Безопасность полётов

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 20:13, лекция

Краткое описание

Безопасность полетов и проблемы эксплуатации. Определение и классификация авиационных происшествий и инцидентов. Цель и основные принципы организации расследований авиационных происшествий. Действия должностных лиц гражданской авиации до прибытия комиссии на место авиационного происшествия. Порядок работы комиссии по расследованию авиационных происшествий.

Файлы: 1 файл

Безопасность полетов (лекции).doc

— 149.50 Кб (Скачать)

— число пассажиров на борту воздушного судна, их гражданство;

— последствия (количество   погибших; получивших телесные повреждения, с указанием тяжести, насколько это возможно определить; непострадавших);

— характер и массу груза;

— повреждения воздушного судна;

— краткое описание обстоятельств происшествия;

— ход расследования происшествия и особые факты, установленные во время расследования;

— предложения о необходимости проведения срочных профилактических мероприятий.

Оповещение о бедствии с гражданскими воздушными судами оперативных органов и должностных лиц Единой государственной авиационной поисково-спасательной службы РФ (АПСС) и соответствующих служб министерств, ведомств, эксплуатирующих гражданские воздушные суда, а также порядок проведения поисковых и аварийно-спасательных работ осуществляется в соответствии с Наставлением по авиационной поисково-спасательной службе РФ, Наставлением по производству полетов в гражданской авиации РФ, Табелем срочных донесений о движении воздушных судов ГА и другими нормативными документами по этим вопросам.

Решение о прекращении поиска воздушного судна принимает руководитель министерства, ведомства, которому принадлежит воздушное судно, по согласованию с Госавианадзором РФ.

С момента авиационного происшествия и до прибытия комиссии по расследованию ответственность за проведение первоначальных действий возлагается на руководителя авиапредприятия (учебного заведения, ремпредприятия ГЛ, учреждения, объединения, предприятия другого ведомства), на территории которого произошло авиационное происшествие.

В каждом авиа предприятии должна быть разработана специальная инструкция, определяющая обязанности и ответственность конкретных должностных лиц при авиационном происшествии.

2.3.2. Руководитель указанного предприятия по получении сообщения с авиационном происшествия и до прибытия комиссии по расследованию обязан:

обеспечить проведение поисковых и аварийно-спасательных работ, при необходимости с привлечением взаимодействующих ведомств;

— срочно прибыть на место происшествия с целью определения необходимости дополнительных мер по спасению пассажиров и членов экипажа, тушению пожара (или его предупреждению), сохранению вещественных доказательств;

.— организовать совместно с органами внутренних дел, а при необходимости и с войсковыми частями МО РФ, дислоцированными в районе происшествия, охрану места происшествия, запретить допуск к нему посторонних лиц, обеспечить неприкосновенность воздушного судна, его содержимого или разрушенных частей (за исключением случаев, когда необходимо извлечь из-под обломков пострадавших);

— при необходимости дать указание об уборке останков погибших, предварительно сфотографировав их на месте происшествия и составив схему расположения относительно основных частей воздушного судна, избегая при этом разборки и повреждения обломков;

обеспечить выявление всех свидетелей авиационного происшествия, а также лиц, осуществляющих аварийно-спасательные работы, и составление их списков для предоставления комиссии по расследова­нию и органам прокуратуры;

— организовать проведение медицинского контроля летного и диспетчерского состава в  объеме, предусмотренном специальными документами, получить объяснительные записки от членов экипажа и других должностных лиц, ответственных за подготовку и обеспече­ние полета воздушного судна;

— обеспечить принятие мер к спасению и сохранению документов, бортовых средств объективного контроля, оказавшихся на месте происшествия, организовать в случае необходимости поиск обломков воздушного судна на прилегающей к месту происшествия местности и обеспечить их сохранность на месте обнаружения.

Если бортовые средства объективного контроля находятся в агрессивных жидкостях (исключая морскую воду) или в очаге пожара, их необходимо немедленно изъять оттуда и, приняв меры к сохранению информации, составить акт об изъятии и внешнем состоянии. В других случаях изъятие самописцев до прибытия комиссии запрещается. Изъятие вещественных доказательств должно производиться, как правило, совместно с представителями правоохранительных органов;

 обеспечить сохранность спецоборудования, имеющего гриф сек­ретности, и полетной документации, находившихся на борту воздушного судна (задание на полет, метеодокументы, штурманский бортжурнал, бортжурналы радиосвязи, полетные карты, „Сборник аэронавигационных данных аэродромов по воздушным трассам РФ ", „Регла­мент аэронавигационной информации по воздушным трассам РФ — средства управления, радиотехнического обеспечения полетов" и др.);

 организовать изъятие и опечатывание записей (магнитных лент) диспетчерских магнитофонов, фотоснимков с индикаторов посадочного радиолокатора, графиков движения воздушных судов, аппаратного журнала радиообмена и учета времени работы радиотехнических средств; летных книжек, летных дел и медицинских книжек на всех членов экипажа; формуляров воздушного судна, двигателей и агрегатов, дефектных ведомостей и карт-нарядов на техническое обслуживание, инструментов и контрольной аппаратуры, которая использовалась при подготовке воздушного судна к полету или при устранении неисправностей перед вылетом; документов, характеризующих состояние летного поля, количество и качество заправленных ГСМ; метеодокументов, характеризующих метеоусловия в районе аэродрома и по маршруту полета;

— зафиксировать бортовые номера воздушных судов, выполнявших полеты в районе места авиационного происшествия в период времени, близкий к моменту происшествия, и принять меры по сохранению информации бортовых средств объективного контроля этих воздушных судов для использования при необходимости в процессе расследования;

— переместить, при необходимости, по согласованию с органами прокуратуры поврежденное воздушное судно. Перемещение его до прибытия комиссии по расследованию допускается только в случае, если воздушное судно упало на железнодорожную, шоссейную, водную магистраль или на аэродром и препятствует движению транспорта или полетам. При перемещении принимаются меры по сохранению воздушного судна (его обломков) в том состоянии, в котором оно находилось на месте происшествия.

В этих случаях воздушное судно или его обломки до перемещения фотографируются способом ориентирующей и детальной съемки с нескольких положений с земли, а при необходимости и с воздуха, составляется акт-осмотра места происшествия, в котором фиксируется положение и общее состояние воздушного судна или его обломков, угол столкновения с землей (с наземными препятствиями), в кабине экипажа фотографируются показания приборов, положение переключателей, выключателей, рукояток управления;

— документально зафиксировать (путем фотографирования, составления схем и т.д.) отложения льда, копоти на поверхности воздушного судна и другие вещественные доказательства, которые могут быть утрачены до прибытия комиссии;

— составить предварительные кроки авиационного происшествия;

— провести внеочередное контрольное наблюдение за              погодой.

Если авиационное происшествие произошло вне аэродрома,              — обеспечить сбор метеоданных с ближайших АМСГ и метеостанций;

-при необходимости отстранить от исполнения своих обязанностей экипаж воздушного судна, персонал наземных служб, непосредственно осуществлявший подготовку воздушного судна к полету, обеспечение полета и управление воздушным движением.

Примечание. Указанные лица допускаются к выполнению своих обязанностей решением соответствующего руководителя по согласованию с пред­седателем комиссии;

—         прекратить заправку и опечатать емкости (топливозаправщики), из которых осуществлялась заправка воздушного судна.

Вскрытие и прослушивание наземных и бортовых магнито­фонов, а также вскрытие, декодирование и дешифрование записей бортовых самописцев до прибытия комиссии запрещается.

 

Вопросы:

  1. Цель расследования авиационного происшествия.
  2. Основные принципы организации расследований авиационных происшествий.
  3. Действия должностных лиц гражданской авиации до прибытия комиссии на месте авиационного происшествия.
  4. Действия должностных лиц гражданской авиации по обеспечению мер к спасению и сохранению средств объективного контроля.
  5. Действия должностных лиц гражданской авиации в аэропорту вылета воздушного судна.

4 Тема: Порядок работы комиссии по расследованию авиационных происшествий

Состав и порядок работы комиссии по расследованию авиационных происшествий. Функции и порядок работы председателя комиссии. Функции и порядок работы групп, входящих в состав комиссии. Разработка рекомендаций по повышению безопасности полетов на основе данных по расследованию авиационных происшествий.

По прибытии на место авиационного происшествия председатель комиссии по расследованию проводит организационное заседание, на котором объявляет приказ о назначении комиссии, заслушивает руководителя авиапредприятия об обстоятельствах происшествия и проделанной работе, оценивает первоначальные действия должностных лиц авиапредприятия, создает подкомиссии и назначает их председателей, определяет основные направления работ на начальном этапе расследования, дает необходимые оперативные указания.

Как правило, в комиссии по расследованию создаются подкомиссии по основным направлениям работ: летная, инженерно-техническая, административная и штаб. При необходимости по решению председателя комиссии могут создаваться и другие подкомиссии. В подкомиссиях создаются рабочие группы.

Группа по составлению схемы (кроков) места происшествия и группа опроса в зависимости от обстоятельств включаются в состав летной или инженерно-технической подкомиссии либо работают самостоятельно под руководством председателя комиссии.

Группа поисковых и аварийно-спасательных работ подчиняется непосредственно председателю комиссии. В случаях, не связанных с гибелью людей, эта группа может быть введена в состав административной подкомиссии.

В комиссии создается группа расчета и анализа, которая в состав подкомиссий не входит и подчиняется непосредственно председателю комиссии.

Специалистов, привлекаемых к расследованию, включают в состав подкомиссий или рабочих групп в зависимости от их специализации.

Состав подкомиссий, планы их работы, а также состав рабочих групп утверждает председатель комиссии.

Работа комиссии по расследованию осуществляется по плану, проект которого до его утверждения председателем рассматривается и обсуждается на заседании комиссии. План должен предусматривать основные направления и последовательность выполнения работ по сбору и анализу информации, исследованию вещественных доказательств, а также ответственных за проведение работ и сроки их окончания.

План работы комиссии детализируется в оперативных планах подкомиссий и рабочих групп, которые составляются на период от одного до нескольких дней и утверждаются председателем подкомиссии.

До утверждения плана работы комиссии запрещается производить какие-либо работы на месте происшествия за исключением внешнего

осмотра, фиксации могущих исчезнуть следов (отложений льда, копоти и т. д.), следов движения воздушного судна, эвакуации раненых и погибших и изъятия средств объективного контроля.

План работы комиссии корректируется и дополняется в ходе расследования в зависимости от полученных фактических данных.

Перед проведением исследований объектов авиационной техники (проверкой их на работоспособность), каких-либо экспериментов на месте работы комиссии составляется план (программа) их выполнения, который подписывается представителями участвующих в расслеовании сторон, утверждается председателем комиссии и прикладывается к материалам расследования.

На заседаниях комиссии по расследованию имеют право присутствовать представители прокуратуры, КГБ РФ, МВД РФ, руководящие работники министерства, ведомства, которому принадлежит воздушное судно, генеральные  (главные) конструкторы, представители партийных органов, работники Госавианадзора РФ (Главной инспекции по безопасности полетов МГА РФ и инспекции по безопасности полетов УГА — на заседаниях комиссий МГА РФ и УГА). Члены комиссии по согласованию с председателем имеют право приглашать на заседания комиссии других специалистов, принимающих участие в расследовании.

Решения по основным методическим и организационным вопросам расследования принимаются комиссией, при, этом председатель комиссии обладает правом окончательного решения. Член комиссии, не согласный с принятым решением, имеет право отразить свое мнение в протоколе заседания.

В заседаниях подкомиссий участвуют члены данной подкомиссии и, при необходимости, специалисты, входящие в состав ее рабочих групп, и эксперты. Члены комиссии, работники Госавианадзора РФ, прокуратуры, КГБ РФ, МВД РФ имеют право присутствовать на заседании любой подкомиссии или рабочей группы.

Все заседания комиссии и подкомиссий оформляются протоколами, в которых подробно отражаются обсуждаемые вопросы, принятые решения, указания председателя. При-наличии разногласий по обсуждаемым вопросам в обязательном порядке отражаются позиции сторон. Протокол визируется всеми членами комиссии (подкомиссии) и подписывается председателем комиссии (подкомиссии) и начальником штаба.

При необходимости проводится магнитофонная запись заседания комиссии, о чем делается соответствующая запись в протоколе.

При выявлении в процессе расследования недостатков, способствующих авиационному происшествию, комиссия обязана органи­зовать проведение проверки выполнения правил летной и технической эксплуатации, управления и обеспечения полетов, подготовки персонала, изготовления и ремонта авиатехники в соответствующих предприятиях и организациях*.

Информация о работе Безопасность полётов