Безопасность полётов

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 20:13, лекция

Краткое описание

Безопасность полетов и проблемы эксплуатации. Определение и классификация авиационных происшествий и инцидентов. Цель и основные принципы организации расследований авиационных происшествий. Действия должностных лиц гражданской авиации до прибытия комиссии на место авиационного происшествия. Порядок работы комиссии по расследованию авиационных происшествий.

Файлы: 1 файл

Безопасность полетов (лекции).doc

— 149.50 Кб (Скачать)

Лица, принимающие участие в расследовании, несут ответственность за выполнение обязанностей, возложенных на них настоящим Положением (приложение П.2.2), полноту и качество выполняемых ими работ, обоснованность и объективность выводов, а также за качество оформления материала.

Для обеспечения работы комиссии начальник управления гражданской авиации или руководитель авиапредприятия, на базе которого проводится расследование, приказом назначает группу материально-технического обеспечения, на которую возлагается:

- организация материально-технического обеспечения комиссии;

- обеспечение охраны места происшествия и вещественных доказательств ;

- взаимодействие с местными органами власти, организациями и предприятиями по всем вопросам материально-технического обеспечения работы, организации похорон погибших, оказания помощи их родственникам, ликвидации последствий происшествия;

- взаимодействие с грузополучателем и грузоотправителем;

- организация такелажных работ на месте авиационного происшествия и эвакуация воздушного судна;

- взаимодействие с управлением ГА, авиапредприятием, которому принадлежит воздушное судно, по вопросам обеспечения работы комиссии и возмещения расходов, связанных с расследованием.

Система разработки и реализации мероприятий является средством предотвращения авиационных происшествий и базируется на тщательной и всесторонней оценке комиссией по расследованию функционирования авиационно-транспортной системы в конкретном поле­те, выявлении отклонений в функционировании ее звеньев, повлияв­ших на возникновение и развитие особой ситуации в полете и исход полета, отработке обоснованных рекомендаций по повышению безопасности полетов и мероприятий по выполнению этих рекомендаций.

Мероприятия по результатам расследования авиационных происшествий, разрабатываются на основе рекомендаций комиссий по расследованию. Разработанные мероприятия оформляются в виде планов мероприятий (ведомственных и междуведомственных) или, когда требуются единичные меры, определяются и реализуются в приказах по министерству (ведомству) или иных распорядительных документах.

Комиссия по расследованию авиационного происшествия разрабатывает рекомендации ,по повышению безопасности полетов на основании анализа информации, полученной в ходе расследования. При разработке рекомендации учитываются все выявленные откло­нения в функционировании авиационно-транспортной системы, в том числе и не оказавшие непосредственное влияние на возникновение и развитие особой ситуации в данном полете, но представляющие угрозу безопасности полетов в цело м.

Рекомендации комиссии по расследованию могут предусматривать следующие меры:

— совершенствование организации деятельности управлений ГА (соответствующих организаций других министерств), авиапредприятий - эксплуатантов воздушных судов и их подразделений по обеспечению безопасности полетов;

 укрепление .дисциплины личного состава авиационных подразделений;

 повышение уровня профессиональной подготовки летного состава и персонала наземных служб;

— совершенствование технической и летной эксплуатации авиационной техники;

— совершенствование управления воздушным движением и наземного обеспечения полетов;

 создание новых или модернизация существующих средств обеспечения полетов;

—совершенствование конструкции воздушных судов, двигателей и бортового оборудования;

— совершенствование технологии изготовления авиационной техники;

— совершенствование технологии обслуживания и ремонта авиационной техники;

— дополнение и уточнение инструктивных и нормативных документов;

— проведение других мероприятий, вытекающих из материалов расследования.

Рекомендации комиссии должны быть тщательно проработаны и обоснованы материалами расследования. Персональную ответствен­ность за обоснованность рекомендаций комиссии несет ее председатель.

. Официальным основанием для разработки мероприятий является утвержденный акт расследования авиационного происшествия с приложениями. .

Ответственными за организацию разработки мероприятий являются Главная инспекция по безопасности полетов МГА РФ (или соответствующий орган другого министерства, ведомства, которому принадлежит воздушное судно) и  ГУ Минавиапрома РФ.

Ответственными за разработку мероприятий являются:

- от МГА РФ - управление (организация, предприятие) по соответствующему направлению деятельности, определенное Главной инспекцией по безопасности полетов;

- от Минавиапрома РФ — ОКБ — разработчик воздушного судна (двигателя).

Порядок разработки, согласования и утверждения мероприятий определяется специальным междуведомственным Положением.

Контроль и координацию работ по разработке мероприятий осуществляет Главная инспекция по безопасности полетов МГА РФ (соответствующий орган другого министерства, ведомства) и ГУ Минавиапрома РФ с использованием МАСУ ,,Безопасность".

Главная инспекция по безопасности полетов МГА РФ и ГУ Минавиапрома РФ (соответствующие органы других министерств, ведомств) после получения материалов расследования авиационного происшествия обеспечивают их изучение управлениями, организациями и предприятиями министерств (ведомств), .по направлению деятельности которых имеются рекомендации комиссии.

В необходимых случаях Главная инспекция по безопасности полетов МГА РФ и  ГУ Минавиапрома РФ организуют и проводят междуведомственное совещание по обсуждению рекомендаций комиссии и путей их реализации, при необходимости с участием уполномоченных членов комиссии.

При разработке междуведомственных мероприятий ответственные разработчики по получении рекомендаций комиссии совместно разрабатывают проект плана мероприятий (или иного распорядительного документа), согласовывают его с организациями-исполни­телями и соисполнителями работ. Главной инспекцией по безопасности полетов МГА РФ (или соответствующим органом другого министерства, ведомства, которому принадлежит воздушное судно) и представляют на утверждение руководителям министерств, ведомств (их заместителям), организации и предприятия которых участвуют в выполнении работ.

При разработке ведомственных мероприятий эти функции выполняет ответственный разработчик мероприятий.

(Примечание. Управления гражданской авиации, к компетенции которых относятся рекомендации комиссии, в 10-дневный срок после утверждения акта расследования, проведенного комиссией УГА. разрабатывают и утверждают планы мероприятий (или иные распорядительные документы), предусматривающие принятие профилактических мер на уровне УГА и авиапрсдприятий. Ответственным за разработку планов является, инспекция по безопасности полетов УГА. Утвержденные мероприятия в 3-дневный срок направляются в Главную инспекцию по безопасности полетов МГА.)

При составлении плана мероприятий (или иного распорядительного документа) все рекомендации комиссии должны быть

проработаны и либо приняты к исполнению, либо. обоснованно отклонены.

При наличии разногласий по вопросам целесообразности или путей реализации какой-либо рекомендации комиссии этот вопрос включа­ется в план мероприятий для дополнительной проработки.

Примечание. В план мероприятий ответственными за его разработку могут быть внесены дополнительные работы, направленные на устранение недостатков, выявленных при расследовании, не указанные в рекомендациях комиссии.

Междуведомственные планы мероприятий оформляются по форме МАСУ „Безопасность"

Исполнители и соисполнители работ по проекту плана мероприятий при получении его на согласование обязаны в течение двух суток рас­смотреть проект и завизировать его либо представить свои замечания и предложения в письменном виде. Решение по спорным вопросам принимают руководители, утверждающие мероприятия.

Для разработки планов мероприятий (или иных распорядительных документов) по реализации рекомендаций комиссий по расследованию авиационных происшествий устанавливаются сроки:

30 суток для междуведомственных планов;

— 20 суток для внутриведомственных планов и иных распорядительных документов.

(Примечания: 1. Срок исчисляется с момента получения акта комиссии по расследованию ответственным за организацию разработки мероприятий.

2. В отдельных случаях, когда рекомендации формируются комиссией в процессе хода расследования авиационного происшествия, оперативные мероприятия разрабатываются и внедряются до завершения расследования и утверждения акта.)

План считается разработанным после его утверждения руководством всех министерств (ведомств), организации и предприятия которых участвуют в выполнении работ по плану. В случае возникновения затруднений, препятствующих разработке плана мероприятий (иного распорядительного документа) в указанные сроки, ответственный разработчик не менее чем за пять суток до истечения срока направляет в Управление по расследованию и профилактике авиационных происшествий Госавианадзора РФ, Главную инспекцию по безопасности полетов МГА РФ и ГУ Минавиапрома РФ письменное уведомление о состоянии разработки мероприятий и причинах нарушения установленных сроков.

Главная инспекция по безопасности полетов МГА РФ (или соответствующий орган другого министерства, ведомства) ведет учет (при необходимости автоматизированный) всех рекомендаций комиссий по расследованию Госавианадзора РФ, министерств (ведомств) , а также относящихся к компетенции МГА РФ рекомендаций комиссий управлений ГА и соответствующих пунктов планов мероприятий (других -распорядительных документов), в которых они реализованы.

Аналогичный учет ведет ГУ Минавиапрома РФ, а также управления МГА РФ, других министерств (ведомств) и ОКБ - разработчики авиационной техники в касающейся их части.

Каждому разработанному плану мероприятий Главной инспекцией МГА РФ (соответствующим органом другого министерства, ведомства) присваивается единый индекс.

Допускается разработка объединенного плана мероприятий по нескольким происшествиям при условии выдерживания сроков разработки, указанных в п. 2.6.9.

Главная инспекция по безопасности полетов МГА или соответствующий орган другого министерства (ведомства) в 2-дневный срок после утверждения мероприятий (или других распорядительных документов) направляет их:

—Главным управлениям министерств и ведомств, которым подчинены исполнители и соисполнители работ;

—ГУ Минавиапрома, соответствующим управлениям других министерств, ведомств, предприятия и организации которых участвуют в выполнении работ;

— в Управление по надзору Госавианадзора РФ.

Доведение планов мероприятий (или иных распорядительных документов) до организаций-исполнителей и соисполнителей работ осуществляется Главными управлениями министерств, ведомств, которым подчинены эти организации.

Мероприятия, направленные на устранения конструктивно-производственных недостатков авиационной техники, изменение правил ее технической эксплуатации или разработку эксплуатационно-технической документации в 15-дневный срок после их утверждения в установленном порядке вносятся в часть I Единого перечня по самолетам, вертолетам, двигателям.

Контроль за выполнением разработанных мероприятий осуществляют Главная инспекция по безопасности полетов МГА РФ (соответствующий орган другого министерства, ведомства, которому принадлежат гражданские воздушные суда) и ГУ Минавиапрома РФ. Ежеквартально не позднее 10-го числа следующего за отчетным кварталом месяца министерства и ведомства сообщают в Госавианадзор РФ сведения о результатах рассмотрения рекомендаций комиссий и о состоянии выполнения мероприятий по их реализации.

Надзор за реализацией рекомендаций комиссий по расследованию авиационных происшествий осуществляется Госавианадзором РФ.

Вопросы:

  1. Состав комиссии по расследованию авиационных происшествий и порядок работы.
  2. Функции и порядок работы председателя комиссии.
  3. Функции и порядок работы групп, входящих в состав комиссии.
  4. Состав и назначение итоговых документов работы комиссии.
  5. Рекомендации по повышению безопасности полетов, их разработка.

5 Тема: Меры по повышению безопасности полетов при управлении воздушного судна

Содержание:

Аэродромное оборудование, обеспечивающее безопасность захода воздушного судна на посадку. Самолетное оборудование, обеспечивающее безопасность захода воздушного судна на посадку. Автоматические системы управления воздушным судном. Схема резервирования функций систем управления. Бортовые системы, обеспечивающие безопасность полета.

Вопросы:

  1. Какое аэродромное оборудование обеспечивает безопасность захода воздушного судна на посадку?
  2. Какое самолетное оборудование обеспечивает безопасность захода воздушного судна на посадку?
  3. Что представляют собой автоматические системы управления воздушным судном?
  4. Схема резервирования функций систем управления?
  5. Какие бортовые системы обеспечивают безопасность полета?

Практические занятия

№ раздела

Наименование практических занятий

Тема №1

Вопросов безопасности ЛА. Факторы, влияющие на БП.

Тема №2

Авиационные происшествия. Катастрофы и авиационные происшествия без человеческих жертв. Инциденты.

Тема №3

Основные принципы организации расследований авиационных происшествий. Действия должностных лиц гражданской авиации до прибытия комиссии на месте авиационного происшествия.

Тема №4

Порядок работы комиссии по расследованию авиационных происшествий.

Тема №5

Аэродромное и самолетное оборудование, обеспечивающее безопасность полетов.

Информация о работе Безопасность полётов