Безопасность полётов

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 20:13, лекция

Краткое описание

Безопасность полетов и проблемы эксплуатации. Определение и классификация авиационных происшествий и инцидентов. Цель и основные принципы организации расследований авиационных происшествий. Действия должностных лиц гражданской авиации до прибытия комиссии на место авиационного происшествия. Порядок работы комиссии по расследованию авиационных происшествий.

Файлы: 1 файл

Безопасность полетов (лекции).doc

— 149.50 Кб (Скачать)

Действия членов комиссии, подкомиссий, рабочих групп, имеющие одновременно уголовно-процессуальное значение, т. е. направленные на сбор вещественных доказательств (изъятие и хранение записей бортовых и наземных самописцев, опознание, опрос, освидетельствование и т. д.), а также захоронение или кремация погибших должны проводиться с ведома органа прокуратуры, проводящего предварительное следствие.

Допуск лиц, участвующих в расследовании, на место происшествия осуществляется по специальным пропускам, выдаваемым начальником штаба комиссии по разрешению председателя.

Средства объективного контроля, тарировочные графики, летная и техническая документация хранятся в авиапредприятии, на территории которого проводится расследование.

Все обломку, техническая документация воздушного судна (в том числе документы, детали узлов и агрегатов, прошедшие лабораторные исследования, носители информации средств объективного контроля) хранятся до получения письменного разрешения на их уничтожение от органов следствия или суда. Уничтожение производится по месту хранения специальной комиссией с составлением акта, два экземпляра которого, заверенные гербовой печатью, представляются в министерство, ведомство, которому принадлежит воздушное судно.

Для решения конкретных задач, требующих знаний в специальных областях науки и техники, помимо специалистов, входящих в состав подкомиссий и рабочих групп, к расследованию могут привлекаться эксперты.

По прибытии на место происшествия эксперт в соответствии с планом работы комиссии получает письменное задание от председателя комиссии или подкомиссии с перечнем вопросов, требующих разрешения. Эксперт проводит свою работу самостоятельно (или в составе группы экспертов), координируя ее с председателем комиссии (подкомиссии).

Результаты работы оформляются в виде заключения эксперта, которое обсуждается на заседании комиссии (подкомиссии). В ходе обсуждения перед экспертом могут быть поставлены дополнительные, вопросы, ответы на которые оформляются в виде дополнения к экспертному заключению. Экспертное заключение принимается комиссией (подкомиссией) к сведению, прикладывается к материалам расследования и используется в дальнейшей работе.

* Если воздушное судно изготовлено (отремонтировано) в другом государстве, то проверка выполнения правил производства» (ремонта) проводится по решению соответствующих органов этого государства.

По результатам проведенных работ в рабочих группах составляются отчеты которые обсуждаются на заседании подкомиссии. По итогам работы подкомиссии составляется отчет, который рассматривается на заседании комиссии. На заседаниях комиссии также рассматриваются отчеты рабочих групп, не входящих в состав подкомиссий.

При согласии членов комиссии (подкомиссии) с достаточностью проведенных работ и с полученными в их результате фактическими данными отчет принимается к сведению и используется в дальнейшей работе. В противном случае возвращается подкомиссии (рабочей груп­пе) на доработку.

Итоговым документом работы комиссии является акт расследования, который составляется с учетом материалов подкомиссий, рабочих групп, результатов исследований и экспертиз, а также другой имеющейся в распоряжении комиссии информации. Основной целью составления акта является обоснование установленных в ходе расследования обстоятельств, факторов и причин авиационного происшествия и разработанных комиссией рекомендаций.

Акт расследования авиационного происшествия подписывается председателем и всеми членами комиссии по расследованию. При возникновении разногласий по содержанию акт готовится в редакции, предлагаемой председателем комиссии. Член комиссии, не согласный с содержанием акта, обязан подписать его с пометкой "с особым мнением".

Особое мнение излагается в письменном виде с указанием конкретных мотивов несогласия и их обоснованием, а также с предлагаемой формулировкой. Особое мнение является неотъемлемой частью акта расследования (или другого документа, к которому оно написано) .

Аналогичный порядок должен соблюдаться при составлении и подписании отчетов подкомиссий и рабочих групп.

Особое мнение к отчету подкомиссии (рабочей группы) рассматривается и обсуждается одновременно с документом, к которому оно приложено, с обязательным оформлением протокола.

В протоколе указывается мнение каждого из членов комиссии (подкомиссии) по существу особого мнения. В любом случае особое мнение остается приложенным к отчету подкомиссии (рабочей группы) .

Одновременно с актом расследования члены комиссии подписывают перечень документов, прилагаемых к материалам расследования. Члены подкомиссий подписывают перечень документов, прилагаемый к отчету подкомиссии.

Председатель комиссии по расследованию авиационного происшествия докладывает акт на утверждение:

— Председателю Госавианадзора РФ — по авиационным происшествиям, расследование которых проводилось комиссиями Госавианадзора РФ;

—заместителю председателя Госавианадзора РФ - по авиационным происшествиям с самолетами 1, 2 и 3-го класса и вертолетами 1-го класса, расследование которых проводилось комиссиями министерств (ведомств);

— министру по принадлежности воздушного судна или по его указанию другому должностному лицу — по авиационным происшествиям с самолетами 4-го класса, вертолетами 2-го и 3-го классов, расследование которых проводилось комиссиями министерств (ведомств);

— руководителю, назначившему комиссию, по авиационным Происшествиям, расследование которых проводилось комиссиями управлений гражданской авиации.

Дата утверждения акта комиссии считается датой окончания расследования. Началом расследования считается момент подачи первич­ного сообщения.

Особое мнение к акту расследования, проведенного комиссией Госавианадзора РФ, перед утверждением акта рассматривается на заседании Государственной комиссии по надзору за безопасностью полетов воздушных судов при Совете Министров РФ.

Акт комиссии министерства (ведомства) или управления гражданской авиации, подписанный с особым мнением, до утверждения рассматривается Главной инспекцией МГА РФ (или соответствующим органом министерства, ведомства, которому принадлежит воздушное судно) при необходимости совместно с ГУ Минавиапрома РФ или соответствующим органом другого министерства (ведомства), представитель которого подписал акт с особым мнением. Протокол рассмотрения прилагается к акту.

При невозможности устранения разногласий акт с особым мнением и совместным протоколом рассматривается Госавианадзором РФ, принимающим окончательное решение.

Если воздушное судно РФ, потерпевшее авиационное происшествие, изготовлено в другом государстве, то это государство имеет право назначить уполномоченного представителя и советников для участия в расследовании в соответствии со ст. 5.22 Приложения 13 к Чикагской конвенции о международной гражданской авиации.

В случае, если министерство, ведомство, управление (производственное объединение) гражданской авиации, организующее расследование, или назначенная им комиссия по расследованию считают необходимым участие в расследовании представителей государства-изготовителя, то соответствующий запрос направляется через ГУЗСАНТ МГА.

Назначенные государством-изготовителем уполномоченный представитель и советники в состав комиссии не входят и пользуются следующими правами:

— посещать место авиационного происшествия;

— осматривать авиационную технику;

— участвовать в опросе свидетелей;

— иметь полный доступ ко всем относящимся к делу веществен­ным доказательствам;

—получать экземпляры всех относящихся к делу документов;

— делать заявления в отношении различных аспектов расследования.

Представители государства-изготовителя все свои действия, связанные с расследованием авиационного происшествия, согласуют с председателем комиссии.

Все вопросы, связанные с извещением государства-изготовителя, въездом представителей этого государства, их доставкой к месту проведения расследования, обеспечением транспортом, помещением для работы и отдыха, питанием решаются ГУЗСАНТ МГА.

Материалы расследования авиационного происшествия в пятидневный срок после утверждения акта комиссии направляются:

— в органы транспортной прокуратуры, проводящей  предварительное следствие (в подлиннике);

— в Управление по расследованию и профилактике АП Госавианадзора РФ (ксерокопия первого экземпляра материалов, либо второй экземпляр);

— в Главную инспекцию МГА РФ или соответствующий орган другого министерства, ведомства, которому принадлежит воздушное судно;

— в ГосНИИ ГА;

— в 11 ГУ Минавиапрома РФ;

—в ОКБ разработчик, воздушного судна (по авиационной технике отечественного производства);

— в управление (учебное заведение, ремпредприятие) гражданской авиации или соответствующее предприятие (организацию) другого министерства (ведомства), которому принадлежит воздушное судно, а также в управление ГА, на территории которого произошло авиационное происшествие.

(Примечание. Если авиационное происшествие связано с отказом авиационной техники, изготовленной или отремонтированной в другом государстве, акт расследования через МГА РФ дополнительно направляется соответствующим органам этого государства.

Если авиационное происшествие связано с метеоусловиями или неудовлетворительным метеообеспечением, акт комиссии по расследованию с приложением материалов метеогруппы направляется в Госкомгидромет РФ.)

Министерство, ведомство, которому принадлежит воздушное судно, а при необходимости и министерства — изготовители авиационной техники, а также другие заинтересованные министерства и ведомства в 20-дневный срок после утверждения акта комиссии издают приказы по авиационному происшествию.

Приказы по министерству (ведомству) издаются по авиационным происшествиям, расследование которых проводилось Госавианадзором РФ или министерством (ведомством) по принадлежности воздушного судна.

В других случаях Главная инспекция МГА РФ издает в указанные выше сроки заключение по. происшествию, а начальник управления ГА — приказ.

В случае, если результаты расследования, проведенного ведомственной комиссией, опротестованы Госавианадзором РФ (Главной инспекцией по безопасности полетов МГА РФ), министерство, ведомство (управление ГА), проводившее расследование, издает дополнительно приказ о некачественном расследовании авиационного происшествия.

Приказы и заключения по авиационным происшествиям рассылаются в пятидневный срок с момента их подписания:

— в Управление по расследованию и профилактике авиационных происшествий Госавианадзора РФ;

— в ГУ Минавиапрома РФ (кроме приказов по управлениям ГА);

— в Главную инспекцию по безопасности полетов МГА РФ;

— в ГосНИИ ГА;

— в орган транспортной прокуратуры, проводящий предваритель­ное следствие по данному случаю;

— в управление (учебное заведение, ремпредприятие гражданской авиации или соответствующее  предприятие другого ведомства), которому принадлежит воздушное судно;

— в другие адреса по решению руководства министерства, ведомства.

Исследование объектов авиационной техники проводится организациями и предприятиями министерств, ведомств по техническому заданию комиссии по расследованию.

Если для установления причин авиационного происшествия требуется проведение специальных летных испытаний или комплексных научных исследований, то они проводятся научно-исследовательскими организациями на основании решения комиссии, по поручению Госавианадзора РФ или министерства, ведомства, которому подчинены эти организации.

Если воздушное судно или отказавшие агрегаты изготовлены в другом государстве и для установления причин отказа необходимо проведение исследований в организациях этого государства, то решение . о проведении таких исследований принимается комиссией по расследованию по согласованию с уполномоченным представителем государства-изготовителя .

Испытания и исследования проводятся по согласованным планам и методикам с участием представителей изготовителя и эксплуатанта авиационной техники. Научно-исследовательская организация или предприятие, на базе которого проводятся исследования, являются ответственными за сроки и качество работ. Материалы проведенных испытаний и исследований подписываются участвующими в них специалистами, утверждаются руководителем этой организации и представляются комиссии по расследованию.

Порядок проведения исследований и испытаний авиационной техники определяется специальным междуведомственным положением.

Если проведение исследований и испытаний авиационной техники в установленные для расследования сроки невозможно, сроки расследования продлеваются до окончания исследований.  В этих ситуациях председатель комиссии имеет право по согласованию с руководителем, назначившим комиссию по расследованию, после завершения всех необходимых действий на месте происшествия перенести работу комиссии на базу другого предприятия (организации).

Акт комиссии составляется с учетом результатов исследований и испытаний по их завершении. Оформлять, утверждать и рассылать материалы расследования до получения результатов исследования запрещается.

Информация о работе Безопасность полётов