Жан Поль Сартр

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 00:02, доклад

Краткое описание

Французский писатель, философ и публицист, глава французского экзистенциализма. Основные темы художественных произведений: одиночество, поиск абсолютной свободы, абсурдность бытия. В 1964 году Сартру присуждена Нобелевская премия по литературе. Родился 21 июня 1905 в Париже и был единственным ребенком Жана Батиста Сартра, морского инженера, и его жены, урожденной Анн-Мари Швейцер, происходившей из семьи известных эльзасских ученых, двоюродной сестры Альберта Швейцера.

Файлы: 1 файл

филосо рефер.docx

— 47.58 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ОДЕССКИЙ  НАЦИНАЛЬНЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра «Философия» 
 
 
 
 

ДОКЛАД

на тему: 

  «Жан Поль Сартр»  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВЫПОЛНИЛА:

Ст. ФТТС 2к. 6гр.

Берёзова  Н.Г. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Одесса-2010

    1). БИОГРАФИЯ 

    Французский писатель, философ и публицист, глава  французского экзистенциализма. Основные темы художественных произведений: одиночество, поиск абсолютной свободы, абсурдность  бытия. В 1964 году Сартру присуждена Нобелевская  премия по литературе. Родился 21 июня 1905 в Париже и был единственным ребенком Жана Батиста Сартра, морского инженера, и его жены, урожденной Анн-Мари Швейцер, происходившей из семьи известных эльзасских ученых, двоюродной сестры Альберта Швейцера. Когда отец мальчика умер в 1906 году от тропической лихорадки, мать увезла Жана Поля сначала в Медон под Парижем, где жили ее родители, а затем, в 1911 году, в Париж, где дед мальчика, Шарль Швейцер, профессор, филолог-германист и литератор, создал Институт современного языка. Швейцер, властный характер и кальвинистские убеждения которого оказали заметное влияние на Сартра, считал своего внука одаренным мальчиком и, забрав из школы, пригласил ему домашних учителей. Эти годы Сартр проводит в уединении, много читает и очень переживает, когда его мать, вновь выйдя в 1917 году замуж, забирает его с собой в Ла-Рошель, на запад Франции.

    "Когда  мне было семь или восемь  лет, я жил с овдовевшей матерью  у бабушки с дедушкой. Бабушка  была католичка, а дедушка - протестант. За столом каждый  из них подсмеивался над религией  другого. Все было беззлобно:  семейная традиция. Но ребенок  судит простодушно: из этого  я сделал вывод, что оба вероисповедания  ничего не стоят".

    Вернувшись  в 1920 году в Париж, Сартр учится в  лицее Генриха IV и начинает печататься в столичной периодике. В 1924 году он поступает в Эколь нормаль  сюперьёр, где изучает философию  и готовится к сдаче выпускных  экзаменов для получения диплома, дающего право преподавания в  лицее или университете. В 1928 году сдать экзамены ему не удалось, но уже через год, в 1929 году, Сартр  получил диплом первой степени. Вскоре начинает преподавать философию в одном из лицеев Гавра.

    В 1929 году он познакомился с Симоной Бовуар, ставшей со временем заметной фигурой во французской литературе и близким другом и соратником Сартра.

    В 1933-1934 годы Сартр был стипендиатом Французского института в Берлине, где погрузился в мир феноменологии  Гуссерля, познакомился с публикациями Хайдеггера. С тех пор Сартр  стал приверженцем феноменологии, благодаря  которой он строил свое здание философии.

    В конце 1930-х годов Сартр написал  свои первые крупные произведения, в т.ч. четыре философских труда  о природе явлений и работе сознания. Еще будучи преподавателем в Гавре, Сартр пишет "Тошноту", свой первый и наиболее удачный роман, опубликованный в 1938 году. В это же время в "Новом французском обозрении" печатается новелла Сартра "Стена". Оба произведения становятся во Франции книгами года.

    "Тошнота" представляет собой дневник Антуана Рокентена, который, работая над биографией деятеля XVIII века, проникается абсурдностью существования. Будучи не в состоянии обрести веру, воздействовать на окружающую действительность, Рокентен испытывает чувство тошноты; в финале герой приходит к заключению, что если он хочет сделать свое существование осмысленным, то должен написать роман. Писательский труд, творчество - единственное занятие, имеющее, по мнению тогдашнего Сартра, хоть какой-то смысл.  

    Когда началась Вторая мировая война, Сартр из-за слабого зрения освобождается от призыва в армию и снова служит в метеорологическом корпусе; попадает в плен, в концлагерь для военнопленных под Триром, в 1941 году возвращается в Париж, где продолжает преподавать и писать. В этот период политика играет в его жизни более важную роль, чем в 1930-е годы, когда, если не считать критики буржуазной рутины в романе "Тошнота", главными интересами писателя были философия, психология и литература. Хотя в военных действиях движения Сопротивления Сартр участия не принимал, он основал общество содействия движению Сопротивления, где и познакомился с Альбером Камю, который ввел его в редакцию газеты "Комба". Основными произведениями Сартра этого времени были пьесы "Мухи" (1943), "За запертой дверью" (1944) и объемный философский труд "Бытие и ничто" (1943), успех которых позволил писателю в 1944 году уйти из лицея Кондорсэ, где он в это время преподает.

    Пьеса "Мухи" представляет собой переработку греческого мифа об Оресте в дискуссию об экзистенциализме, учении о том, что в мире не существует объективной морали и что люди, следовательно, имеют полное право на свободный выбор, на "бытие для себя". Орест отказывается покаяться перед Зевсом за убийство своей матери, Клитемнестры, а также ее любовника Эгисфа - убийц своего отца Агамемнона. В результате "свободного выбора", ответственности за свой поступок, Орест освобождает свой город от эриний. Когда немецкие власти поняли, что пьеса Сартра является по сути страстным призывом к свободе, они запретили ее постановку.  

    Пьеса "За запертой дверью" представляет собой беседу трех персонажей в преисподней; смысл этой беседы сводится к тому, что, выражаясь языком экзистенциализма, существование предшествует сущности, что характер человека формируется посредством совершения определенных действий: человек-герой по сути своей окажется трусом, если в решающий, "экзистенциальный" момент смалодушничает. Большинство людей, считал Сартр, воспринимают себя такими, какими воспринимают их окружающие. Как заметил один из действующих лиц пьесы: "Ад - это другие люди".  

    В главном философском труде Сартра "Бытие и ничто", ставшем библией для молодых французских интеллектуалов, Сартр проводит мысль о том, что сознания, как такового, нет, ибо нет просто сознания, "чистого сознания"; есть лишь осознание внешнего мира, вещей вокруг нас. Люди отвечают за свои действия только перед самими собой, ибо каждое действие обладает определенной ценностью - вне зависимости от того, отдают себе в этом люди отчет или нет.

    Сартр поясняет, что его исследование направлено на то, чтобы описать человеческое существование. Его первоначальный интерес состоит не в том, чтобы сказать, на что должны быть похожи люди и на что они похожи в действительности. Таким образом, Сартр утверждает, что каждый должен делать свой собственный выбор своего мира. Однако здесь возникает проблема: ведь каждый должен делать то же самое. Выбор индивидуален, даже если один выбирает за всех людей.

    В защиту своих идей от обвинения в  пессимизме Сартр говорил, что неправильно  рассматривать в таком духе его  философию, "ибо ни одна доктрина не является более оптимистичной, так  как у нее судьба человека помещается в него самого" ("экзистенциализм - это гуманизм").

    К концу Второй мировой войны Сартр  становится признанным вождем экзистенциалистов. Популярность экзистенциализма объяснялась тем, что эта философия придавала большое значение человеческой свободе и была связана с движением Сопротивления. Сотрудничество различных слоев французского общества в военное время, их противодействие общему врагу вселяли надежду на то, что экзистенциализм, философия действия, способен объединить интеллектуалов, создать новую, революционную французскую культуру.  

    Последующие десять лет Сартр работает особенно плодотворно. Помимо рецензий и критических статей, он пишет шесть пьес, в том числе лучшую, по мнению многих, пьесу "Грязные руки"(1948) - драматическое исследование мучительного компромисса, необходимого в политической деятельности, - а также незавершенную тетралогию "Дороги свободы"(1945-1949), где показано, как понимается экзистенциальная свобода различными людьми, одни из которых берут на себя ответственность за содеянное, а другие - нет. В эти же годы Сартр пишет исследования жизни и творчества Шарля Бодлера(1947) и Жана Жене(1952) - опыт применения экзистенциализма к биографическому жанру, попытка анализа личности с помощью онтологических категорий книги "Бытия и ничто". В "Словах" (1964), откровенном автобиографическом романе о первых десяти годах своей жизни, Сартр называет духовные ценности деда "буржуазными", отвергает литературу, которая отвечает эстетическим критериям, и провозглашает необходимость политической и литературной "ангажированности". Главным произведением этого времени стала философская работа "Критика диалектического разума" (1960), в которой предпринимается попытка примирить марксизм и экзистенциализм. Сартр полагал, что с помощью "индивидуальной свободы" можно освободить марксизм от предрассудков, а с помощью марксистских теорий - превратить экзистенциализм из философии личности в философию общества.

    1960-е  годы - апогей популярности Сартра. Сартр был удостоен Нобелевской премии по литературе в 1964 году "за богатое идеями, пронизанное духом свободы и поисками истины творчество, оказавшее огромное влияние на наше время". Сославшись на то, что он "не желает, чтобы его превращали в общественный институт", и боясь, что слава нобелевского лауреата только помешает его радикальной политической деятельности, Сартр от премии отказался.

    В течение последних 20 лет жизни  Сартр больше занимался политикой, чем литературой или философией. Сартр приветствует демонстрации парижских студентов 1968 года, но, потеряв надежду на революцию в Европе, поддерживает сам (и призывает к тому же других интеллектуалов) революционные преобразования в странах "третьего мира". В 1970-е годы Сартр оказывается в полной изоляции, становится - впервые за 30 с лишним лет - сторонним наблюдателем происходящих политических процессов.

    В последние годы жизни Сартр почти  ослеп из-за глаукомы; писать он больше не мог и вместо этого давал  многочисленные интервью, обсуждал политические события с друзьями, слушал музыку, часто ему читала вслух Симона де Бовуар. Жан Поль Эмар Сартр умер 15 апреля 1980 года.  

    Официальных похорон не было. Жан-Поль Сартр, умерший  в 1980 году, перед смертью сам просил об этом. Известный французский писатель, активный участник левого движения и крупнейший философ своего времени, превыше всего ценил искренность. Однако по мере того как похоронная процессия продвигалась по левобережному Парижу, мимо любимых писателем мест, к ней стихийно присоединились 50 тысяч человек. 

    Значение  Сартра, которого Хайдеггер считал скорее писателем, чем философом, а  Набоков, наоборот, скорее философом, чем  писателем, еще предстоит оценить  по достоинству. Многим критикам кажется, что индивидуалистическая мораль раннего  Сартра не вяжется с его активной общественной позицией в 1960-е годы. Вместе с тем французский философ-структуралист  Луи Альтюссер после смерти Сартра сказал: "Он был нашим Жаном  Жаком Руссо". В некрологе, напечатанном в газете "Монд", говорилось, что "ни один французский интеллектуал XX века, ни один лауреат Нобелевской  премии не оказал такого глубокого, длительного  и всеобъемлющего влияния, как Сартр".  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ Ж.П. САРТРА 

    Жан Поль Сартр является одним из крупнейших представителей атеистического  экзистенциализма.

    Независимая жизненная позиция, бунтарский дух   Сартра  достаточно убедительно отражают   его   философское мировоззрение,   которое   внесло значительный вклад в развитие экзистенциализма. риэтом идеи Сартра достаточно точно  вписываются в рамки базовой теории   экзистенциализма, поэтому,   прежде   чем рассматривать вклад французского   философа как   таковой,  в методологическом   плане представляется целесообразным дать   общий   анализ   основных положений экзистенциализма.

    " Экзистенциализм - это гуманизм". Название этой книги французского философа, писателя и драматурга Жана Поля Сартра может служить девизом экзистенциализма, как самое краткое и точное выражение смысла и назначения целого направления современной философии.

        Экзистенциализм   как   яркое   проявление нонконформизма явился своеобразной реакцией на   духовный кризис, вызванный   войнами   и страданиями (нонконформизм (от лат. non — не, нет и conformis — подобный, сообразный) — стремление во что бы то ни стало перечить мнению большинства и поступать противоположным образом, не считаясь ни с чем; непринятие господствующего порядка, норм, ценностей, традиций или законов)

      В   ситуации   безнадежности   и  душевной   растерянности призыв   экзистенциалистов к   человеческой   подлинности,  к   чувству человеческого достоинства оказался источником мужества и нравственной стойкости. Экзистенциалистски настроенная личность противопоставляла личное решение, волевой акт уверткам "трусливого разума".

    Именно   поэтому   экзистенциализм   нельзя назвать  академической   доктриной. Его основная тема - человеческое существование, судьба личности в современном мире, вера и неверие, утрата и обретение смысла жизни, близкая любому художнику, писателю, поэту, с одной стороны, делает это направление популярным среди художественной интеллигенции ( Э. Хемингуэй ,С. Беккет , А. Сент- Экзюпери ), а с другой - побуждает самих экзистенциалистов обращаться к языку   искусства ( Сартр ,  Камю ,  Марсель ) .

    Экзистенциализм   как целостное   учение строится на принципиально новом понятии  такой   категории,   как бытие.   Экзистенциалисты стремятся   понять бытие   как   нечто   непосредственное и преодолеть интеллектуализм как традиционной рационалистической философии, так и науки, предполагающей опосредование - этот основной принцип мышления. Бытие, согласно экзистенциалистам, не есть ни эмпирическая реальность, данная нам во внешнем восприятии, ни та система связей, которая конструируется научным мышлением, ни мир умопостигаемых сущностей, познание которого составляло задачу классического рационализма; во всех этих случаях проводится различие и даже противопоставление субъекта объекту. Преодоление этой противоположности объекта и объекта , если оно допускается, как, например, у Спинозы или Гегеля, для рационалистов возможно лишь в мышлении и является конечным пунктом, целью их философствования. Экзистенциализм рассматривает бытие как некую изначальную непосредственную, нерасчлененную целостность субъекта и объекта; познаваемое и познающее в их целостности должны совпасть, и бытие может быть постигнуто только через самое себя. При этом в качестве изначального и подлинного бытия выступает переживание субъектом своего "бытия - в - мире". Таким образом, бытие здесь дано непосредственно, в виде собственного бытия - существования, то есть экзистенции. Для   описания   структуры   экзистенции экзистенциалистами был использован феноменологический метод Гуссерля - в качестве структуры сознания выделялась его направленность на другое, интенциональность. В атеистическом варианте экзистенциализма, теоретиком которого был, в частности Сартр, экзистенция определяется как бытие, направленное в ничто и сознающее свою конечность . Структура экзистенции описывается в виде набора модусов человеческого существования . Такие модусы экзистенции, как забота, страх, решимость, совесть определяются через смерть, как способ соприкосновения с ничто. Поэтому именно в пограничной ситуации человек прозревает экзистенцию как глубочайший корень своего существа. Важнейшим свойством экзистенции является выхождение за свои пределы, или трансцендирование. С точки зрения религиозного экзистенциализма, трансцендентное - это бог, и хотя он не познаваем, но все духовное творчество есть выражение стремления к богу, попытка выразить его, хотя и терпящее крушение из-за невозможности адекватного постижения бога..Экзистенциалисты-атеисты , в свою очередь, определяют трансценденцию как   ничто,   как   глубочайшую   тайну   экзистенции( в повседневном жизни трансценденция фигурирует как "познание познания", выход за пределы границ воспринимаемого опыта, объединение противоположностей, стирание границ между субъектом и объектом познания).

Информация о работе Жан Поль Сартр