Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 20:13, лекция
Безопасность полетов и проблемы эксплуатации. Определение и классификация авиационных происшествий и инцидентов. Цель и основные принципы организации расследований авиационных происшествий. Действия должностных лиц гражданской авиации до прибытия комиссии на место авиационного происшествия. Порядок работы комиссии по расследованию авиационных происшествий.
Направление работы исследовательских институтов в решении вопросов безопасности ЛА. Факторы, влияющие на безопасность полетов. Международные организация ИКАО, ее роль в решении проблем, связанных с безопасностью полетов.
Вопросы:
Авиационные происшествия, подразделение на катастрофы и авиационные происшествия без человеческих жертв. Инциденты.
АВИАЦИОННОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ - событие, связанное с использованием воздушного судна, которое имело место, с момента, когда какое-либо лицо вступило на борт с намерением совершить полет, до момента, когда все лица, находившиеся на борту, с целью полета, покинули воздушное судно, и обусловленное нарушением нормального функционирования воздушного судна, экипажа, служб управления и обеспечения полетов, воздействием внешних условий, в результате которого наступило одно из следующих последствий:
— хотя бы один человек из находившихся на борту погиб или его здоровью был причинен ущерб, повлекший смерть в течение 30 суток с момента происшествия;
—воздушное судно получило повреждения силовых элементов планера или совершило посадку на местность, эвакуация с которой является технически невозможной или нецелесообразной;
— хотя бы один человек из находившихся на борту пропал без вести и официальные поиски его прекращены.
(Примечание. К авиационным происшествиям не относятся:
- гибель кого-либо из находившихся на борту воздушного судна в результате естественных причин, умышленных действий самого потерпевшего или других лиц, не связанная с функционированием воздушного судна;
-гибель какого-либо лица, самовольно проникшего на воздушное судно и находившегося вне зон, куда открыт доступ пассажирам;
- локализованное разрушение двигателя, если поврежден только сам двигатель, повреждение воздушных винтов, несиловых элементов планера, обтекателей, законцовок, стекол, антенн и других выступающих деталей, пневматиков и тормозных устройств шасси и других элементов, если эти повреждения не нарушают общей прочности конструкции;
- разрушение или повреждение элементов несущих и рулевых винтов, втулки несущего или рулевого винта; разрушение или рассоединение трансмиссии;
- разрушение вентиляторной установки; разрушение редуктора, если эти случаи не привели к повреждениям или разрушениям силовых элементов фюзеляжа (балок); повреждение обшивки фюзеляжа (балок) без повреждения силовых элементов.)
. Авиационные происшествия в зависимости от тяжести наступивших последствий подразделяются на:
— катастрофы;
— авиационные происшествия без человеческих жертв.
.. КАТАСТРОФА - авиационное происшествие, приведшее к гибели или пропаже без вести какого-либо лица из числа находившихся на борту воздушного судна.
К катастрофам также относятся случаи гибели какого-либо лица из числа находившихся на борту в процессе аварийной эвакуации из воздушного судна.
. АВИАЦИОННОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ БЕЗ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЖЕРТВ - авиационное происшествие, не связанное с гибелью находящихся на борту людей, при котором воздушное судно получило повреждения силовых элементов планера или совершило посадку на местность, эвакуация с которой является технически невозможной или нецелесообразной.
. ИНЦИДЕНТ — событие, связанное с использованием воздушного судна, которое имело место с момента, когда какое-либо лицо вступило на борт с намерением совершить полет, до момента, когда все лица, находившиеся на борту с целью полета, покинули воздушное судно, и обусловленное отклонениями от нормального функционирования воздушного судна, экипажа, служб управления и обеспечения полетов, воздействием внешней среды, могущее оказать влияние на безопасность полета, но не закончившееся авиационным происшествием.
СЕРЬЕЗНЫЙ ИНЦИДЕНТ - инцидент, связанный с возникновением условии, характеризующихся значительным повышением вероятности авиационного происшествия, для предотвращения которого требуется либо выполнение экипажем (службами управления и обеспечения полетов) сложных и (или) экстренных действии, не применяемых в условиях нормального полета, либо благоприятное стечение обстоятельств.
Для серьезных инцидентов характерны следующие признаки:
— выход воздушного судна за пределы ожидаемых условий эксплуатации;
—возникновение значительных вредных воздействий на экипаж или пассажиров (дыма, паров едких веществ, токсичных газов, повышенной или пониженной температуры, давления и т. п.);
— значительное ухудшение характеристик устойчивости и управляемости, летных или прочностных характеристик;
значительное снижение работоспособности членов экипажа;
— значительное повышение психофизиологической нагрузки на экипаж;
— возникновение реальной возможности повреждения жизненно важных элементов воздушного судна в результате пожара, нелокализованного разрушения двигателя, трансмиссии и т. п. Разрушение или рассоединение элементов управления.
(Примечание. К серьезным инцидентам относятся также отклонения в функционировании элементов авиационной транспортной системы, при которых указанные признаки не зафиксированы, но могли с высокой вероятностью проявиться в других ожидаемых условиях эксплуатации.)
Классификация других событий, не относящихся к авиационным происшествиям и инцидентам, имевших место при использовании воздушных судов, а также в процессе их технического обслуживания, хранения и ремонта, порядок расследования и учета этих событий определяются ведомственными документами.
. Столкновение (опасное сближение) двух или нескольких воздушных судов расследуется как одно событие, а классифицируется и, учитывается для каждого воздушного судна в соответствии с наступившими последствиями. По результатам расследования оформляется общий акт расследования и формализованные отчеты на каждое воздушное судно. •
Если воздушное судно получило дополнительные повреждения, разрушено или утрачено при его эвакуации с места авиационного происшествия (вынужденной посадки) или в. результате, воздействия внешней среды на месте происшествия, то факт получения дополнительных повреждений, разрушения или утраты воздушного судна расследуется и классифицируется как отдельное событие в соответствии с ведомственными документами.
Если признаки события не позволяют однозначно классифицировать его с применением приведенных выше определений, то вопрос о классификации решается Госавианадзором СССР в каждом конкретном случае.
Вопросы:
Цель и основные принципы организации расследований авиационных происшествий. Действия должностных лиц гражданской авиации до прибытия комиссии на место авиационного происшествия.
Расследование авиационных происшествий проводится по принципу многофакторности, предусматривающему выявление всех отклонений от нормального функционирования авиационной транспортной системы и оценку влияния этих отклонений на исход полета.
Целью расследования является предотвращение авиационных происшествий в будущем
Для оперативного оповещения руководящих должностных лиц, сбора комиссии'по расследованию и быстрой доставки ее к месту авиационного происшествия министерствами, ведомствами разрабатывается междуведомственная инструкция, регламентирующая порядок прохождения информации об авиационном происшествии и взаимодействия соответствующих служб этих министерств, ведомств.
Диспетчеры АДП, УВД при получении информации об авиационном происшествии передают первичное сообщение о случившемся в Управление по расследованию и профилактике АП Госавиа-надзора РФ, ЦПДУ ГА, Главную инспекцию по безопасности полетов МГА, а также начальнику управления (учебного заведения, ремонтного предприятия) ГА или соответствующему должностному лицу другого министерства, ведомства, на территории которого произошло событие. ЦПДУ ГА немедленно информирует министерства, ведомства, предприятия и организации в соответствии со специальной между- ведомственной инструкцией, которая должна предусматривать оперативное доведение первичного сообщения до ГУ Минавиапрома РФ, Прокуратуры РФ, КГБ РФ и МВД РФ, а в случаях, когда воздушное судно изготовлено или отремонтировано в другом государстве, и до соответствующих органов этого государства (через ГУЗСАНТ МГА), а также оперативную передачу дополнительной информации в Госавианадзор РФ.
Начальник управления (учебного заведения, ремонтного предприятия) ГА или соответствующее должностное лицо другого министерства, ведомства, на территории которого произошло авиационое происшествие, по получении первичного сообщения немедленно передает первоначальное донесение в Госавианадзор РФ, руководителю министерства, ведомства, которому принадлежит воздушное судно, в Главную инспекцию по безопасности полетов МГА РФ и ГУ Минавиапрома РФ, а также информирует о случившемся транспортного или территориального прокурора, местные транспортные и территориальные органы внутренних дел, государственной безопасности и соответствующий профсоюзный орган.
Первоначальное донесение извещает о факте происшествия и содержит сведения, необходимые для правильной организации комиссии по расследованию.
Первоначальное донесение должно содержать следующую информацию:
дату, время (московское), место происшествия;
тип, государственно-регистрационный опознавательный знак
и принадлежность воздушного судна;
— наименование предприятия, эксплуатирующего воздушное судно;
— метеоусловия в момент происшествия;
— фамилию командира воздушного судна (проверяющего и его должность);
— характер задания;
— последний аэропорт вылета и пункт назначения;
— местоположение воздушного судна относительно какого-либо легко определяемого географического пункта (широта, долгота);
— физико-географическую характеристику местности, где произошло происшествие;
— обстоятельства авиационного происшествия, достоверно известные к моменту подачи донесения;
— количество членов экипажа и пассажиров на борту воздушного судна, в том числе погибших и получивших телесные повреждения, а также число погибших и получивших телесные повреждения лиц, не находящихся на борту воздушного судна;
-наличие и характер опасных грузов на борту;
-степень повреждения воздушного судна, насколько это возможно определить;
—данные об организации и проведении поисковых и аварийно-спасательных работ;
— другие достоверные сведения по авиационному происшествию, известные к моменту представления донесения.
Отсутствие каких-либо из указанных сведений не должно задерживать передачу первоначального донесения.
Запрещается передавать в донесении предположительные сведения об обстоятельствах и причинах происшествия.
В течение трех суток, с момента прибытия на место происшествия председатель комиссии по расследованию авиационного происшествия направляет в вышеуказанные адреса, а также, назначившему комиссию по расследованию, последующее донесение, которое должно, по возможности, включать в себя следующую информацию;
—дату, время (московское), место, вид происшествия, тип воздушного судна, государственно-регистрационный опознавательный знак, принадлежность воздушного судна, заводской номер воздушного судна и двигателей, их наработку, дату и место последнего ремонта;
— метеоусловия в период времени, близкий к моменту авиационного происшествия (чем была обусловлена погода, скорость и направление ветра у земли, количество, форма и высота облаков, видимость, наличие опасных явлений);
— фамилию, имя, отчество командира воздушного судна (проверяющего), его класс, минимум погоды, общий налет, в том числе на воздушном судне данного типа (из них в качестве командира воздушного судна), общий и самостоятельный налет по тому виду работ, при котором произошло событие, состав экипажа, должности, фамилии, имена и отчества;
— характер задания, маршрут полета с указанием последнего аэропорта вылета и пункта назначения;