности, уметь полюбить свое, род и родину, постигнуть в ней самого себя, узнать в ней свой образ божий». Если подходить к понятию «идеология», сердцевиной которой является понимание Родины, то идеологию можно рассматривать как своеобразный духовный генетический код: 1) ты сам – род – родина – образ божий и 2) земля – дом – край – страна – мир – град божий. В таком созвучии и духовный идеал ученого-гуманиста, нашего соотечественника Франциска Скорины: «Понеже от прирождения звери, ходящие в пустыни, знают ямы своя; птици, летающие по возъдуху, ведают гнезда своя; рибы, плавающие по морю и в реках, чують виры своя; пчелы и тым подобна боронять ульев своих, - тако ж и людям, игде зродилися и ускормлены суть по бозе, к тому месту великую ласку имають».
Коллективизм (лат. «collectivus», от «colligere» – собирать вместе) – форма социальных взаимосвязей, выражающих отношения сотрудничества, солидарности, взаимопомощи людей.
Универсальными
ценностями нравственного сознания,
которые пронизывают всю историю развития
человечества, все народы и типы культур,
хотя и модифицировались в различные исторические
эпохи, являются понятие добра
и связанные с ним понятия смысла
жизни, счастья, справедливости,
совести. Они – суть, основание
в самой природе человека и общества.
Идеология в широком смысле слова представляет собой систему политических, экономических и социальных ценностей и идей, которые служат основанием для разработки различных программ развития общества. Идеология белорусского общества должна быть конструктивной, прогнозируемой и предсказуемой, должна формироваться на основе плюрализма мнений, впитывать в себя все лучшее, что создается обществом, интеллектом и душой каждого гражданина, отражая те общие взгляды, идеалы и ценности, которые соответствуют интересам и потребностям абсолютного большинства населения страны. В то же время идеология нашего государства может быть сформирована при условии объективного и системного подходов к изучению различных процессов и явлений общественной жизни. Гражданские компетенции, информированность, образованность, интеллектуальный и нравственный потенциал каждого гражданина являются важнейшими предпосылками для становления правового государства и гражданского общества. Задача формирования идеологии белорусского государства довольно сложная, но реальная, ибо в формирующемся гражданском обществе нашей страны создаются необходимые условия для адекватного отражения в практической деятельности волеизъявления народа органами государственного и местного управления.
Список литературы